Шведская модель социальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 13:07, реферат

Краткое описание

Термин “Шведская модель рыночной экономики” появился относительно недавно. После Второй Мировой войны Швеция из относительно небогатой страны сделала резкий скачок в своём социально-экономическом развитии, совмещая при этом быстрый экономический рост с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот образ успешной и безмятежной Швеции особенно сильно контрастировали тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире.

Оглавление

Введение 3
Глава I. Особенности экономического развития Швеции в XIX-XX веках 4
§ 1 История успеха 4
§ 2 Трудные времена 6
§ 3 Послекризисная история 9
Выводы 11
Глава II. Основы шведской экономики и ее особенности 12
§ 1 Общие особенности экономической модели Швеции 12
§ 2 Частный сектор 13
§ 3 Государственный сектор 16
§ 4 Кооперативы и их роль в шведской экономике 19
§ 5 Основные цели шведской модели 21
Выводы 23
Заключение 24
Список использованной литературы 26

Файлы: 1 файл

Реферат по гос регулированию.doc

— 140.50 Кб (Скачать)

Финансирование  государственных расходов в Швеции комплексное.

Различные части государственного сектора  имеют собственные источники доходов. Кроме того, комунны, ландстинги[10] и сектор социального страхования получают дотации, в основном от центрального правительства. Для последнего основной источник доходов - косвенные доходы. 

В 1988 году налоги и взносы на социальное страхование, выплаченные государству, составили 340 млрд. крон, или 90% всех доходов центрального правительства (378 млрд. крон). 50% этой суммы составляют косвенные налоги,

15% - налоги  на социальное страхование. 

Для местных  властей основной источник финансирования - подоходные налоги (60%). Государственные трансферты комуннам в 1988 году составили 67 млрд. крон, что составляет 25% доходов коммун (270 млрд. крон), и являются дотациями коммунам с низкими налогами, компенсацией потерь налогооблажения, помощью и субсидиями на инвестиции. 

В секторе  социальных услуг взносы предпринимателей и трудящихся на социальное страхование - основной источник доходов. 

Государственный сектор наиболее развит в сфере услуг. В социальных услугах, составляющих половину всей сферы услуг, доля государства - 92%, в том числе в здравохранении - 92%, в образовании и НИОКР - 88,7%, социальном страховании - 98,2%. В целом же по статистике на государство приходится 49% занятых в секторе услуг, а с учетом государственных компаний - 56%. 

Государственный сектор важен для повышения эффективности  экономики.

Этому способствует, например, хорошее качество и низкие издержки на такие важные государственные услуги, как транспорт  и связь, система образования.

В этом четко видно взаимодействие частного и государственного секторов: рост доходов от первого используется через налоговые и другие поступления в государственный бюджет для увеличения, прежде всего государственных услуг населению, что в свою очередь способствует большей эффективности экономики, где основу составляет частный сектор. 

§ 4 Кооперативы  и их роль в шведской экономике 

Особенностью  именно шведской модели рыночной экономики  является роль и значение кооперативного движения в стране. Оно распространено по всей стране и занимает весьма сильные позиции. Кооперативы способствовали превращению Швеции из аграрной в промышленно развитую, процветающую страну.

Важную  роль кооперативное движение играет в сельском хозяйстве, в промышленности, в розничной торговле, жилищном строительстве  и других сферах деятельности. 

Кооперативы делятся на производственные и потребительские.

Производственные  кооперативы с общим числом занятых  около 50 тыс. чел доминируют в производстве молока и мяса и занимают важное место в производстве других продуктов, а также в целлюлозно-бумажной промышленности. Потребительские кооперативы с числом занятых 70 тыс. человек, из которых примерно половина приходится на два крупнейших, играют важную роль в розничной торговле. 

В смешанной  экономике кооперативное движение действует в качестве

“третьей  силы”, или “третьей альтернативы”, частной и государственной собственности, основываясь на принципах демократии и пользуясь широкой народной поддержкой. В некоторых областях - особенно среди потребительских  кооперативов - кооперация стала уравновешивающей силой на рынке в интересах простых людей, например в вопросах ценообразования. В прошлом потребительские кооперативы выдержали немало битв с частными картелями. Эту роль они играют и сейчас, хотя и в менее драматичных формах. 

На кооперативы в Швеции приходится 5% промышленного производства и всех, 7,5% занятости в промышленности, 14% в розничной торговле и 5% от числа всего работающего населения. В Швеции ? домашних хозяйств тем или иным образом связаны с кооперативами. На потребительские кооперативы приходится 20% продаж товаров повседневного спроса. От Ѕ до ? продовольствия, потребляемого в Швеции, производится фермерами, входящими в кооперативы, а по молоку и мясу эта доля равна 99% и 80% соответственно. 

Термин  “кооператив” обычно относится к экономическому понятию, основывающемуся на совместных действиях и взаимопомощи. 

Кооперативное предприятие должно иметь прямую связь с нуждами и экономическими интересами его членов. Среди принципов  кооперативного движения: свобода членства - никто не может быть исключен, кроме случаев нарушения устава; независимость от политических партий и вероисповеданий; демократическое управление - “один член - один голос”; ограничение доходов на вложенный пай, кооперативное общество - ассоциация людей, а не капитала; накопление капитала на развитие и экономическую самостоятельность; просветительская деятельность; взаимодействие кооперативов. 

Кооперативное движение возникло в Швеции во второй половине XIX в. Но решающий прорыв произошел  в 90-е годы прошлого века и следующие за ним десятилетия вследствие промышленной революции и возникновения растущего рабочего класса в новых городских районах. Кооперативное движение нашло поддержку среди членов других народных движений: «свободного” религиозного, трезвости, крестьянского, рабочего - в лице его политической и профсоюзной частей. В 1896-1899 годах появилось более 200 новых потребительских кооперативных ассоциаций. В 1899 году они образовали Кооперативный союз

(КФ). 

КФ - национальная организация шведских самоуправляющихся обществ потребительских кооперативов. Число членов постепенно возросло, а число обществ заметно сократилось вследствие слияний; с 950 в 1920 году до 138 в

1987. Общества  различаются по числу членов  от 306 тыс. до 67. Всего же в потребительских кооперативах в Швеции состоит 2 млн. человек. КФ занимается торговлей, производством, банковской, издательской, туристической и просветительской деятельностью. КФ имеет более 80 торговых отделений, в том числе за рубежом, ряд заводов по переработке продовольствия, в частности мукомольные, пекарни, по упаковке мяса, пивоваренные и консервные, а также несколько промышленных предприятий. 

Сфера деятельности кооперативов широка; помимо упомянутых существуют кооперативы  жилищные, страховые, туристические, автомобильные и даже похоронные. 

Таким образом, кооперативы играют очень  важную роль в современном шведском обществе. Но происшедшие в 50-60 годы сдвиги к укрупнению экономических  предприятий с целью снижения издержек оказали воздействие и  на кооперативы, также как и на другие виды бизнеса. Эта тенденция стала серьезно угрожать демократии в кооперативах. В настоящее время кооперативное движение ищет пути усиления влияния рядовых членов на положение дел в кооперативах. 

§ 5 Основные цели шведской модели 

Каждая социально-экономическая модель преследует и создана для определенных целей. 

В шведской модели первостепенную роль играет социальная политика, которая призвана создавать  более или менее нормальные условия  воспроизводства рабочей силы (преимущественно  высококвалифицированной) - обстоятельство исключительной важности для Швеции, если иметь в виду специфику ее развития и место в международном разделении труда, - и является инструментом ослабления социальной напряженности, нейтрализации классовых антагонизмов и конфликтов. 

В шведской модели социальная политика способствует преобразованию общественных отношений  в духе социальной справедливости, уравниванию доходов, сглаживанию  классовых неравенств и в итоге  построению нового общества демократического социализма на базе государства благосостояния. 

Уровень жизни в Швеции считается одним  из наиболее высоких в мире и наивысшим  в Европе. Уровень жизни определяется комплексом различных показателей. По ВВП и потреблению на душу населения  Швеция занимает одно из первых мест в Европе. По степени выравнивания доходов Швеция опережает все остальные страны мира. Отношение зарплаты женщин к зарплате мужчин в Швеции самое высокое в мире 

Согласно  одной из целей шведской модели - равенства, доходы выравниваются весьма прогрессивной системой подоходных налогов. Широкое перераспределение через систему социального страхования способствует значительному сокращению различий в доходах. В 1986 году в Швеции на 20% самых богатых семей приходилось 37,5% доходов, на 20% самых бедных - 12%

(для  США соответственно 43,7% и 4,6%). Заметно  сократилась разница в оплате  мужчин и женщин; в 1987 году средняя  заработная плата женщин составляла

89,6% зарплаты  мужчин (для сравнения: в Италии - 84,8%; в Германии - 73%; в

Великобритании - 70,5%; в Японии - 48,5%). 

После продолжительного роста чистых (после  вычета налогов) доходов в послевоенный период реальные (в постоянных ценах) чистые доходы домашних хозяйств в 1981-1983 годах сократились. В 1984-1989 годах  в среднем ежегодно они росли  на 2,2%. Реальные доходы трудящихся отставали по темпам роста от доходов других слоев населения (например, пенсионеров). В 1950 году на чистые доходы домашних хозяйств приходилось 70% ВВП. К 1989 году эта доля упала примерно до 50%. Прямые налоги и взносы на социальное страхование с населения росли заметно быстрее обратного потока переводов из государственного сектора домашним хозяйствам. 

Более половины собственности домашних хозяйств приходится на материальную собственность, а финансовые активы в виде счетов в банках, облигаций, акций и других требований составляют около 40%. На автомашины, лодки и другие потребительские товары длительного пользования приходится еще 10%. Собственность распределена менее равномерно, чем доходы, но за последние десятилетия была заметна тенденция к более равномерному распределению. Распределение собственности в Швеции более равномерное, чем в большинстве других стран. 
 

Выводы 

Основными особенностями шведской модели экономики  можно назвать:

> Значительная  роль госсектора, в структуре  которого преобладают объекты социального назначения.

> Превышение  доли государственного бюджета  в ВВП (50%), доминирование в расходной  части бюджета статей финансирования  социальной сферы.

> Регулирование  трудовых отношений не на уровне  предприятий и отраслей, а на национальном уровне.

> Использование  в государственной социальной  политике средств, минимизирующих  уровень безработицы и дифференциацию  населения по уровню доходов.

> Развитая  система производственной демократии.[11] 

Эти особенности  присущи также схожим экономическим моделям национальных экономик, характерным для некоторых стран Северной Европы. 

О недостатках  и преимуществах шведской модели будет сказано в следующем, заключительном разделе. 

Заключение 

Итак, рассмотрев основные особенности шведской модели экономики, мы можем констатировать, что ее основная цель - полная занятость и равенство, которые зависят от стабильности цен, экономического роста и конкурентоспособности, в целом выполняется. Сочетание общих рестриктивных мер и активной политики на рынке труда рассматривалось как средство совмещения полной занятости со стабильностью цен. Всеобщая политика благосостояния и профсоюзная политика солидарности в области зарплаты - составные части шведской модели. Модель развивалась в течение нескольких десятилетий и показала жизнеспособность идей политики солидарности в области зарплаты, полной занятости без инфляции, активной политики на рынке труда. Какие же выводы из опыта и достижений шведской модели можно сделать? 

Неоспорим успех Швеции на рынке труда. Швеция сохраняла исключительно низкую безработицу в послевоенный период, в том числе с середины 70-х годов, когда серьезные структурные проблемы привели к массовой безработице в большинстве развитых капиталистических стран. 

Есть  определенные достижения и в длительной борьбе за равенство.

Полная  занятость сама по себе важный фактор выравнивания: общество с полной занятостью избегает различий в доходах и  жизненном уровне, проистекающих  из массовой безработицы, поскольку  долгосрочная безработица ведет  к потерям в доходах. Доходы и жизненный уровень выравниваются двумя путями в шведском обществе. Политика солидарности в области зарплаты стремится достичь равной зарплаты за равный труд. Правительство использует прогрессивное налогообложение и систему обширных государственных услуг. 

Информация о работе Шведская модель социальной экономики