Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:25, дипломная работа
Целью данной работы является изучение правового регулирования свободы передвижения граждан, приравненных к ним лиц граждан третьих стран в Европейском Союзе, а также тенденции и перспективы его развития.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих основных задач:
выведение понятия свободы передвижения физических лиц в праве Европейского Союза, его анализ и оценка;
определение места и роли свободы передвижения физических лиц в правовой системе Европейского Союза;
Изначально законодательство Европейского Союза урегулировало право на свободное передвижение категориям лиц, перемещающихся с целью участия в трудовой деятельности или самостоятельной предпринимательской деятельности.
Но, уже в начале 1990-х, права в области свободы передвижения были расширены и на другие, экономически не активные категории лиц: студентов, пенсионеров и инвалидов, а также экономически независимых граждан. Основным тезисом рассматриваемого периода в области свободы передвижения стал вывод Суда Европейских сообществ о том, что свобода передвижения и проживания - основное право всех граждан государств-членов ЕС, независимо от причины, по которой человек решает жить в другом государстве-члене20.
Несмотря на проведенную в 2004 г. кодификацию законодательства Европейского Союза о свободе передвижения и проживания граждан Союза и членов их семей, сохраняется различный правовой режим реализации этой свободы для различных категорий граждан ЕС.
Исходя из этого в рассматриваемой свободе можно выделить следующие компоненты:
Первой категорий лиц, получившей право на свободное передвижение в рамках ЕС стали работники. Это произошло ввиду трудностей, возникших после Второй мировой войны, на европейском рынке труда, а также необходимостью развития трудовой мобильности в Европе.
На сегодняшний день правовое регулирование свободы передвижения работников носит наиболее формализованный характер, так как работники являются экономически активной категорией и правовое регулирование их передвижения связано, прежде всего с возможностью получения материальных благ в той или иной области. Из этого следует, что регулирование правоотношений направлено в этом случае на защиту и обеспечение гарантий рассматриваемой категории лиц в экономических отношениях.
Далее необходимо рассмотреть особенности
регулирования свободы
Основными элементами политики, предопределяющей правовое регулирование свободы передвижения и проживания отмеченных выше категорий лиц те меры, которые направлены на адаптацию и защищенность граждан Европейского Союза на территории всех государств-членов.
Следующей категорией лиц являются супруги, члены семьи и приравненные к ним лица. Данная категория также имеет ряд особенностей. Изначально она была тесно связана с работниками. Так как супруги, другие члены семьи и лица, к ним приравненные, следовали за судьбой работников. Позднее права данной категории лиц значительно, расширились. Исходя из социальных изменений и новаций современной европейской общественной жизни, в рамках рассматриваемой группы появилась и новая категория лиц - зарегистрированные партнеры. Но более всего, члены семьи и приравненные к ним лица получили гарантии сохранения своих прав после смерти граждан или прекращения отношений с ними. Все большего внимания уделяется правом Европейского Союза учету интересов и особенностей каждого человека. Так, в некоторых случаях предусматривается обязанность государств-членов рассматривать и принимать во внимание индивидуальные ситуации, связанные с каждым конкретным лицом и мотивировать любой отказ во въезде или в проживании.
Прежде всего, свобода передвижения работников в рамках территории Европейского Союза регулируется первичным правом, представленным учредительными документами Союза, источниками вторичного права - нормативными актами (регламентами и директивами), а также прецедентным правом. Правовое регулирование данной свободы направлено на четкое выявление группы людей, входящей в субъект правоотношений - определение понятия работника, рассмотрение и характеристика сущности свободного передвижения работников, выявление и устранение препятствий законному передвижению, а также регламентация случаев правового ограничения свободы передвижения в государствах-членах Европейского Союза.
Первичное право устанавливает правовые основы свободы передвижения работников, источники вторичного права раскрывают и уточняют нормы установленные в учредительных документах, а судебные прецеденты разрешают спорные моменты на основе источников первичного и вторичного права, при этом своевременно реагируя на любые изменения социальной и правовой обстановки в Союзе.
Так в одном из источников первичного права - Договор о Европейском Союзе – уже в преамбуле указывается на то, что государствам-членам ЕС необходимо содействовать свободному передвижению лиц, обеспечивая при этом безопасность и надежную защиту своих народов, путем создания пространства свободы. А также в пункте 2 статьи 3 этого же документа говорится о представлении Европейским Союзом своим гражданам пространство свободы, безопасности и правосудия без внутренних границ, в рамках которого обеспечивается свободное передвижение лиц во взаимосвязи с соответствующими мерами по вопросам контроля внешних границ, предоставления убежища, иммиграции, а также предотвращения преступности и борьбы с этим явлением.
В другом из первичных источников Европейского права, Договоре о функционировании Европейского Союза, целая глава раздела IV посвящена регулированию свободы передвижения работников на территории ЕС.
Нормы данного Договора обеспечивают:
Также ещё в одном первичном источнике права ЕС указывается на свободу передвижения и проживания. Непосредственно в ст. 45 Хартии основных прав Европейского Союза говорится о том, что каждый гражданин или гражданка ЕС обладает правом свободного передвижения и проживания на территории государств-членов ЕС.
А нормы вторичного права, которые, к примеру, закреплены в Регламенте 1612/68 ЕЭС от 15.10.1968 года, закрепляют, что свободное передвижение работников должно быть обеспечено внутри Европейского Союза; что достижение этой цели влечет отмену между работниками государств-членов любой дискриминации, основанной на национальном гражданстве, применительно к занятости, заработной плате и другим условиям труда, а также право для этих работников свободно перемещаться внутри ЕС в целях осуществления работы по найму, при соблюдении ограничений, оправданных по соображениям общественного порядка, общественной безопасности и общественного здравоохранения. А также что свободное передвижение выступает для работников и их семьи основным правом; что мобильность рабочей силы в ЕС должна являться для работника одним из средств, которые гарантируют ему возможность улучшить свои условия жизни и труда и облегчить повышение своего социального статуса, способствуя в то же время удовлетворению потребностей экономики государств-членов; что надлежит утвердить право всех работников государств-членов заниматься деятельностью по своему выбору на территории Европейского Союза.
Следует определить субъект, на который распространяются эти нормы. Задача по определению понятия работника была возложена на Суд Европейских сообществ, который неоднократно заявлял, что это понятие необходимо для деятельности Сообщества, а потому оно должно получить расширенную и полную интерпретацию21. Именно из решений Суда стало возможным выведение достаточно четкого определения работника, которое может применяться, ко всем областям экономической деятельности.
В деле Lawrie-Blu Суд установил следующее определение работника:
«Существенная особенность отношений занятости состоит в том, что в определенный промежуток времени человек выполняет работу или услуги для и под руководством другого лица, и получает за это вознаграждение»
В деле Levin Суд также отметил, что деятельность должна быть «эффективной и реальной, за исключением действий настолько незначительных, чтобы расценивать их в качестве вспомогательных».
Из этого можно выделить следующие элементы понятия «работник»:
Понятие "экономическая деятельность" является основным элементом при определении статуса работника, и требует разъяснения и детализации. В одном из решений, Суд установил, что «экономической деятельностью может назваться деятельность, которая направлена на реализацию тех или иных товаров или услуг на рынке труда».
Согласно мнению Суда, для адекватного
функционирования принципа свободного
передвижения работников необходимо,
чтобы экономическая
Также в деле Levin Суд постановил, что Регламент 1612/68 включает право для всех работников на территории Европейского Союза, осуществлять выбранную ими трудовую деятельность. Это не зависит от того, являются ли они постоянными, сезонными или работниками по совместительству. Суд подтвердил, что права работников распространяются также и на неполную занятость, заявив, что трудовая деятельность при частичной занятости не исключена из области регулирования норм о свободе передвижения работников. А так как значение норм состоит в эффективном и полном регулировании отношений в этой области, в спорных ситуациях данные нормы могут применяться в качестве регулирующих.
Свободное передвижение прежде всего подразумевает право работника беспрепятственно въехать на территорию государства-члена, иметь возможность находиться в государстве для реализации своего права принятия реально предлагаемой работы, а также право остаться в принимающем государстве после завершения трудовой деятельности на условиях, предусмотренных правом Европейского Союза.
Для реализации вышеуказанных прав
Советом и Европейским парламен
Регламент № 1612/68 Совета от 15 октября 1968 г. «о свободном передвижении работников внутри Сообщества»;
Директива 2004/3 8/ЕС Европейского парламента и Совета от 29 апреля 2004 г. о праве граждан Союза и членов их семей свободно передвигаться и проживать на территории государств-членов, изменяющая Регламент (ЕЭС) № 1612/68 и отменяющая директивы 64/221/ЕЭС, 68/360/ЕЭС, 72/194/ЕЭС, 73/148/ЕЭС, 75/34/ЕЭС, 75/35/ЕЭС, 90/364/ЕЭС, 90/365/ЕЭС и 93/96/ЕЭС.
К основному праву для работников относится, что каждый гражданин государства-члена независимо от своего места жительства может поступать на работу по найму и осуществлять её на территории государства-члена в соответствии с законодательными, регламентарными и административными положениями, регулирующими занятость работников этого государства. А также, каждый гражданин и работодатель государства-члена ЕС может обмениваться своими просьбами и предложениями о работе. Заключать трудовые договоры и приводить их в исполнение в соответствии с действующими законодательными, регламентарными и административными положениями, которые не ведут к дискриминации. Исключается дискриминация и в том моменте, когда гражданин государства-члена ищет работу на территории другого государства ЕС, проявляется это в том, что он получает на такое же содействие, какое бюро по найму и трудоустройству этого государства оказывают своим собственным гражданам в поиске работы. Следует указать и то, что наём и приём гражданина одного государства-члена на работу в другом государстве-члене не могут зависеть от медицинских, профессиональных или иных критериев, являющихся дискриминационными исходя из национального гражданства по сравнению с теми критериями, которые применяются к гражданам другого государства-члена, желающим осуществлять такую же деятельность. Но стоит обратить внимание на то, что гражданин, который располагает персональным предложением от работодателя другого государства-члена, чем того, гражданином которого он является, может быть подвергнуть профессиональному испытанию, если работодатель прямо заявит о таком требовании.
Что касается осуществления трудоустройства, то работник, являющийся гражданином государства-члена ЕС, на территории других государств-членов не может подвергаться отношению отличному от национальных работников по причине своего национального гражданства. Это применительно ко всем условиям труда, в частности, в вопросах заработной платы, увольнения, восстановления на работе и повторного трудоустройства, если гражданин оказался безработным.
Информация о работе Равовое регулирование свободы передвижения лиц в ЕС