Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:25, дипломная работа
Целью данной работы является изучение правового регулирования свободы передвижения граждан, приравненных к ним лиц граждан третьих стран в Европейском Союзе, а также тенденции и перспективы его развития.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих основных задач:
выведение понятия свободы передвижения физических лиц в праве Европейского Союза, его анализ и оценка;
определение места и роли свободы передвижения физических лиц в правовой системе Европейского Союза;
Путь создания "Обновленного рамочного Европейского сотрудничества в молодежной сфере" (renewed framework for European cooperation in the youth field (2010-2018), далее - Обновленная Рамочная Стратегия) выглядит так:
В рамках решений, принимаемых по процедуре codecision именно Комиссия разрабатывает проекты соответствующих документов для их последующего утверждения. Следует отметить, что Комиссия планировала предложить новые приоритеты и методы для будущей политики в отношении молодежи Европы в начале 2009 года на основании результатов Конструктивного диалога. 27 апреля Европейская Комиссия передала новую Стратегию Совету ЕС, Европараламенту и комитетам. Ровно через семь месяцев (27.11.09) Совет ЕС своей резолюцией утвердил обновленное рамочное Европейское сотрудничества в молодежной сфере на период 2010-2018.
В 2004 г. была принята Директива 2004/3 8/ЕС, явившейся наиболее полным документом, регламентирующим свободу передвижения и проживания граждан Союза и членов их семей на сегодняшний день.
Помимо общих норм Директива содержит специальные нормы, регулирующие проживание студентов и учащихся на территории принимающего государства-члена. Так, в соответствии со ст. 7 Директивы 2004/38/ЕС, гражданин Союза имеет право проживать на территории другого государства-члена в течение срока, превышающего три месяца, если он зачислен в публичное или частное учреждение, аккредитованное или финансируемое принимающим государством-членом на основании законодательства или административной практики последнего для прохождения там учебы с отрывом от работы, включая профессиональное обучение.
Исходя из этого, видно, что европейское
законодательство устраняет административные
барьеры и усиливает
Для проживания в принимающем государстве-
В качестве специальных требований предъявляемых к студентам третьих стран можно выделить:
В 2001 г. Комиссия опубликовала сообщение «О конкретных будущих целях образовательных систем 90. Вместо того, чтобы защищать общую образовательную политику Союза, сообщение обрисовывало в общих чертах всесторонний и последовательный подход для национальной политики по образованию в государствах-членах, разработанный, с тем чтобы к 2010 г. сделать системы образования Европы эталоном «мирового качества.
У сообщения, которое должно было быть реализовано, посредством использования открытого метода координации (ОМК)22, было три главных цели, которые сопровождались «индикаторами для того, чтобы измерить их осуществление:
Цели устанавливают приоритет взаимодействия с молодыми людьми в возрасте 18-24 лет для получения ими качественного среднего образования. К 2010 г. были поставлены цели по внедрению программам образования, для обучения через Интернет. Планируется увеличение инвестиций в человеческие ресурсы, дальнейшее поощрение лиц, изучающих языки государств-членов, а также развитие свободы передвижения студентов, преподавателей, тренеров и ученых.
Далее следует проанализировать правовое
регулирование свободы передвиж
Хартия сообщества об основных социальных правах трудящихся23 (принята 09.12.1989 главами государств и правительств стран членов европейского сообщества) формально признала право пожилых и нетрудоспособных людей на свободное проживание в любом государстве-члене. Подтверждая относительную самостоятельность национальных систем права государств-членов в данной сфере, Хартией 1989 г. рекомендовала гарантировать минимальные права пожилым и нетрудоспособным гражданам, чтобы помочь им преодолевать их финансовые и иные трудности. Хартия установила норму, согласно которой, при выходе на пенсию, каждый работник может рассчитывать на достаточные средства, предоставляющее ему или ей достойный уровень жизни, (§24) а также право на необходимую медицинскую и социальную помощь, (§25). Для нетрудоспособных Хартия предусмотрела принятие конкретных дополнительных мер, нацеленных на улучшение их социальной и профессиональной интеграции, а именно, профессиональное обучение, доступность, транспортировка и размещение (§26).
А Хартия Европейского Союза об основных правах 2000 г. послужила еще одним источником закрепления прав пожилых и нетрудоспособных граждан. В частности, Хартия запрещает дискриминацию на основании ограниченной трудоспособности или возраста (ст. 11-21). Статьи 11-25 признают и уважают право пожилых людей на достойную и независимую жизнь и участие в социальной и культурной жизни, в то время как статьи 1126 признают, право инвалидов пользоваться плодами мер, направленных на обеспечение их самостоятельности, их социальную и профессиональную интеграцию и участие в жизни общества. Статьи 11-35 закрепляют право каждого на профилактическое лечение и медицинское обслуживание на условиях, предусмотренных национальными законодательством.
Так же Директива 2004/38/ЕС регулирует в целом вопросы свободы передвижения в рамках ЕС пенсионеров и нетрудоспособных граждан.
Исходя из этого, пенсионеры имеют право на проживание на территории принимающего государства-члена свыше трех месяцев, если они обладают достаточными средствами для того, чтобы избежать создания нагрузки на систему социального обеспечения принимающего государства-члена и имеют медицинскую страховку. В этом случае для них также может быть введен режим регистрации.
Первоначально права членов семьи лиц, которые на законных основаниях проживают на территории того или иного государства-члена Европейского Союза, регулировались Регламентом 1612/68/ЕС24 и Директивой 73/148/ЕЭС. Целью предоставления прав на проживание членам семьи «являлось не только поощрение свободы передвижения работников, но, и защита основного права каждого на нормальную семейную жизнь».
Но на сегодняшний день данное право для этой категории лиц регулируется Директивой 2004/38/ЕС. Данный акт не только изменил нормы, регулирующие эти права, но и значительно увеличил их.
Этот документ расширил объем понятия «член семьи», также закрепил дополнительные гарантии указанных выше лиц, например, в случае расторжения брака или смерти гражданина.
Так под членом семьи в соответствии с Директивой 2004/38/ЕС понимаются:
Стоит указать, что ранее к членам семьи относились только супруг, дети, не достигшие двадцати одного года или находящиеся на иждивении а также родственники граждан и их супруги по восходящей линии, находящиеся на их иждивении.
Однако в связи с развитием общественных отношений и развитием законодательства Европейского Союза в области свободы передвижения и проживания физических лиц, можно заметить, что имеет место расширение круга членов семьи граждан Союза, являющихся производными субъектами данного права. В результате реформы законодательства о свободе передвижения и проживания в 2004 г. посредством принятия Директивы 2004/38/ЕС круг членов семьи был расширен за счет лиц, состоящих в зарегистрированном партнерстве.
Стоит обратить внимание, что проблема людей, которые не состоят в официальном браке, но ведут общее хозяйство и живут вместе в свете предоставляемых прав на свободу передвижения и проживания в Союзе, назревала достаточно давно.
В качестве примера можно привести дело от 17 апреля 1986 г. - Нидерланды против Энн Рид25. В этом деле рассматривалась ситуация, в которой гражданин Великобритании переехал в Нидерланды в поисках работы. Вместе с ним в это государство-член приехала Энн Рид. При этом государством Нидерланды оспаривалось право Энн на получение вида на жительство. В то же время в законодательстве Нидерландов присутствовали нормы, согласно которым партнер, проживающий с гражданином этой страны имел право на получение вида на жительство. Исходя из этого Суд установил, что нормы Регламента 1612/68 не могут подразумеваться как автоматически дающие право считать партнера гражданина, который устраивается на работу в другом государстве члене, его супругом или супругой.
Но исходя из принципа недискриминации, в случае если партнер гражданина принимающего государства-члена имеет определенные права, в этих правах не может быть отказано партнеру гражданина другого государства-члена. Таким образом, Суд подтвердил право Энн Рид на получение вида на жительство.
Из этого, стоит отметить, что во многом благодаря подобного рода судебным делам, а также динамичным изменениям в структуре и мировоззрении европейского общества, появилось существующее сейчас понимание понятия партнерства, и его закрепление в законодательстве Союза.
В соответствии с нормами Директивы 2004/38/ЕС члены семьи гражданина Союза, а также лица, приравненные к ним, могут пользоваться правами на свободное передвижение и проживание в принимающем государстве-члене в соответствии с его национальным законодательством. Статья 5 данного акта указывает на то, что государства-члены ЕС обязаны допускать на свою территорию имеющих действительное удостоверение личности или паспорт членов семьи гражданина Европейского Союза, которые не имеют гражданства какого-либо из государств-членов ЕС. Однако в параграфе 2 статьи 5 говорится о том, что члены семьи, которые не имеют гражданства одного из государств-членов ЕС, могут быть подчинены требованию обладать въездной визой в соответствии с Регламентом (ЕС) № 539/2001 или в соответствии с национальным законодательством. Но если у этих лиц есть действительный вид на жительство в странах ЕС, то это освобождает заинтересованных членов семьи от обязанности получать визу.
Члены семьи, как и граждане ЕС имеют право беспрепятственно находиться на территории государства-члена в течение трех месяцев, без соблюдения каких-либо административных формальностей. Если члены семьи гражданина Союза проживают на территории государства-члена более трех месяцев, то в соответствии со статьей 9 Директивы 2004/38/ЕС государства-члены выдают им вид на жительство.
Информация о работе Равовое регулирование свободы передвижения лиц в ЕС