Международная интеграция

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 19:50, курс лекций

Краткое описание

Реальная интернационализация производительных сил каких-либо стран путем участия во взаимном разделении труда - это такое международное обобществление производства, при котором страны объединяют свои усилия в целях повышения эффективности производства всех участников этого процесса. Конечно, рост эффективности народного хозяйства может быть обеспечен и каждой страной в отдельности, но чаще на незначительном уровне. Переход же на реальный этап развития международного разделения труда будет содействовать повышению эффективности производства каждой страны до примерно усредненного уровня в масштабах определенного регионального сообщества государств.

Оглавление

ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ИНТЕГРАЦИИ _____________________________________________________ 3
ТЕМА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ И ШКОЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ______________________________ 15
ТЕМА 3. ЭТАПЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ИНТЕГРАЦИИ _____________________________________________________ 26
ТЕМА 4. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ____________________ 32
ТЕМА 5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ СТРАН АЗИИ И АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА
ТЕМА 6. СЕВЕРОАМЕРИКАНСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ____________________ 63
ТЕМА 7. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СТРАНАХ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ
ТЕМА 8. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СТРАНАХ АФРИКИ ______ 80
ТЕМА 9. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СНГ _____________________ 88
ТЕМА 10. УКРАИНА В МИРОВЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ __ 101

Файлы: 1 файл

курс лекций Международная интеграция.doc

— 817.50 Кб (Скачать)

    Экономическое сотрудничество в ОЧЕС ориентировано  прежде всего на развитие предпринимательства и деловых связей на государственном уровне обеспечением условий для свободного передвижения товаров и услуг, осуществлением инвестиций.

    Процессы  сотрудничества в Организации ЧЕС осуществляются на межправительственном, межпарламентском и предпринимательском уровнях. Этому способствует структура Организации, в которую входят:

    - Совет министров  иностранных дел государств-членов, в компетенцию которого входит: утверждение и изменение Регламента (всех правил процедур); формирование организационной структуры; учреждение вспомогательных органов в границах ОЧЕС, поручение им заданий, определение, изменение или аннулирование их мандатов; рассмотрение дел, переданных вспомогательными органами, и принятие соответствующих решений; принятие решений относительно членства и статуса наблюдателя и ряд других вопросов.

    - Постоянный международный  секретариат – главный исполнительный орган Организации, возглавляемый Генеральным секретарем.

    - постоянные и временные рабочие группы. В ОЧЕС сегодня функционируют около двадцати рабочих и специальных экспертных групп, которые работают на постоянной основе и занимаются вопросами разных отраслей деятельности: организационными, банковской и финансовой деятельности, транспорта, связи, торговли и промышленного развития, сельского хозяйства, обмена экономической информацией и статистическими данными, экологии, реализации технической помощи, науки и технологии, туризма, перемещения граждан, энергетики, здравоохранения и фармацевтики, предоставления помощи в чрезвычайных ситуациях, борьбы с преступностью. Кроме постоянных рабочих групп создаются также временные рабочие группы экспертов по конкретным вопросам.

    - Парламентская ассамблея. Занимается проблемами защиты прав человека, независимости государств-участников и укрепления демократии.

    - Деловой совет ЧЕС - это международная неправительственная организация, которая осуществляет свою деятельность по таким основным направлениям: разработка и реализация конкретных проектов; наладка прямых связей и информационного обмена; лоббирование интересов деловых кругов в структурах ЧЕС; предоставление информационно-консультационных услуг и помощи в поисках партнеров; содействие в коммерческой деятельности; организация конференций, семинаров, выставок и т.п.; привлечение к работе деловых кругов разных стран, которые имеют практические интересы в регионе ЧЕС.

    Украина играет значительную роль в Черноморском регионе, особенно в развитии его транспортной системы: ей принадлежит большая часть портовых мощностей ЧЕС, она принимает активное участие в перестройке сети международных транспортных коридоров. В последние годы Украиной проведена значительная работа относительно развития портов Черного и Азовского морей, благодаря чему их пропускная способность возросла за период 1998-2002гг.. на 42%. Значительным достижением стало создание в рамках проекта ТНАСЕСА паромных переправ между основными портами Черноморского бассейна (Ильичевск, Поте, Батуми, Констанца, Варна, Самсун, Стамбул).

    Однако  наряду с достижениями в развитии транспортной сети Черноморского региона  существует ряд проблем, решение которых осложняется несогласованным законодательством, громоздкими таможенными и пограничными процедурами при пересечении границ. Это создает дополнительные барьеры, в том числе финансового характера. 
 

    3. Украина в ГУАМ 

    Истоки  регионального объединения ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан  и Молдова) берут свое начало в  1997 году. За короткий промежуток времени оно доказало свою способность быть действенным механизмом во многих сферах сотрудничества. Признаком международного признания объединения стало предоставление ему в 2003 году статуса наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН.

    7 июня 2001 года в Ялте прошел  первый саммит глав государств-участниц ГУУАМ. На саммите была принята Ялтинская Хартия, которая определяет цели, принципы и основные направления сотрудничества между государствами-участницами:

    - содействие социально-экономическому  развитию,

    - укрепление торгово-экономических связей,

    - развитие и эффективное использование  в интересах стран ГУУАМ транспортных  магистралей и инфраструктуры, размещенной  на их территории,

    - укрепление региональной безопасности  и борьба с международным терроризмом.

    Уже на следующей встрече глав стран-участниц ГУУАМ 20 июля 2002 года в Ялте было подписано Соглашение о создании зоны свободной торговли между странами-участницами, направленное на расширение торгово-экономических связей, последующее развитие и обеспечение эффективного функционирования транспортных коридоров. Особое внимание уделяется вопросам обеспечения политической, правовой и организационной основы для преодоления вызовов со стороны международного терроризма и экстремизма. Заключается Соглашение о сотрудничестве в сфере борьбы с терроризмом и организованной преступностью и принимается Декларация об общих усилиях по обеспечению стабильности и безопасности в регионе.

    В декабре 2002 года в г. Порто на заседании  Совета министров иностранных дел  ГУУАМ прошло обсуждение сотрудничества Объединения с Соединенными Штатами. На этой встрече США подтвердили интерес к взаимодействию с ГУУАМ, а также подчеркнули готовность предоставления финансовой и консультативной помощи для развития конкретных проектов сотрудничества.

    Динамическое  развитие связей между государствами-участницами создало условия для начала практической реализации проектов Рамочной программы ГУУАМ-США: Проекта по содействию торговле и транспортировке (ПСТТ) и Проекта по созданию Виртуального центра ГУУАМ по борьбе с терроризмом и Межгосударственной информационно-аналитической системы (ВЦ/МИАС).

    ПСТТ  имеет целью  создание конкурентоспособного транспортного коридора через страны ГУУАМ, гармонизацию и упрощение процедур пограничного и таможенного контроля, а также усиление борьбы с контрабандой, трансграничной преступностью, нелегальной миграцией и другими видами преступлений. Значительная часть Проекта посвящается вопросам перестройки пограничной инфраструктуры.

    Особое  внимание в ГУУАМ уделяется наладке  сотрудничества с Европейским Союзом и созданию формата сотрудничества ГУУАМ-США-ЕС.

    Расширение  правовой базы функционирования Объединения  сопровождается активизацией деятельности рабочих органов ГУУАМ - Делового совета, рабочих групп по вопросам экономики и торговли, транспорта, энергетики, информатики и телекоммуникаций, культуры, науки и образования, туризма, борьбы с терроризмом, организованной преступностью и распространением наркотиков: Вводится институт страны-координатора отраслевой рабочей группы. 
 

    4. Украина и ЕС

    ЕС  является наибольшим инвестором и вторым после России торговым партнером Украины, а также наибольшим донором безвозвратной финансовой помощи. Значительная материальная помощь была предоставлена Украине для поддержки переходного периода в виде макрофинансовой помощи (поддержка баланса платежей) путем предоставления ссуд. В 1998 г. сумма помощи составляла 285 млн. экю. Она направлялась на внедрение мероприятий в рамках экономических реформ, на совершенствование ядерной политики, на гуманитарную помощь, связанную с проблемами, которые возникли в результате Чернобыльской катастрофы, на техническую помощь всех видов. Каналами предоставления помощи служили Программа ТАСІС и другие специальные программы. Табл. 1 содержит данные о суммах финансовой помощи Украине в течение 1991-1997 гг. 
 
 
 
 

    Таблица 1. – Помощь ЕС Украине (расходы в  млн. экю) 

Показатель 1991 1992 1993 1994 19.95 1996 1997 1998 Всего
1. Ссуды (макроэкономическая помощь)       85.0 200.0       285.0
2. Гранты 28.1 70.2 72.5 55.7 51.3 77.3 40.0 43.5 438.6
А. По Программам ТАСIC 24.5 48.2 42.0 27.0 32.0 27.4 30.8 35.5 267.4
Реструктуризация  и развитие предприятий 1.4 17.5 12.4 4.3 10.7 10.3 14.0 10.7 81.2
Сельское  хозяйство и продовольствие 7.6 11.6 10.5 5.0 4.0 0.0 1.8 1.5 42.0
Энергетика  и окружающая среда 6.1 8.0 5.4 12.0 6.9 6.3 8.5 9.6 62.8
Транспорт и телекоммуникации 4.8 8.1 3.5 0.0 0.0 0.0 2.0 1.8 20.2
Развитие  человеческих ресурсов 4.6 3.0 6.4 4.0 7.0 7.8 3.0 8.0 43.8
Остаток     3.8 1.7 3.4 3.0 1.5 3.9 17.3
В. Механизмы Данных нет Данных нет Данных нет Данных нет 4.0 11.2 9.2 8.0 32.4
Темпус (ТЕМРUS)     0.5 3.3 3.8 4.8 4.0 4.0 20.4
Бангкок   2.3 0.8 0.9 0.0 1.3 3.9 Данных нет 9.3
Демократия            1.0   0.5 1.5
Другие           1.5 5.2 3.5 10.2
С. Ядерная безопасность 3.6 22.0 30.5 24.5 13.4 37.5 Данных нет Данных нет 131.4
В. Гуманитарная помощь       4.2 1.9 1.3     7.4
Е. Межгосударственные программы Данных нет Данных нет Данных нет Данных нет Данных нет Данных нет Данных нет Данных нет Данных нет
Всего (И + II) 28.1 70.2 72.5 140.7 251.3 77.3 40.0 43.5 723.6

    Оценка  программы деятельности ЕС в Украине: Конечный отчет. — Т. 1: Основной отчет. — 1998. — Июль. 

    Европейское сообщество признало Украину как  независимое государство в 1991году. Украина открыла представительство  и посольство в Брюсселе, а Европейская  комиссия, соответственно, - представительство в Киеве.

    14 июня 1994 г. было подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и ЕС.

    С марта 1995 г. начал действовать общий комитет, образованный сторонами и предназначен для мониторинга экономического и торгового сотрудничества.

    6 декабря 1996 г. Советом министров  ЕС был принят План действий относительно Украины. На встрече с членами Национальной академии наук Украины комиссар ЕК в Киеве сэр Бриттен, оценивая роль ЕС для реформ в Украине и роль Украины для ЕС, подчеркнул: «Украина занимает центральное место между Европой и Россией, что предает ей большую значимость в глазах ЕС... В решении сложного задания преобразования Украины Евросоюз играет лишь роль «катализатора», что способствует осуществлению трансформации общества».

    Целями партнерства, провозглашенными Соглашением между Содружеством и Украиной, являются:

    - обеспечение в соответствующих  пределах политического диалога  между сторонами, который будет  содействовать развитию тесных  политических отношений;

    - содействие развитию торговли, инвестиций  и гармоничных экономических  отношений между сторонами;

    - создание основ взаимовыгодного  экономического, социального, финансового,  гражданского, научно-технического  и культурного сотрудничества;

    - поддержка усилий Украины по укреплению демократии и развитию ее экономики и завершению перехода к рыночной экономике.

    Экономическая интеграция и развитие торговых отношений  между Украиной и ЕС предусматривают  либерализацию и синхронизированное открытие рынков ЕС и Украины, взаимное сбалансирование торговли, предоставление на основах взаимности режима содействия инвестициям из ЕС в Украину и украинским экспортерам - на рынках ЕС, ввод общего правового поля и единых стандартов в сфере конкуренции и государственной поддержки производителей, ликвидацию ограничений развития конкуренции и ограничение применения средств протекционизма и т.п.

Информация о работе Международная интеграция