Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 13:44, курсовая работа
Трансформация российского общества породила качественно новые явления во всех сферах жизнедеятельности. Она глубоко затронула уровень, и особенно качество жизни россиян, потребовала адекватной социальной политики. Принятие целого ряда федеральных законов и программ, предусматривающих изменение структуры и направлений социально – защитной деятельности, само по себе не сняло, к сожалению, остроту жизненно важных проблем многих категорий населения.
Введение………………………………………………………………………..3
Модели социальной политики………………………………………………...4
Принципы стратегии социально-экономического развития России………..10
Приоритеты социальной политики…………………………………………...14
Современный этап развития социальной политики в России……………….21
Заключение……………………………………………………………………...26
Список литературы……………………………………………………………..27
Содержание
Введение…………………………………………………………
Модели социальной политики………………………………………………...4
Принципы стратегии социально-экономического развития России………..10
Приоритеты социальной политики…………………………………………...14
Современный этап развития социальной политики в России……………….21
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Трансформация российского общества породила качественно новые явления во всех сферах жизнедеятельности. Она глубоко затронула уровень, и особенно качество жизни россиян, потребовала адекватной социальной политики. Принятие целого ряда федеральных законов и программ, предусматривающих изменение структуры и направлений социально – защитной деятельности, само по себе не сняло, к сожалению, остроту жизненно важных проблем многих категорий населения. В обществе всегда существуют социальные слои, семьи и отдельные люди, которые попадают в трудные жизненные ситуации. Для них, кроме обеспечения общих условий жизнедеятельности дополнительно требуется социальная защита, включающая адресную социальную поддержку и социальное обслуживание. Система социальный защиты населения Российской Федерации вступила во второй десяток лет своего развития. С 1991, возродившись как новый вид профессиональной деятельности, она прошла определенный путь, отмеченный бурным развитием.
Модели социальной политики
Государства на постсоциалистическом пространстве имеют общие проблемы в социальной сфере. Среди них одна из главных – наличие огромных государственных социальных обязательств, унаследованных от социалистической системы и не обеспеченных финансовыми ресурсами. В современной истории постсоциалистического периода выделяются две основные модели развития социальной политики: патерналистская модель и адресная социальная система.
Патерналистская модель социального развития была заимствована из практики регулирования социальной сферы Советского Союза. Для нее характерно жесткое определение государством поведения человека в социальной сфере и охват социальной защитой практически всего населения. Низкая эффективность патерналистской модели, неспособность решить современные социальные проблемы определили в качестве одной из основных задач современного социально – экономического развития необходимость проведения комплексных, системных преобразований в социальной сфере. Для модели адресной социальной политики характерны дифференциация выполнения социальных функций государства в отношении различных слоев населения, перераспределение социальных расходов государства в пользу наиболее уязвимых групп населения, повышение эффективности социальной системы, снижение социальной напряженности в обществе.
Период перехода
к более эффективной модели социальной
политики характеризуется сложностью
и глубиной необходимых преобразований
и требует к себе комплексного,
системного подхода. Реформирование социальной
сферы не может рассматриваться
и реализовываться в отрыве от
осуществления
Уровень социальной напряженности, объем, и характер накопившихся социальных проблем требует придерживаться поэтапного, эволюционного подхода к построению новой модели социальной политики. В процессе перехода к адресной социальной системе можно выделить следующие основные стадии:
- антикризисное
управление социальными
- достижение социальной стабильности;
- устойчивое развитие социальной сферы.
Социальная политика в постсоциалистической России, как и во многих других странах с переходной экономикой, была ориентирована преимущественно на сохранение масштабов оказываемых государством социальных услуг. При этом усилия, направленные на повышение эффективности социальных программ, отступали на второй план. На фоне быстрого падения ВВП происходило увеличение доли удельного веса социальных расходов в совокупных расходах государства. Основной формой социальной защиты населения в странах с рыночной экономикой является социальное страхование. Для современной системы социального страхования все еще характерны основные черты и проблемы патерналистской модели социального развития. Процесс реформирования системы, сформировавшийся в условиях централизованного, планового управления и уравнительных признаках, далеко не завершен. Основу системы государственного страхования составили государственные внебюджетные социальные фонды: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования и Государственный фонд занятости населения. Помимо внебюджетных фондов источником финансирования социальной политики является трехуровневая бюджетная система, включающая Федеральный бюджет Российской Федерации, региональные и местные бюджеты. Произошедшее в 90-е годы повышение доли социальных расходов не смогло предотвратить снижение уровня жизни населения, включая работников отраслей социальной сферы. Оно привело лишь к дальнейшему быстрому нарастанию проблемы бюджетного дефицита. В целом патерналистская модель социального развития показа свою низкую эффективность в регулировании социальных процессов в современном обществе. Среди множества её недостатков необходимо выделить следующие:
Несбалансированность ресурсов и обязательств государства являются наиболее острой бюджетной проблемой, решение которой выделено в качестве одной из стратегических задач развития страны на современном этапе. Существенное влияние на эффективность реализации социальной политики оказывает проблема нечеткого разграничения расходных и налоговых полномочий между бюджетами всех уровней. Таким образом, социальная система современной России несет в себе архаичную структуру распределения социальных услуг по видам, категориям получателей, источникам финансирования и месту оказания помощи. Тем не менее, применение на начальном этапе социально-экономических преобразований в России патерналистской модели социальной политики было обосновано в силу ряда объективных причин:
- резкого падения уровня жизни большей части населения;
- отсутствия опыта
решения столь масштабных
- необеспеченности
техническими и нормативно-
- недостаточной
определенностью социально-
- несформированностью социальной структуры общества;
- необходимостью
полного использования тех
Одной из принципиальных
проблем адресной модели социальной
политики является проблема минимизации
затрат, связанных с корректным определением
адресата социальной помощи. Задача по
разработке эффективных и недорогих
методов проверки нуждаемости, хорошо
адаптированных к местным условиям,
является одной из важнейших для
этапа реформирования социальной политики.
Существующие методики проверки нуждаемости,
основанные на учете легальных доходов,
являются несовершенными и недостаточными.
Достижение определенных выше целей предполагает осуществление поэтапного перехода к адресной модели социальной политики, в рамках которого выделяются следующие основные задачи:
В рамках реализации адресной модели социальной системой Российской Федерации можно выделить следующие основные стадии. Сложившуюся на сегодняшний день ситуацию в социальной сфере можно рассматривать как этап антикризисного управления социальными процессами. Задачей социальной политики на ближайшую перспективу является достижение социальной стабильности развития общества. Социальная стабильность – это такое состояние социальных процессов в стране, которое позволяет обеспечить поступательное развитие экономики, сохранять политическую стабильность в обществе.
Социальная стабильность развития общества обеспечивается проведение эффективной социальной политики государства, базирующейся на следующих основных принципах:
Состояние устойчивого
развития социальной сферы характеризуется
постоянным улучшением качественных показателей
социальной сферы, отсутствием угрозы
социальной стабильности развития общества
и наличием потенциала для дальнейшего
развития. Устойчивое развитие социальной
сферы становится принципиальной особенностью
перспективной стратегии социально –
экономического развития Российской Федерации,
формируемой на современном этапе.
2. Принципы
стратегии социально–
Государство в рыночной
экономике выступает как