Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 19:50, курс лекций
Реальная интернационализация производительных сил каких-либо стран путем участия во взаимном разделении труда - это такое международное обобществление производства, при котором страны объединяют свои усилия в целях повышения эффективности производства всех участников этого процесса. Конечно, рост эффективности народного хозяйства может быть обеспечен и каждой страной в отдельности, но чаще на незначительном уровне. Переход же на реальный этап развития международного разделения труда будет содействовать повышению эффективности производства каждой страны до примерно усредненного уровня в масштабах определенного регионального сообщества государств.
ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ИНТЕГРАЦИИ _____________________________________________________ 3
ТЕМА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ И ШКОЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ______________________________ 15
ТЕМА 3. ЭТАПЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ИНТЕГРАЦИИ _____________________________________________________ 26
ТЕМА 4. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ____________________ 32
ТЕМА 5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ СТРАН АЗИИ И АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА
ТЕМА 6. СЕВЕРОАМЕРИКАНСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ____________________ 63
ТЕМА 7. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СТРАНАХ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ
ТЕМА 8. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СТРАНАХ АФРИКИ ______ 80
ТЕМА 9. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СНГ _____________________ 88
ТЕМА 10. УКРАИНА В МИРОВЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ __ 101
Экономическое сотрудничество в ОЧЕС ориентировано прежде всего на развитие предпринимательства и деловых связей на государственном уровне обеспечением условий для свободного передвижения товаров и услуг, осуществлением инвестиций.
Процессы сотрудничества в Организации ЧЕС осуществляются на межправительственном, межпарламентском и предпринимательском уровнях. Этому способствует структура Организации, в которую входят:
- Совет министров иностранных дел государств-членов, в компетенцию которого входит: утверждение и изменение Регламента (всех правил процедур); формирование организационной структуры; учреждение вспомогательных органов в границах ОЧЕС, поручение им заданий, определение, изменение или аннулирование их мандатов; рассмотрение дел, переданных вспомогательными органами, и принятие соответствующих решений; принятие решений относительно членства и статуса наблюдателя и ряд других вопросов.
- Постоянный международный секретариат – главный исполнительный орган Организации, возглавляемый Генеральным секретарем.
- постоянные и временные рабочие группы. В ОЧЕС сегодня функционируют около двадцати рабочих и специальных экспертных групп, которые работают на постоянной основе и занимаются вопросами разных отраслей деятельности: организационными, банковской и финансовой деятельности, транспорта, связи, торговли и промышленного развития, сельского хозяйства, обмена экономической информацией и статистическими данными, экологии, реализации технической помощи, науки и технологии, туризма, перемещения граждан, энергетики, здравоохранения и фармацевтики, предоставления помощи в чрезвычайных ситуациях, борьбы с преступностью. Кроме постоянных рабочих групп создаются также временные рабочие группы экспертов по конкретным вопросам.
- Парламентская ассамблея. Занимается проблемами защиты прав человека, независимости государств-участников и укрепления демократии.
- Деловой совет ЧЕС - это международная неправительственная организация, которая осуществляет свою деятельность по таким основным направлениям: разработка и реализация конкретных проектов; наладка прямых связей и информационного обмена; лоббирование интересов деловых кругов в структурах ЧЕС; предоставление информационно-консультационных услуг и помощи в поисках партнеров; содействие в коммерческой деятельности; организация конференций, семинаров, выставок и т.п.; привлечение к работе деловых кругов разных стран, которые имеют практические интересы в регионе ЧЕС.
Украина играет значительную роль в Черноморском регионе, особенно в развитии его транспортной системы: ей принадлежит большая часть портовых мощностей ЧЕС, она принимает активное участие в перестройке сети международных транспортных коридоров. В последние годы Украиной проведена значительная работа относительно развития портов Черного и Азовского морей, благодаря чему их пропускная способность возросла за период 1998-2002гг.. на 42%. Значительным достижением стало создание в рамках проекта ТНАСЕСА паромных переправ между основными портами Черноморского бассейна (Ильичевск, Поте, Батуми, Констанца, Варна, Самсун, Стамбул).
Однако
наряду с достижениями в развитии
транспортной сети Черноморского региона
существует ряд проблем, решение
которых осложняется несогласованным
законодательством, громоздкими таможенными
и пограничными процедурами при пересечении
границ. Это создает дополнительные барьеры,
в том числе финансового характера.
3.
Украина в ГУАМ
Истоки
регионального объединения
7 июня 2001 года в Ялте прошел первый саммит глав государств-участниц ГУУАМ. На саммите была принята Ялтинская Хартия, которая определяет цели, принципы и основные направления сотрудничества между государствами-участницами:
-
содействие социально-
-
укрепление торгово-
-
развитие и эффективное
-
укрепление региональной
Уже на следующей встрече глав стран-участниц ГУУАМ 20 июля 2002 года в Ялте было подписано Соглашение о создании зоны свободной торговли между странами-участницами, направленное на расширение торгово-экономических связей, последующее развитие и обеспечение эффективного функционирования транспортных коридоров. Особое внимание уделяется вопросам обеспечения политической, правовой и организационной основы для преодоления вызовов со стороны международного терроризма и экстремизма. Заключается Соглашение о сотрудничестве в сфере борьбы с терроризмом и организованной преступностью и принимается Декларация об общих усилиях по обеспечению стабильности и безопасности в регионе.
В декабре 2002 года в г. Порто на заседании Совета министров иностранных дел ГУУАМ прошло обсуждение сотрудничества Объединения с Соединенными Штатами. На этой встрече США подтвердили интерес к взаимодействию с ГУУАМ, а также подчеркнули готовность предоставления финансовой и консультативной помощи для развития конкретных проектов сотрудничества.
Динамическое развитие связей между государствами-участницами создало условия для начала практической реализации проектов Рамочной программы ГУУАМ-США: Проекта по содействию торговле и транспортировке (ПСТТ) и Проекта по созданию Виртуального центра ГУУАМ по борьбе с терроризмом и Межгосударственной информационно-аналитической системы (ВЦ/МИАС).
ПСТТ имеет целью создание конкурентоспособного транспортного коридора через страны ГУУАМ, гармонизацию и упрощение процедур пограничного и таможенного контроля, а также усиление борьбы с контрабандой, трансграничной преступностью, нелегальной миграцией и другими видами преступлений. Значительная часть Проекта посвящается вопросам перестройки пограничной инфраструктуры.
Особое внимание в ГУУАМ уделяется наладке сотрудничества с Европейским Союзом и созданию формата сотрудничества ГУУАМ-США-ЕС.
Расширение
правовой базы функционирования Объединения
сопровождается активизацией деятельности
рабочих органов ГУУАМ - Делового
совета, рабочих групп по вопросам экономики
и торговли, транспорта, энергетики, информатики
и телекоммуникаций, культуры, науки и
образования, туризма, борьбы с терроризмом,
организованной преступностью и распространением
наркотиков: Вводится институт страны-координатора
отраслевой рабочей группы.
4. Украина и ЕС
ЕС
является наибольшим инвестором и вторым
после России торговым партнером Украины,
а также наибольшим донором безвозвратной
финансовой помощи. Значительная материальная
помощь была предоставлена Украине для
поддержки переходного периода в виде
макрофинансовой помощи (поддержка баланса
платежей) путем предоставления ссуд.
В 1998 г. сумма помощи составляла 285 млн.
экю. Она направлялась на внедрение мероприятий
в рамках экономических реформ, на совершенствование
ядерной политики, на гуманитарную помощь,
связанную с проблемами, которые возникли
в результате Чернобыльской катастрофы,
на техническую помощь всех видов. Каналами
предоставления помощи служили Программа
ТАСІС и другие специальные программы.
Табл. 1 содержит данные о суммах финансовой
помощи Украине в течение 1991-1997 гг.
Таблица
1. – Помощь ЕС Украине (расходы в
млн. экю)
Показатель | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 19.95 | 1996 | 1997 | 1998 | Всего |
1.
Ссуды (макроэкономическая |
85.0 | 200.0 | 285.0 | ||||||
2. Гранты | 28.1 | 70.2 | 72.5 | 55.7 | 51.3 | 77.3 | 40.0 | 43.5 | 438.6 |
А. По Программам ТАСIC | 24.5 | 48.2 | 42.0 | 27.0 | 32.0 | 27.4 | 30.8 | 35.5 | 267.4 |
Реструктуризация и развитие предприятий | 1.4 | 17.5 | 12.4 | 4.3 | 10.7 | 10.3 | 14.0 | 10.7 | 81.2 |
Сельское хозяйство и продовольствие | 7.6 | 11.6 | 10.5 | 5.0 | 4.0 | 0.0 | 1.8 | 1.5 | 42.0 |
Энергетика и окружающая среда | 6.1 | 8.0 | 5.4 | 12.0 | 6.9 | 6.3 | 8.5 | 9.6 | 62.8 |
Транспорт и телекоммуникации | 4.8 | 8.1 | 3.5 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 2.0 | 1.8 | 20.2 |
Развитие человеческих ресурсов | 4.6 | 3.0 | 6.4 | 4.0 | 7.0 | 7.8 | 3.0 | 8.0 | 43.8 |
Остаток | 3.8 | 1.7 | 3.4 | 3.0 | 1.5 | 3.9 | 17.3 | ||
В. Механизмы | Данных нет | Данных нет | Данных нет | Данных нет | 4.0 | 11.2 | 9.2 | 8.0 | 32.4 |
Темпус (ТЕМРUS) | 0.5 | 3.3 | 3.8 | 4.8 | 4.0 | 4.0 | 20.4 | ||
Бангкок | 2.3 | 0.8 | 0.9 | 0.0 | 1.3 | 3.9 | Данных нет | 9.3 | |
Демократия | 1.0 | 0.5 | 1.5 | ||||||
Другие | 1.5 | 5.2 | 3.5 | 10.2 | |||||
С. Ядерная безопасность | 3.6 | 22.0 | 30.5 | 24.5 | 13.4 | 37.5 | Данных нет | Данных нет | 131.4 |
В. Гуманитарная помощь | 4.2 | 1.9 | 1.3 | 7.4 | |||||
Е. Межгосударственные программы | Данных нет | Данных нет | Данных нет | Данных нет | Данных нет | Данных нет | Данных нет | Данных нет | Данных нет |
Всего (И + II) | 28.1 | 70.2 | 72.5 | 140.7 | 251.3 | 77.3 | 40.0 | 43.5 | 723.6 |
Оценка
программы деятельности ЕС в Украине:
Конечный отчет. — Т. 1: Основной отчет.
— 1998. — Июль.
Европейское
сообщество признало Украину как
независимое государство в 1991году.
Украина открыла
14 июня 1994 г. было подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и ЕС.
С марта 1995 г. начал действовать общий комитет, образованный сторонами и предназначен для мониторинга экономического и торгового сотрудничества.
6 декабря 1996 г. Советом министров ЕС был принят План действий относительно Украины. На встрече с членами Национальной академии наук Украины комиссар ЕК в Киеве сэр Бриттен, оценивая роль ЕС для реформ в Украине и роль Украины для ЕС, подчеркнул: «Украина занимает центральное место между Европой и Россией, что предает ей большую значимость в глазах ЕС... В решении сложного задания преобразования Украины Евросоюз играет лишь роль «катализатора», что способствует осуществлению трансформации общества».
Целями партнерства, провозглашенными Соглашением между Содружеством и Украиной, являются:
-
обеспечение в соответствующих
пределах политического
- содействие развитию торговли, инвестиций и гармоничных экономических отношений между сторонами;
-
создание основ
- поддержка усилий Украины по укреплению демократии и развитию ее экономики и завершению перехода к рыночной экономике.
Экономическая
интеграция и развитие торговых отношений
между Украиной и ЕС предусматривают
либерализацию и