Шпаргалка по "Международным организациям"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 14:55, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит 48 ответов на вопросы по дисциплине "Международная организация"

Файлы: 1 файл

Международные организации.doc

— 561.50 Кб (Скачать)

В этом контексте представляется важным особо выделить то обстоятельство, что примерно в то же время Ф. Рузвельт и И.В. Сталин выступили практически с единых позиций по одному из важнейших вопросов деятельности ООН по поддержанию международного мира и безопасности - о необходимости создания постоянных вооруженных сил ООН, которые выполняли бы роль эффективного средства борьбы против агрессии и надежного гаранта мира и безопасности.

Так, в конце октября 1944г. в одном  из своих выступлений в ходе предвыборной кампании Ф. Рузвельт заявил, что " Совет  Объединенных Наций должен обладать силой, чтобы действовать быстро и решительно для сохранения мира - насильственным путем в случае необходимости". "Полицейский не будет эффективным,- пояснял Ф. Рузвельт,- если увидев грабителя, отправится в муниципалитет, чтобы обсудить возможность ареста. Моему простому уму ясно, что если мировая организация желает быть реальностью, наши американские представители должны быть наделены заранее полномочиями от Конгресса".

В том же ключе 6 ноября 1944г. высказался и И.В. Сталин, заявивший, что в распоряжение руководящего органа будущей специальной организации защиты мира и обеспечения безопасности из представителей миролюбивых государств следует дать "минимально необходимое количество вооруженных сил, потребное для предотвращения агрессии, и обязать эту организацию в случае необходимости применить без промедления эти вооруженные силы для предотвращения или ликвидации агрессии и наказания виновников агрессии".

Не будет преувеличением сказать, что благодаря единству точек  зрения И.В. Сталина и Ф. Рузвельта по вопросам предоставления всем великим державам равного статуса в будущей международной организации, а также создания и функционирования выделяемых в её распоряжение постоянных вооруженных сил были заложены первые камни в фундамент ООН. Этот фундамент был окончательно выстроен и закреплен достигнутым в Ялте согласием И.В. Сталина и Ф. Рузвельта, а также примкнувшего к ним после долгих колебаний Черчилля относительно необходимости соблюдения принципа единогласия постоянных членов Совета Безопасности ООН при принятии им решений по важнейшим вопросам всей деятельности этой организации. Таким образом, И.В. Сталин и Ф. Рузвельт, или в другом порядке: Ф. Рузвельт и И.В. Сталин могут с полным правом считаться отцами- основателями Организации Объединенных Наций.

При всем этом следует иметь в  виду, что в позициях США по многим, в том числе принципиальным вопросам, относящихся к созданию ООН, до самого конца просматривались непоследовательность и стремление так или иначе  приспособить эту организацию к достижению целей собственной стратегии и политики в международных делах. Это проявлялось в попытках США включить в Устав ООН лазейки, которые позволяли бы обходить принцип единогласия постоянных членов Совета Безопасности путем, например, преднамеренного смешения его полномочий и функций с полномочиями и функциями Генеральной Ассамблеи или Генерального секретаря ООН, в стремлении Вашингтона вообще вывести из под какого бы то ни было контроля со стороны ООН Латинскую Америку под тем предлогом, что этот континент находится в сфере действий так называемой "доктрины Монро", провозглашенной еще в 1823г. американским президентом Дж. Монро и направленной на увековечивание там безраздельного господства США, в нежелании Вашингтона в полный голос заявить в Уставе ООН о необходимости предоставления независимости колониальным странам и народам и т.д. и т.п.

Одновременно США с самого начала повели дело к тому, чтобы обеспечить за собой и, в целом, за Западом, господствующие позиции в Генеральной Ассамблее  новой организации. США исходили из того, что из предполагавшихся немногим более 50 государств - первоначальных членов ООН 20 приходилось на почти полностью зависимые от них государства Латинской Америки, примерно столько же- на государства Западной Европы и Британского содружества наций, а среди оставшихся - на небольшое число тогда еще чисто формально независимых государств Азии и Африки. В стремлении как можно дольше сохранить такое, весьма благоприятное для них соотношение сил в Генеральной Ассамблее США вместе с Великобританией категорически возражали против внесенного Советским Союзом на конференции в Думбартон-Оксе предложения о предоставлении в этом органе международной организации места для каждой из 16 республик Советского Союза. Лишь с большим трудом советской дипломатии удалось добиться предоставления таких мест в ООН для УССР и БССР, и такое решение было принято с учетом особого вклада этих двух союзных республик в борьбу против фашизма. Интересно в этой связи заметить, что при разрушении Советского Союза в 1991г. западным державам потребовалось менее 24 часов, чтобы помочь оформить приход в ООН в качестве независимых тех же, но теперь уже бывших республик СССР.

Нельзя не обратить внимание и на тот факт, что не прошло и двух недель после принятия Ялтинской конференцией решений об исключительных полномочиях Совета Безопасности в вопросах поддержания международного мира и безопасности, как США провели в замке Чапультапек (г. Мехико) Межамериканскую конференцию по вопросам войны и мира (21 февраля- 8 марта 1945г.), на которой среди прочего было решено, что страны Латинской Америки будут тесно координировать свои позиции по обсуждаемым в Генеральной Ассамблее ООН вопросам с позициями США. Подписанный государствами-участниками конференции Чапультапекский акт фактически означал, что латиноамериканские страны становились главным звеном так называемой "машины голосования" в Генеральной Ассамблеи, которая исправно служила западным державам вплоть до начала 60-х годов, когда в ООН пришли десятки независимых государств Азии и Африки. При этом принимавшиеся с помощью "машины голосования" решения Генеральной Ассамблеи ООН, хотя и носили характер рекомендаций, не раз использовались западными державами для давления на Совет Безопасности и подрыва его функций и полномочий как главного органа ООН по поддержанию международного мира и безопасности.

Вредоносная сущность Чапультапекского акта не ограничивалась лишь созданием  в ООН "машины голосования", которая, опираясь на 20 голосов латиноамериканских стран, в любом случае обеспечивала "блокирующую треть голосов" в Генеральной Ассамблее, что позволяло США обезопасить себя от принятия этим органом ООН любых неблагоприятных для них решений, с учетом того, что решения Генеральной Ассамблеи принимаются 2/3 голосов присутствующих на ее заседаниях государств- членов ООН, а таковых при учреждении этой организации насчитывалось всего 50. Чапультапекский акт, предусматривавший целую систему взаимных обязательств США и стран Латинской Америки в вопросах "мира и безопасности" на деле был направлен еще и на недопущение даже рассмотрения Советом Безопасности ООН такого рода вопросов на латиноамериканском континенте, не говоря уже о возможности принятия им по этим вопросам каких-либо конкретных решений, которые по Уставу ООН носят обязательный характер для всех государств- членов ООН.

Из приведенных фактов видно, что  американская дипломатия пыталась взорвать или по крайней мере обесценить согласованные  в Думбартон-Оксе и Ялте решения, касавшиеся признания исключительных полномочий Совета Безопасности ООН, как главного органа ООН по вопросам поддержания международного мира и безопасности. Провокационный характер Чапультапекского акта наглядно подтверждался и тем, что он был подписан всего за месяц до уже намеченного на апрель 1945г. срока начала работы Конференции Объединенных Наций в Сан-Франциско, которая была призвана учредить новую международную организацию безопасности взамен обанкротившейся Лиги Наций.

Твердая позиция Советского Союза  помогла однако своевременно отвести  попытки дипломатии США замкнуть на региональном уровне решения, касающиеся нарушений мира в Латинской Америке (как и в других регионах) и добиться в этой связи включения в Устав ООН четких и ясных формулировок. С одной стороны эти формулировки не препятствуют существованию региональных соглашений или органов для разрешения "таких вопросов, относящихся к поддержанию международного мира и безопасности, которые являются подходящими для региональных действий". С другой стороны, они подчеркивают, что Совет Безопасности вправе расследовать любой спор или ситуацию, и что если Совет определит, что продолжение этого спора или ситуации может угрожать поддержанию международного мира и безопасности, то он уполномочивается предпринимать от имени всех членов ООН соответствующие действия как несвязанные, так и связанные с использованием вооруженных сил для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. (Статьи 52,34,24,41,42 Устава ООН).

Равным образом были отведены попытки  США включить в Устав ООН такие  положения, которые под предлогом соблюдения неотъемлемого права государств на индивидуальную и коллективную самооборону давали бы "основания" для произвольных действий, не санкционированных Советом Безопасности. Устав ООН исходит из того, что неотъемлемое право государств на индивидуальную или коллективную самооборону признается лишь в том случае, "если произойдет вооруженное нападение на Члена Организации" и лишь до тех пор , пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности. И далее: "Меры, принятые Членами Организации при осуществлении этого права на самооборону, должны быть немедленно сообщены Совету Безопасности и никоим образом не должны затрагивать полномочий и ответственности Совета Безопасности, в соответствии с настоящим Уставом, в отношении предпринятия в любое время таких действий, какие он сочтет необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности" (Статья 51 Устава ООН). Заметим в этой связи, что попытки США обосновать агрессию против Ирака, которую они совершили в марте 2003г. совместно с Великобританией и некоторыми другими государствами, ссылками на их право на "самооборону" шиты белыми нитками: Устав ООН не давал им такого права, о чем подробнее речь пойдет ниже.

Непоследовательная и подчас глубоко противоречивая позиция Вашингтона в вопросах выработки Устава ООН во многом объяснялась острыми разногласиями в правящих кругах США, влиятельные представители которых, ослепленные идеей американского мирового господства, либо вообще не желали связывать руки США какими бы то ни было международными обязательствами, либо сознательно вели дело к тому, чтобы будущая международная организация была целиком и полностью поставлена на службу американскому империализму.

Внезапная смерть Ф. Рузвельта 12 апреля 1945г., т.е. за две недели до начала работы Конференции Объединенных Наций в Сан-Франциско, позволила прийти к власти в США наиболее агрессивным силам, которые развязали холодную войну против Советского Союза. ООН должна была стать едва ли не первой жертвой этой войны. Но время было упущено. Отказ США от подписания Устава ООН в сложившихся тогда конкретно-исторических условиях был бы немыслимым. И не случайно, что обсуждение Устава ООН в Сенате США (23-28 июля 1945г.) закончилось его почти единодушным одобрением (89 сенаторов голосовали за ратификацию и только два - против).

 

34. Международный Суд

Международный Суд — известный  также как Всемирный суд —  является главным судебным органом  Организации Объединенных Наций. Состоящий  из 15 судей, избираемых Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности, Международный Суд занимается урегулированием споров между государствами. Участие государств в судебных разбирательствах носит добровольный характер,однако если государство соглашается на это, то оно обязано подчиняться решению Суда. Суд также занимается подготовкой консультативных заключений по запросам Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности.

Международный Суд Организации  Объединенных Наций

В соответствии с Уставом ООН  в 1945 году был учрежден новый судебный орган - Международный Суд. Согласно статье 92 Устава ООН, Международный Суд является главным судебным органом Организации Объединенных Наций. Его учреждение означало реализацию пункта 1 статьи 33 Устава ООН в той части, которая предусматрела в качестве одного из мирных средств разрешения международных споров возможность организации судебного разбирательства.

Статут Международного Суда вместе с главой ХIV Устава ООН, неотъемлемой частью которого он является, был разработан на конференции в Думбартон-Оксе (1944 год), в Комитете юристов в Вашингтоне и на конференции в Сан-Франциско 1945 года.

Согласно Статуту, подписанному 26 июня 1945 года и вступившему в силу 24 октября того же года, Международный  Суд является главным судебным органом  ООН. Все члены ООН являются одновременно участниками Статута Суда, а не члены ООН могут стать такими участниками на условиях, определяемых Генеральной Ассамблеей ООН по рекомендации Совета Безопасности (статья 13 Устава ООН). Суд открыт для каждого отдельного дела и для других государств-неучастников Статута на условиях, определяемых Советом Безопасности (статья 35 Статута).

Состав Суда

Международный Суд состоит из пятнадцати человек, образующих коллегию независимых  судей, избранных вне зависимости  от их гражданства из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права (статьи 2 и 3 Статута).

Суд избирает Председателя и Вице-председателя на три года с правом их переизбрания.

Компетенция Международного Суда

Компетенция Международного Суда определена в главе II (статьи 34-38), а также  в главе IV (статьи 65-68) Статута Суда. Эти главы Статута устанавливает  границы компетенции Международного Суда.

Во-первых, компетенция Суда распространяется лишь на споры между государствами. Суд не может рассматривать споры  между частными лицами и государством и тем более споры между  частными лицами. Но и споры между  государствами могут рассматриваться лишь с согласия всех сторон.

Кроме собственно судебных функций, Суд  имеет право давать консультативные  заключения по любому юридическому вопросу, по запросу любого учреждения, уполномоченного  делать такие запросы самим Уставом  ООН или согласно этому Уставу. Это прямо следует из статьи 96 Устава ООН и статьи 65 Статута Международного Суда ООН. В соответствии со статьей 96 Устава право запроса у Международного Суда консультативных заключений по любому юридическому вопросу принадлежит Генеральной Ассамблее и Совету Безопасности. Другие органы ООН, а также и специализированные учреждения ООН, которым Генеральная Ассамблея может дать в любое время разрешение на это, также могут запрашивать консультативные заключения суда по юридическим вопросам, возникающим в связи с их деятельностью. Консультативное заключение Международного Суда представляет собой лишь выражение мнения международных судей по тому или иному юридическому вопросу международного права. Оно не носит обязательного характера и не связывает орган, который обратился в Международный Суд за консультативным заключением.

Право, применяемое Судом

Согласно статье 38 Статута Международный  Суд применяет:

а) международные конвенции и  договоры;

б) международный обычай;

в) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

г) судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

 

35. Роль СНГ в  мирном урегулировании споров  и конфликтов на территории  бывшего СССР.

Информация о работе Шпаргалка по "Международным организациям"