Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:25, дипломная работа
Целью данной работы является изучение правового регулирования свободы передвижения граждан, приравненных к ним лиц граждан третьих стран в Европейском Союзе, а также тенденции и перспективы его развития.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих основных задач:
выведение понятия свободы передвижения физических лиц в праве Европейского Союза, его анализ и оценка;
определение места и роли свободы передвижения физических лиц в правовой системе Европейского Союза;
Допуск гражданина третьей страны на подчиняется условию о проверке его личного дела, из которого должно вытекать, что ходатайствующее лицо отвечает следующим условиям32:
Но стоит отметить, что есть помимо этих общих условий и специальные, которые касаются непосредственно определенные категории лиц.
Так, например, применительно к студентам существуют такие условия33:
Что касается учащихся то относительно их следующие специальные условия34:
Директива 2004/114/ЕС предоставляет этим категориям лиц право на получение вида на жительство, но его сроки действия варьируются. Так для студентов вид на жительство выдается на срок не менее одного года, с возможностью возобновления; для учащихся - вид на жительство выдается только на срок не более одного год; неоплачиваемым стажерам - вид на жительство охватывает длительность стажировки и не может превышать одного года (в исключительных случаях он может возобновляться один-единственный раз и только на срок, необходимый для получения профессиональной квалификации, признаваемой государством-членом ЕС); волонтерам - вид на жительство на срок не более одного года (в исключительных случаях, если длительность конкретной программы превышает один год, срок действия вида на жительство может корреспондировать соответствующему периоду).
В соответствии со статьёй 17 Директивы 2004/114/ЕС студентам за рамками времени, отводимого на образование, и при соблюдении правил и условий, подлежащих применению к соответствующей деятельности в принимающем государстве-члене, предоставляется право становиться наемными работниками и могут быть управомочены заниматься самостоятельной экономической деятельностью.
Подводя итог о вышесказанном,
можно сказать о том
Европейский Союз максимально
приближает правовой статус граждан
третьих стран к статусу
Стоит отметить и то, что Европейский Союз содействует сплочению семьи, так как это способствует созданию социокультурной стабильности. Также поощряет интеграцию членов семьи, что способствует развитию института семьи и здоровому населению и будущему поколению.
C развитием права Европейского Союза свобода передвижения стала доступна всем гражданам Союза, они получили возможность беспрепятственно путешествовать по территории всех государств-членов ЕС. Особенностью развития свободы передвижения в европейском праве стал его межгосударственный характер. Нормы о свободе передвижения, которые ранее регулировали отношения только на национальном уровне, теперь нашли свое активное применение для граждан Европейского Союза в рамках единого пространства свободы и безопасности.
В процессе написания дипломной работы было исследовано понятие свободы. В результате этого под свободой передвижения лиц, в соответствии с нормативно-правовой базой Европейского Союза, целесообразно понимать провозглашенную учредительными документами, регламентируемую текущим законодательством и судебной практикой институтов Европейского Союза, основанную на интеграционных процессах формирования внутреннего рынка, совокупность корреспондирующих прав и обязанностей физических лиц и государств-членов Союза, направленная на устранение препятствий для свободного передвижения и проживания в пределах совокупной территории государств-членов Европейского Союза его граждан и иных лиц, прямо указанных в нормативных актах ЕС35.
Также определено место и роль свободы передвижения лиц. Данная свобода входит в одну из форм экономической интеграции – общий рынок. Что предполагает свободное перемещение товаров, работ и услуг, капитала и трудовых ресурсов, последнее же подразумевает непосредственно физических лиц.
Доктринально свобода
Помимо базовых источников ЕС, данная свобода нашла свою конкретизацию в актах вторичного права ЕС:
Был проведен анализ историко-правового развития свободы передвижения лиц. Определено, что нормативно-правовое закрепление началось с 1950 года и развивается по настоящее время в рамках ЕС. Так, стоит отметить особое значение Директивы 2004/38/ЕС от 29.04.2004 г. о праве граждан Союза и членов их семей свободно передвигаться и проживать на территории государств-членов. Данный документ кодифицировал и изменил многочисленные, отдельные и обособленные нормативные акты, содержание которых в значительной степени копировали друг друга. А также этот документ внес ряд изменений и дополнений в сложившийся ранее правовой режим. Главные среди них – отмена получения вида на жительство для граждан ЕС и замена его упрощенной системой регистрации по месту проживания, в дополнение был расширен объем понятия «член семьи» и дополнительные гарантии для подобных лиц (пример: расторжение брака).
Также были определены категории лиц, реализующих свободу передвижения. Можно выделить:
Стоит обратить внимание на отсутствие четко сформулированной терминологии, необходимой для реализации права на свободное передвижение и проживание. Практика Суда Европейских сообществ и Трибунала первой инстанции разрешает множество споров и формулирует все более обширную терминологическую базу. Однако использование этой терминологии без специальных знаний является затруднительным, в особенности для рядовых граждан, интересы и права которых как раз и призвана защищать создаваемая нормативная база.
Но все же при реализации свободы передвижения граждан в Европейском Союзе сохраняются некоторые проблемы. В частности нужно отметить зависимость свободного передвижения и проживания от экономической составляющей. Особенно явно эта проблема проявилась после вступления в Союз государств Восточной Европы. В связи с экономической «слабостью этих государств-членов повысилась миграция работников из менее благополучных стран в более благополучные». Как следствие можно отметить появление опасений работников принимающих государств-членов за сохранение своих рабочих мест.
Тем не менее, опыт Европейского
Союза, который является лидером
в области создания интеграционных
образований и
Таким образом, мы можем видеть, что нормы Европейского Союза в области свободы передвижения являются важным помощником при становлении молодых интеграционных образований, а также при развитии законодательства о свободе передвижения в национальном праве тех или иных государств.
1 ГенисА.А. Вавилонская башня. Искусство настоящего времени. – М.: «Александра», 1996. – 180 с.
2 Платон. Собранне сочинений в 4 томах. Т. 2. С-Пб., Издательство Олега Абышко, Издательство Санкт- Петербургского университета, 2006. С.406.
3 И. Кант Метафизические начала учения о праве / Немецкая классическая философия. М., 2000. С. 346.
4 Hodges С. Philosophy of law. Oxford University 2008. P. 385.
5. Всеобщая декларация прав человека Принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 года.
6 Regulation (EEC) No 1612/68 of the Council of 15 October 1968 on freedom of movement for workers within the Community OJ L 257, 19.10.1968, P. 2-12.
7 Commission Regulation (EC) No 635/2006 of 25 April 2006 repealing Regulation (EEC) No 1251/70 on the right of workers to remain in the territory of a Member State after having been employed in that State. OJ L 112, 26.4.2006, p. 9-9, OJ L 330M , 28.11.2006, P. 377-377.
8 Directive 2004/38/EC of the European Parliament and of the Council of 29 April 2004 on the right of citizens of the Union and their family members to move and reside freely within the territory of the Member States amending Regulation (EEC) No 1612/68 and repealing Directives 64/221/EEC, 6S/360/EEC, 72/194/EEC, 73/14S/EEC, 75/34/EEC, 75/35/EEC, 90/364/EEC, 90/365/EEC and 93/96/EEC OJ L 158, 30.4.2004, P. 77-123.
9 «Основы права Европейского Союза»/ Под ред. Кашкина С.Ю. М.: «Белые альвы», 1997. С. 99.
10 Ст. 26 Договора о функционировании Европейского Союза
11 Ст. 21 Договора о функционировании Европейского Союза (включена в 1992 г.); ст. 45 «Свобода передвижения и проживания» Хартии Европейского Союза об основных правах 2000 г.
12 Директива 2004/38/ЕС Европейского парламента и Совета от 29 апреля 2004 г. о праве граждан Союза и членов их семей свободно передвигаться и проживать на территории государств-членов
13 Ст. 5 «Право въезда» Директивы 2004/38/ЕС
14 Бельгия, германия, Люксембург, Нидерланды и Франция (первоначальные участники Шенгенских соглашений); Австрия, Греция, Дания Финляндия, Швеция (государства-члены ЕС, присоединившиеся к Шенгенским соглашениям позднее).
15 Ст. 3 Договор о Европейском Союзе 1992 г.
16 Ст. 46 Договор о функционировании Европейского Союза.
17 Ст.22 Регламент (ЕЭС) № 1612/68 Совета от 15 октября 1968 года о свободном передвижении работников внутри Сообщества
18 Ст 25 Регламент (ЕЭС) № 1612/68 Совета от 15 октября 1968 года о свободном передвижении работников внутри Сообщества
19 Ст. 33 Регламент (ЕЭС) № 1612/68 Совета от 15 октября 1968 года о свободном передвижении работников внутри Сообщества.
20 Judgment of the Court of 17 April 1986. - State of the Netherlands v Ann Florence Reed. - Reference for a preliminary ruling: Hoge Raad - Netherlands. - Right of residence of the unmarried companion of a worker who is a national of another Member State. - Case 59/85.
21 Judgment of the Court of 19 March 1964. Mrs M.K.H. Hoekstra (nйe Unger) v Bestuur der Bedrijfsvereniging voor Detailhandel en Ambachten (Administration of the Industrial Board for Retail Trades and Businesses). Reference for a preliminary ruling: Centrale Raad van Beroep - Netherlands. Case 75-63.
Информация о работе Равовое регулирование свободы передвижения лиц в ЕС