Равовое регулирование свободы передвижения лиц в ЕС

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:25, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение правового регулирования свободы передвижения граждан, приравненных к ним лиц граждан третьих стран в Европейском Союзе, а также тенденции и перспективы его развития.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих основных задач:
выведение понятия свободы передвижения физических лиц в праве Европейского Союза, его анализ и оценка;
определение места и роли свободы передвижения физических лиц в правовой системе Европейского Союза;

Файлы: 1 файл

Правовое регулирование свободы передвижения лиц в ЕС_07.06.2012г..doc

— 445.00 Кб (Скачать)

Путь создания "Обновленного рамочного  Европейского сотрудничества в молодежной сфере" (renewed framework for European cooperation in the youth field (2010-2018), далее - Обновленная Рамочная Стратегия) выглядит так:

    • 2002 (OJ C 168, 13.7.2002) были определены рамки Европейского сотрудничества в молодежной сфере (Резолюция Совета ЕС и Представителей Правительств Стран-членов), где предусматривается применение метода открытой координации и актуализации вопросов молодежи в других политиках;
    • 2005 (7619/1/05) - утверждение Европейским Советом Европейского Молодежного Пакта как одного из инструментов достижения задач Лиссабонской стратегии роста и рабочих мест;
    • 2008 (11517/08) - принята обновленная Социальная Агенда, которая определила молодежь и детей как основные приоритеты.
    • 2009 (27.04.09, COM(2009) 200 final) - окончательная версия Стратегии от Европейской комиссии передана Совету ЕС, Европараламенту и комитетам;
    • 2009 (11.05.09) - выводы по оценке действующих рамок Европейского сотрудничества перспективам обновленных, принятых Советом ЕС и Представителями Правительств Стран-членов;
    • 2009 (27.11.09) - Совет ЕС утвердил новые рамки Европейского сотрудничества в молодежной сфере (2010-2018).

В рамках решений, принимаемых по процедуре codecision именно Комиссия разрабатывает проекты соответствующих документов для их последующего утверждения. Следует отметить, что Комиссия планировала предложить новые приоритеты и методы для будущей политики в отношении молодежи Европы в начале 2009 года на основании результатов Конструктивного диалога. 27 апреля Европейская Комиссия передала новую Стратегию Совету ЕС, Европараламенту и комитетам. Ровно через семь месяцев (27.11.09) Совет ЕС своей резолюцией утвердил обновленное рамочное Европейское сотрудничества в молодежной сфере на период 2010-2018.

В 2004 г. была принята Директива 2004/3 8/ЕС, явившейся наиболее полным документом, регламентирующим свободу передвижения и проживания граждан Союза и членов их семей на сегодняшний день.

Помимо общих норм Директива  содержит специальные нормы, регулирующие проживание студентов и учащихся на территории принимающего государства-члена. Так, в соответствии со ст. 7 Директивы 2004/38/ЕС, гражданин Союза имеет право проживать на территории другого государства-члена в течение срока, превышающего три месяца, если он зачислен в публичное или частное учреждение, аккредитованное или финансируемое принимающим государством-членом на основании законодательства или административной практики последнего для прохождения там учебы с отрывом от работы, включая профессиональное обучение.

Исходя из этого, видно, что европейское  законодательство устраняет административные барьеры и усиливает интеграционные процессы в области свободы передвижения студентов и учащихся. При этом часть вторая подпункта с ст. 7 устанавливает дополнительные требования к регулируемой категории граждан с целью снижения социальной нагрузки на принимающие государства-члены. Дополнительные требования включают в себя наличие полной медицинской страховки, а также достаточных средств, чтобы во время своего проживания не стать бременем для системы социальной помощи принимающего государства-члена.

Для проживания в принимающем государстве-члене  категория студентов должна отвечать следующим требованиям:

    • иметь действующий документ, удостоверяющий личность (в случае студентов из третьих стран это заграничный паспорт или аналогичный документ);
    • располагать полной медицинской страховкой;
    • не представлять угрозу общественному порядку, общественной безопасности или общественному здоровью;
    • быть принятым в учреждение высшего образования для прохождения там образовательного цикла;
    • располагать достаточными средствами для покрытия своих расходов на время обучения.

В качестве специальных требований предъявляемых к студентам третьих стран можно выделить:

    • Если государство-член обращается с подобным требованием, - предъявить доказательство оплаты сборов, взимаемых за рассмотрение ходатайства на основании статьи 20 Директивы 2004/114/ЕС;
    • Если государство-член обращается с подобным требованием — предъявить доказательство того, что он располагает достаточным знанием языка образовательной программы, которую будет проходить;
    • Если государство-член обращается с подобным требованием, — предъявить доказательство оплаты вступительных сборов, взимаемых учреждением.

В 2001 г. Комиссия опубликовала сообщение  «О конкретных будущих целях образовательных  систем 90. Вместо того, чтобы защищать общую образовательную политику Союза, сообщение обрисовывало в общих чертах всесторонний и последовательный подход для национальной политики по образованию в государствах-членах, разработанный, с тем чтобы к 2010 г. сделать системы образования Европы эталоном «мирового качества.

У сообщения, которое должно было быть реализовано, посредством использования открытого метода координации (ОМК)22, было три главных цели, которые сопровождались «индикаторами для того, чтобы измерить их осуществление:

    • улучшить качество и эффективность образования и учебных систем в Европейском Союзе;
    • облегчать доступ к непрерывному образованию и обучению;
    • открыть образовательные и учебные системы для третьих стран.

Цели устанавливают приоритет  взаимодействия с молодыми людьми в  возрасте 18-24 лет для получения ими качественного среднего образования. К 2010 г. были поставлены цели по внедрению программам образования, для обучения через Интернет. Планируется увеличение инвестиций в человеческие ресурсы, дальнейшее поощрение лиц, изучающих языки государств-членов, а также развитие свободы передвижения студентов, преподавателей, тренеров и ученых.

Далее следует проанализировать правовое регулирование свободы передвижения другой категории экономически не активных граждан союза — нетрудоспособных и лицах пенсионного возраста.

Хартия сообщества об основных социальных правах трудящихся23 (принята 09.12.1989 главами государств и правительств стран членов европейского сообщества) формально признала право пожилых и нетрудоспособных людей на свободное проживание в любом государстве-члене. Подтверждая относительную самостоятельность национальных систем права государств-членов в данной сфере, Хартией 1989 г. рекомендовала гарантировать минимальные права пожилым и нетрудоспособным гражданам, чтобы помочь им преодолевать их финансовые и иные трудности. Хартия установила норму, согласно которой, при выходе на пенсию, каждый работник может рассчитывать на достаточные средства, предоставляющее ему или ей достойный уровень жизни, (§24) а также право на необходимую медицинскую и социальную помощь, (§25). Для нетрудоспособных Хартия предусмотрела принятие конкретных дополнительных мер, нацеленных на улучшение их социальной и профессиональной интеграции, а именно, профессиональное обучение, доступность, транспортировка и размещение (§26).

А Хартия Европейского Союза об основных правах 2000 г. послужила еще одним источником закрепления прав пожилых и нетрудоспособных граждан. В частности, Хартия запрещает дискриминацию на основании ограниченной трудоспособности или возраста (ст. 11-21). Статьи 11-25 признают и уважают право пожилых людей на достойную и независимую жизнь и участие в социальной и культурной жизни, в то время как статьи 1126 признают, право инвалидов пользоваться плодами мер, направленных на обеспечение их самостоятельности, их социальную и профессиональную интеграцию и участие в жизни общества. Статьи 11-35 закрепляют право каждого на профилактическое лечение и медицинское обслуживание на условиях, предусмотренных национальными законодательством.

Так же Директива 2004/38/ЕС регулирует в  целом вопросы свободы передвижения в рамках ЕС пенсионеров и нетрудоспособных граждан.

Исходя из этого, пенсионеры имеют  право на проживание на территории принимающего государства-члена свыше трех месяцев, если они обладают достаточными средствами для того, чтобы избежать создания нагрузки на систему социального обеспечения принимающего государства-члена и имеют медицинскую страховку. В этом случае для них также может быть введен режим регистрации.

 

    1. Особенности правового регулирования свободного передвижения членов семьи граждан и приравненных к ним лиц

 

Первоначально права членов семьи  лиц, которые на законных основаниях проживают на территории того или иного государства-члена Европейского Союза, регулировались Регламентом 1612/68/ЕС24 и Директивой 73/148/ЕЭС. Целью предоставления прав на проживание членам семьи «являлось не только поощрение свободы передвижения работников, но, и защита основного права каждого на нормальную семейную жизнь».

Но на сегодняшний день данное право для этой категории лиц регулируется Директивой 2004/38/ЕС. Данный акт не только изменил нормы, регулирующие эти права, но и значительно увеличил их.

Этот документ расширил объем понятия  «член семьи», также закрепил дополнительные гарантии указанных выше лиц, например, в случае расторжения брака или смерти гражданина.

Так под членом семьи в соответствии с Директивой 2004/38/ЕС понимаются:

    • супруг;
    • партнер, с которым гражданин Союза вступил в зарегистрированное партнерство на основании законодательства какого-либо из государств-членов, если в соответствии с законодательством принимающего государства-члена зарегистрированные партнерства признаются эквивалентными браку, и при соблюдении условий, предусмотренных уместным законодательством принимающего государства-члена;
    • прямые потомки, которые не достигли возраста двадцати одного года, либо находятся на иждивении, и аналогичные потомки супруга или партнера, указанного в предыдущем пункте;
    • родственники по прямой восходящей линии, находящиеся на иждивении, и аналогичные родственники супруга или партнера.

Стоит указать, что ранее к членам семьи относились только супруг, дети, не достигшие двадцати одного года или находящиеся на иждивении а также родственники граждан и их супруги по восходящей линии, находящиеся на их иждивении.

Однако в связи с развитием  общественных отношений и развитием  законодательства Европейского Союза в области свободы передвижения и проживания физических лиц, можно заметить, что имеет место расширение круга членов семьи граждан Союза, являющихся производными субъектами данного права. В результате реформы законодательства о свободе передвижения и проживания в 2004 г. посредством принятия Директивы 2004/38/ЕС круг членов семьи был расширен за счет лиц, состоящих в зарегистрированном партнерстве.

Стоит обратить внимание, что проблема людей, которые не состоят в официальном  браке, но ведут общее хозяйство  и живут вместе в свете предоставляемых прав на свободу передвижения и проживания в Союзе, назревала достаточно давно.

В качестве примера можно привести дело от 17 апреля 1986 г. - Нидерланды против Энн Рид25. В этом деле рассматривалась ситуация, в которой гражданин Великобритании переехал в Нидерланды в поисках работы. Вместе с ним в это государство-член приехала Энн Рид. При этом государством Нидерланды оспаривалось право Энн на получение вида на жительство. В то же время в законодательстве Нидерландов присутствовали нормы, согласно которым партнер, проживающий с гражданином этой страны имел право на получение вида на жительство. Исходя из этого Суд установил, что нормы Регламента 1612/68 не могут подразумеваться как автоматически дающие право считать партнера гражданина, который устраивается на работу в другом государстве члене, его супругом или супругой.

Но исходя из принципа недискриминации, в случае если партнер гражданина принимающего государства-члена имеет определенные права, в этих правах не может быть отказано партнеру гражданина другого государства-члена. Таким образом, Суд подтвердил право Энн Рид на получение вида на жительство.

Из этого, стоит отметить, что  во многом благодаря подобного рода судебным делам, а также динамичным изменениям в структуре и мировоззрении европейского общества, появилось существующее сейчас понимание понятия партнерства, и его закрепление в законодательстве Союза.

В соответствии с нормами Директивы 2004/38/ЕС члены семьи гражданина Союза, а также лица, приравненные к ним, могут пользоваться правами на свободное передвижение и проживание в принимающем государстве-члене в соответствии с его национальным законодательством. Статья 5 данного акта указывает на то, что государства-члены ЕС обязаны допускать на свою территорию имеющих действительное удостоверение личности или паспорт членов семьи гражданина Европейского Союза, которые не имеют гражданства какого-либо из государств-членов ЕС. Однако в параграфе 2 статьи 5 говорится о том, что члены семьи, которые не имеют гражданства одного из государств-членов ЕС, могут быть подчинены требованию обладать въездной визой в соответствии с Регламентом (ЕС) № 539/2001 или в соответствии с национальным законодательством. Но если у этих лиц есть действительный вид на жительство в странах ЕС, то это освобождает заинтересованных членов семьи от обязанности получать визу.

Члены семьи, как и граждане ЕС имеют  право беспрепятственно находиться на территории государства-члена в течение трех месяцев, без соблюдения каких-либо административных формальностей. Если члены семьи гражданина Союза проживают на территории государства-члена более трех месяцев, то в соответствии со статьей 9 Директивы 2004/38/ЕС государства-члены выдают им вид на жительство.

Информация о работе Равовое регулирование свободы передвижения лиц в ЕС