Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 18:56, реферат
Анализ реформационных процессов и их социальных последствий заставляет по иному подойти к рассмотрению социальных проблем и роли государства в их решении, позволяет сформировать принципиально иное понимание сущности социальной политики, встраивая ее в более широкий контекст деятельности государства как приоритетной стратегической линии. В этом плане социальную политику следует понимать как систему целенаправленных государственных мероприятий по регулированию отношений между различными социальными группами населения в части повышения общественного благосостояния, улучшения качества и уровня жизни, рационального использования трудового потенциала и на этой основе роста эффективности функционирования экономики страны.
Введение …………………………………………………………………....3
ГЛАВА 1: “ Основные типы рыночной экономики“ …………….…..…..4
ГЛАВА 2: “Отличительные особенности социально ориентированной модели рыночной экономики и примеры ее реализации в отдельных странах………………………………………….………………………….…6
2.1 Социально ориентированная рыночная экономика………………..….6
2.2 Шведская модель экономической реформы………………………. …..8
2.3. Немецкая или континентальная модель экономической реформы….13
Вывод ………………………………………………………………………..17
Литература……………………………………………………………………18
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
КЕМЕРОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
Факультет юридический
Кафедра истории и исторических наук
Реферат
По дисциплине “Основы социального государства ”
На тему: “Модели социального государства ”
Выполнила:
Проверил:
доцент
Рыбалко А.Н
Содержание:
Введение …………………………………………………………………....3
ГЛАВА 1: “ Основные типы рыночной экономики“ …………….…..…..4
ГЛАВА 2: “Отличительные особенности
социально ориентированной модели рыночной
экономики и примеры ее реализации в отдельных
странах………………………………………….………………
2.1 Социально ориентированная рыночная экономика………………..….6
2.2 Шведская модель экономической реформы………………………. …..8
2.3. Немецкая или континентальная модель экономической реформы….13
Вывод ………………………………………………………………………..
Литература……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Под социальной политикой многие сегодня понимают лишь государственную поддержку социально уязвимых групп населения, тем самым отождествляя социальную политику с социальной защитой и социальным обеспечением населения. Такое зауженное понимание на практике приводит к свертыванию социальных функций государства и снижению его ответственности за протекание социальных процессов в обществе, за социокультурное развитие всех своих граждан, за рост их благосостояния и качества жизни. В последние годы мы как раз и являемся свидетелями того, как зауженное понимание сущности социальной политики выливается в смещение приоритетов государственной деятельности, в искажение социальных ценностей государства, в свертывание социальных программ и мероприятий.
Анализ реформационных процессов и их социальных последствий заставляет по иному подойти к рассмотрению социальных проблем и роли государства в их решении, позволяет сформировать принципиально иное понимание сущности социальной политики, встраивая ее в более широкий контекст деятельности государства как приоритетной стратегической линии. В этом плане социальную политику следует понимать как систему целенаправленных государственных мероприятий по регулированию отношений между различными социальными группами населения в части повышения общественного благосостояния, улучшения качества и уровня жизни, рационального использования трудового потенциала и на этой основе роста эффективности функционирования экономики страны.
Социальная политика охватывает деятельность органов власти, направленную на регулирование положения, отношений и взаимодействия основных элементов социальной структуры общества, а ее функции заключаются в согласовании долгосрочных интересов социальных групп как друг с другом, так и с интересами общества как целостности. В данном случае социальная политика не сводится лишь к отдельной узкой функции государства, направленной только на некоторые группы общества, ее сущность видится в регулировании государством комплекса универсальных социальных отношений, складывающихся в обществе, и в обеспечении условий для полноценного развития всех социальных групп и граждан общества. В связи с этим, социальную политику можно определить как целенаправленную, организованную деятельность государства, обеспечивающую повышение уровня социальной справедливости в обществе и создание равных условий для развития и реализации потенциала каждого из его членов. Государство в цивилизованном обществе является центральным, но не единственным субъектом социальной политики. Его роль в значительной степени подкрепляется ролью множества институтов гражданского общества, которым государство делегирует широкий спектр функций. Однако особенность, уникальность роли государства заключается в его ответственности за социальную стабильность в обществе, устойчивость социального положения граждан, семей, социальных групп, общества в целом. Это обусловлено самой природой государства как единственного политического и правового субъекта, обладающего всем спектром властных полномочий. Говоря о государстве как об основном общественном институте, берущем на себя ответственность за социальное согласие и благополучие всех граждан и, следовательно, как об основном субъекте социальной политики, понимаемой в широком смысле, мы вплотную подходим к вопросу о социальном государстве.
Идея социального государства, сформулированная международным сообществом для современного типа рыночного хозяйствования, заключается в политическом и правовом упорядочении жизни общества на принципах гуманизма, выполнении комплекса социально-защитных функций, создании условий для развития гражданского общества.
ГЛАВА 1: “ ОСНОВНЫЕ ТИПЫ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ “
Нужно отметить, что существующие рыночные системы и направленность их развития зависят:
. от географического положения;
. от наличия природных ресурсов;
. от исторических условий
. от традиций населения и его обычаев;
. от уровня развития
. от социальной направленности общества.
Во всех странах имеются свои подходы, отличительные особенности рыночных условий хозяйствования.
Вместе с тем во всех рыночных моделях есть общие черты, к числу которых относятся:
. наличие многообразных форм собственности;
. преобладание свободных цен на товары и услуги;
. развитая система свободной конкуренции;
. распространение
. определенная система
Можно выделить несколько характерных моделей рыночной экономики, используемых в современных условиях.[3 c 45-56]
АМЕРИКАНСКАЯ МОДЕЛЬ
Эта модель получила название “либеральная модель капитализма”. Ее
характерными особенностями являются:
. малый удельный вес государственной собственности. Такое
вмешательство, как правило, инициируется экономическими
кризисами или резким подъемом экономики;
. минимальная регулирующая роль государства в экономике;
. всемерное поощрение
. большое различие в уровне заработной платы, составляющее кратных разрывов между главой фирмы и служащими;
. приемлемый уровень жизни малообеспеченных групп населения
.[2 c 24-45]
ЯПОНСКАЯ МОДЕЛЬ
Функционирование этой модели больше основано на исторических традициях Японии, на приоритете интересов нации над личными интересами, высокой трудовой дисциплинированности и ответственности работников, сильно развитой восприимчивости ко всему новому. За счет перечисленных и других факторов достигается значительное снижение себестоимости продукции, ее высокое качество, что обеспечивает высокую конкурентоспособность японских товаров на мировом рынке. Японцы не преувеличивали роль “свободного рынка”
с послевоенных лет активно применяют механизмы макроэкономического планирования. К основным чертам японской
модели относятся:
. высокий уровень гос. воздействия на основные направления
национальной экономики;
. составление пятилетних планов укрепления и развития сил
самообороны, которые развиваются с 1957г. Перед тем как
произошло “Японское чудо”, был составлен 30-летний
стратегический план вывода
создания высокоэффективных производств;
. широкое распространение
объединение их общими интересами; привлечение работников к
управлению и принятию решений;
. незначительное различие в уровне заработной платы, которое
составляет семнадцатикратный разрыв между главой фирмы и
служащими;
. социальная направленность модели. Государство ведет борьбу
против социального неравенства, следит за соблюдением
социальных прав граждан в случае болезни, безработицы и ухода
на пенсию. Обязанности по решению социальных задач работающих
во многом возлагаются на
НЕМЕЦКАЯ МОДЕЛЬ или КОНТИНЕНТАЛЬНАЯ (Германия, Австрия, Швейцария, отчасти Франция)
Отличительными особенностями немецкой модели являются:
. значительный удельный вес гос.
. сильное государственное воздействие на экономику, которое
проявляется преимущественно
. различие в уровне заработной платы является незначительным;
. решающая роль отводится
предоставлена полная
ШВЕДСКАЯ МОДЕЛЬ или СКАНДИНАВСКАЯ (Швеция, Дания, Норвегия и Финляндия)
Отличительной особенностью шведской модели является: социальная
направленность, сокращение имущественного неравенства, забота о мало -обеспеченных слоях населения. Высокая норма налогообложения позволяет государству сосредоточивать в своих руках значительные финансовые средства и направлять их на решение социальных задач. В результате в стране один из самых низких уровней безработицы, в значительной степени выравнены текущие доходы населения. В последнее время, правда, все чаще звучат голоса о том, что подобная “благотворительная” деятельность государства вносит негативные
моменты в развитие общественной деловой активности, не инициируя ее.[3 c 100-134]
ГЛАВА 2: “Отличительные особенности социально ориентированной модели рыночной экономики и примеры ее реализации в отдельных странах
2.1 СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА
Опыт формирования социальной рыночной экономики в странах Запада позволяет сформулировать основные принципы этого вида экономической системы.
> Принцип главенства права. Соц. рыночная экономика может быть
реализована только в правовом государстве, где утверждается всеобщее
уважение и соблюдение общественных законов, особенно в сфере
экономики.
> Принцип устойчивости
экономического роста как
> Принцип свободы
экономической деятельности
> Принцип полной занятости трудоспособного населения, условия для
которого должно создавать государство.
> Принцип установления соц. гарантий населению.
> Принцип социальной справедливости.
> Принцип социальной защиты людей.
> Принцип соц. партнерства, обеспечивающее равноправие и
равноответственные отношения между нанимателями, работниками и государством.
> Принцип ответственности граждан за экономическую эффективность как своей, так и общей деятельности, а также за свой образ жизни.
Исходя из принципов, можно представить основные функции социальной рыночной экономики. Таким образом, если общей функцией любой экономической системы является обеспечение материальных условий жизнеспособности общества, то она, естественно, остается таковой и для соц. Рыночной экономики. Тогда другими, специфическими ее функциями будет: