Равовое регулирование свободы передвижения лиц в ЕС

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:25, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение правового регулирования свободы передвижения граждан, приравненных к ним лиц граждан третьих стран в Европейском Союзе, а также тенденции и перспективы его развития.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих основных задач:
выведение понятия свободы передвижения физических лиц в праве Европейского Союза, его анализ и оценка;
определение места и роли свободы передвижения физических лиц в правовой системе Европейского Союза;

Файлы: 1 файл

Правовое регулирование свободы передвижения лиц в ЕС_07.06.2012г..doc

— 445.00 Кб (Скачать)

Допуск гражданина третьей  страны на подчиняется условию о  проверке его личного дела, из которого должно вытекать, что ходатайствующее лицо отвечает следующим условиям32:

    • предоставление действительного документа на поездку (загранпаспорт или аналогичный документ) в соответствии с национальным законодательством;
    • предоставление разрешения родителей на намеченное пребывание, в случае, если гражданин третьей страны является несовершеннолетним;
    • наличие медицинской страховки, охватывающей все риски, в отношении которых обычно страхуются граждане соответствующего государства-члена ЕС;
    • гражданин третьей страны не должен рассматриваться в качестве угрозы общественному порядку, общественной безопасности или общественному здоровью;
    • при обращении с подобным требованием государства-члена ЕС - предъявить доказательство оплаты сборов, взимаемых за рассмотрение ходатайства.

Но стоит отметить, что есть помимо этих общих условий и специальные, которые касаются непосредственно определенные категории лиц.

Так, например, применительно  к студентам существуют такие  условия33:

    • быть принятым в учреждение высшего образования для прохождения там образовательного цикла;
    • предъявить требуемое государством-членом доказательство того, что во время своего пребывания он будет располагать достаточными ресурсами для покрытия своих расходов на существование, образование и возвращение. Государства-члены обнародуют минимальный размер ежемесячных ресурсов, требуемый в целях настоящего положения, без ущерба индивидуальной проверке каждого случая;
    • если государство-член ЕС обращается с подобным требованием, – предъявить доказательство того, что он располагает достаточным знанием языка образовательной программы, которую будет проходить;
    • если государство-член обращается с подобным требованием, – предъявить доказательство оплаты вступительных сборов, взимаемых учреждением.

Что касается учащихся то относительно их следующие специальные условия34:

    • иметь минимальный возраст и не превышать максимального возраста, которые установлены соответствующим государством-членом;
    • предъявить доказательство того, что он был зачислен в учреждение среднего образования;
    • предъявить доказательство своего участия в официально признаваемой программе по обмену учащимися, которая реализуется организацией, признанной с этой целью соответствующим государством-членом согласно его национальному законодательству или административной практике;
    • предъявить доказательство того, что организация по обмену учащимися выступает гарантом заинтересованного лица на всем протяжении срока его нахождения на территории соответствующего государства-члена, в частности, гарантом его расходов на существование, образование, здравоохранение и возвращение;
    • быть принятым на всем протяжении срока его пребывания семьей, отвечающей условиям, установленным соответствующим государством-членом, и отобранной согласно правилам программы по обмену учащимися, в которой он участвует.

Директива 2004/114/ЕС предоставляет этим категориям лиц право на получение вида на жительство, но его сроки действия варьируются. Так для студентов вид на жительство выдается на срок не менее одного года, с возможностью возобновления; для учащихся - вид на жительство выдается только на срок не более одного год; неоплачиваемым стажерам - вид на жительство охватывает длительность стажировки и не может превышать одного года (в исключительных случаях он может возобновляться один-единственный раз и только на срок, необходимый для получения профессиональной квалификации, признаваемой государством-членом ЕС); волонтерам - вид на жительство на срок не более одного года (в исключительных случаях, если длительность конкретной программы превышает один год, срок действия вида на жительство может корреспондировать соответствующему периоду).

В соответствии со статьёй 17 Директивы 2004/114/ЕС студентам за рамками  времени, отводимого на образование, и  при соблюдении правил и условий, подлежащих применению к соответствующей  деятельности в принимающем государстве-члене, предоставляется право становиться наемными работниками и могут быть управомочены заниматься самостоятельной экономической деятельностью.

Подводя итог о вышесказанном, можно сказать о том Европейский  Союз оказывает немалое содействие гражданам третьих стран в укреплении их положения в ЕС. Интеграция граждан третьих стран, которые прочно обосновались в государствах-членах ЕС, является ключевым элементом в содействии экономическому и социальному сплочению, а это в свою очередь является основополагающей целью ЕС.

Европейский Союз максимально  приближает правовой статус граждан  третьих стран к статусу граждан  государств-членов ЕС, а также предоставляется  весь спектр единообразных прав, как можно более приближенных к тем правам, какими пользуются сами граждане Европейского Союза.

Стоит отметить и то, что  Европейский Союз содействует сплочению  семьи, так как это способствует созданию социокультурной стабильности. Также поощряет интеграцию членов семьи, что способствует развитию института семьи и здоровому населению и будущему поколению.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

C развитием права Европейского Союза свобода передвижения стала доступна всем гражданам Союза, они получили возможность беспрепятственно путешествовать по территории всех государств-членов ЕС. Особенностью развития свободы передвижения в европейском праве стал его межгосударственный характер. Нормы о свободе передвижения, которые ранее регулировали отношения только на национальном уровне, теперь нашли свое активное применение для граждан Европейского Союза в рамках единого пространства свободы и безопасности.

В процессе написания  дипломной работы было исследовано  понятие свободы. В результате этого  под свободой передвижения лиц, в  соответствии с нормативно-правовой базой Европейского Союза, целесообразно понимать провозглашенную учредительными документами, регламентируемую текущим законодательством и судебной практикой институтов Европейского Союза, основанную на интеграционных процессах формирования внутреннего рынка, совокупность корреспондирующих прав и обязанностей физических лиц и государств-членов Союза, направленная на устранение препятствий для свободного передвижения и проживания в пределах совокупной территории государств-членов Европейского Союза его граждан и иных лиц, прямо указанных в нормативных актах ЕС35.

Также определено место  и роль свободы передвижения лиц. Данная свобода входит в одну из форм экономической интеграции – общий рынок. Что предполагает свободное перемещение товаров, работ и услуг, капитала и трудовых ресурсов, последнее же подразумевает непосредственно физических лиц.

Доктринально свобода передвижения лиц в рамках ЕС закреплена как  в источниках первичного права ЕС, так и в актах вторичного права. Эта свобода нашла свое закрепление в таких документах первичного права ЕС как:

    • Договор о функционировании Европейского Союза 1957г.;
    • Договор о Европейском Союзе 1992 г.;
    • Хартия основных прав и свобод 2000 г.

Помимо базовых источников ЕС, данная свобода нашла свою конкретизацию в актах вторичного права ЕС:

    • Регламент Совета от 15 октября 1968 г. о свободном передвижении работников в Сообществе (1612/68/ЕЭС)36;
    • Регламент Комиссии от 29 июня 1970 г. о праве работников оставаться на территории государства-члена после прекращения трудовой деятельности в данном государстве (1251/70/ЕЭС) (Заменен Регламентом 635/2006 от 25 апреля 2006 г.)37;
    • Директива 2004/38/ЕС Европейского Парламента и Совета от 29 апреля 2004 г. о праве граждан Союза и членов их семей свободно передвигаться и проживать на территории государств-членов, изменяющая Регламент (ЕЭС) № 1612/68 и отменяющая директивы 64/221/ЕЭС, 68/360/ЕЭС, 72/194/ЕЭС, 73/148/ЕЭС, 75/34/ЕЭС, 75/35/ЕЭС, 90/364/ЕЭС, 90/365/ЕЭС и 93/96/ЕЭС.

Был проведен анализ историко-правового  развития свободы передвижения лиц. Определено, что нормативно-правовое закрепление началось с 1950 года и развивается по настоящее время в рамках ЕС. Так, стоит отметить особое значение Директивы 2004/38/ЕС от 29.04.2004 г. о праве граждан Союза и членов их семей свободно передвигаться и проживать на территории государств-членов. Данный документ кодифицировал и изменил многочисленные, отдельные и обособленные нормативные акты, содержание которых в значительной степени копировали друг друга. А также этот документ внес ряд изменений и дополнений в сложившийся ранее правовой режим. Главные среди них – отмена получения вида на жительство для граждан ЕС и замена его упрощенной системой регистрации по месту проживания, в дополнение был расширен объем понятия «член семьи» и дополнительные гарантии для подобных лиц (пример: расторжение брака).

Также были определены категории лиц, реализующих свободу передвижения. Можно выделить:

    • Работники и самозанятые граждане ЕС;
    • Учащиеся, нетрудоспособные граждане и лица пенсионного возраста;
    • Члены семьи и приравненные к ним лица;
    • Граждане третьих государств.

Стоит обратить внимание на отсутствие четко сформулированной терминологии, необходимой для реализации права на свободное передвижение и проживание. Практика Суда Европейских сообществ и Трибунала первой инстанции разрешает множество споров и формулирует все более обширную терминологическую базу. Однако использование этой терминологии без специальных знаний является затруднительным, в особенности для рядовых граждан, интересы и права которых как раз и призвана защищать создаваемая нормативная база.

Но все же при реализации свободы передвижения граждан в Европейском Союзе сохраняются некоторые проблемы. В частности нужно отметить зависимость свободного передвижения и проживания от экономической составляющей. Особенно явно эта проблема проявилась после вступления в Союз государств Восточной Европы. В связи с экономической «слабостью этих государств-членов повысилась миграция работников из менее благополучных стран в более благополучные». Как следствие можно отметить появление опасений работников принимающих государств-членов за сохранение своих рабочих мест.

Тем не менее, опыт Европейского Союза, который является лидером  в области создания интеграционных образований и межгосударственной системы свободы передвижения, является очень полезным.

Таким образом, мы можем  видеть, что нормы Европейского Союза в области свободы передвижения являются важным помощником при становлении молодых интеграционных образований, а также при развитии законодательства о свободе передвижения в национальном праве тех или иных государств.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Декларация прав и свобод человека и гражданина – М.: «Инфра-М”, 2011. – 12 с.
  2. "Хартия основных прав Европейского Союза" (Принята в г. Ницце 07.12.2000).
  3. Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии (Рим, 25 марта 1957 года).
  4. Соглашение между правительствами государств экономического союза Бенилюкс, Федеративной Республики германии и Французской Феспублики о постепенной отмене проверок на общих границах (Шенген, 14 июня 1985 года).
  5. Регламент (ЕС) N 562/2006 Европейского парламента и Совета от 15 марта 2006 г., устанавливающий Кодекс Сообщества о режиме пересечения людьми границ (Шенгенский кодекс о границах).
  6. Регламент (ЕС) N 1931/2006 Европейского Парламента и Совета от 20 декабря 2006 г. об установлении правил в отношении малого пограничного движения на внешних сухопутных границах государств-членов и об изменении положений Шенгенской конвенции.
  7. Регламент (ЕЭС) №1612/68 Совета от 15 октября 1968 г. о свободном передвижении работников внутри Сообщества.
  8. Регламент комиссии о праве работников оставаться на территории государства-члена после прекращения трудовой деятельности в данном государстве (1251/70/ЕЭС) от 29 июня 1970 г.
  9. Регламент Совета, определяющий третьи страны, граждане которых должны обладать визами при пересечении внешних границ государств-членов(574/99/ЕС) от 12 марта 1999 г.
  10. Регламент (ЕС) N 1987/2006 Европейского парламента и Совета от 20 декабря 2006 г. об учреждении, функционировании и использовании Шенгенской информационной системы второго поколения (СИС II).
  11. Регламент (ЕС) № 810/2009 Европейского парламента и Совета от 13 июля 2009 г., устанавливающий Кодекс Сообщества о визах (Визовый кодекс).
  12. Директива Совета 64/221/ЕЭС о координации специальных мер, относящихся к передвижению и проживанию иностранных граждан, которые являются правомерными на основаниях публичной политики, общественной безопасности или общественного здоровья от 25 февраля 1964 г.
  13. Директива Совета 68/360/ЕЭС об отмене ограничений на передвижение и проживание работников из государств-членов и их семей от 15 октября 1968 г.
  14. Директива Совета 73/148/ЕЭС об отмене ограничений на передвижение в сообществе для граждан государств-членов применительно к поселению и предоставлению услуг от 21 мая 1973 г.
  15. Директива Совета 77/486/ЕЭС об образовании детей работников-мигрантов от 25 июля 1977 г.
  16. Директива Совета 90/364/ЕЭС о праве на проживание от 28 июня 1990 г.
  17. Директива Совета 93/96/ЕЭС о праве студентов на проживание от 29 октября 1993 г.
  18. Директива Совета Европейского Союза 2003/86/ЕС о праве на семейное воссоединение от 22 сентября 2003 г.
  19. Директива Совета Европейского Союза 2003/109/ЕС о статусе граждан третьих стран, проживающих на долгосрочной основе от 25 ноября 2003 г.
  20. Директива 2004/38/ЕС Европейского Парламента и Совета о праве граждан Союза и членов их семей свободно передвигаться и проживать на территории государств-членов, изменяющая Регламент (ЕЭС) № 1612/68 и отменяющая директивы 64/221/ЕЭС, 68/360/ЕЭС, 72/194/ЕЭС, 73/148/ЕЭС, 75/34/ЕЭС, 75/35/ЕЭС, 90/364/ЕЭС, 90/365/ЕЭС и 93/96/ЕЭС от 29 апреля 2004 г.
  21. Директива 2004/114/ЕС Совета об условиях допуска граждан третьих стран в целях образования, обмена учащимися, неоплачиваемой профессиональной подготовки или волонтерской деятельности от 13 декабря 2004 г.
  22. Директива 2006/123/ЕС Европейского Парламента и Совета об услугах на внутреннем рынке от 12 декабря 2006 г.
  23. Директива 2009/50/ЕС Совета об установлении условий въезда и пребывания граждан третьих стран в целях высококвалифицированной работы от 25 мая 2009 г.
  24. Директива 2009/52/ЕС Европейского парламента и Совета об установлении минимальных стандартов в отношении санкций и мер к работодателям незаконно пребывающих граждан третьих стран от 18 июня 2009 г.
  25. Европейский Союз. Основополагающие акты в редакции Лиссабонского договора с комментариями – М.: Инфра-М. 2008. - 704 с.
  26. Право Европейского Союза. Учебник для вузов / под ред. Кашкина С.Ю.– М.: Юрайт. 2010. - 1120 с.
  27. Правовой режим пересечения людьми внутренних и внешних границ государств - членов Европейского Союза. Четвериков А.О. – М.: Wolters Kluwer. 2010. - 423 с.
  28. Баев А.В. Свобода передвижения граждан и приравненных к ним лиц в праве Европейского Союза: дис. / Московская Государственная Юридическая Академия – М., 2008. – 172 с.
  29. Европейский Союз и Россия. Законодательство и практика. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://eu-law.ru.
  30. Бальзамова Н.Л. Опыт Европейского Союза для правового регулирования миграции в СНГ: статья / Н.Л. Бальзамова; аспирант кафедры права ЕС МГЮА имени О. Е. Кутафина. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://eu-law.ru.
  31. Маркова Е.Ю. Создание единого безвизового пространства между странами-участницами Содружества Независимых Государств на примере Европейского Союза: статья / Е.Ю. Маркова, МГЮА им. О.Е Кутафина. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://eu-law.ru.

1 ГенисА.А. Вавилонская башня. Искусство настоящего времени. – М.: «Александра», 1996. – 180 с.

2 Платон. Собранне сочинений в 4 томах. Т. 2. С-Пб., Издательство Олега Абышко, Издательство Санкт- Петербургского университета, 2006. С.406.

3 И. Кант Метафизические начала учения о праве / Немецкая классическая философия. М., 2000. С. 346.

4 Hodges С. Philosophy of law. Oxford University 2008. P. 385.

5. Всеобщая декларация прав человека Принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 года.

6 Regulation (EEC) No 1612/68 of the Council of 15 October 1968 on freedom of movement for workers within the Community OJ L 257, 19.10.1968, P. 2-12.

7 Commission Regulation (EC) No 635/2006 of 25 April 2006 repealing Regulation (EEC) No 1251/70 on the right of workers to remain in the territory of a Member State after having been employed in that State. OJ L 112, 26.4.2006, p. 9-9, OJ L 330M , 28.11.2006, P. 377-377.

8 Directive 2004/38/EC of the European Parliament and of the Council of 29 April 2004 on the right of citizens of the Union and their family members to move and reside freely within the territory of the Member States amending Regulation (EEC) No 1612/68 and repealing Directives 64/221/EEC, 6S/360/EEC, 72/194/EEC, 73/14S/EEC, 75/34/EEC, 75/35/EEC, 90/364/EEC, 90/365/EEC and 93/96/EEC OJ L 158, 30.4.2004, P. 77-123.

9 «Основы права Европейского Союза»/ Под ред. Кашкина С.Ю. М.: «Белые альвы», 1997. С. 99.

10 Ст. 26 Договора о функционировании Европейского Союза

11 Ст. 21 Договора о функционировании Европейского Союза (включена в 1992 г.); ст. 45 «Свобода передвижения и проживания» Хартии Европейского Союза об основных правах 2000 г.

12 Директива 2004/38/ЕС Европейского парламента и Совета от 29 апреля 2004 г. о праве граждан Союза и членов их семей свободно передвигаться и проживать на территории государств-членов

13 Ст. 5 «Право въезда» Директивы 2004/38/ЕС

14 Бельгия, германия, Люксембург, Нидерланды и Франция (первоначальные участники Шенгенских соглашений); Австрия, Греция, Дания Финляндия, Швеция (государства-члены ЕС, присоединившиеся к Шенгенским соглашениям позднее).

15 Ст. 3 Договор о Европейском Союзе 1992 г.

16 Ст. 46 Договор о функционировании Европейского Союза.

17 Ст.22 Регламент (ЕЭС) № 1612/68 Совета от 15 октября 1968 года о свободном передвижении работников внутри Сообщества

18 Ст 25 Регламент (ЕЭС) № 1612/68 Совета от 15 октября 1968 года о свободном передвижении работников внутри Сообщества

19 Ст. 33 Регламент (ЕЭС) № 1612/68 Совета от 15 октября 1968 года о свободном передвижении работников внутри Сообщества.

20 Judgment of the Court of 17 April 1986. - State of the Netherlands v Ann Florence Reed. - Reference for a preliminary ruling: Hoge Raad - Netherlands. - Right of residence of the unmarried companion of a worker who is a national of another Member State. - Case 59/85.

21 Judgment of the Court of 19 March 1964. Mrs M.K.H. Hoekstra (nйe Unger) v Bestuur der Bedrijfsvereniging voor Detailhandel en Ambachten (Administration of the Industrial Board for Retail Trades and Businesses). Reference for a preliminary ruling: Centrale Raad van Beroep - Netherlands. Case 75-63.

Информация о работе Равовое регулирование свободы передвижения лиц в ЕС