Социально-ориентированные модели рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 16:03, курсовая работа

Краткое описание

Социально ориентированная рыночная экономика – это высокоэффективная открытая экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием доходов, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников – в высокопроизводительном труде.

Файлы: 1 файл

Модели социально.docx

— 68.74 Кб (Скачать)

Государством оплачивается от 30 до 100% расходов на медицинское  обслуживание.

В последние годы шведское правительство уделяет здравоохранению, а также образованию и заботе о детях особое внимание, направляет увеличенные средства в местные  органы власти - коммуны и лэны, изыскивая для этого разные возможности.

В рамках социальной политики, кроме пенсионного и медицинского (здравоохранение), существует и ряд  других видов страхования, менее  масштабных, но не менее значимых. В  их числе, в частности: страхование  от несчастных случаев на производстве. Оно появилось вначале XX в. и долгое время было наиболее развитой областью социального страхования. Его финансирование шло за счет взносов предпринимателей. В 1976 году этот вид страхования был усовершенствован: потерянные людьми доходы стали компенсироваться полностью. В 1977 году это положение было распространено и на самостоятельных работников.

Ныне страхование от несчастных случаев на производстве осуществляется из одноименного фонда, создаваемого за счет взносов, составляющих 1,38% от доходов  всех работающих лиц. При заболевании  или инвалидности, вызванных производственной травмой, работнику сначала выдается общее пособие, а затем в качестве дополнения может выплачиваться специальная страховка. Она распространяется на всех лиц, работающих в Швеции по найму. Те, кто работает не по найму, должны иметь статус постоянного жителя Швеции. Если полученная травма ведет к полной нетрудоспособности, пострадавшему выплачивается пособие вплоть до достижения пенсионного возраста, равное 100 потерянного дохода, но в пределах, лишь до 7,5 раз превышающих базовую сумму. Оплачиваются также затраты пострадавшего на лечение, если они не покрываются средствами из фонда медицинского страхования.

Пособия по безработице реализуются  через две системы выплат. Первая, добровольная и действующая давно, называется страхованием на случай потери работы и финансируется специальными страховыми фондами, связанными с профсоюзами  в которых состоят почти 90 % трудящихся. Эта система открыта и для  тех, кто не состоит в профсоюзе. С 1 января 1998 года начал действовать  новый государственный страховой  фонд при потере работы, где любой  человек независимо от своей профессии  может получать пособие, которое  составляет не менее 240 крон в день. Вторая система именуется материальной поддержкой рынка труда и включает тех, кого не охватывает деятельность страхового фонда при потере работы. Размер пособия - 80 % предыдущего дохода.

Условия, позволяющие получать пособия, - членство в страховом фонде  минимум в течение года для  работающих по найму и в течение  двух лет для тех, кто работает не по найму, и 6 месяцев работы за прошедшие 12 месяцев. Переподготовка на рынке труда для безработных считается занятостью.

Пособия родителям (две разновидности). Одна из них - по случаю рождения ребенка. Выплачивается, как правило, в течение 450 дней. Если мать и отец берут на себя совместный уход за ребенком, то 30 из 450 дней резервируются за матерью  и 30 - за отцом. Пособие на оставшиеся дни может быть востребовано любым  из родителей. Большинство родителей  получает его в связи с рождением  или усыновлением ребенка. В течение  первых 360 дней выплачиваемая сумма  равна пособию по болезни, то есть 80% от потерянного дохода.

Другая разновидность - кратковременные  пособия: а) семье по случаю ухода  за больным ребенком в возрасте до 12 лет, как правило, продолжительностью не более 60 дней, и б) отцу в связи  с рождением ребенка на срок до 10 дней. Пособие родителям облагается налогом и финансируется из фондов социального страхования заработной платы, выплачиваемой работодателем.

Пособие на детей. Оно предоставлялось  вначале в форме вычетов из налогов для лиц, имевших детей, но с 1947 года стало финансироваться  из государственных источников и  выплачивается всем родителям независимо от того, работают они или нет. Пособие  предусмотрено для всех детей  в возрасте до 16 лет, проживающих  в Швеции. Его величина определяется решением риксдага. На детей старше 16 лет, продолжающих учиться в школе, выплата производится более длительное время, ее размер равен общему пособию  на детей. Семьи, в которых более  трех детей, получают дополнительные средства. Другим видом финансовой поддержки  семей с детьми является компенсация  коммунальных платежей, величина которой  зависит от числа детей в семье, дохода и платы за коммунальные услуги.

Реализация принципа всеобщего  благосостояния, избранного Швецией, сталавозможной благодаря созданию государственного сектора экономики такого размера, что сделало страну уникальной: занятость в нем достигла 1/3 самодеятельного населения, а доля социальных расходов в ВВП - более 30 %.

Финансирование системы  социального страхования осуществляется в целом из государственных и  местных налогов, поступлений от предпринимателей, трудящихся и работающих не по найму, доходов по процентам  и вычетов из капитала различных  фондов. Главный источник (свыше 40%) - деньги предпринимателей, исчисляемые с суммы фонда заработной платы.

 

3. Трудности становления  социально ориентированной экономики  в России

3.1 Условия возникновения  социально ориентированной рыночной  экономики в России

Проблема поиска Россией  оптимальной социально-экономической  модели сохраняет все свое значение, однако многие признаки свидетельствуют  о том, что в нашей стране уже  далеко зашел процесс утверждения  модели, не обеспечивающий решения  экономических и социальных задач  развития страны. Зачастую ее именуют  «мафиозно-бюрократическим» капитализмом.

Многое говорит о том, что сегодняшняя действительность – это естественное продолжение  развития прежней модели «реального социализма» и раскрытие ее потенциальных возможностей, завершающая стадия ее существования. Наиболее важные черты, ее характеризующие, непосредственно порождены недавним прошлым. Но ей не принадлежит будущее, за ней сохраняется тупиковый характер прежней модели. Вопрос лишь в том, как долго будет существовать нынешняя модель закрепится ли она на несколько десятилетий или наступает этап ее продолжения.

Появление «мафиозно-бюрократической» модели было предопределено сохранением властных позиций номенклатурного класса, тем, что такая модель соответствует его устремлением. Благоприятной почвой для ее реализации при постепенной трансформации «номенклатуры» в обычный класс капиталистов служит состояние российского общества, соотношение общественных сил, отсутствие контрэлиты, способной сформировать альтернативу и бороться за ее осуществление. Нынешний переходный к рыночной экономике период стал не столько периодом собственно перехода, сколько периодом становления и – в будущем – преодоления модели, далекой от современного регулируемого рынка, социально контролируемого воспроизводства капитала, производственной демократии, социального партнерства, общественной солидарности. Нынешняя модель, с одной стороны, обозначает подходы к этим целям, но, с другой стороны, блокирует движение к ним.

В основе этой модели лежит  трансформация власти в собственность, при сохранении властных рычагов. Главную роль в механизме трансформации играет не раздел государственной собственности, не превращение ее в частную, а приватизация потоков государственных финансовых средств, присвоение бюджетных ресурсов либо «перехват» средств на пути в государственную казну. Налицо специфический экономический тип формирования и воспроизводства капитала, складывающийся благодаря использованию рычагов государственной власти («приватизации государства») и отсутствию дееспособных общественных сил, которые могли бы обеспечить другой путь развитии.

Специфика России на данном этапе сказывается, прежде всего в том, что данная модель проявилась ярче и масштабнее, чем в большинстве других стран, переходящих от «реального социализма» к современной капиталистической экономике.

Какую бы резкую оценку ни давать этой модели, нельзя не признать не только то, что в российских условиях она  была неизбежна, но и другое: пока, прежде всего именно она обеспечивала эволюционный характер демонтажа модели «реального социализма», предотвращала появление  в среде правящего класса антагонистических  противоречий, возникновение открытого  вооруженного противостояния в обществе, которое могло бы быть вызвано  этими противоречиями. Негласно реализовавшийся принцип: «кто, что имел, тем владеет и дальше» и ему подобные «правила» реформы позволили исключить возможность самых опасных для жизни общества взрывных социальных конфликтов. В этом и заключается позитивная роль нынешней модели. Примечательно, что данная модель сформировалась и утверждается без какого-либо идеологического обоснования и пропагандистской поддержки со стороны российских политических сил. В то же время социально-экономические механизмы этой модели активно используются ими для реализации своих интересов, особенно для укрепления имущественных и иных экономических позиций. Отсюда вытекают и практические действия различных политических сил как правой, так и левой ориентации, поддерживающие сохранение различных элементов социально-экономических отношений, сложившихся на базе данной модели.

Вместе с тем, в обществе происходят, несмотря на самое различное  противодействии, реформаторские процессы, создающие предпосылки для усиления его сопротивления наблюдаемым деформациям и извращениям, тенденциям к движению вспять. Произошла дифференциация элиты, появились группы, интересы которых связаны не только с замедлением, но и с ускорением реформирования. Однако, пока для общественного развития более характерно накопление противоречий и кризисных явлений, чем социальных предпосылок для формирования эффективной экономики и решения социальных проблем. Велика опасность закрепления на тот или иной период социально-экономического строя, мало способного к реальной модернизации. В этом проявилось состояние российского общества в целом, сказавшегося способным в своем большинстве отвергнуть прежний псевдосоциалистический путь, но и не способным выработать новые демократические ориентиры, механизмы достижения таких целей, сформировать массовые демократические движения.

Декларируемые концепции  российского будущего у большинства политических сил страны сходятся на том, что России надлежит реализовать модель социально ориентированной рыночной экономики. Впервые за семь десятилетий принимается модель, которая вытекает из объективных потребностей общества, опирается на мировой опыт, а не является искусственно конструируемой схемой, навязываемой обществу. Но консенсус этот лишь формальный, сложившийся больше вокруг термина, чем существа дела. Формирование социально ориентированной рыночной экономики сталкивается не только с отсутствием необходимой материальной базы, но и с прямым противодействием, часто замаскированным рассуждениями о социальных приоритетах.

В рассуждениях о необходимости  социально ориентированной рыночной экономики зачастую отсутствует  требование обеспечить высокую эффективность  производства. Социальная ориентация экономики – это прежде всего подчинение производства потребителю, удовлетворению в конечном счете массовых потребностей населения. Но это присуще эффективной экономике, которая располагает развитым рыночным механизмом, при условии, что данный механизм не деформирован ни монополизмом производителей, ни произвольным государственным вмешательством.

Социальная ориентация экономики  предполагает строгую регламентацию  государственного регулирования, соответствие его общественным интересам, а не интересам тех или иных экономических  и политических группировок. Социальная ориентация предполагает значительные масштабы перераспределения доходов  в целях оказания социальных услуг, предоставления определенных социальных гарантий. социально ориентированной рыночной экономики жизнеспособна лишь до тех пор, пока соблюдаются необходимые пределы социальной защиты, за которыми начинается социальное иждивенчество и паразитизм, неоправданная растрата общественных ресурсов.

 

3.2 Пути становления  социально ориентированной рыночной  экономики в России

В качестве альтернативы, как  современной российской ситуации, так  и мировому опыту некоторые политические силы России выдвигают социально-экономические  модели, которые призваны обозначить некий особый путь развития России. Эти модели – «национально-державнические», «коммуно-патриотические» и т.д. – не разработаны, обосновываются скорее эмоционально, чем по существу, лежащие в их основе идеи нередко могут вести к провалерованию предела власти и собственности в ходе ожесточенной политической борьбы в пользу более консервативных сил, к оправданию государственного произвола, к возврату в той или иной степени огосударствления экономики, к самоизоляции страны в мировом хозяйстве, к дискредитации гуманистических общечеловеческих ценностей. Модели с таким содержанием лишены какой-либо перспективы, но попытки их реализации могут существенно осложнить развитие страны. Возможность того, что они могут стать реально альтернативой сформировавшейся ныне модели, весьма сомнительна, но шансы на то, что они послужат ее консервации, достаточно велики. Вместе с тем, в российском обществе имеется немало факторов, способных противодействовать реализации моделей такого содержания.

Информация о работе Социально-ориентированные модели рыночной экономики