Равовое регулирование свободы передвижения лиц в ЕС

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:25, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение правового регулирования свободы передвижения граждан, приравненных к ним лиц граждан третьих стран в Европейском Союзе, а также тенденции и перспективы его развития.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих основных задач:
выведение понятия свободы передвижения физических лиц в праве Европейского Союза, его анализ и оценка;
определение места и роли свободы передвижения физических лиц в правовой системе Европейского Союза;

Файлы: 1 файл

Правовое регулирование свободы передвижения лиц в ЕС_07.06.2012г..doc

— 445.00 Кб (Скачать)

Статус долгосрочного  резидента может быть предоставлен к гражданам третьих стран, которые  законно проживают на территории государства-члена ЕС. Но такой статус они не могут приобрести когда:

    • проживают в целях получения образования или прохождения профессионального обучения;
    • получили разрешение проживать в государстве-члене на основании временной защиты или обратились с ходатайством разрешить им проживать на этом основании и ожидают принятия решения о своем статусе;
    • получили разрешение проживать в государстве-члене на основании дополнительной формы защиты в соответствии с международными обязательствами, национальными законодательствами или практикой государств-членов либо обратились с ходатайством разрешить им проживать на этом основании и ожидают принятия решения о своем статусе;
    • являются беженцами или обратились с ходатайством о признании в качестве беженца, по которому еще не вынесено окончательное решение;
    • проживают исключительно на временных началах, например, в качестве лиц, получающих за свою работу вознаграждение в натуре, или сезонных работников, в качестве наемных работников, которые откомандированы лицом, предоставляющим услуги (под "лицом, предоставляющим услуги", понимается физическое или юридическое лицо, которое на возмездной основе занимается оказанием услуг на территории своей страны и/или других стран ЕС), для предоставления трансграничных услуг, или в качестве лиц, предоставляющих трансграничные услуги (когда иностранец сам выступает в качестве "лица, предоставляющего трансграничные услуги", то есть действует от своего имени как самостоятельный субъект хозяйственной деятельности), либо когда их вид на жительство был формально ограничен;
    • имеют правовой статус, регулируемый положениями Венской конвенции 1961 г. "О дипломатических сношениях", Венской конвенции 1963 г. "О консульских сношениях", Конвенции 1969 г. "О специальных миссиях" или Венской конвенции 1975 г. "О представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера".

Для того, чтобы получить статус долгосрочного резидента, гражданин третьей страны должен законно и непрерывно прожить на территории государства-члена ЕС в течение пяти лет, непосредственно предшествующих подаче соответствующего ходатайства.

Периоды отсутствия на территории соответствующего государства-члена  не прерывают течения пятилетнего срока, и принимаются во внимание при расчете последнего, когда они короче шести последовательных месяцев и не превышают в общей сложности десяти месяцев на протяжении пяти лет.

Для приобретения статуса  долгосрочного резидента существует ряд условий:

    • доказательство расположения регулярными ресурсами, достаточными для финансирования его собственных потребностей и потребностей членов своей семьи без обращения к системе социальной помощи соответствующего государства-члена. Государства-члены оценивают эти ресурсы исходя из их характера и регулярности, и могут учитывать минимальный уровень заработной платы и пенсий к моменту обращения с ходатайством о получении статуса долгосрочного резидента;
    • доказательство наличия медицинской страховки в отношении всех рисков, в отношении которых в соответствующем государстве-члене ЕС обычно подвергаются страхованию его собственные граждане.

Для того, чтобы приобрести статус долгосрочного резидента, заинтересованный гражданин третьей страны подает ходатайство компетентным органам государства-члена, в котором он проживает. К ходатайству прилагаются подтвердительные документы, определяемые национальным правом, также, если необходимо, то действительный документ на поездку (загранпаспорт гражданина третьей страны или заменяющий его документ, на основании которого иностранец прибыл на территорию) и документы, которые удостоверяют надлежащие жилищные условия.

Решение по ходатайству  принимается в срок не более чем шесть месяцев. Однако в удовлетворении ходатайства могут отказать по мотивам общественного порядка и общественной безопасности.

Государства-члены выдают долгосрочному резиденту вид  на жительство долгосрочного резидента - ЕС. Этот вид имеет срок действия не менее пяти лет; по истечении срока действия он подлежит возобновлению в автоматическом порядке, если необходимо, по ходатайству. Данный вид на жительство может выпускаться в форме наклейки или отдельно документа.

Долгосрочному резиденту  предоставляется равноправие с национальными гражданами в отношении28:

    • условий трудоустройства в качестве наемного работника или доступа к деятельности, не связанной с наемным трудом, если только эти виды деятельности не связаны с осуществлением публичной власти, а также в отношении условий занятости и труда, в том числе условий увольнения и заработной платы;
    • образования и профессионального обучения, включая пособия и стипендии в соответствии с национальным правом;
    • признания дипломов, сертификатов и иных профессиональных свидетельств в соответствии с уместными национальными процедурами;
    • социального обеспечения, социальной помощи и социальной защиты, как они определяются национальным законодательством;
    • налоговых льгот;
    • доступа к товарам и услугам, предложения товаров и услуг в распоряжение общественности, а также доступа к процедурам предоставления жилого помещения;
    • свободы объединения, вступления в организацию работников или работодателей, или в любую профессиональную организацию и членства в подобных организациях;
    • свободного доступа ко всей территории соответствующего государства-члена в пределах, предусмотренных национальным законодательством по соображениям безопасности.

Но все же государство-член ЕС может ограничить это равноправие  в следующих случаях:

    • государство-член может сохранять ограничения на трудоустройство или на доступ к деятельности, которая не связана с наемным трудом, когда в соответствии с его действующим национальным законодательством или в соответствии с действующим правом ЕС эти виды деятельности зарезервированы для национальных граждан, для граждан Европейского Союза;
    • государства-члены могут требовать доказательства надлежащего знания языка для того, чтобы приобрести доступ к образованию или обучению. Доступ к учебе в университетах может быть поставлен в зависимость от выполнения специальных предварительных условий в сфере образования.

Статус долгосрочного  резидента может быть утрачен  тогда, когда был установлен факт приобретения статуса долгосрочного  резидента обманным путем или же отсутствие на территории ЕС в течение периода в двенадцать последовательных месяцев. Однако, в отношении последнего условия государства-члены ЕС могут предусмотреть, что отсутствие свыше двенадцати последовательных месяцев либо по особым или исключительным причинам не влекут за собой изъятия или утраты статуса.

Страны ЕС предусмотреть, что долгосрочный резидент утрачивает право на данный статус, если ввиду  тяжести совершенных им правонарушений он представляет угрозу для общественного порядка, но это еще не дает оснований для его выдворения.

В целом государства-члены  ЕС могут принимать решение о  выдворении долгосрочного резидента, только когда он представляет реальную и достаточно серьезную угрозу для общественного порядка или общественной безопасности. И такое решение не может обосновываться экономическими соображениями. В решении о выдворении принимаются во внимание такие факторы как:

    • длительность проживания на их территории;
    • возраст заинтересованного лица;
    • последствия для этого лица и для членов его семьи;
    • связи со страной проживания или отсутствие связей со страной происхождения.

Решение о выдворении может быть обжаловано долгосрочным резидентом в судебном порядке в соответствующем государстве-члене ЕС. И даже если долгосрочный резидент не располагает достаточными ресурсами, то ему предоставляется правовая помощь на тех же условиях, что и гражданам государства, в котором он проживает. Все это показывает, что лицо, обладающее статусом долгосрочного резидента, защищен от необоснованного выдворения и ему предоставляются все возможные условия. Для того, чтобы сохранить за собой этот статус.

В соответствии с Директивой 2003/109/ЕС от 25 ноября 2003 года долгосрочный резидент может приобрести право проживать в течение срока, превышающего три месяца, на территории иных государств-членов ЕС чем то, которое предоставило ему статус долгосрочного резидента. Мотивами проживания во втором государстве-члене ЕС могут выступать:

    • осуществление экономической деятельности в качестве наемного или независимого работника;
    • получение образования или профессионального обучения;
    • другие цели.

В кратчайшие сроки и  не позднее трех месяцев после  своего въезда на территорию второго  государства-члена ЕС долгосрочный резидент подает компетентным органам  этого государства-члена ЕС ходатайство о предоставлении вида на жительство.

Допускается возможность  того, чтобы долгосрочный резидент подавал компетентным органам второго  государства-члена ЕС ходатайство  о предоставлении вида на жительство, когда он еще проживает на территории первого государства-члена.

От гражданина третьей  страны может быть потребовано предоставление доказательств того, что он располагает:

    • стабильными и регулярными ресурсами, достаточными для содержания его самого и членов своей семьи без обращения к социальной помощи соответствующего государства-члена;
    • медицинской страховкой, охватывающей на территории соответствующего государства-члена ЕС все риски, в отношении которых обычно подвергаются страхованию его собственные граждане.

Государства-члены ЕС могут отказываться разрешить проживание долгосрочного резидента или членов его семьи, когда заинтересованное лицо представляет угрозу для общественного порядка или общественной безопасности.

Когда государство-член ЕС принимает соответствующее решение, оно учитывает тяжесть или характер правонарушения, которое долгосрочный резидент или члены его семьи совершили против общественного порядка или общественной безопасности, либо опасность, которую представляет заинтересованное лицо.

В удовлетворении ходатайства о проживании, поданного долгосрочным резидентом или членом его семьи, может быть отказано когда заинтересованное лицо представляет угрозу для общественного здравоохранения.

Следует отметить, что  если заболевание возникло после  выдачи первого вида на жительство во втором государстве-члене не может обосновывать отказа в возобновлении вида или выдворения с территории.

Как только долгосрочный резидент получает во втором государстве-члене  вид на жительство, он пользуется в  этом государстве-члене равноправием в областях и согласно условиям, которые предусмотрены в статье 11 Директивы 2003/109/ЕС от 25 ноября 2003 года.

Пока гражданин третьей  страны не приобрел статуса долгосрочного  резидента, второе государство-член ЕС может решить отказать в возобновлении вида на жительство или изъять данный вид и обязать заинтересованное лицо и членов его семьи в соответствии с процедурами, предусмотренными национальным правом, в том числе процедурой выдворения, покинуть его территорию в следующих случаях:

    • по соображения общественного порядка или общественной безопасности;
    • когда более не выполняются условия, предусмотренные в статьях 14, 15 и 16 статье 11 Директивы 2003/109/ЕС от 25 ноября 2003 года;
    • когда гражданин третьей страны незаконно проживает в соответствующем государстве-члене.

Если второе государство-член принимает одну из мер, описанных выше, то первое государство-член ЕС незамедлительно и без каких-либо формальностей повторно допускает на свою территорию долгосрочного резидента и членов его семьи. Второе государство-член ЕС информирует первое государство-член о своем решении.

Стоит упомянуть, что  существует специальный вид Европейского Союза на жительство для граждан третьих стран сроком действия до четырех лет с возможностью продления. Данный вид на жительство введен Директивой 2009/50/ЕС Совета от 25 мая 2009 г. об установлении условий въезда и пребывания граждан третьих стран в целях высококвалифицированной работы и в соответствии с ней она называется «Европейская голубая карта».

Обладателями Европейской  голубой карты могут становиться  любые граждане третьих стран, обладающие «высокой профессиональной квалификацией», а именно, дипломированные специалисты с высшим образованием (при условии, что длительность процесса обучения составляла не менее трех лет), а также иные лица, которые имеют пятилетний профессиональный опыт работы по специальности, требующей высшего образования.

Во многих трудовых и  социальных правах, включая режим оплаты труда, обладатели Европейской голубой карты уравниваваются с гражданами Европейского Союза. Они также наделяются рядом дополнительных прав и возможностей, в том числе правом по истечении полутора лет работы в государстве-члене, выдавшем Европейскую голубую карту, переезжать для осуществления трудовой деятельности в другие государства-члены ЕС.

По сравнению с другими  законными иммигрантами в ЕС для  обладателей Европейской голубой карты предусмотрен упрощенный порядок реализации некоторых прав, регулируемых иными источниками законодательства ЕС. Сюда относятся:

    • право осуществлять «семейное воссоединение», т.е. обеспечивать переезд и совместное проживание в государствах-членах ЕС членов своей семьи (Директива 2003/86/ЕС Совета от 22 сентября 2003 г. о праве на семейное);
    • право по истечении пяти лет законного проживания получить статус «долгосрочного резидента – ЕС», дающий гражданам третьих стран еще более широкие возможности работы и проживания.

Информация о работе Равовое регулирование свободы передвижения лиц в ЕС