Международная интеграция

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 19:50, курс лекций

Краткое описание

Реальная интернационализация производительных сил каких-либо стран путем участия во взаимном разделении труда - это такое международное обобществление производства, при котором страны объединяют свои усилия в целях повышения эффективности производства всех участников этого процесса. Конечно, рост эффективности народного хозяйства может быть обеспечен и каждой страной в отдельности, но чаще на незначительном уровне. Переход же на реальный этап развития международного разделения труда будет содействовать повышению эффективности производства каждой страны до примерно усредненного уровня в масштабах определенного регионального сообщества государств.

Оглавление

ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ИНТЕГРАЦИИ _____________________________________________________ 3
ТЕМА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ И ШКОЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ______________________________ 15
ТЕМА 3. ЭТАПЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ИНТЕГРАЦИИ _____________________________________________________ 26
ТЕМА 4. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ____________________ 32
ТЕМА 5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ СТРАН АЗИИ И АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА
ТЕМА 6. СЕВЕРОАМЕРИКАНСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ____________________ 63
ТЕМА 7. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СТРАНАХ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ
ТЕМА 8. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СТРАНАХ АФРИКИ ______ 80
ТЕМА 9. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СНГ _____________________ 88
ТЕМА 10. УКРАИНА В МИРОВЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ __ 101

Файлы: 1 файл

курс лекций Международная интеграция.doc

— 817.50 Кб (Скачать)

      Несмотря  на тесное всестороннее внешнеэкономическое  взаимодействие двух стран, которое  протекало на уровне фирм и корпораций, ни Вашингтон, ни Оттава не торопились создать какую–то общую институциональную  надстройку над своими национальными хозяйствами. США, как уже отмечалось, не хотели этого делать по соображениям научно-технического превосходства над другими экономиками мира. Канада же опасалась, что при интеграционном объединении ее предприятия будут раздавлены мощными корпорациями США.

    Лишь  через 15 лет Канада поняла, что не может себе позволить не иметь  экономических связей США. В Оттаве пришли к выводу, что отсутствие четких правил игры с соседом, зафиксированных  межправительственными соглашениями, может оказать на канадскую экономику более дестабилизирующее влияние, чем согласованная ассоциация свободной торговли. Помимо этого, по расчетам местных экспертов того времени, ликвидация таможенных барьеров на южной границе содействовало бы снижению издержек производства в обрабатывающей промышленности Канады на 3%, увеличению объема ее продукции более чем на 10% и повышение товарооборота США на 25% всего за 5 лет. В конце 1987 года эти аргументы склонили общественное мнение Канады в пользу соглашения с США о зоне свободной торговли.

    4) Путь Мексики в НАФТА был  более сложным и длительным. Дело  в том, что даже 1960 году доля  сельских жителей в населении  страны составляло 60%, а треть  ее рабочей силы была неграмотной.  В течение многих десятилетий  в Мексике преобладала стратегия опоры на собственные силы, на сотрудничество с другими странами Латинской Америки. Поэтому главной предпосылкой интеграции Мексики в НАФТА стало инвестиционное сотрудничество.

      5) одной из предпосылок объединения выступил так называемый «демонстрационный эффект», который в свою очередь заключается в том, что под влиянием успехов тех или иных интеграционных объединений, как правило, и у других государств появляется желание вступить в эту организацию или создать свой блок. Таким образом, активизация интеграционных процессов в Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе, подняли вопрос о создании Североамериканской зоны свободной торговли. 
 
 

    2. Принципы функционирования и основные положения НАФТА

     

    Принципы  функционирования и  основные положения  НАФТА:

  • на ближайшие 15 лет между тремя участниками договора полностью отменяются торговые барьеры. При этом наиболее решительно освобождается от ограничений обмен готовыми изделиями. Так, уже с начала 1994 года на 65% были снижены пошлины во взаимной торговле промышленными и продовольственными товарами, за последующие 5 лет они сокращены на 15%.
  • поэтапно упраздняется значительное число нетарифных барьеров в торговле товарами и услугами, включая большинство импортных лицензий.
  • товары, торговля которыми в рамках НАФТА происходит беспошлинно, должны в значительной степени изготавливаться из сырья, производимого в Северной Америке. По замыслу разработчиков принципов правило территориального происхождения товара не позволит европейским, азиатским и другим странам, не участвующим в НАФТА, путем незначительной переработки или транзитной переработки своих товаров беспошлинно проникнуть на рынок США, используя для этого территорию Канады или Мексики. Например, 62,5% чистых затрат на производство легковых автомобилей, небольших грузовиков, двигателей и систем трансмиссии должно быть произведено в Северной Америке с тем, чтобы к этим изделиям применялись экономические принципы НАФТА.
  • договор о Североамериканской ассоциации свободной торговли не разрешает использовать промышленные стандарты и технические нормативы в качестве барьеров во взаимной торговле трех стран. Согласно этому положению страна–участница перед введением новых нормативов должна заранее уведомить об этом заинтересованные компании других стран НАФТА, чтобы они имели равное право участвовать в их разработке.
  • В договоре зафиксировано положение о межстрановом движении капиталов, согласно которому иностранные инвесторы пользуются в других странах данной группировки теми же условиями, что и предприниматели этих стран. При этом им предоставляются такие кардинальные права, как право на вывоз прибыли и капитала, право на компенсацию в случае экспроприации и право на обращение в международный арбитраж в случае возникновении споров между иностранными капиталовкладчиками и правительством данной страны.
  • стороны обязались отменить ограничение на участие американских и канадских компаний в банковском и страховом деле в Мексике, что позволит им взять в свои руки значительную часть мексиканского страхового рынка.
  • в рамках НАФТА устанавливается правило защиты окружающей среды и рынков труда. Так, в трехстороннем соглашении предусматривается ужесточение экологических стандартов и стандартов в области охраны труда. Речь идет о том, чтобы каждая из стран–участниц следила за выполнением своих собственных законов в соответствующих сферах деятельности, например, чтобы в области охраны труда соблюдались законы об охране здоровья, безопасности, детском труде и минимальной заработной плате.
  • стороны договорились о необходимости обеспечить высокую степень защиты интеллектуальной собственности на патенты, авторские права, коммерческие тайны, торговые марки.
  • в рамках соглашения о НАФТА предполагается предоставлять льготы предпринимателям и работникам, понесшим потери от увеличения импорта. В частности, принципы данной интеграционной группировки предусматривают гарантии, которые в случае серьезного ущерба из-за импорта или угрозы такого ущерба позволяет каждой стране возобновить существовавшее до подписания соглашения тарифы на конкретные товары сроком до трех или четырех лет.

        Основные  положения договора включают:

  • снижение тарифов во всех секторах на 99% в течение 10 лет;
  • отмену таможенных пошлин на товары, которыми торгуют между собой США, Канада, Мексика;
  • защиту североамериканского рынка от экспансии азиатских европейских компаний, пытающихся избежать американских пошлин путем реэкспорта своих товаров в США через Мексику;
  • неограниченные ПИИ (исключение составляют - нефть и железные дороги в Мексике, культура в Канаде, воздушные коммуникации в США);
  • защита прав интеллектуальной собственности;
  • неограниченный поток услуг между государствами;
  • создание трехсторонних групп для решения проблем, связанных с охраной окружающей среды.
 
 

    3. Институциональная  структура НАФТА 

    В рамках НАФТА создана Трехсторонняя торговая комиссия – специфическая институциональная структура, явно упрощенная по сравнению с соответствующей структурой ЕС. Комиссия, занимающаяся разрешением межстрановых споров, вправе создавать двух- или трехсторонние арбитражные комиссии, которые в годичный срок обязаны определить, отвечает ли решение принятое одной из стран, ее обязательствам в рамках Североамериканского интеграционного блока, и предложить меры по исправлению ошибочно принятого решения. В тех случаях, когда нарушившая свои обязательства страна не выполняет рекомендацию комиссии, она обязана выплатить компенсацию, если она откажется платить компенсацию, то потерпевшая убытки страна может предпринять против нее торговые санкции.

    В НАФТА действуют трехсторонние комиссии по вопросам труда и окружающей среды. Министры экологии или труда, которые являются советниками этих комиссий на начальной стадии разрешения споров, будут выступать в роли консультантов. Если это не поможет, то они по взаимному согласию образуют арбитражную комиссию, которая более тщательно рассмотрит вопрос. Если комиссия констатирует факт невыполнения одной из сторон соответствующих законов, и стороны в течение 60 дней не смогут разрешить спор между собой, то комиссия может принять решение о штрафе страны–нарушителя в размере 20 млн. долларов. Если страна–нарушитель будет игнорировать нарушение арбитражной комиссии, то она может подвергнуться другим санкциям.

 

    4. Особенности интеграции  НАФТА 

    Хотя  НАФТА за образец своего развития брала Европейский Союз, тем не менее она существенно от него отличается:

  1. Первая особенность НАФТА по сравнению с европейской моделью интеграции – асимметрия экономической взаимозависимости США, Канады и Мексики. Последние две страны не столько партнеры по интеграционному процессу, сколько конкуренты на американском рынке товаров и рабочей силы, а также соперники по привлечению технологий и инвестиций американских корпораций.
  2. Вторая особенность НАФТА заключается в том, что составляющие ее страны пребывают на разных уровнях экономического развития. Если Канада за последние годы сумела приблизиться к США по объему ВВП на душу населения и производительности труда, то Мексика, которая в течение многих лет находилась в стане экономически отсталых государств с большой внешней задолженностью, в середине 90-х годов имела значительный разрыв с другими участниками НАФТА.
  3. Третья особенность НАФТА, отличающая ее от ЕС, состоит в том, что Североамериканская интеграция пока не создала специальных регулирующих взаимное сотрудничество институтов, подобных тем, которые существует в ЕС (Европейская комиссия, Совет Министров, Парламент).
    5. Выгоды стран-участниц  североамериканской  интеграции
 

    В результате участия в трехстороннем  соглашении Канада получает возможность широкого сбыта в Мексику товара, которые сталкиваются с сильной конкуренцией США. Это дает возможность расширять производство и занятость в тех подразделениях экономики, где при других обстоятельствах пришлось бы пойти на сокращение и даже полное прекращение деятельности отдельных предприятий. Кроме того, Канада получит очевидные выгоды, связанные с международным перемещением капиталов. Хотя часть канадских инвестиций может уйти на юг, но образование огромного либерализированного рыночного пространства континентального масштаба сможет стимулировать приток в Канаду капиталов не только из США, но и из других стран, в т.ч. из Японии.

      На  сегодняшний день США являются крупнейшим внешнеторговым партнером Канады. Так, в 2002 г. на США пришлось 87,68% канадского экспорта и 62,65% канадского импорта. За период НАФТА рост взаимной торговли отмечался практически постоянно. Исключение составляет лишь период 2001-2002 гг. из-за экономических потрясений, возникших в США после 11 сентября. Таким образом, для Канады внешнеэкономические связи с США являются чрезвычайно важными, поскольку основным потребителем канадских товаров и услуг выступает именно рынок США.

    Наибольшую  выгоду от заключения соглашения получили потребители торгового блока, поскольку в результате усиления конкуренции и снижения тарифов снизились цены на широкий круг товаров. В выгодном положении оказались американские промышленники, поскольку возрос приток дешевой рабочей силы. Гарантированный рост доходов ожидается в таких секторах американской экономики, как производство электроники, компьютерного обеспечения, стройматериалов, автозапчастей. В тоже время убытки несут американские фермеры, производящие сахар, цитрусовые, зимние овощи.

    Что касается Мексики, то она с помощью НАФТА планирует ускорить темпы своего экономического развития, примерно 1,6–2,6% прироста ВВП. В итоге Мексика сможет сократить период реформирования своей экономики приобщения к клубу развитых стран с полувека до 10–15 лет.

    Главный результат соглашения состоит в  том, что значительно вырос общий оборот торговли трех стран. За период 1993-2000 гг. взаимный товарооборот США и Канады увеличился со 197 млрд. долл. до 408 млрд. долл. Товарооборот между США и Мексикой за тот же период вырос со 80,5 млрд. долл. до 247,6 млрд. долл. Заметно вырос и объем прямых американских инвестиций в Канаде и Мексике. Теперь мексиканское правительство позволило американским инвесторам 100% участие в мексиканских компаниях. Значительно вырос экспорт услуг из США, особенно финансовых. Снизился уровень нелегальной иммиграции. Наконец, американские компании получили преимущества перед зарубежными конкурентами в "обслуживании" канадского и мексиканского рынков. 
 

    6. Канадско-Американское  соглашение о свободной  торговле (КАСФТА) 

    В январе 1988г., после трудных переговоров  было заключено Канадско-Американское соглашение о свободной торговле (Canadian-US Free Trade Agreement) (далее - КАСФТА), которое стало важнейшим этапом процесса североамериканской интеграции. Вместе с тем благодаря реализации соглашения канадский экспорт в США стал расти гораздо более высокими темпами (33% в 1988-1993 гг.), чем в другие страны (2%), увеличился экспорт услуг в США. Стоимость американского экспорта в Канаду за тот же период выросла на 28%. Даже в период экономического спада были созданы новые высокооплачиваемые рабочие места, наблюдался рост производства в отраслях, в которых Канада обладает сравнительными преимуществами.

    В целом за период, прошедший с 1989г. по 2000г. объем канадского экспорта более  чем удвоился. Произошли позитивные сдвиги в его структуре: доля машин  и оборудования повысилась с 28% в 1980г. до 45% в 1999г. В то же время доля сырьевых товаров упала с 60 до 35%.

Информация о работе Международная интеграция