Социально-ориентированные модели рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 16:03, курсовая работа

Краткое описание

Социально ориентированная рыночная экономика – это высокоэффективная открытая экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием доходов, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников – в высокопроизводительном труде.

Файлы: 1 файл

Модели социально.docx

— 68.74 Кб (Скачать)

Введение

Наиболее масштабной задачей  социально ориентированной экономики  государства в формирующемся  рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке  стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает  фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы  экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений  его деятельности является регулирование  занятости и стимулирования высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличения национального  дохода.

Социально ориентированная  рыночная экономика – это высокоэффективная  открытая экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным  государственным регулированием доходов, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании  производства, а наемных работников – в высокопроизводительном труде. Она гарантирует высокий уровень  благосостояния добросовестно работающим членам общества, достойное социальное обеспечение – нетрудоспособным (престарелым, инвалидам, женщинам, находящимся  в отпусках по уходу за детьми), эффективную  охрану жизни, здоровья, прав и свобод – всем гражданам.

Такая экономика базируется на принципах конституционных гарантий личных прав и свобод граждан, свободы  и ответственности предпринимательства, выбора профессии и места работы, равенства всех форм собственности, гарантии ее неприкосновенности и использование  в интересах личности и общества, обеспечения взаимосвязи благосостояния работника и результатов его  труда, социальной защиты нетрудоспособных и других социально незащищенных слоев населения, социального партнерства  между государством, профсоюзами  и союзами нанимателей.

Основную роль субъекта, направляющего и регулирующего  переход к новому экономическому строю, берет на себя государство. Оно  определяет правовое поле, политико-административные условия, экономическую политику, включая  развитие государственной и частной  собственности, создание конкурентных условий, а также инновационную, структурно-инвестиционную, бюджетно-налоговую, денежно-кредитную, ценовую и кадровую политику. В процессе перехода к  социально ориентированной рыночной экономике должны произойти изменения  не только в соотношении экономических и административных методов управления, но и в самом экономическом механизме, включая и усиления механизма межгосударственного регулирования.

Для эффективного развития страны недостаточно создать необходимые  экономические и технико-технологические  условия. Требуется активное участие  государства в качестве партнера в реализации субъектами хозяйствования этих условий, так как общественное благосостояние не может быть достигнуто лишь с помощью механизмов рыночной системы с ее изъянами в области  распределения ресурсов при решении  социальных и экономических проблем  и безопасного развития страны.

Стратегией трансформации  государства на перспективу должно стать усиление его роли в поддержании  экономического и социального благосостояния, сочетание и гармонизация различных  механизмов рыночного, государственного и общественного регулирования  для обеспечения стабильного  развития на основе надежных гарантий в исполнении законов, партнерства, активного участия граждан в  формировании государственной политики через различные общественные группы и социальные институты государства. Данная тема на сегодняшний день является весьма актуальной, так как в период затяжного экономического кризиса и упадка производства задачами социально ориентированной рыночной экономики являются: достижение полной занятости, увеличение доли предоставления социальных услуг через государственные, частные учреждения и организации, увеличение доли социального страхования в общих бюджетных расходах на социальные цели и адресность социальной политики.

Таким образом, социально  ориентированная рыночная экономика  должна сочетать: условия для развития конкурентной экономики и элементы экономического регулирования рынка  государством, сильную государственную  политику, направленную на повышение  эффективности экономики и обеспечение  социальной справедливости в обществе; неприкосновенность и поддержку  частной собственности, и обеспечение  ее сосуществования с эффективным  государственным сектором экономики.

Проблема становления  в России социально ориентированной  экономики рассматривается как  необходимый, отвечающий современным  тенденциям общемирового развития и  национальной специфике процесс. Формированию социальной ориентации экономики, которая  выражается, прежде всего, в повышении  уровня и качества жизни населения, должна способствовать трансформация  функций социального государства, усиление социальной ответственности  бизнеса, развитие отношений социального, а также накопления и эффективное  использование человеческого и  социального капитала.

 

1.  Теоретические основы социально-ориентированной экономики

 

1.1 Определение и основные концепции социально ориентированной рыночной экономики

Ход социально-экономических  трансформаций в России, а также  мировой опыт историко-эволюционного  развития общественных систем обуславливает  необходимость анализа социально  ориентированной рыночной экономики  как наиболее соответствующего современным  российским условиями отвечающего  общемировым тенденциям варианта развития.

Объективно возникающая  потребность выбора дальнейшей общенациональной стратегии развития России в условиях происходящих глобализационных перемен, распространения постиндустриальных технологий и тенденций гуманизации экономики, а также реально приемлемых альтернатив социально-экономического развития страны как суверенного национального сообщества. Кроме того, еще одним обстоятельством, требующим формирования продуманной, долгосрочной социально-экономической стратегии российского государства, является наличие большого круга социальных проблем, создающих угрозу социальной устойчивости общества и требующих скорейшего решения.

Под социально ориентированной  рыночной экономикой следует понимать особую форму рыночного хозяйства, ориентированную на обеспечение социальной устойчивости и общественного прогресса, основанную на технологически-инновационном развитии и на включении социальных ценностей и социальной политики в экономическую систему. Данное определение не опровергает распространенную среди экономистов точку зрения, в соответствии с которой любая экономика социальна, поскольку ориентирована на удовлетворение личных и общественных интересов. Однако в нем конкретизирована сущность социально ориентированной рыночной экономики как особой социально-экономической системы – особого хозяйственного порядка.

Теоретической базой современной  концепции социально ориентированной  рыночной экономики является теория хозяйственного порядка В. Ойкена, получившая свое развитие в работах представителей немецкого ордолиберального направления экономической мысли в 30-50-х гг. ХХ в.. Соответствующий принципам социально ориентированной рыночной экономики хозяйственный порядок, согласно методологическим положениям ордолиберализма, необходимо рассматривать как формируемую государством с учетом тенденций общемирового развития, сочетающую определенным образом принципы централизованно управляемого и менового хозяйства и согласующуюся с общественными институтами совокупность реальных форм и механизмов взаимодействия экономических субъектов. Порядок не является единственным, так как элементы, его образующие, под воздействием многообразных внутренних и внешних факторов взаимодействуют по-разному, формируя многоаспектность хозяйственных процессов. Реализуется хозяйственный порядок в определенных правилах, нормах и обычаях хозяйствования и формирования посредством хозяйственного механизма и институциональной структуры.

Позднейшая модификация ордолиберальной модели социального рыночного хозяйства А. Мюллером Армаком ориентирована на более активную роль государства в экономической жизни общества.

Анализ концепции социально ориентированной рыночной экономики предопределяет необходимость рассмотрения данного хозяйственного порядка как конвергенции рыночной саморегуляции, государственной и общественной регуляции как переплетение трех формообразующих основ: рыночных принципов координации экономической деятельности, социально-экономической политики государства и неформальных общественных институтов. Это модель встроенности рынка в социальную и политическую структуру общества. В результате подобной конвергенции социально ориентированная рыночная экономика приобретает определенную субъектно-объектную и институциональную основу, отличающую ее от других хозяйственных порядков.

Социальная ориентация включает в себя три элемента-источника: конкурентный рынок с изначально присущей ему  направленностью на удовлетворение человеческих потребностей, государство, формирующее экономический и  социальный порядок, социально согласованное (устойчивое) общество.

Более конкретными проявлениями социальной ориентации стран следует  считать: достижение относительно высокого уровня и качества жизни населения; трансформацию социально-экономических функций государства, и, прежде всего, усиление социальных аспектов его деятельности; развитие отношений социального партнерства как цивилизованной формы взаимодействия наемных работников и работодателей при посредничестве государства в социально-трудовой сфере; реализацию на базе идеи самоограничения свободы предпринимательства в целях достижения социального мира принципа «социальной ответственности бизнеса»; наличие встроенных социальных стабилизаторов – государственных гарантий получения высшего образования, прогрессивной школы подоходного налогообложения, налога на наследство, государственной политики выравнивания уровня экономического развития регионов; гуманизацию производственного процесса и эстетизацию труда, предлагающих создание на производстве условий, в которых работник мог бы реализовывать себя как личность, наиболее полно раскрыл и использовал бы свой творческий потенциал; признание первостепенной роли человека в общественном производстве, и, как следствие, накопление и эффективное использование человеческого и социального капитала, становление и расширение функций институтов гражданского общества включающих структуры по защите прав потребителей, систему благотворительности и местное самоуправлении; развитие и совершенствование системы природоохранной деятельности.

Все вышеперечисленные компоненты образуют качественную основу социально ориентированной рыночной экономики. Однако социализация рыночного хозяйства как объективный процесс получает отражение и в совокупности статистических данных, анализ которой позволяет выделить так называемые качественные критерии социальной ориентации экономики.

Оценки степени социальной ориентации многозначны и неоднозначны, но представляется возможным обозначить два основных подхода. В соответствии с первым из них, социальная ориентация рассматривается как ориентация на повышение всеобщего благосостояния, и для ее оценки используются различные  показатели уровня и качества жизни  населения – динамика реальной заработной платы, показатели благосостояния, индекс гуманитарного развития, индекс конкурентоспособности  стран.

Второй подход трактует социально  ориентированную рыночную экономику  как систему особого рода макропропорций, которая обеспечивает социальную самонастройку экономической системы. Хотя количественные критерии социальной ориентации в теории макропропорциональности напрямую не используются, на основе косвенных упоминаний можно сделать вывод, что доля государственных расходов в валовом внутреннем продукте, соотношение производительности труда по отраслям, доля первичного, вторичного и третичного секторов в валовом продукте, пропорция распределения рабочей силы между производством для потребления и производством для накопления, наукоемкость производства оборудования и предметов потребления.

Использование количественных критериев оценки степени «социальности» позволяет не только выделить группу стран с социально ориентированной рыночной экономикой, но и подразделить их на различные модели (таблица 1.1.).

 

Таблица 1.1.

 

Модели социально  ориентированной экономики

 

Континентальная

Англосаксонская

Средиземноморская

Скандинавская

Азиатская

Германия

Австрия

Швейцария

Франция

Бельгия

Нидерланды

Великобритания

Ирландия

Канада

США

Греция

Испания

Италия

Швеция

Норвегия

Финляндия

Дания

Япония

Корея

Таиланд

Китай

Информация о работе Социально-ориентированные модели рыночной экономики