Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:25, дипломная работа
Целью данной работы является изучение правового регулирования свободы передвижения граждан, приравненных к ним лиц граждан третьих стран в Европейском Союзе, а также тенденции и перспективы его развития.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих основных задач:
выведение понятия свободы передвижения физических лиц в праве Европейского Союза, его анализ и оценка;
определение места и роли свободы передвижения физических лиц в правовой системе Европейского Союза;
Краткое и более часто используемое обозначение документа ("Шенгенский кодекс о границах"), как видно, указывает на его связь с Шенгенскими достижениями. Связь эта является сугубо юридической. Шенгенский кодекс о границах развивает, дополняет и заменяет собой нормы о пересечении границ людьми, которые были заложены в Шенгенских соглашениях и актах Шенгенского исполнительного комитета. Теперь эти нормы сведены вместе в одном источнике.
Шенгенский кодекс о границах регулирует трансграничные перемещения людей на всех видах границ государств-членов ЕС и других стран, входящих в Шенгенское пространство.
Шенгенский кодекс о границах на первое место поставил правила в отношении границ с третьими странами (раздел II "Внешние границы") и на второе место - правила для границ между государствами-членами (раздел III "Внутренние границы"). Остальные разделы Кодекса содержат вводные и заключительные положения.
Следует иметь в виду, что Шенгенский кодекс о границах регулирует перемещение через границы только людей (физических лиц), но не товаров и услуг, трансграничное движение которых подчиняется другим отраслям законодательства ЕС. Предметом регулирования Шенгенского кодекса о границах не является и регулирование вопросов иммиграции в Европейский Союз из третьих стран, включая порядок депортации и санкции в отношении нелегальных иммигрантов.
Термин “институт” в праве Европейского Союза обозначает руководящие органы данной организации, на которые возложено осуществление ее основных задач. Данные учреждения Европейского союза, представляют и обеспечивают интересы, общие для всех государств-членов ЕС. В настоящее время по всем соглашениям, связывающим все государства-члены на общих основаниях, сформировались семь самых главных и руководящих органов ЕС15:
Европейский совет — высший политический орган Европейского союза, состоящий из глав государств и правительств государств-членов ЕС.
Совет Европейского союза — наряду с Европейским парламентом, один из 2-х законодательных органов Европейского союза.
Европейская комиссия — высший орган исполнительной власти Евросоюза. Отвечает за выполнение решений Союза, контролирует соблюдение его законов в странах-членах и, если требуется, возбуждает в суде Европейского союза иск против стран-членов за нарушение членских обязательств.
Суд Европейского союза — высший суд ЕС.
Европейский парламент имеет три важнейшие задачи: законодательство, бюджетирование и контроль Европейской комиссии. Избирается населением с 1979 года.
Европейская счётная палата — институт, осуществляющий аудиторскую проверку бюджета Европейского Союза и его учреждений.
Европейский центральный банк — центральный банк Европейского Союза и зоны евро.
Однако основными институтами, которые регулируют вопрос свободы передвижения лиц в Европейском Союзе, являются: Совет Европейского Союза, Европейская Комиссия и Европейский парламент.
В существующем "институциональном треугольнике" ЕС первый элемент - Европейский парламент (Европарламент) - является надгосударственным представительным органом. Его депутаты избираются напрямую гражданами Европейского Союза сроком на 5 лет и, независимо от места избрания, действуют в качестве представителей всех народов ЕС, вместе взятых (внутри Европарламента депутаты объединяются не по национальному признаку, а во фракции - "политические группы").
Второй законодательный
Для принятия решений в Совете по большинству вопросов, входящих в компетенцию ЕС, включая режим пересечения границ, сегодня уже не требуется единогласного одобрения. Достаточно квалифицированного большинства голосов, что означает отсутствие у какого-либо государства-члена права вето.
Европейская комиссия (Комиссия) выступает институтом, обеспечивающим поддержание и дальнейшее развитие интеграционных процессов в рамках ЕС. Формируется совместно государствами-членами и Европейским парламентом сроком на 5 лет, но в отставку может быть отправлена только последним (посредством вотума недоверия). В своей деятельности члены Комиссии (27 комиссаров, включая председателя) обязаны руководствоваться исключительно "общими интересами" ЕС и не связаны какими-либо инструкциями властей своих родных государств (членам Комиссии запрещено не только принимать, но даже запрашивать инструкции у любых правительств и учреждений).
Традиционно Комиссия характеризуется как "мотор", или "двигатель" Союза, так как именно от нее по общему правилу исходят новые предложения по развитию европейской интеграции, в том числе новые законопроекты, представляемые на утверждение Совета и Европарламента.
Одновременно Комиссия выполняет функцию "хранителя" Союза, осуществляя надзор за соблюдением права ЕС всеми государствами-членами и, при необходимости, привлекая их к ответственности перед Судом Европейского Союза. В крайнем случае, государство-член, не соблюдающее предписания ЕС, может быть подвергнуто Судом по иску Комиссии финансовым санкциям, взыскиваемым в бюджет Европейского Союза: единовременной сумме штрафа и (или) периодическим, как правило, ежедневным платежам - пене.
Полномочия данных институтов в рамках свободы передвижения лиц в Европейском Союзе указаны в Договоре о функционировании Европейского Союза, непосредственно в статьях 46, 48.
Европейский парламент и Совет после консультации с Экономическим и социальным комитетом в соответствии с обычной законодательной процедурой, посредством директив и регламентов, принимают меры, которые необходимы для реализации свободного передвижения лиц. Таким образом, они обеспечивают тесное сотрудничество между национальными трудовыми ведомствами; упрощают виды административных процедур и административной практики, а также сроки ожидания получения доступа к рабочим местам; подчиняют лиц из других государств-членов таким условиям, которые отличны от тех, что применяются к гражданам определенного государства-члена ЕС; а также устанавливают механизмы, которые способны облегчить свободу передвижения лиц в ЕС и которые исключают появление серьезных угроз для уровня жизни и занятости в различных регионах16.
Европейский парламент и Совет, в соответствии с обычной законодательной процедурой, принимают в области социального обеспечения меры, которые необходимы для установления свободного передвижения лиц, в частности, посредством введения системы, которая позволит обеспечить наемным и ненаемным работникам-мигрантам, а также их управомоченным лицам:
а) суммировать всех периодов времени, учитываемых согласно различным национальным законодательствам, в целях возникновения и сохранения права на получение пособий, а также с целью исчисления размеров последних;
b) выплачивать пособия лицам,
проживающим на территориях гос
В случае, когда член Совета заявляет о том, что предусмотренный выше проект законодательного акта способен нанести ущерб важным аспектам его системы социального обеспечения, в особенности в том, что касается сферы применения, расходов или финансовой структуры, либо негативно сказаться на финансовом равновесии этой системы, он может потребовать передачи вопроса на рассмотрение Европейского совета. В таком случае обычная законодательная процедура приостанавливается. После обсуждения и в течение четырех месяцев с момента данного приостановления Европейский совет:
Также в соответствии, с Регламентом № 1612/68 Совета от 15.10.1968 года «о свободном передвижении работников внутри Сообщества» указано, что на Европейское бюро по координации взаимного погашения предложения и спроса на рабочие места, учреждаемое внутри Комиссии возложена задача по способствованию на уровне Сообщества сведения и взаимного погашения предложения и спроса на рабочие места. На него возлагаются, в частности, все технические задачи, лежащие в этой области на Комиссии согласно условиям Регламента 1612/68 и, особенно, оказание поддержки национальным службам по найму и трудоустройству. Данное Координационное бюро осуществляет синтез информации о проблемах и данных, относящихся к свободному передвижению и занятости работников, а также информацию, касающуюся состояния и развития занятости. В дополнение Координационное бюро анализирует данные по вопросам занятости и безработицы. Всё вышеуказанное производится с целью выявления полезных сведений прогнозируемой эволюции рынка труда в ЕС.
На Европейское
Оно передает специализированным службам
предложения и просьбы о
Стоит отметить о существовании еще двух органах, которые уполномочены обеспечить тесное сотрудничество между государствами-членами ЕС в области свободного передвижения лиц (работников). Среди них Консультативный комитет и Технический комитет.
На Консультативный комитет возлагается18:
Консультативный комитет устанавливает свои методы работы посредством внутреннего регламента, который вступает в силу после одобрения Советом на основании заключения Комиссии. Вступление в силу возможных изменений, которые Комитет решит в него внести, подчинено аналогичной процедуре.
Техническому комитету поручается содействовать Комиссии в подготовке, проведении и наблюдении за результатами всех технических работ и мер во исполнение Регламента 1612/68 ЕЭС и возможных дополнительных положений.
На Технический комитет возлагается19:
Предложения и заключения, сформулированные Техническим комитетом, представляются Комиссии и доводятся до сведения Консультативного комитета. К этим предложениям или заключениям прилагается справка, указывающая мнения, высказанные различными членами Технического комитета, когда последние этого требуют.
Анализируя свободу
Но, нельзя говорить о том, что экономика ушла на второй план. В данном случае подходящим было бы сказать о таком переходе, в котором экономические процессы подкрепляются как политической так и идеологической составляющими, куда входят поддержка социальных институтов, развитие здорового гражданского общества.
Информация о работе Равовое регулирование свободы передвижения лиц в ЕС