Шведская модель рынка труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 18:42, контрольная работа

Краткое описание

В данной контрольной работе рассмотрим «Шведскую модель» рынка труда, так как именно она имеет особое преимущество перед остальными моделями рынка труда – активную политику государства на рынке труда.

Файлы: 2 файла

работа.docx

— 35.72 Кб (Скачать)

Введение.

    В настоящее  время нарастает интерес к изучение моделей рынка труда. Это объясняется тем, что с развитием экономики, рынок труда закрепился как основа построения сильного и независимого государства

При изучении превосходства  той или иной страны, однозначно, рассматриваются ее преимущества в  сфере функционирования рынка труда (уровень занятости, уровень безработицы, уровень жизни, государственное  регулирование и т.д.), поэтому изучение рынка труда просто необходимо и оправдано.

Но вопрос стоит в том, какая модель функционирования рынка  труда наиболее привлекательна для  развития экономики страны, здесь  нет однозначного ответа, так как  каждая модель рынка труда имеет  свои особенности.

«Существует три наиболее значимых моделей рынка труда: американская модель, японская модель, шведская модель. Каждая из этих моделей имеет свою структуру реализацию и функционирование». [2]

В данной контрольной работе рассмотрим «Шведскую модель» рынка  труда, так как именно она имеет  особое преимущество перед остальными моделями рынка труда – активную политику государства на рынке труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Характеристика  понятия «Шведская модель».

       Термин "шведская модель" возник в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств. Он появился в конце 60-х годов, когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот образ успешной и безмятежной Швеции особенно сильно контрастировали тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире.

«Сейчас этот термин используется в различных значениях и имеет разный смысл в зависимости от того, что в него вкладывается. Некоторые отмечают смешанный характер шведской экономики, сочетающей рыночные отношения и государственное регулирование, преобладающую частную собственность в сфере производства и обобществление потребления».[5]

Другая характерная черта  послевоенной Швеции - специфика отношений между трудом и капиталом на рынке труда. На протяжении многих десятилетий важной частью шведской действительности была централизованная система переговоров о заключении коллективных договоров в области заработной платы с участием мощных организаций профсоюзов и предпринимателей в качестве главных действующих лиц, причем политика профсоюзов основывалась на принципах солидарности между различными группами трудящихся.

Еще один способ определения  шведской модели исходит из того, что в шведской политике явно выделяются две доминирующие цели : полная занятость и выравнивание доходов, что и определяет методы экономической политики. Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор (при этом имеется в виду прежде всего сфера перераспределения, а не государственная собственность) рассматриваются как результаты этой политики.

Наконец, в самом широком  смысле шведская модель - это весь комплекс социально-экономических и политических реалий в стране с ее высоким уровнем жизни и широким масштабом социальной политики. Таким образом, понятие "шведская модель" не имеет однозначного толкования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  Теоретические основы и структура формирования шведской модели рынка труда.

          Необходимо отметить, что шведская модель существует, по крайней мере, в двух вариантах. В узком смысле слова – это многоуровневая система коллективных договоров между профсоюзами и организацией работодателей, которая регулирует практически все аспекты трудовой деятельности, включая заработную плату работников. В более же широком смысле под шведской моделью понимают тип социального государства, где определенный уровень поддержки гарантируется всему населению. Обратная сторона медали – значительное налоговое бремя, которое составляет около 48% ВВП Швеции.

Многочисленные критики  шведской модели не перестают говорить о неэффективности и даже ущербности построенной в Швеции системы. Универсальный  принцип социальной защиты и высокие  налоги лишают граждан стимулов к  работе и ведут к росту иждивенческих  настроений, что, в свою очередь, негативно  сказывается на социальной мобильности  населения. Раздутый общественный сектор висит тяжелой гирей на шведской экономике и мешает ее развитию. Высокие социальные отчисления и  различного рода ограничения на рынке  труда препятствуют созданию новых  рабочих мест, особенно среди молодежи. Группа исследователей из скандинавских  стран и Финляндии, решивших взглянуть  на проблему в североевропейском  масштабе, провела аналогию между  развитием экономик стран Северной Европы и нелогичным полетом толстого шмеля. Вроде бы по законам аэродинамики этот карапуз с маленькими крыльями летать не должен, но он все-таки летает.

Что же представляло собой  «детство» шведской цивилизации? Оказавшись на периферии западного мира, шведы  развивались со значительным отставанием  от континентальных сверстников. Все  здесь происходило позже, чем  в других странах Запада: принятие христианства, отмена рабства, образование  национального государства, развитие городов и многое другое. «На каменистых почвах весьма неспешно шло и формирование класса крупных землевладельцев. Это обстоятельство способствовало усилению позиций в шведском обществе лично независимого, владеющего землей крестьянства. Крестьяне-собственники не только входили в состав сословного парламента, но и заседали в местных судах, вершин правосудие согласно принятым законам. Дворянское право карать и миловать существовало в Швеции в весьма ограниченном виде. Это сильно отличало шведское королевство даже от соседней Дании, не говоря уже о большинстве других европейских стран, где крестьяне были лично зависимы от господ. Конечно, и в Швеции крестьянам приходилось отстаивать свои интересы не только парламентским путем, однако бунтам и возмущениям всегда существовала легальная альтернатива, которой крестьяне, будучи людьми практичными, отдавали предпочтение. Так в периферийной Швеции на базе существующих законов и дедовских традиций развивался диалог между народом и власть имущими, складывалась культура компромисса, которая во многом характеризует и сегодняшнее шведское общество. Почему же диалог оказывается в большинстве случаев продуктивным? Ответ, возможно, заключается в том, что диалог ведется между равными партнерами, которые вынуждены учитывать интересы друг друга.  В начале XX века Макс Вебер ввел в обиход понятие протестантской трудовой этики, которую стали считать одной из важнейших нематериальных причин поступательного экономического развития протестантских стран, в том числе Швеции. В наше время этот вывод можно принять лишь частично, поскольку, как известно, в последние десятилетия экономических успехов добились и многие страны, не входящие в «протестантский пул». [3]

Во второй половине 20-го века,  в конце 60-х годов, когда иностранные  наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот образ, успешной и  безмятежной Швеции, особенно сильно контрастировал тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире. Некоторые отмечают смешанный характер шведской экономики, сочетающей рыночные отношения и государственное регулирование, преобладающую частную собственность в сфере производства и обобществление потребления.

«Характерная черта послевоенной Швеции - специфика отношений между трудом и капиталом на рынке труда. На протяжении многих десятилетий важной частью шведской действительности была централизованная система переговоров о заключении коллективных договоров в области заработной платы с участием мощных организаций профсоюзов и предпринимателей в качестве главных действующих лиц, причем политика профсоюзов основывалась на принципах солидарности между различными группами трудящихся».[1]

В шведской политике того времени  явно выделяются две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов. Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор (при этом имеется в виду, прежде всего сфера перераспределения, а не государственная собственность) рассматриваются как результаты этой политики. Основными целями, как уже отмечалось, в течение длительного времени были полная занятость и выравнивание доходов. Их доминирование может быть объяснено уникальной силой шведского рабочего движения. Более полувека - с 1932 г. (за исключением 1976-1982 гг.) - у власти находится Социал-демократическая партия Швеции (СДРПШ). В течение десятилетий с СДРПШ тесно сотрудничает Центральное объединение профсоюзов Швеции, что усиливает реформистское рабочее движение в стране. Швеция отличается от других стран принятием полной занятости в качестве главной и неизменной цели экономической политики, а шведский народ в целом - активный ее сторонник. Шведский тип организации жизни общества обеспечивает высокий уровень экономической эффективности и высокие жизненные и экологические стандарты. Экономически эта модель базируется на получении своеобразной ''технологической ренты'', получаемой страной на внутреннем и мировом рынках за высокое качество и инновационность продукции. Разумеется, Швеция не является исключением в отношении формирования уникальной социально-экономической модели, скорее ее можно классифицировать как шведский вариант ''общества всеобщего процветания'', хотя и ''продвинутый''. В течение многих лет Швеция имела одну из самых высоких в мире долей рабочей силы в общей численности трудоспособного населения. В то время, когда в других странах безработица продолжала расти после нефтяных кризисов 1970-х годов, Швеция оставалась редким исключением. Доля населения в возрасте от 16 до 64 лет, имеющего оплачиваемую работу, резко увеличилась примерно с 70% в начале 1950-х годов до 82,6% в 1990 г. Непрерывное расширение государственного сектора является одной из важнейших причин этой тенденции. После 1950 г. весь прирост занятости происходил за счет государственного сектора.

Шведская  разновидность государства всеобщего  благоденствия получила развитие в  результате перехода страны на кейнсианские принципы управления экономикой. В  этой стране установился высокий  уровень жизни и социальной защищенности, обеспечиваемых для большинства  населения, сочетается с почти полной занятостью, а социальное обеспечение, финансируемое за счет широкомасштабного  перераспределения через налоги и государственный бюджет высокой  доли доходов населения, носит универсальный  характер. С 1990-х годов ситуация на рынке труда резко изменилась. Швеция утеряла свое лидерство. С 1990 по 1994 г. численность рабочей силы сократилась более чем на полмиллиона человек. В итоге доля рабочей силы в общей численности трудоспособного населения снизилась до 77,6%. Удельный вес трудоспособного населения, имеющего оплачиваемую работу, упал до 71,5%. Сокращение занятости, приносящей доход, привело к резкому повышению доли безработных. В 1994 г. официальная безработица составила 8,0% по сравнению с 1,7% в 1990 г. Однако увеличение официальной безработицы было намного меньшим по сравнению с сокращением занятости, поскольку многие люди, потерявшие свою работу, стали участвовать в программах на рынке труда, стали студентами или начали получать пенсии по инвалидности.

«Положение на рынке труда Швеции не претерпело значительных изменений в 1995 и 1996 гг. Несмотря на экономический рост, составивший в среднем 2,5% в год, занятость не возросла. Поэтому занятость и доля рабочей силы в общей численности трудоспособного населения находятся на тех же самых низких уровнях (смотри таблицу). В 1996 г. официальная безработица составила 8,1% рабочей силы. Если включить занятых в программах на рынке труда, то показатель безработицы составил 12,6%». [6]

За 1991-1996гг. в Швеции было осуществлено около 300 изменений правил в системе социального обеспечения  и 50 изменений в правила регулирования  рынка труда. В результате удалось  переломить начавшийся в стране кризис, выразившийся в сокращении ВВП Швеции в период с 1991 по 1993гг. Уже с 1994г. начался  промышленный и экономический рост: с 1994 по 1996гг. ежегодный прирост составил 2,8%.

Швеция  инкорпорировала в свое законодательство 1400 общеевропейских норм. Регуляция экономической жизни, характерная для Швеции в 1990-х гг., восстановление экономического роста, повышение состязательности со стороны внешних торгово-экономических партнеров, снижение инфляции – все это снизило потребности в государственном регулировании цен в стране. В настоящее время в Швеции контроль над ценами осуществляется в основном при помощи антимонопольного законодательства.

Государство превратилось в  крупнейшего нанимателя рабочей  силы, обеспечивая рабочие места  примерно для трети экономически активного населения.

 

 

 

 

3. Государственное регулирование шведской модели рынка труда.

         Политика центрального  правительства  на  рынке  труда  всегда  играла

существенную роль  в  экономике  Швеции.  Программы  борьбы  с  безработицей начали  развиваться  еще  в  начале  первой  мировой  войны   (хотя   Швеция непосредственно в войне не участвовала, ее экономика  сильно  пострадала  от военных  действий).  Однако  серьезное  развитие  политики  на  рынке  труда получила лишь в конце 50-х и в 60-х годах.  С  тех пор политика  на  рынке труда  периодически  претерпевала  изменения.  Однако,  несмотря   на   это, основополагающие направления этой политики, сформировавшиеся в  начале  60-х годов, актуальны до  сих  пор.  Основная  задача  политики  на  рынке  труда состоит  в  том,  чтобы  использовать  всевозможные  методы  для   улучшения соответствия между спросом и предложением в различных секторах рынка  труда. В частности,  это  достигается  быстрым  заполнением  возникающих  вакансий, подготовкой людей, облегчающей им поиски  работы,  стимулированием  создания

рабочих  мест  и  предотвращением  потери  отдельными  людьми   возможностей трудоустройства.

«Основой  для  достижения  этой   цели   является   стратегия   рабочей

компетентности.  Это  означает,  что  человеку,   не   имеющему   работы   и

неспособному  ее  найти,  сначала будет предложено   обучение,   затем   -

дополнительное обучение на рабочем месте  или  временная работа.  При этом предоставление различных форм денежных пособий возможно лишь в  том  случае, если все подобные методы исчерпаны». [2]

Общая ответственность за проведение политики на рынке труда  возложена

на парламент и правительство  Швеции. В рамках правительства за эту политику отвечает министерство труда. Ему подчиняется Государственная администрация рынка труда, которая  по  поручению  правительства  руководит  политикой  на рынке труда.

«Государственная администрация состоит  из  Главного  управления  рынка

труда  (АМС) и областных комитетов по труду, расположенных  во  всех

областях страны. Эти областные комитеты по  труду  курируют  государственные службы занятости и институты рынка труда». [3]

Если  раньше  монополию   на   организацию   служб   занятости   имело

государство, то с 1 июля 1993 года  разрешены  также  частные  агентства  по

трудоустройству.  Однако,  за  исключением  некоторых  случаев,  закон   по

титульный лист.docx

— 16.56 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Шведская модель рынка труда