Модели социальной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 13:44, курсовая работа

Краткое описание

Трансформация российского общества породила качественно новые явления во всех сферах жизнедеятельности. Она глубоко затронула уровень, и особенно качество жизни россиян, потребовала адекватной социальной политики. Принятие целого ряда федеральных законов и программ, предусматривающих изменение структуры и направлений социально – защитной деятельности, само по себе не сняло, к сожалению, остроту жизненно важных проблем многих категорий населения.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3
Модели социальной политики………………………………………………...4
Принципы стратегии социально-экономического развития России………..10
Приоритеты социальной политики…………………………………………...14
Современный этап развития социальной политики в России……………….21
Заключение……………………………………………………………………...26
Список литературы……………………………………………………………..27

Файлы: 1 файл

Содержание.docxконтрольной.docx

— 56.07 Кб (Скачать)

В основе стратегии  должны лежать высокие, достойные России и одновременно достижимые долгосрочные цели. Это превращение России в  динамично развивающуюся державу, обеспечивающуюся на основе интенсивного труда и деловой инициативы, разумной и последовательной экономической  политики среднеевропейские стандарты  уровня жизни в российских природно-климатических  и географических условиях. (6) Условием успешного экономического развития является социальная консолидация. Для того чтобы запустить взаимообусловленные процессы социальной консолидации и укрепления государства, необходимы следующие условия:

  • выбор такой стратегической цели, которая обладает консолидирующим потенциалом, способна объединить усилия разных социальных групп. Формирование механизма социального контракта между государством, властью, бизнесом, обществом, на котором, в частности, будут базироваться институты легитимности государства и собственности;
  • создание новой системы социального порядка, регулирующей поведение основных социальных субъектов в контексте реализации стратегических целей государства.

Успешная стратегия  развития государства по принципу благосостояния для большинства будет определяться динамикой формирования массового  среднего класса. Становление среднего класса предполагает формирование новой  модели потребления российского  стандарта благосостояния. Такой стандарт должен включать качественное жильё, высокую обеспеченность товарами длительного пользования и качественные здравоохранение и образование.

В настоящее время  в соответствии с западными стандартами  благосостояния живут только 5 – 7% людей. А весь сегодняшний российский класс, который сохранил доперестроечный уровень жизни, составляет не более 20%. Слой бедности, в котором среднедушевые доходы не покрывают даже прожиточного минимума, охватывает почти 60 млн., или около 40% населения страны. При этом почти 30 млн. человек живут на грани нищеты, которая стала носить застойный характер.     Механизмы достижения стратегических и социально – экономических целей. Решающим условием в обеспечении экономического роста, а следовательно, и всей стратегии развития России как социального государства в ближайшие 10 лет становится инвестиционный прорыв. Он предполагает:

- форсированный  рост капиталовложений;

- инвестиционную  поддержку ряда ключевых секторов;

- инновационное  наполнение инвестиций.      Но чтобы инвестиции стали значимым фактором роль в их материальном обеспечении должно играть отечественное производство инвестиционных товаров, в частности машиностроение. Это предполагает ускоренную модернизацию данного сектора на основе отечественного и импортного оборудования и технологий.

Необходимо учитывать  ряд угроз экономической динамике:

  • Недостаточность внутреннего спроса.
  • Внешний долг.
  • Неготовность инвестиционного комплекса к масштабным инвестициям.
  • Непропорционально высокий темп роста цен на топливо, электроэнергию, транспортных тарифов.

Эффективная траектория экономического роста в среднесрочной  перспективе естественным образом  распадается на три периода.  Первый период – высоких темпов роста и наращивания инвестиций, опирающихся на вовлечение в экономический оборот пока еще не используемого потенциала и связанных с этим возможностей значительного повышения эффективности использования ресурсов. В рамках этого периода возможно достижение темпов роста на уровне 8 – 10%.   Второй период - существенного снижения динамики обусловлен исчерпанием резервов и запаздыванием ввода новых мощностей, осуществляемых за счет инвестиций последних лет. Расчеты показывают, что его длительность может составлять два – три года. Темпы экономического роста при этом могут снизиться до 2 – 4% в год.     Третий период. Начиная с 2006 г. возможен выход на стационарную траекторию развития с сохранением в течение десятилетия темпов роста на уровне не ниже 5% в год. Задача состоит в том, чтобы создать условия расширенного воспроизводства на основе преимущественных внутренних накоплений и инвестиционных возможностей.      О бюджетной политике. Необходима сбалансированность между социальными обязательствами и её возможностями мобилизации финансовых ресурсов, как на федеральном, так и на региональных уровнях. Дефицит федерального бюджета просто переместился в бюджеты субъектов РФ. Это происходит из – за того, что не учитываются социальные обязательства регионов, которые также являются государственными обязательствами, т.е. финансовые ресурсы перемещаются в федеральный бюджет, а обязательства и ответственность остается в финансово не обеспеченных регионах. Азбучной истиной является то, что единое государство должно иметь и единый государственный бюджет, который обязан учитывать всю сумму доходов и расходов за соответствующий год на территории страны.

Генеральным принципом  достижения сбалансированного и  действительного бездефицитного бюджета  является не снижение расходов, чем  занимается постоянно последнее  правительство, а опережающий рост доходов в бюджет, основой которого являются доходы, полученные реальным сектором.

Приоритеты  социальной политики

Важнейшим объективно обусловленным требованием, предъявляемым  к социальной политике периода перехода к рыночной экономике, является соблюдение принципа сохранения социального равновесия в процессе движения общества к качественно  новому состоянию. В этой связи необходимо обратить внимание на следующие существенные моменты.  Первое. Социальное равновесие в современном индустриальном обществе – это политика, отражающая интересы большинства нации. Второе. Социальное равновесие поддерживается следующими методами: в социальной сфере – обеспечением равных социальных прав, политикой социальной стабильности и выравнивания уровня жизни и доходов социальных групп, глобальными и локальными механизмами социальной защиты от потрясений или «провалов» рынка. В экономической сфере – государственным регулированием экономики, цен, доходов, сферы занятости, финансированием социальной инфраструктуры как общегосударственной системы социального воспроизводства и социальных гарантий. В политической сфере – широкой, массовой демократией, системой институциональных механизмов обеспечения демократических и социальных прав граждан, в том числе механизмов реального влияния граждан на политику.        Утверждение принципа социального равновесия как фундаментальной основы стабильности и развития является исторически переломным моментом в развитии современных государств. Именно это обстоятельство дало толчок развитию современной социальной политики в качестве средства обеспечения такого равновесия, как в текущем, так и в долгосрочном плане. Был выработан целый набор среднесрочных и долгосрочных ориентиров, основанных не на интуиции, а на научных прогнозных оценках тенденций социального и экономического развития.      Социальная политика отличается той спецификой, что она не обладает собственным автономным инструментарием, механизмами, обеспечивающими реализацию целей. Социальная политика рождается законодательством (социальным, трудовым, хозяйственным), а также экономической политикой. Собственно говоря, подлинная экономическая политика имеет место тогда и только тогда, когда общество и государство воспринимают социальные цели как приоритетные направления. Более того, социальная политика – это механизм обеспечения перманентных трансформационных процессов. На переломных этапах развития этот механизм особенно важен, так как тогда трансформация всегда сопряжена с глубокими перестановками внутри социальной структуры, ростом и расширением одних социальных групп, сужением и исчезновением других групп, изменением их доходов, статуса и престижа, качества жизни. Все это неизбежно ведет к серьезной ломке сложившейся системы дифференциации социальных групп на макросоциальной шкале доходов.    С этой точки зрения особого внимания заслуживают основные модели социальной дифференциации. Существуют некий оптимальный и предельный уровни дифференциации доходов, если рассматривать это явление с точки зрения критериев эффективности и благосостояния. Условно можно выделить 4 основные модели дифференциации: сверхполярная, умеренно - полярная, умеренная и эгалитарная (нерыночная). Сверхполярные модели развития для современных условий крайне неустойчивы и хрупки. Эти неустойчивость и хрупкость повсеместно имеют одни и те же проявления. В социальном плане – это необеспеченность большинства, часто в форме откровенной бедности и нищеты, и социальное недовольство. В экономическом плане – это падение эффективности, дестимулирование и демотивация продуктивной деятельности, резкое разделение интересов элиты, работодателей и работников. Именно такие модели развития являются моделями социальной эксплуатации, когда роскошь и баснословное богатство отдельных групп и нищенское существование других. Такие модели взрывоопасны по своей социальной архитектуре, и их устойчивость поддерживается в значительной степени прямыми репрессивными средствами. Сейчас такая модель характерна для большинства слаборазвитых стран. Для таких обществ уровень дифференциации доходов между крайними децильными группами (соотношение доходов 10% наиболее богатых и бедных) составляет не менее 20-30: 1.           Умеренно – полярные модели. Общество осознает необходимость определенных изменений и вводит частичные элементы социального регулирования. Для них характерно то, что социальная политика осуществляется государством на ограниченном поле, и перед ней ставятся весьма узкие задачи. Для таких моделей характерна децильная дифференциация порядка 10-15:1, которая имела место в индустриальных обществах первой половины XX века, а сейчас ив части развивающихся стран.           Умеренная модель – тип господствующий сейчас модели в промышленно развитых странах Запада и Японии. При тех или иных особенностях для неё характерна в целом более консолидирующая социальная дифференциация, более мягкая шкала социальной иерархии по сравнению с умеренно – полярной моделью. Дифференциация доходов между крайними децильными группами колеблется от 3:6 до 6:1. Наряду с рыночными моделями возможны и нерыночные модели, которые возникали в какой – то мере как реакция на сверхполярную дифференциацию доходов. Эти модели существовали в бывших социалистических странах, а сейчас на Кубе, в КНДР. Такие модели можно отнести к моделям так называемой планируемой дифференциации, которые помимо несомненных позитивных преимуществ продемонстрировали и серьезные недостатки, прежде всего, в экономической сфере. Они не способствовали эффективному экономическому росту в нормальных условиях, когда не требовалась тотальная мобилизация ресурсов, для этих моделей в целом характерен весьма не высокий уровень дифференцмации доходов – до 4:1.          Основной стратегической задачей для Росси в ходе реформ была осуществление комплекса адекватных политических и административных организационных мероприятий, которые обеспечили бы относительно плавный, без потрясений и катаклизмов, переход к умеренной модели социальной дифференциации. Несмотря на сложность экономической ситуации в 1990 – 1991 гг., в России для этого были все возможности: современная структура промышленности, достаточно высокий технологический уровень, квалифицированная рабочая сила, мощная социальная инфраструктура и низкий уровень социальной дифференциации. Проблема состояла лишь в том, чтобы найти интегрирующую модель сочетания всех этих преимуществ с принципами рыночного хозяйства и политической демократии. Такая модель дала бы необходимый импульс экономики и повышению благосостояния.       То, что произошло в России в 90 – х. гг., нельзя не квалифицировать как исторический провал, откат назад в ту систему социальной дифференциации, которая существовала в России в конце прошлого – начале этого столетия. Изменение такой ситуации относится к числу главных приоритетов социальной политики. Вместе с тем, очевидно, что решение основополагающих проблем позитивного развития далеко не полностью зависит от реалий социально- экономической ситуации 90-х гг. и наличия или отсутствия оптимальной программы действий. Существует более широкий набор условий, определяющих успех или неудачу такой программы, и эти условия находятся за пределами экономики и социальной политики.

Во – первых, новая социальная стратегия обречена на неудачу без кардинальной трансформации всей системы государственной власти. Речь идет о формировании системы более эффективной, сбалансированной власти, ответственной перед народом. Необходимо разработать и ввести в действие механизмы, обеспечивающие моральную чистоту власти, как и бизнеса. Проблема «чистоты» государственной власти в России в 90-х гг. достигла критической остроты. Криминализация экономики и коррупция достигли масштабов, угрожающих национальной безопасности.    Во – вторых, необходимо значительное усиление административной власти, её более активное и масштабное воздействие на социально – экономические процессы. Без этого формирование эффективного рыночного хозяйства просто невозможно.        В – третьих, требуется консолидация общества на труднейшей фазе развития, когда происходит формирование основ эффективной рыночной политики. В этой связи важно, в частности, чтобы передаваемая СМИ информация о социально – экономическом и политическом развитии страны носила объективный характер, была бы социально нейтральной.   Все эти условия, связанные с формированием системы социально эффективной и ответственной политической власти, совершенно необходимы для реализации эффективных социальных программ.  И, наконец, необходимо провести глубокую ревизию основных принципов концепции социально – экономического развития России.  Успех или неудача политики в сфере доходов и занятости имеют решающие значение для обеспечения эффективного социального развития. Актуальным остается вопрос формирования эффективного рыночного механизма регулирования доходов и заработной платы. Основу такого механизма должна составить система тесной взаимосвязи и параметров цены труда и стоимости рабочей силы. Только такая система способна включить в действие механизмы человеческого капитала, а, следовательно, и всю совокупность мотивационных механизмов.

Сложившаяся в 90-е  гг. система распределения доходов  весьма неэффективна в социальном отношении. Крайне низкие доходы для подавляющего большинства активного населения  стали в российских условиях одним  из механизмов растраты человеческих ресурсов. Сформировался механизм сверхполярной дифференциации доходов и резкого разрыва между показателями цены и стоимости рабочей силы.  Это означает не что иное как отсутствие социальной политики. Поэтому цель правительства должна состоять в том, чтобы ликвидировать этот растратный механизм и постепенно восстановить систему параллельной динамики цены и стоимости рабочей силы, т.е., иначе говоря, способствовать формированию нормального рынка труда.     Недооценка человеческого капитала ведет к разрушительным последствиям, так как экономика не может эффективно функционировать ни как производительная, ни как потребляющая система. Если исходить из того, что главное направление на ближайшую и среднесрочную перспективу для России – борьба с бедностью и нищетой, то это означает, что приоритет в политике должен отдаваться формированию эффективной (как в социальном, так и в экономическом плане) системы распределения доходов и эффективного механизма заработной платы.      В первую очередь речь должна идти о превращении минимальной заработной платы из формально – статистического показателя в инструмент реального воздействия на экономические процессы. Приоритетное повышение минимальной заработной платы одновременно означает и снижение уровня дифференциации доходов. Кроме того, это создает стимул к труду и повышает экономическую эффективность, так как в этом случае предприниматель будет делать ставку на более квалифицированный труд с большей отдачей. Минимальная зарплата, по меньшей мере, на уровне прожиточного минимума – важный инструмент обеспечения социальной стабильности.

Весьма важное значение имеет также политика выравнивания заработной платы, недопущение резких различий в оплате труда. Для этого следовало бы разработать и принять Единую тарифную систему взамен нынешней тарифной системы, которая носит формальный и ограниченный характер. Нынешняя тарифная система по существу не работает в большей части экономики. Уже давно эта система несовместима с принципами социальной справедливости и является дискриминационной по отношению к работникам бюджетной сферы.        В среднесрочной перспективе (например, в течение 3-5 лет) законодательно установленная минимальная заработная плата должна стать основным элементом системы социальных гарантий. Во – первых, она должна подлежать обязательному индексированию в полном объеме с учетом роста потребительских цен. Во – вторых, она должна соответствовать минимальному набору товаров и услуг, входящих в понятие «прожиточный минимум». В – третьих, в перспективе необходимо ввести механизмы её увеличения и в соответствии с темпами экономического роста.    Особое место должно отводиться мероприятиям государства по регулированию зарплаты в бюджетном секторе. В этой сфере сложилась социально и экономически нетерпимая ситуация значительного разрыва в доходах в результате формирования двух систем заработной платы. С одной стороны, это привилегированная система, обеспечивающая особые условия оплаты, социальные льготы и гарантии стабильности, и она охватывает работников госуправления (министерств, ведомств и т.д.). с другой стороны, это собственно бюджетная сфера, где оплата труда на порядок ниже оплаты в органах госуправления и не обеспечивает (даже для работников высоких разрядов) прожиточного минимума. Кроме того, отнюдь не потеряла свою актуальность проблема невыплаты или задержки зарплаты.

 

Современный этап развития социальной политики в  России

В настоящее время  в России происходят серьезные изменения  в социальной политики. Как и предполагалось вся система социальной защиты населения переходит к адресной модели социальной политики, увы, граждане Российской Федерации оказались к этому не готовы.   С июня 2004 года начиналось бурное обсуждение и представление различных законопроектов. Произошли изменения и уточнения в определении разделений полномочий между уровнями власти в самых разных сферах нашей жизни была выстроена и новая система социальной защиты российских граждан. Точнее – социальной поддержки.  Льготы, которые в соответствии с прежней системой защищали разные категории граждан, в том нуждающихся, теперь заменялись мерами социальной поддержки, выраженными в рублях.     И эта предполагаемая перемена стала самой острой темой общественной дискуссии последних двух месяцев.     При разработке данной реформы предполагалось:

Информация о работе Модели социальной политики