Международная интеграция

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 19:50, курс лекций

Краткое описание

Реальная интернационализация производительных сил каких-либо стран путем участия во взаимном разделении труда - это такое международное обобществление производства, при котором страны объединяют свои усилия в целях повышения эффективности производства всех участников этого процесса. Конечно, рост эффективности народного хозяйства может быть обеспечен и каждой страной в отдельности, но чаще на незначительном уровне. Переход же на реальный этап развития международного разделения труда будет содействовать повышению эффективности производства каждой страны до примерно усредненного уровня в масштабах определенного регионального сообщества государств.

Оглавление

ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ИНТЕГРАЦИИ _____________________________________________________ 3
ТЕМА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ И ШКОЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ______________________________ 15
ТЕМА 3. ЭТАПЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ИНТЕГРАЦИИ _____________________________________________________ 26
ТЕМА 4. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ____________________ 32
ТЕМА 5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ СТРАН АЗИИ И АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА
ТЕМА 6. СЕВЕРОАМЕРИКАНСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ____________________ 63
ТЕМА 7. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СТРАНАХ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ
ТЕМА 8. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СТРАНАХ АФРИКИ ______ 80
ТЕМА 9. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СНГ _____________________ 88
ТЕМА 10. УКРАИНА В МИРОВЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ __ 101

Файлы: 1 файл

курс лекций Международная интеграция.doc

— 817.50 Кб (Скачать)

    По  мере решения поставленных ранее задач стало очевидно, что общая сельхозполитика в прежнем ее виде стала не столько способствовать интеграции и подталкивать другие сферы к взаимопереплетению, сколько тормозить поступательное движение:

    - во-первых, сельское хозяйство по мере развития стало производить больше продукции, чем страны Сообщества могли потребить. Согласно статистическим данным, в 1973–1988 годах объем производства сельхозпродукции ежегодно возрастал в среднем на 2%, а ее потребление только на 0,5%. Сами европейцы объясняют данный феномен тем, что фермеры имели гарантированные минимальные цены на свою продукцию, не зависящие от объемов производства. Со временем стал наблюдаться перекос в распределении финансовых ресурсов из бюджета Сообществ – доля расходов на сельское хозяйство росла, рос объем производства, образовывались «неликвиды». При этом следует учесть, что некоторые страны (например, Великобритания) не получали выгоды от такой политики.

    - во-вторых, в течение 70-х–80-х годов  минимальные цены, гарантированные интервенциями, из года в год возрастали. Особенно в силу структуры и уровня своего сельского хозяйства этим воспользовалась Франция. Это привело к тому, что в конце 70-х годов цены на продовольствие в странах ЕС стали значительно выше мирового уровня. Возникла ситуация, при которой потребитель был вынужден в ряде случаев платить за продовольственный товар в 2–3 раза больше, чем за аналогичный товар, который можно было бы импортировать.

    - в-третьих, Евросообщества стали  объектом довольно сильного давления со стороны других мировых производителей продовольствия из-за того, что к своему логическому завершению приближалась работа «Уругвайского раунда», в ходе которого были приняты решения, направленные на гармонизацию, а значит, на снижение импортных тарифов.

    В ЕС в этой связи были предприняты  меры по устранению выявленных «тормозящих интеграцию эффектов», которые в общем свелись:

    а) к значительному снижению цен  на продукцию, объем которой превышал выделенные квоты;

    б) к сокращению используемых сельхозплощадей и прогрессивному снижению индикативных цен.

    в) наконец, Евросоощества были вынуждены  пересмотреть свой подход к пороговым  ценам, имея в виду более либеральную  политику в области импорта сельхозпродукции.

    Таким образом, Евросообщества, обеспечив себя полностью (и даже с излишками) продовольствием, а сельхозпроизводителя – благоприятными условиями для работы, создав высокопроизводительную отрасль и мощный потенциал, позволили себе выйти на более комфортные условия деятельности, например, не стали искусственно сдерживать импорт, хотя многие его позиции держатся  под строгим контролем. Главное же состоит в том, что потребитель получил более широкие возможности и права для выбора.  
 

    4. Институциональная  структура ЕС 

    Для достижения поставленных целей в вопросах развития интеграции в Европейском Союзе созданы наднациональные институты управления. Наиболее важными из них являются Совет ЕС, состоящий из Европейского Совета глав государств и Совета Министров, Европейская Комиссия, Европейский Парламент и Суд.

    Совет ЕС - этот главный орган принимает стратегические решения относительно экономической и политической интеграции. Он функционирует на двух уровнях: Европейского Совета глав государств и Совета Министров.

    Европейский Совет глав государств - высший орган ЕС, который определяет общие направления развития стран-членов, особенно в части решения валютных проблем, коренных вопросов внешней политики и обороны, внутренней безопасности и расширения состава интеграционного блока. Начиная с 1975 г заседания Совета глав государств проводятся не менее двух раз в год.

    Совет Министров наделен законодательной властью, и его законодательные акты, принимаемые в форме регламентов, носят обязательный характер и включаются в национальные законодательства государств-членов ЕС.

    Советом применяются различные процедуры  голосования - система единогласного  принятия решений, принцип простого большинства голосов и метод  квалифицированного большинства  Система единогласного принятия решений используется тогда, когда напрямую затрагиваются высшие национальные интересы государств-членов ЕС. По вопросам региональной политики, касающимся завершения построения единого внутреннего рынка, научных исследований, улучшения условий труда, используется принцип простого большинства голосов. В последнее время в соответствии с Единым Европейским актом, принятым в 1986 г., была усилена роль голосования по методу квалифицированного большинства. Это сделано для того, чтобы ограничить применение вето при принятии решений, которые ранее требовали процедуры единогласного голосования, в том числе в сфере образования, здравоохранения, миграции капитала, транспорта, социальной политики и окружающей среды. В настоящее время для принятия решения квалифицированным большинством требуется 62 голоса из 87. Число голосов каждой страны-участницы ЕС зависит от ее размеров. Так, Германия, Франция, Великобритания и Италия при принятии решения имеют по 10 голосов, Испания - 8, Бельгия, Греция, Нидерланды и Португалия - по 5, Австрия и Швеция - по 4, Дания, Ирландия и Финляндия - по 3, Люксембург 2 голоса.

    Европейская комиссия (ЕК). Этот исполнительный орган Европейского Союза состоит из 20 руководителей (комиссионеров), назначаемых национальными правительствами сроком на 5 лет, но независимых от них. За каждым комиссионером закреплена определенная область деятельности, он опирается на советников и консультантов. Общий штат комиссии насчитывает более 13 тыс. человек. Штаб-квартира ЕК находится в Брюсселе.

    В качестве института, контролирующего  исполнение соглашений стран-членов ЕС, Комиссия наблюдает за тем, как выполняются законодательные акты правительствами этих стран или другими организациями, в том числе предприятиями.

    Европейский Парламент. Участвует в законодательном процессе ЕС и в контроле за деятельностью ЕК. Обладает правами консультирования, принятия решений совместно с Советом Министров по отдельным вопросам законодательства, регулирующего единый рынок, поручения ЕК разработки предложений по некоторым направлениям политики. Европарламент имеет право инициировать рассмотрение вопросов в Суде, принимает активное участие в законодательном процессе через процедуры принятия решений и сотрудничества и утверждает бюджет Союза. Европарламент должен проводить 12 пленарных заседаний ежегодно.

    На  рассмотрение Суда ЕС обычно выносятся вопросы, которые касаются:

    - разногласий между государствами-членами,  между государствами-членами и  институтами ЕС, между институтами  ЕС, между отдельными лицами и  институтами ЕС;

    - различных точек зрения по  международным соглашениям,

    - предварительных заключений, когда спорные вопросы, ожидающие решения в национальных судах, переданы на рассмотрение Суда ЕС.

    Маастрихтский союзный договор расширил полномочия Суда ЕС, дав ему право накладывать  штраф на страну, не выполняющую  требования законов Союза.

    Европейская Аудиторская палата. Основная задача - контролирование всех финансовых аспектов деятельности ЕС. Палата состоит из 15 постоянных членов, которые назначаются единогласным решением Совета ЕС после консультации с парламентом. В соответствии с Союзным Договором Аудиторской палате были предоставлены полные права по подготовке дел для рассмотрения Судом ЕС. Она может направлять свое мнение и замечания в любой институт Европейского Союза или в государство-член ЕС и обеспечивает:

    - надежность счетов,

    - регулярное получение взносов  и осуществление расходов на  законном основании;

    - эффективное финансовое управление.

    Контроль  Аудиторской палаты распространяется на все страны Европейского Союза  и третьи страны, получающие помощь от ЕС.

    Помимо  рассмотренных основных институциональных органов, ЕС в его рамках существует большое количество различных институтов экономического и финансового профиля. Назовем лишь наиболее авторитетные из них:

    - Европейский инвестиционный банк (ЕИБ),

    - Европейский социальный фонд,

    - Европейский фонд ориентации  и гарантирования сельского хозяйства  (ФЕОГА),

    - Европейский фонд регионального  развития (ЕФРР). 
 

    5. Европейская ассоциация  свободной торговли (ЕАСТ) и Единое экономическое  пространство (ЕЭП) 

    Наряду  с Европейским Союзом в Европе давно функционирует вторая по величине интеграционная группировка - Европейская ассоциация свободной торговли. Конвенция о создании этой организации была подписана в Стокгольме в 1959 г., а вступила в силу в следующем году. Инициатором ее создания стала Великобритания, которая фактически пыталась противопоставить ее развернувшему свою широкую деятельность на европейском континенте Европейскому экономическому сообществу.

    В начале 70-х годов в число членов Европейской ассоциации свободной  торговли входили 10 стран: Великобритания, Португалия, Дания, Швеция, Финляндия, Австрия, Лихтенштейн, Швейцария, Исландия и Норвегия.

    По  своим качественным характеристикам  ЕАСТ оказалась экономически менее однородной, чем ЕЭС. Достаточно сказать, что коэффициент вариации национальных уровней производительности труда составил 3,4. Это обстоятельство, а также некоторые другие причины предопределили более медленный процесс интеграции стран ЕАСТ и недолговечность ее состава. В 1973 г. ее покинули Великобритания и Дания, в 1986 г. - Португалия, а в 1995 г. - Австрия, Швеция и Финляндия. Сегодня членами ЕАСТ остались всего 4 страны - Лихтенштейн, Швейцария, Исландия и Норвегия, население которых составляет 11 млн. человек, что более чем в 30 раз меньше численности населения стран ЕС.

    При подписании Стокгольмской конвенции  об образовании ЕАСТ стороны преследовали следующие основные цели:

    - содействовать развитию межстрановой  торговли, постепенно устраняя торговые барьеры, проводить консультации друг с другом по ликвидации какой-либо дискриминации во внешней торговле;

    - содействовать росту экономической  активности, достижению полной занятости,  повышению производительности труда,  более рациональному использованию ресурсов и обеспечению финансовой стабильности;

    - ликвидировать неравенство в  условиях снабжения сырьем, производимым  на территории стран-членов ЕАСТ,

    - обеспечить добросовестные условия  конкуренции во взаимной торговле

    По  своему экономическому содержанию группировка ЕАП относится к раннему этапу интеграции, т.е. к зонам свободной торговли. Она имеет следующие основополагающие черты:

  1. Стокгольмская конвенция позволяет странам-участницам поддерживать свободную от таможенных и количественных ограничений взаимную межстрановую торговлю. При этом режим беспошлинного товарооборота в рамках ЕАСТ касается только промышленных товаров. По отношению к сельскохозяйственной продукции либерализация взаимной торговли стран ЕАСТ весьма ограниченного характера; охватывает лишь некоторые позиции таможенной номенклатуры.
  2. Каждая страна-участница данной группировки сохраняет внешнеторговую самостоятельность и собственные таможенные пошлины в торговле с третьими странами, т.е. единого коллективного таможенного тарифа не существует.
  3. Взаимодействие стран-участниц ЕАСТ, регулирование их деятельности в соответствующих областях происходит без создания постоянно действующих национальных систем управления или принятия специальных общих решений

    Хотя  единого наднационального органа управления ЕАСТ и не существует, тем не менее и эта интеграционная группировка имеет определенную институциональную структуру, которая помогает достижению поставленных перед ней целей Основными управленческими органами ЕАСТ являются Совет ЕАСТ, Комитеты и Секретариат.

    Высший  руководящий орган ЕАСТ – Совет ЕАСТ, состоящий из представителей государств-членов, является форумом для обсуждения и принятия совместных решений по различным вопросам. Он не имеет статуса наднационального органа и может принимать решения только на основе единогласия. Принятые решения обязательны для всех государств-членов, рекомендации же - лишь для тех, к которым они обращены. Совет собирается дважды в месяц на уровне министров и постоянных представителей.

Информация о работе Международная интеграция