Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 19:50, курс лекций
Реальная интернационализация производительных сил каких-либо стран путем участия во взаимном разделении труда - это такое международное обобществление производства, при котором страны объединяют свои усилия в целях повышения эффективности производства всех участников этого процесса. Конечно, рост эффективности народного хозяйства может быть обеспечен и каждой страной в отдельности, но чаще на незначительном уровне. Переход же на реальный этап развития международного разделения труда будет содействовать повышению эффективности производства каждой страны до примерно усредненного уровня в масштабах определенного регионального сообщества государств.
ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ИНТЕГРАЦИИ _____________________________________________________ 3
ТЕМА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ И ШКОЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ______________________________ 15
ТЕМА 3. ЭТАПЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ИНТЕГРАЦИИ _____________________________________________________ 26
ТЕМА 4. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ____________________ 32
ТЕМА 5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ СТРАН АЗИИ И АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА
ТЕМА 6. СЕВЕРОАМЕРИКАНСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ____________________ 63
ТЕМА 7. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СТРАНАХ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ
ТЕМА 8. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СТРАНАХ АФРИКИ ______ 80
ТЕМА 9. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СНГ _____________________ 88
ТЕМА 10. УКРАИНА В МИРОВЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ __ 101
Несмотря на тесное всестороннее внешнеэкономическое взаимодействие двух стран, которое протекало на уровне фирм и корпораций, ни Вашингтон, ни Оттава не торопились создать какую–то общую институциональную надстройку над своими национальными хозяйствами. США, как уже отмечалось, не хотели этого делать по соображениям научно-технического превосходства над другими экономиками мира. Канада же опасалась, что при интеграционном объединении ее предприятия будут раздавлены мощными корпорациями США.
Лишь
через 15 лет Канада поняла, что не
может себе позволить не иметь
экономических связей США. В Оттаве
пришли к выводу, что отсутствие
четких правил игры с соседом, зафиксированных
межправительственными
4)
Путь Мексики в НАФТА был
более сложным и длительным. Дело
в том, что даже 1960 году доля
сельских жителей в населении
страны составляло 60%, а треть
ее рабочей силы была
5)
одной из предпосылок объединения выступил
так называемый «демонстрационный
эффект», который в свою очередь заключается
в том, что под влиянием успехов тех или
иных интеграционных объединений, как
правило, и у других государств появляется
желание вступить в эту организацию или
создать свой блок. Таким образом, активизация
интеграционных процессов в Европе и Азиатско-Тихоокеанском
регионе, подняли вопрос о создании Североамериканской
зоны свободной торговли.
2. Принципы функционирования и основные положения НАФТА
Основные положения договора включают:
3.
Институциональная
структура НАФТА
В рамках НАФТА создана Трехсторонняя торговая комиссия – специфическая институциональная структура, явно упрощенная по сравнению с соответствующей структурой ЕС. Комиссия, занимающаяся разрешением межстрановых споров, вправе создавать двух- или трехсторонние арбитражные комиссии, которые в годичный срок обязаны определить, отвечает ли решение принятое одной из стран, ее обязательствам в рамках Североамериканского интеграционного блока, и предложить меры по исправлению ошибочно принятого решения. В тех случаях, когда нарушившая свои обязательства страна не выполняет рекомендацию комиссии, она обязана выплатить компенсацию, если она откажется платить компенсацию, то потерпевшая убытки страна может предпринять против нее торговые санкции.
В НАФТА действуют трехсторонние комиссии по вопросам труда и окружающей среды. Министры экологии или труда, которые являются советниками этих комиссий на начальной стадии разрешения споров, будут выступать в роли консультантов. Если это не поможет, то они по взаимному согласию образуют арбитражную комиссию, которая более тщательно рассмотрит вопрос. Если комиссия констатирует факт невыполнения одной из сторон соответствующих законов, и стороны в течение 60 дней не смогут разрешить спор между собой, то комиссия может принять решение о штрафе страны–нарушителя в размере 20 млн. долларов. Если страна–нарушитель будет игнорировать нарушение арбитражной комиссии, то она может подвергнуться другим санкциям.
4.
Особенности интеграции
НАФТА
Хотя НАФТА за образец своего развития брала Европейский Союз, тем не менее она существенно от него отличается:
В результате участия в трехстороннем соглашении Канада получает возможность широкого сбыта в Мексику товара, которые сталкиваются с сильной конкуренцией США. Это дает возможность расширять производство и занятость в тех подразделениях экономики, где при других обстоятельствах пришлось бы пойти на сокращение и даже полное прекращение деятельности отдельных предприятий. Кроме того, Канада получит очевидные выгоды, связанные с международным перемещением капиталов. Хотя часть канадских инвестиций может уйти на юг, но образование огромного либерализированного рыночного пространства континентального масштаба сможет стимулировать приток в Канаду капиталов не только из США, но и из других стран, в т.ч. из Японии.
На сегодняшний день США являются крупнейшим внешнеторговым партнером Канады. Так, в 2002 г. на США пришлось 87,68% канадского экспорта и 62,65% канадского импорта. За период НАФТА рост взаимной торговли отмечался практически постоянно. Исключение составляет лишь период 2001-2002 гг. из-за экономических потрясений, возникших в США после 11 сентября. Таким образом, для Канады внешнеэкономические связи с США являются чрезвычайно важными, поскольку основным потребителем канадских товаров и услуг выступает именно рынок США.
Наибольшую выгоду от заключения соглашения получили потребители торгового блока, поскольку в результате усиления конкуренции и снижения тарифов снизились цены на широкий круг товаров. В выгодном положении оказались американские промышленники, поскольку возрос приток дешевой рабочей силы. Гарантированный рост доходов ожидается в таких секторах американской экономики, как производство электроники, компьютерного обеспечения, стройматериалов, автозапчастей. В тоже время убытки несут американские фермеры, производящие сахар, цитрусовые, зимние овощи.
Что касается Мексики, то она с помощью НАФТА планирует ускорить темпы своего экономического развития, примерно 1,6–2,6% прироста ВВП. В итоге Мексика сможет сократить период реформирования своей экономики приобщения к клубу развитых стран с полувека до 10–15 лет.
Главный
результат соглашения состоит в
том, что значительно вырос общий
оборот торговли трех
стран. За период 1993-2000 гг. взаимный товарооборот
США и Канады увеличился со 197 млрд. долл.
до 408 млрд. долл. Товарооборот между США
и Мексикой за тот же период вырос со 80,5
млрд. долл. до 247,6 млрд. долл. Заметно вырос
и объем прямых американских инвестиций
в Канаде и Мексике. Теперь мексиканское
правительство позволило американским
инвесторам 100% участие в мексиканских
компаниях. Значительно вырос экспорт
услуг из США, особенно финансовых. Снизился
уровень нелегальной иммиграции. Наконец,
американские компании получили преимущества
перед зарубежными конкурентами в "обслуживании"
канадского и мексиканского рынков.
6.
Канадско-Американское
соглашение о свободной
торговле (КАСФТА)
В
январе 1988г., после трудных переговоров
было заключено Канадско-
В целом за период, прошедший с 1989г. по 2000г. объем канадского экспорта более чем удвоился. Произошли позитивные сдвиги в его структуре: доля машин и оборудования повысилась с 28% в 1980г. до 45% в 1999г. В то же время доля сырьевых товаров упала с 60 до 35%.