В качестве критериев классификации
целесообразно использовать ни один,
а одновременно несколько равнозначных
показателей, предложенных различными
исследователями:
- степень имущественного
и социального неравенства;
- институциональная структура
рынка;
- различные культурно-религиозные
традиции;
- степень государственного
вмешательства в экономику.
Формирование социально
ориентированного хозяйственного порядка
в развитых странах происходило
двумя путями. В таких странах,
как США и Канада, ориентация на
либеральную модель развития, столкнувшись
с определенными трудностями, обусловила
необходимость «встраивания» в
экономическую систему определенных
социальных стабилизаторов (достигнув
высокого уровня материального богатства,
эти страны стали способны выделять
значительные средства на поддерживание
социальной стабильности). В то же время
в ряде других стран (Германия, Бельгия,
Швеция, Австрия и т.д.) произошла целенаправленная
переориентация социально-экономического
развития в сторону социального рыночного
хозяйства.
Похожую двойственность взглядов
на условия формирования социально
ориентированной рыночной экономики
можно обнаружить и при рассмотрении социальной
ориентации в контексте теорий общественного
развития. Представляется целесообразным
разделить данные концепции также на две
группы. К первой группе относятся те из
них, в которых социальная ориентация
рассматривается как неотъемлемая составляющая
общественного прогресса, сопровождающая
человечество на всем протяжении его развития.
Социальный прогресс наблюдается независимо
от того, что лежит в основе: изменение
способов производства (формационный
подход), либо смена технологических укладов
(эволюционная теория), либо изменение
ценностных ориентиров общества (цивилизационный
подход).
Во второй группе теорий
(это ряд теорий трансформации
капитализма и современный цивилизационно-формационный
подход) утверждается, что фундаментальные
перемены производительных сил затрагивают
социально-экономическую сущность
общества, трансформируя его в
некое «посткапиталистическое» образование.
В данном контексте социально ориентированной
рыночной экономики рассматривается как
самостоятельный, в какой-то мере «естественно»
возникающий порядок, приходящий на смену
капитализму.
Подтвердить или опровергнуть
все вышеизложенные концепции не
представляется возможным, однако вполне
очевидно, что социально-экономическое
развитие российского общества на пути
социальной ориентации требует не просто
эволюционных, а именно фундаментальных,
целенаправленных изменений. Несмотря
на заверения политиков и общественных
деятелей о правильности выбранной
траектории преобразований и невозможности
отступления назад возникает все больше
и больше сомнений относительно эффективности
и перспективности проводимых образований.
Ситуацию еще больше усугубляют периодические
повторяющие спады активности и серьезные
финансовые кризисы, которые в очередной
раз ставят на повестку дня вопрос о национальном
самоопределении, как в этническом, культурном,
политическом, так и, прежде всего, в экономическом
аспекте.
1.2 Основные признаки
социально ориентированной рыночной экономики
Социально ориентированная
экономика - эффективно функционирующее
рыночное хозяйство, для которого, наряду
с достижением экономического роста
и получением прибыли, приоритетно
справедливое и достойное решение
социальных проблем.
Целями социально-ориентированной
экономики являются: соблюдение основных
прав человека и принципа социальной
справедливости, предоставление каждому
равных возможностей для проявления
своих способностей, трудолюбия, инициативы
и предприимчивости; повышение уровня
благосостояния людей и социальной
защиты, соразмерно потенциалу страны,
страхование всех от риска потерять
достойное жизнеобеспечение; поддержание
в обществе стабильности, гражданского
согласия и социального мира.
Опыт зарубежных стран (Германии,
Канады, Швеции, Японии и др.) доказывает,
что социальная направленность рыночной
экономики обеспечивается ее успешным
развитием на основе использования
в общественном производстве достижений
научно-технического прогресса, высоким
уровнем занятости населения.
Важным фактором этого
является и регулирующая роль государства,
опирающегося в своей политике на
правила свободного рынка, поддержку
и солидарность общества. Государство
в условиях рыночных отношений должно
выступать гарантом социальной ориентации
национальной экономики, блюстителем
оптимального соотношения экономической
эффективности и социальной справедливости.
Оно призвано действовать посредством
совершенствования законодательства,
государственного бюджета, активной налоговой
политики, регулирования доходов, системы
оказания социальных услуг, услуг утверждения
подлинного социального партнерства.
В целом для социально-ориентированной
экономики характерно:
- достаточно большой объем перераспределения ВВП через бюджет (около 50 %);
- формирование значительных страховых фондов за счет работодателей;
- стремление к развитию социального партнерства;
- направленность на поддержание высокого уровня занятости трудоспособного населения.
К общим чертам социального
рыночного хозяйства и, соответственно,
направлениям деятельности государства
по его формированию следует отнести
следующие:
- социальное государство обязано создавать условия для развития личности и одновременно препятствовать социальному иждивенчеству;
- и государство, и гражданин на основе гарантированной ему свободы, развития отношений собственности, в равной мере ответственны за материальное благополучие;
- государство обеспечивает социализацию отношений посредством свойственных ему форм и методов государственного регулирования экономики и социальной сферы: рационального налогообложения, кредитов, инвестиций, антимонопольных мер, финансирования социальных программ;
- концепция социального государства, социального рыночного хозяйства предполагает, что с помощью государственного устройства можно достичь справедливого и экономически рационального сочетания интересов отдельных лиц и общества в целом. При этом не должна ослабляться частная инициатива и индивидуальная свобода. Люди сами должны определять свои социальные потребности;
- создание социального рыночного хозяйства является одной из главных задач социального государства. Государство должно находить на каждом этапе развития баланс между саморегулированием рынка и государственным деспотизмом, дозировать объем экономической свободы и государственных социальных гарантий, используя правовые методы стимулирования производства социально значимых товаров и услуг, обеспечивающих разумные потребности граждан и их занятость;
- социальный мир и экономический рост зависят от реального участия граждан в выработке и реализации политических и правовых норм, касающихся их жизненных интересов. Социальное государство формируется в процессе переговоров и соглашений между социальными партнерами правительством, предпринимателями и профсоюзами, представляющими интересы трудящихся.
К основным принципам, на основе
которых формируется социальное
рыночное хозяйство и современное
социальное государство относятся:
- экономическая свобода человека и признание права предпринимателей, лиц наемного труда и их профсоюзов тарифную автономию на основе социального партнерства;
- доверие к регулирующей роли рыночных отношений на основе спроса и предложения, свободного ценообразования и конкуренции;
- ответственность государства за выработку и обеспечение правил игры на свободном рынке, создание условий для честной конкуренции;
- обеспечение полной загрузки (не только занятости) трудоспособного населения;
- государственная и общественная помощь менее трудоспособным;
- участие рабочих в управлении производством, общественной и государственной жизнью;
- осуществление тарифной политики в интересах работодателя и работника с их собственным участием и участием государства;
- социальная защита и поддержка нуждающихся работников, а также уже (или еще) не могущих работать граждан;
- проведение государственной политики справедливого распределения доходов;
- утверждение активной социальной политики и социального партнерства, обеспечение социальной солидарности граждан.