Международная интеграция

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 19:50, курс лекций

Краткое описание

Реальная интернационализация производительных сил каких-либо стран путем участия во взаимном разделении труда - это такое международное обобществление производства, при котором страны объединяют свои усилия в целях повышения эффективности производства всех участников этого процесса. Конечно, рост эффективности народного хозяйства может быть обеспечен и каждой страной в отдельности, но чаще на незначительном уровне. Переход же на реальный этап развития международного разделения труда будет содействовать повышению эффективности производства каждой страны до примерно усредненного уровня в масштабах определенного регионального сообщества государств.

Оглавление

ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ИНТЕГРАЦИИ _____________________________________________________ 3
ТЕМА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ И ШКОЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ______________________________ 15
ТЕМА 3. ЭТАПЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ИНТЕГРАЦИИ _____________________________________________________ 26
ТЕМА 4. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ____________________ 32
ТЕМА 5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ СТРАН АЗИИ И АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА
ТЕМА 6. СЕВЕРОАМЕРИКАНСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ____________________ 63
ТЕМА 7. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СТРАНАХ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ
ТЕМА 8. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СТРАНАХ АФРИКИ ______ 80
ТЕМА 9. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СНГ _____________________ 88
ТЕМА 10. УКРАИНА В МИРОВЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ __ 101

Файлы: 1 файл

курс лекций Международная интеграция.doc

— 817.50 Кб (Скачать)

    Создание ЕР предусматривает на сегодня реализацию нескольких обязательных крупных задач, которые невозможно осуществить в рамках ТС.

  1. разработка общей политики развития отдельных отраслей и секторов экономики;
  2. создание условий для свободного движения капитала, рабочей силы, услуг и информации, дополняющих беспрепятственное перемещение товаров;
  3. формирование общих фондов содействия социальному и региональному развитию, что подразумевает поворот к интересам и нуждам непосредственно потребителя, ориентацию на удовлетворение потребностей на местах, позволяющих реально ощутить преимущества интеграционных процессов;
  4. гармонизации и унификации национальных законов. При этом особое место отводится введению системы мер, предотвращающих нарушения норм, регулирующих конкуренцию;
  5. необходимость формирования специальных, в том числе наднациональных, механизмов управления и контроля. В ЕС - это Европарламент, Совет Министров, Еврокомиссия, Суд, Европейский совет.
 
 

    4. Экономический и  валютный союз (ЭС, ЭВС) 

    В принципе строительство ЕР должно завершиться созданием единого экономического, правового и информационного пространства и дать импульс для перехода интеграционной группировки к качественно новой ступени - экономическому союзу. Пока теоретических разработок по сути, механизмам и инструментам ЭС немного, практически отсутствует опыт для обобщений и выводов. Как известно, в Европе ЕР был создан к началу 1993 г. и сразу же была поставлена задача создания экономического и валютного союза.

    Для дальнейшего продвижения к ЭВС  возникает необходимость денежно-валютного регулирования в ЕС на наднациональном уровне и с опорой на единую денежную единицу. По единодушному мнению экспертов ЕР, а точнее ЭС, не может быть таковым до тех пор, пока он опирается на различные денежные системы, остающиеся в национальном подчинении. Это сохраняет внутри него различия в организации кредита, расчетов, курсовой политики, а, следовательно, и связанные с этим валютные риски, задержки платежей, различия в ценах, несопоставимость налогов и разнобой во внешней валютной политике.

Преимущества  такой «наднационализации»:

  • на макроэкономическом уровне единая бюджетная дисциплина и унификация денежных рынков стран ЕС под «зонтиком» и мониторингом наднациональных финансовых институтов позволяют надежнее бороться с инфляцией, снизить процентные ставки, а со временем и налоги, что будет способствовать росту производства, занятости и стабильности государственных финансов;
  • для экономических агентов единая валютная политика и валюта будут означать единство денежно-кредитного и валютного регулирования, в том числе фондового, на всей территории ЕС, существенное сокращение по сравнению с мультивалютной средой накладных расходов на расчетное обслуживание операций, ценовых и валютных рисков, сроков переводов средств и, как следствие, заметное уменьшение потребностей этих операторов в оборотном капитале;
  • для физических лиц удешевятся ведение счетов и поездки в пределах ЕС, ибо при нынешних обязательных обменах купюр их первоначальная стоимость заметно снижается разницей в курсах купли-продажи и уплатой комиссионных;
  • единая валюта способна гораздо устойчивее противостоять доллару и иене;
  • ужесточаются требования к состоянию финансов вновь вступающих в ЕС стран, особенно стран Восточной Европы, что снижает для Евросоюза бремя, связанное с его потенциальным расширением.

    Завершающей ступенью интеграционного строительства  является создание на основе ЭВС Политического Союза (ПС), результатом которого становится:

  • переход стран-участниц к общей внешней политике и общей политике безопасности,
  • введение единого гражданства и прав граждан государств-членов избирать и быть избранными как в национальные, так и в наднациональные органы власти, независимо от места их пребывания на территории ПС;
  • сотрудничество в области правосудия и внутренних дел;
  • расширение деятельности в сфере культуры, образования и защиты прав и интересов всех граждан.

    В обобщенной форме характеристика этапов экономической интеграции представлена в табл. 1.

Таблица 1 – Сводная характеристика этапов экономической интеграции

Формы интеграции Свободная торговля внутри союза Единые тарифы и квоты к третьим странам Свободное движение факторов производства внутри союза Единая экономическая  политика стран-участниц
Зона  свободной торговли + - - -
Таможенный  союз + + - -
Единый  рынок + + + -
Экономический (и/или валютный) союз + + + +

 

     4. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

 
  1. Предпосылки западноевропейской интеграции
  2. Этапы развития Европейского союза (ЕС)
  3. Экономическая политика ЕС
  4. Институциональная структура ЕС
  5. Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) и Единое экономическое пространство (ЕЭП)
 
 
 

    1. Предпосылки западноевропейской  интеграции 

    На  Западную Европу приходится более 40% ВВП  и промышленной продукции развитых государств мира, 50% мировой торговли. Здесь же сосредоточены огромные валютные ресурсы и расположены крупнейшие финансовые центры мира: Лондон, Париж, Франкфурт-на-Майне, Амстердам, Брюссель, Цюрих, Люксембург.

    Для западноевропейской интеграции было мною объективных предпосылок:

    1) длительный исторический опыт развития взаимных хозяйственных связей и возникшая на этой базе сравнительная однородность промышленных, сельскохозяйственных, торговых и кредитно-денежных отношений.

    2) близкие культурные и религиозные  традиции. Немалую роль в развитии интеграционных процессов сыграли идеи единой Европы, которые выдвигались многими политическими и общественными деятелями, в том числе В. Гюго и И. Кантом.

    3) итоги Второй мировой войны, которые однозначно показали, что добиться господства на пространстве Западной Европы одной державе не удастся и нужно коллективными усилиями развивать мирное сотрудничество в интересах роста благосостояния всех народов.

    Таблица 1 – Многосторонние экономические  организации стран Западной Европы

Название  организации Число членов Год создания
1. Европейский Союз (ЕС)

2. Европейская  ассоциация свободной торговли (ЕАСТ)

3. Европейское  экономическое пространство (ЕЭП)

4. Совет государств  Балтийского моря (СГБМ)

5. Европейская  конференция министров транспорта (ЕКМТ)

6. Европейская  конференция гражданской авиации (ЕКГА)

7. Европейская  организация по безопасности  воздушной навигации (ЕВРОКОНТРОЛ) 

8. Европейское  космическое агентство (ЕКА) 

9. Европейский  банк реконструкции и развития (ЕБРР)

15

4

12

11

31

33 

20

14

57

1992 1960 1992

1992 1952 1955 

1963 1975 1990

    2. Этапы развития  ЕС 

    Европейский Союз – это крупнейший в мире блок с населением 325 млн. человек, ВНП  в 4414 млрд. долл. и ВНП на душу населения  – 13594 долл. На его долю приходится 21% мировой торговли (США-20%).

    Начальный импульс развитию западноевропейской интеграции положило выступление министра иностранных дел Франции Р. Шумана 9 мая 1950 г., который предложил поставить все производство угля и стали в ФРГ и Франции под общее верховное руководство. Это предложение поддержали политические и деловые круги ряд европейских стран, и уже в апреле 1951 г. был подписан Парижский договор об учреждении Европейского объединения угли и стали (ЕОУС). Договор вступил в силу в 1953 г.

    Новый толчок европейскому экономическому сотрудничеству был дан Мессинской конференцией, состоявшейся в июне 1955г., на которой участники обсудили меморандум о европейской интеграции. В нем речь шла о создании единой Европы путем развития совместных институтов, постепенного слияния национальных экономик и согласования социальной политики. В соответствии с решениями Мессинской конференции в итальянской столице 25 март 1958г. был подписан Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС), вступивший в силу в 1958г. В том же году было образовано Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Таким образом, вступивший в силу Римский договор объединил три крупные западноевропейские организации: ЕОУС, ЕЭС и Евратом.

    1) Сначала западноевропейская интеграция развивается в рамках зоны свободной торговли. В этот период, с 1958 по 1968 гг. в Сообщество входило 6 стран: Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. На этом этапе интеграции в соответствии с положениями Римского договора между участниками были отменены таможенные пошлины и количественные ограничения на взаимную торговлю. В то же время каждая страна-участница интеграционного блока сохраняли свой национальный таможенный тариф для третьих стран.

    На  этапе зоны свободной торговли, который  считается «золотым веком» в жизни  Сообщества, интегрирующиеся западноевропейские страны большое внимание уделяли коллективному решению проблем сельского хозяйства. С 1962 г. была введена в действие единая сельскохозяйственная политика, которая защищала производителей агропродукции от резких колебаний конъюнктуры мирового рынка.

    Система управления зоной свободной торговли была достаточно проста. Ее функционирование могло координироваться небольшим  межгосударственным секретариатом, который  располагался в одной из стран-партнеров. Но члены зоны свободной торговли обходились и без этого официального органа, обсуждая и согласовывая основные вопросы своего развития на проводимых время от времени совещаниях руководителей определенных министерств и ведомств.

    2) Второй этап западноевропейской интеграции, получивший название таможенного союза, был самым продолжительным: с 1 июля 1968г. по 1986г. включительно. Причем с 1 января 1973 г к шести первым членам интеграционного блока присоединились Великобритания, Дания, Ирландия, 28 мая 1979 г. в него вступила Греция, а 1 января 1986 г. Испания и Португалия. Всего в 1986 г в интеграционном союзе оказалось 12 западноевропейских стран.

    В период функционирования Таможенного  союза экономическое сотрудничество стран-членов интеграционной группировки  активно развивалось. Они не только сохранили свободную беспошлинную торговлю между собой, но и ввели единый таможенный тариф для стран, согласовав при этом свои внешние индивидуальные тарифы и приведя их к общему знаменателю. Уровень ставок единого таможенного тарифа по каждой товарной позиции был установлен как среднее арифметическое значение ставок национальных таможенных тарифов. В итоге средний уровень таможенных тарифов составил примерно 40%, а по отдельным товарам и превышал это значение. К середине 90-х годов этот уровень фактически снизился до 4,5% и стал одним из самых низких в мире.

    Кроме таможенных пошлин, Европейское сообщество применяет и другие инструменты  внешнеторговой политики, в частности  некоторые сохраненные ограничения:

    - тарифные квоты на сельскохозяйственные  товары,

    - тарифные квоты на текстильные  товары в рамках многостороннего  соглашения по текстилю,

    - квоты, устанавливаемые в рамках  соглашений о «добровольном ограничении  экспорта» из третьих стран,

    - экспортные квоты.

    Наряду  с количественными ограничениями  в Сообществе действует система антидемпингового регулирования, основанная на статье VI ГАТТ и Антидемпинговом кодексе ГАТТ. ГАТТ требует, чтобы до введения антидемпинговых мер:

    - были представлены веские доказательства  факта демпинга;

    - было доказано, что импорт по демпинговым ценам наносит ущерб или представляет угрозу национальной промышленности;

    - была установлена взаимосвязь  между демпингом и нанесенным  ущербом.

    Для подтверждения этих фактов Европейская  комиссия проводит расследование, в  результате которого могут быть приняты следующие меры:

Информация о работе Международная интеграция