Равовое регулирование свободы передвижения лиц в ЕС

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:25, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение правового регулирования свободы передвижения граждан, приравненных к ним лиц граждан третьих стран в Европейском Союзе, а также тенденции и перспективы его развития.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих основных задач:
выведение понятия свободы передвижения физических лиц в праве Европейского Союза, его анализ и оценка;
определение места и роли свободы передвижения физических лиц в правовой системе Европейского Союза;

Файлы: 1 файл

Правовое регулирование свободы передвижения лиц в ЕС_07.06.2012г..doc

— 445.00 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Свобода передвижения - неземной соблазн именно потому, что он не привязывает нас к месту. Собственно, вся наша цивилизация, как говорят историки античности, началась с того, что греки перестали умирать там, где родились1.

(Александр Генис)

 

Свобода передвижения является неотъемлемым правом человека в современном мире. Свобода движения лиц в рамках Европейского Союза означает, что его гражданине  могут беспрепятственно перемещаться между странами ЕС в целях проживания (в том числе и по выходу на пенсию), работы и учёбы. Обеспечение этих возможностей включает упрощение формальностей при переезде и взаимное признание профессиональных квалификаций. Европейский Союз предоставляет все возможные условия для упрощения реализации этой свободы.

Регулируется этот вопрос актами европейского (надгосударственного) законодательства, издаваемых законодательными институтами ЕС в целом (Европейским  парламентом и Советом Европейского Союза) и лишь по отдельным вопросам уточняемых или дополняемых национальными правовыми актами государств-членов ЕС.

Актуальность темы дипломной  работы. Свобода передвижения (право  на свободу передвижения) одно из основных, естественных прав человека. Теоретическое  осмысление и практическое его осуществление является одной из наиболее сложных и актуальных проблем современности. В европейском праве и, в частности, в праве Европейского Союза, отсутствует развернутое нормативное понятие права на свободу передвижения.

Отсутствие единого понимания права на свободное передвижение создает ряд проблем в практике его реализации. Поэтому особенно актуальным является анализ не только учредительных документов и вторичного законодательства Европейского Союза, но также судебной практики в механизме обеспечения защиты этого права.

В настоящей дипломной  работе исследовано развитие правового регулирования свободы передвижения граждан Европейского Союза, приравненных к ним лиц и граждан третьих стран.

Объектом дипломной работы выступают правовые отношения, связанные с возникновением, становлением и перспективами развития свободы передвижения граждан Союза, приравненным к ним лиц и граждан третьих стран в праве Европейского Союза.

Предметом настоящего исследования выступают правовые акты, доктрина, судебная практика Европейского Союза, а также законопроектные работы, осуществляемые в Европейском Союзе, в отношении различных категорий граждан и приравненных к ним лиц при регулировании свободы их передвижения с тем, чтобы сформулировать выводы и положения об их характере, содержании и динамике развития.

Целью данной работы является изучение правового регулирования свободы передвижения граждан, приравненных к ним лиц граждан третьих стран в Европейском Союзе, а также тенденции и перспективы его развития.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих  основных задач:

    • выведение понятия свободы передвижения физических лиц в праве Европейского Союза, его анализ и оценка;
    • определение места и роли свободы передвижения физических лиц в правовой системе Европейского Союза;
    • анализ исторического развития и изменения в области регулирования свободы передвижения граждан, а также лиц, приравненных к ним, в целях реализации прав, установленных в некоторых нормах о свободе передвижения;
    • выявление и изучение отдельных категорий лиц, регулируемых нормами о свободе передвижения в праве Европейского Союза. Анализ различий в методах и подходах при регулировании той или иной категории физических лиц.

Для исследования и анализа  вопросов, указанных в содержании дипломной работы были использованы специальные методы научного исследования, такие как анализ законодательной базы, её обобщение и иные способы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ЛИЦ В ЕС

 

    1. Понятие свободы передвижения граждан и приравненных к ним лиц в праве Европейского Союза

 

Свобода передвижения лиц является одной из четырех свобод Европейского Союза, которая реализуется в рамках политической и экономической интеграции на этапе общий рынок, для которой характерны свобода движения услуг, капитала, лиц, свобода учреждения и свобода передвижения товаров.

Истоки понятия «четыре свободы» уходят к Римскому договору 1957 года об учреждении Европейского экономического сообщества. А возникшее уже на более поздней ступени понятие Единого экономического пространства, развивая положения Римского договора, подразумевает движение в сторону создания условий для свободного перемещения товаров, услуг, рабочей силы и капитала.

Развитие между странами-участниками общего рынка (впоследствии переименованного в единый рынок), а также создание таможенного союза стали двумя из основных целей создания Европейского экономического сообщества. При этом если таможенный союз подразумевает запрещение любых пошлин в торговых отношениях между государствами-членами и формирование общего таможенного тарифа по отношению к третьим странам, то общий рынок распространяет эти принципы и на другие препятствия конкуренции и взаимодействия экономик стран союза, гарантируя тем самым так называемые четыре свободы: свободу движения товаров, свободу движения лиц, свободу движения услуг и свободу движения капитала.

Свобода движения лиц означает, что гражданин Евросоюза может беспрепятственно перемещаться между странами союза в целях проживания (в том числе и по выходу на пенсию), работы и учёбы. Обеспечение этих возможностей включает упрощение формальностей при переезде и взаимное признание профессиональных квалификаций.

Само по себе понятие «свобода передвижения»  является комплексным и многогранным. О смысле свободы задумывались еще  философы античности, такие как Платон2. С течением времени понятие свободы изменялось, эволюционируя и развиваясь вместе с гуманистическими идеями. Так немецкий философ XVIII века Иммануил Кант считал, что свобода является независимостью от чужой принудительной воли3. А французский философ Луи Лефевр считает, что свобода – есть такое состояние человека, при котором его никто не сдерживает и никто не контролирует, кроме легитимных властей и той цели, которую он сам себе поставил. Современный американский философ Лаймэн Брайсон смысл свободы видит в возможности широкого выбора и в наличии разнообразия решений, которые могут быть приняты4.

Одним из первых, кто дал понятие  «свобода» в правовом смысле, был Ш. Монтескье: «свобода - это право делать все, что разрешено законом; если бы гражданин мог делать то, что запрещено законом, то и не имел бы свободы, поскольку и другие люди воспользовались бы этим правом».

Понятие «свобода передвижения» стало  основой и началом закрепления естественных прав в законах и правовых нормах.

С точки зрения современной правовой науки, свобода передвижения характеризуется  возможностью граждан свободно передвигаться  внутри страны, менять место жительства или работы и выезжать за рубеж. Так  статья 13 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года закрепляет понятие свободы передвижения следующим образом: «Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе место жительства в пределах каждого государства. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну»5. Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что свобода передвижения включает в себя целый комплекс прав, которые одновременно являются как гарантией других естественных прав, так и признаком правового государства. Однако нормы, регулирующие свободу передвижения, как правило, устанавливаются каждым конкретным государством и не распространяются на территорию других стран. В этом плане Европейский Союз представляет собой интеграционное образование, которое объединяет в себе большинство европейских государств и распространяет свободу передвижения на совокупное территорию всех входящих в него стран, поэтому и представляет интерес.

Нормативное закрепление свободы  передвижения в рамках Европейских сообществ началось с 1950-х годов и развивается по настоящее время уже в рамках Европейского Союза. Например, в Договоре о Европейском Союзе 1992 г., оно реализовалось в институте гражданства Союза. А в соответствии со ст. 17 Договора об учреждении Европейского сообщества каждое лицо, имеющее гражданство государства-члена, является гражданином Союза. Гражданство Европейского Союза не замещает национальное гражданство, а всего лишь дополняет его.

Статья 19 Договора устанавливает право  каждого гражданина Союза на свободное  передвижение и проживание на территории всех государств-членов. Из этого следует что, граждане государств-членов автоматически получили право свободно передвигаться и постоянно проживать на всей территории Европейского Союза. Позже эти нормы с некоторыми изменениям были перенесены в Хартию Европейского Союза об основных правах 2000 г. Помимо базовых документов в Европейском Союзе был принят ряд законодательных актов (директив и регламентов), которые более детально и четко раскрывали те или иные аспекты свободы передвижения физических лиц. Например:

    • Регламент Совета от 15 октября 1968 г. о свободном передвижении работников в Сообществе (1612/68/ЕЭС)6;
    • Регламент Комиссии от 29 июня 1970 г. о праве работников оставаться на территории государства-члена после прекращения трудовой деятельности в данном государстве (1251/70/ЕЭС) (Заменен Регламентом 635/2006 от 25 апреля 2006 г.)7;
    • И кодифицирующий акт - Директива 2004/38/ЕС Европейского Парламента и Совета от 29 апреля 2004 г. о праве граждан Союза и членов их семей свободно передвигаться и проживать на территории государств-членов, изменяющая Регламент (ЕЭС) № 1612/68 и отменяющая директивы 64/221/ЕЭС, 68/360/ЕЭС, 72/194/ЕЭС, 73/148/ЕЭС, 75/34/ЕЭС, 75/35/ЕЭС, 90/364/ЕЭС, 90/365/ЕЭС и 93/96/ЕЭС.8

Правовое регулирование свободы передвижения граждан ЕС в первичном и вторичном праве Европейского Союза в полной мере соответствует принципу дополнительности гражданства Европейского Союза по отношению к национальному гражданству, закрепленному в Договоре о Европейском Союзе. Признание за гражданами Союза права на свободное передвижение и проживание на территории всех государств-членов не затрагивает их право на свободное передвижение и проживание внутри государства своей гражданской принадлежности, как это право гарантировано национальными конституциями, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и другими международными договорами.

«Гражданство - один из важнейших атрибутов государственности, выражающийся во взаимных правах и обязанностях человека и государства»9. Гражданство в надгосударственном объединении является еще одной отличительной чертой Европейского Союза. Именно наличие союзного гражданства является необходимым условием, определяющим право на свободное передвижение физических лиц на территории Европейского Союза.

Право на свободу перемещения может  толковаться довольно широко. Но при  рассмотрении законодательства Европейского Союза следует проводить анализ норм с учетом субъектов, на которых они направлены. Именно поэтому общие нормы о свободе передвижения распространяются на лиц, имеющих статус гражданина Союза, или иных лиц, прямо указанных в тех или иных нормах права Союза.

Свобода передвижения физических лиц в праве  Европейского Союза может пониматься как провозглашенная учредительными документами, регламентируемая текущим законодательством и судебной практикой институтов Европейского Союза, основанная на интеграционных процессах формирования внутреннего рынка, совокупность корреспондирующих прав и обязанностей физических лиц и государств-членов Союза, направленная на устранение препятствий для свободного передвижения и проживания в пределах совокупной территории государств-членов Европейского Союза его граждан и иных лиц, прямо указанных в нормативных актах ЕС.

 

2.2. Система источников, регулирующих свободу передвижения в ЕС

 

Европейский Союз обладает оригинальной системой источников. Формы (источники) права Европейского Союза образуют целостную систему источников с характерной для такой системы иерархией актов. Система источников права Европейского Союза включает в себя две группы актов – акты первичного права и акты вторичного права.

К актам первичного права относятся  все учредительные договоры Европейского Союза. По своей юридической природе акты первичного права являются международными договорами. Нормы актов первичного права обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим нормам Европейского Союза, содержащимся в актах вторичного права.

Среди актов первичного права, где закреплены свободы передвижения лиц в ЕС, выделяются Договор о функционировании Европейского Союза, Хартия основных прав и свобод 2000 года и Договор о Европейском Союзе 1992 года.

Так, в Хартии основных прав и свобод в ст. 45 указано, что каждый гражданин  или гражданка Союза обладает правом на свободное передвижение и проживание на территории государств-членов. И, что в соответствии с Договором, учреждающим Европейское сообщество, свобода передвижения и проживания может быть предоставлена гражданам третьих стран, проживающим на законных основаниях на территории государства-члена.

В статье 3 общих положений Договора о Европейском Союзе сказано, что ЕС предоставляет своим гражданам пространство свободы, безопасности и правосудия без внутренних границ, в рамках которого обеспечивается свободное передвижение лиц во взаимосвязи с соответствующими мерами по вопросам контроля внешних границ, предоставления убежища, иммиграции, а также предотвращения преступности и борьбы с этим явлением.

Информация о работе Равовое регулирование свободы передвижения лиц в ЕС