Равовое регулирование свободы передвижения лиц в ЕС

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:25, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение правового регулирования свободы передвижения граждан, приравненных к ним лиц граждан третьих стран в Европейском Союзе, а также тенденции и перспективы его развития.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих основных задач:
выведение понятия свободы передвижения физических лиц в праве Европейского Союза, его анализ и оценка;
определение места и роли свободы передвижения физических лиц в правовой системе Европейского Союза;

Файлы: 1 файл

Правовое регулирование свободы передвижения лиц в ЕС_07.06.2012г..doc

— 445.00 Кб (Скачать)

В отношении налоговых и социальных льгот работники – граждане других государств-членов пользуются ими, так же как и национальные работники. Ещё они на равных условиях и основаниях, что и национальные работники, пользуются правом обучаться в профессиональных училищах и центрах реадаптации или переподготовки.

А любое положение коллективного  или индивидуального договора либо иной коллективной регламентации, относящееся к возможности поступления на работу, заработной плате и иным условиям труда и увольнения, является автоматически ничтожным в той мере, в какой оно предусматривает или санкционирует дискриминационные условия по отношению к работникам, являющимся гражданами других государств-членов.

Работник, являющийся гражданином  государства-члена ЕС, занятый на территории другого государства-члена ЕС, пользуется равными правами в вопросах вступления в профсоюзные организации и осуществления профсоюзных прав, в том числе права голоса и доступа к административным или руководящим постам профсоюзной организации. Однако, ему может не предоставляться право на участие в управлении публично-правовыми организациями и право на осуществление публично-правовой должности. Но всё же, он пользуется, правом быть избранным в органы представительства работников на предприятии.

Работник, являющийся гражданином  государства-члена, занятый на территории другого государства-члена, пользуется всеми правами и льготами, которые предоставляются национальным работникам в вопросах обеспечения жильем, включая приобретение в собственность жилого помещения, в котором он нуждается. На том же основании, что и национальные граждане, этот работник в регионе, где он осуществляет трудовую деятельность, может вносить себя в списки лиц, ходатайствующих о предоставлении жилого помещения - в тех местах, где ведутся подобные списки, и пользуется вытекающими отсюда льготами и преимуществами.

Статья 4 Директивы «О праве граждан  Союза и членов из семей свободно передвигаться и проживать на территории государств-членов» от 29 апреля 2004 г. предусматривает право работника покидать территорию любого государства-члена с тем, чтобы отправиться в другое государство-член. Любое действие, касающееся работников и устанавливающее препятствие для "гражданина государства-члена по выезду с территории страны проживания, чтобы осуществить его право на свободу передвижения ", незаконно

При этом ст. 4 Директивы устанавливает, что лицо должно иметь действительное удостоверение личности или паспорт гражданина Союза. В свою очередь, каждое из государств-членов обязано принимать граждан других государств участников, которые изъявили желание въехать на территорию упомянутого государства после предоставления ими удостоверения личности или паспорта. «Лица, указанные в § 1, не обязаны обладать въездной визой или эквивалентным документом». Гарантии соблюдения вышеупомянутых принципов реализовались в решениях и правовых разъяснениях Суда Европейских сообществ, в частности, его запрете на дополнительные административные формальности и на введение дополнительных барьеров властями государств-членов.

В рамках свободы передвижения работников важным являются сроки пребывания работника  на территории принимающего государства-члена. Право остаться на территории государства-члена  является одним из фундаментальных прав работников на основании ст. 39 Договора об учреждении Европейского сообщества. Это право рассматривается как возможность работников «проживать на территории любого из государств-членов для осуществления там трудовой деятельности в соответствии с законодательными, регламентарными и административными положениями, регулирующими трудовую деятельность национальных работников".

Следует отметить, что право пребывания на территории государства-члена вступает в силу только в случае, если лицо собирается остаться в стране на срок более трех месяцев, поскольку меньший период пребывания не требует никаких формальностей, кроме как наличия удостоверения личности или паспорта.

В случае длительного пребывания или  проживания законодательство ЕС требует  соблюдения определенных административных формальностей. Так Директива предусматривает право государств-членов возлагать на граждан Союза обязанность зарегистрироваться в компетентных органах. Срок, в течение которого необходимо зарегистрироваться, не может быть менее трех месяцев со дня въезда. Справка о регистрации выдается немедленно с указанием имени и адреса зарегистрированного лица и даты регистрации. Несоблюдение этой обязанности регистрации может сопровождаться недискриминационными и соразмерными санкциями.

Документы, на основании которых  рабочий получает справку о регистрации, кроме удостоверения личности или паспорта включают в себя обязательство по приему на работу, выданное работодателем, справку с места работы или доказательство, подтверждающее факт занятия не наемным трудом, однако, въездная виза к таковым документам не относится.

В соответствии со ст. 22 Директивы 2004/38/ЕС, право на долгосрочное пребывание и  право на постоянное проживание распространяются на всю территорию принимающего государства-члена. Территориальные ограничения права проживания и права постоянного проживания могут устанавливаться государствами-членами лишь в тех случаях, когда они в равной мере предусмотрены для их собственных граждан.

Директива 2004/38/ЕС (ст. 16) предоставляет  право на постоянное проживание на территории принимающего государства-члена гражданам Союза, которые законно прожили на территории этого государства в течение пятилетнего непрерывного периода.

Также данный документ делает некоторые  исключения для тем работникам, которые прекратили свою деятельность в принимающем государстве-члене. Право постоянного проживания предоставляется следующим категориям лиц:

    • наемный или ненаемный работник, который на момент прекращения своей деятельности достиг возраста, предусмотренного законодательством этого государства-члена для получения пенсии по старости, либо работник, который перестал заниматься наемным трудом вследствие досрочного выхода на пенсию, если подобные работники осуществляли свою деятельность в принимающем государстве-члене на протяжении, как минимум, последних двенадцати месяцев и непрерывно проживают там свыше трех лет. В случае если законодательство принимающего государства-члена не признает в отношении отдельных категорий ненаемных работников права на пенсию по старости, то условие о возрасте считается выполненным по достижении управомоченным лицом возраста в 60 лет;
    • наемный или ненаемный работник, который, непрерывно проживая в принимающем государстве-члене свыше двух лет, перестает осуществлять там свою деятельность вследствие постоянной нетрудоспособности. Если эта нетрудоспособность наступает в результате несчастного случая на рабочем месте или профессионального заболевания, дающих право заинтересованному лицу на получение пособий полностью или частично за счет учреждения принимающего государства-члена, то не требуется никаких условий о сроке проживания;
    • наемный или ненаемный работник, который после трех лет непрерывной деятельности и непрерывного проживания в принимающем государстве-члене занимается наемным или ненаемным трудом на территории другого государства-члена, сохраняя при этом свое место жительства на территории принимающего государства-члена, куда он возвращается, как правило, ежедневно или не реже одного раза в неделю.

Помимо вышеуказанных случаев  Директива 2004/38/ЕС предусматривает и ряд таких ситуаций, при которых работник, который не вовлечен в трудовую деятельность, получает возможность оставаться на территории государств-членов. Так статья 7 Директивы предусматривает право лица оставаться на постоянных началах на территории государства-члена в случаях:

    • временной утраты трудоспособности по причине болезни или несчастного случая;
    • если лицо находится в состоянии вынужденного безработного, при этом проработав в государстве-члене не менее года и находясь на учете в службе занятости;
    • если лицо приступило к профессиональному обучению и данное обучение имеет связь с его предшествующей профессиональной деятельностью;
    • если он располагает полной медицинской страховкой в принимающем государстве-члене и гарантирует компетентному национальному органу посредством заявления или любого иного эквивалентного подтверждения по своему выбору, что располагает в отношении себя и членов своей семьи достаточными средствами, чтобы во время своего проживания не стать бременем для системы социальной помощи принимающего государства-члена ЕС;
    • если он находится в надлежащем образом констатированном положении вынужденно безработного после истечения своего трудового договора, заключенного на определенный срок длительностью менее одного года, или после того, как он оказался вынужденно безработным в течение первых двенадцати месяцев, и встал на учет в компетентной службе занятости в качестве лица, ищущего работу; в таком случае он сохраняет статус работника на протяжении, как минимум, шести месяцев.

Анализ статьи 7 показывает, что в ней говорится о временном пребывании в статусе «безработного работника». В некоторых случаях срок ограничивается наступлением того или иного события, такого как восстановление трудоспособности или прекращение обучения. В других случаях срок четко установлен (абз. с § 3 ст. 7 Директивы 2004/38/ЕС).

    1. Особенности правового регулирования свободного передвижения учащихся, нетрудоспособных граждан и лиц пенсионного возраста

 

Изначально стоит отметить, что  свобода передвижения учащихся - это не просто возможность беспрепятственно передвигаться по территории Европейского Союза с целью получения среднего, высшего или профессионального обучения, но и целый комплекс мер, которые необходимы для устранения препятствий, связанных с социальными, психологическими, культурными и политическими проблемами лиц, желающих получить образование.

По сути это сложный комплекс мер в области социальной политики, посредством которых происходит не только подготовка обучаемого к  получению образования, но и подготовка государств-членов к предоставлению подобного образования, а также организация удовлетворения интересов учащихся-мигрантов. При этом не должны ущемляться права собственных граждан в сфере обучения. Так как социальная политика в области образования и обучения преимущественно находится в компетенции государств-членов, Союз может регулировать их лишь путем запрета определенных действий или посредством принятия рекомендаций, мер стимулирующего характера и применения обширной практики мягкого права (soft law).

Ещё в Договоре о функционировании Европейского Союза в статье 165 указано, что Союз способствует развитию качественного образования, поощряя сотрудничество государств-членов и, если необходимо, поддерживая и дополняя их деятельность, в полной мере уважая при этом ответственность государств-членов за содержание процесса преподавания и за организацию системы образования, а также их культурное и языковое разнообразие.

В связи с этим деятельность Европейского Союза направлена на:

    • развитие европейского измерения в образовании, в частности, путем обучения языкам государств-членов и распространения их знания;
    • создание благоприятных условий для мобильности студентов и преподавателей, в том числе поощряя академическое признание дипломов и периодов обучения;
    • содействие сотрудничеству между образовательными учреждениями;
    • развитие обмена информацией и опытом по вопросам, которые являются общими для систем образования государств-членов;
    • создание благоприятных условий для развития обменов молодыми людьми и организаторами процесса обучения и поощрение участия молодых людей в демократической жизни Европы;
    • поощрение развития дистанционного обучения.

В Европейском Союзе существует организация Eurodesk в рамках программы «Youth in Action» с постоянной структурой, которая занимается вопросами о:

    • предоставлении информации и возможности финансирования в целях содействия мобильности всех молодых людей в рамках ЕС;
    • распространении информации о развитии молодежной политики в ЕС и структурированный диалог;
    • управлении содержания Европейского молодежного портала;
    • повышении качества информации о молодежи.

Деятельность Eurodesk финансируется  Европейской Комиссией и национальными ресурсами.

Eurodesk дает следующую схему ключевых  событий развития европейской молодежной политики:

Белая Книга о Молодежи (White Paper on Youth). 21 ноября 2001 года Европейская Комиссия (COM (2001) 681) приняла Белую Книгу, озаглавленную как "Новый стимул для европейской молодежи" (A New Impetus for European Youth), определяя рамки для сотрудничества в области молодежи. Ее приоритетами являются содействие участию, активной гражданской позиции и волонтерской деятельности молодежи. Она также предназначена для повышения качества информации для молодежи по европейским вопросам и для повышения уровня знаний по вопросам, касающимся молодежи. В европейских источниках принято считать, что Белая книга дала толчок для развития общеевропейского сотрудничества в молодежной сфере. Механизмом развития стал "метод открытой координации", что означает определение общих целей и их перевод в национальную политику. Поскольку речь идет о третьей области политик, где ЕС не имеет компетенции принимать решения для государств членов или даже совместно с государствами членами, данный механизм является очень важным.

Европейский Пакт в интересах молодежи (European Pact for Youth). На своем весеннем саммите в марте 2005 года Европейский Совет принял Европейский пакт в интересах молодежи как часть Лиссабонской стратегии. Европейская Комиссия вкратце так характеризует цель этого документа: развивать участие всех молодых людей в образовании, занятости, обществе. Европейский парламент в резюме документа дал такую характеристику цели: улучшение образования и профессиональной подготовки, мобильность, интеграция молодых людей Европы на рабочем месте и социальную интеграцию. Комиссия призвала к принятию мер в различных областях для большей согласованности. Например, Комиссия предполагает, что цели Пакта должны быть в дальнейшем интегрированы и в профильные стратегии, в частности в Европейскую стратегию занятости. Комиссия приняла также коммюнике (COM (2005) 206), определяющее каким образом должен быть имплементирован Пакт. Спустя три года вопросы образования молодых людей, и их интеграции на рынке труда оставались по-прежнему актуальными. В коммюнике "Содействие полноценному участию молодежи в образовании, занятости и обществе" (COM (2007) 498) Комиссия принимает в качестве темы своего контроля вопросы безработицы среди молодежи и неудовлетворительное образование, полученное большим количеством молодых людей. В связи со сложившейся ситуацией Комиссия призвала к более тесной координации усилий во всех сферах политики, которые имеют последствия для молодых людей. В нем предлагается ряд новых инициатив, направленных как на создание более эффективных механизмов, соединяющих образование и занятость, так и улучшение участия молодежи в европейских процессах принятия решений.

Информация о работе Равовое регулирование свободы передвижения лиц в ЕС