Международная интеграция

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 19:50, курс лекций

Краткое описание

Реальная интернационализация производительных сил каких-либо стран путем участия во взаимном разделении труда - это такое международное обобществление производства, при котором страны объединяют свои усилия в целях повышения эффективности производства всех участников этого процесса. Конечно, рост эффективности народного хозяйства может быть обеспечен и каждой страной в отдельности, но чаще на незначительном уровне. Переход же на реальный этап развития международного разделения труда будет содействовать повышению эффективности производства каждой страны до примерно усредненного уровня в масштабах определенного регионального сообщества государств.

Оглавление

ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ИНТЕГРАЦИИ _____________________________________________________ 3
ТЕМА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ И ШКОЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ______________________________ 15
ТЕМА 3. ЭТАПЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ИНТЕГРАЦИИ _____________________________________________________ 26
ТЕМА 4. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ____________________ 32
ТЕМА 5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ СТРАН АЗИИ И АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА
ТЕМА 6. СЕВЕРОАМЕРИКАНСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ____________________ 63
ТЕМА 7. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СТРАНАХ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ
ТЕМА 8. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СТРАНАХ АФРИКИ ______ 80
ТЕМА 9. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СНГ _____________________ 88
ТЕМА 10. УКРАИНА В МИРОВЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ __ 101

Файлы: 1 файл

курс лекций Международная интеграция.doc

— 817.50 Кб (Скачать)

    Предпосылки интеграции

    1) сходство уровней экономического развития интегрирующихся стран. Как правило, международная экономическая интеграция возникает либо между промышленно развитыми странами, либо между развивающимися государствами. Более того, интеграционные процессы идут заметно активнее между государствами, находящимися на близком уровне экономического развития. Попытки интеграционных объединений между промышленно развитыми и развивающимися государствами, хотя и имеют место, но находятся на раннем этапе становления, который пока не позволяет сделать однозначных выводов о степени их эффективности. В этом случае из-за несовместимости экономических параметров государства обычно начинают с различного рода соглашений об ассоциации, специальном партнерстве, торговых преференциях и т.п. К примеру, преференциальные торговые соглашения могут подписываться на двусторонней основе либо между отдельными странами, либо между уже существующей интеграционной группировкой и отдельной страной или группой стран. В соответствии с ними страны предоставляют друг другу более благоприятный режим, чем третьим странам. Преференциальные соглашения, предусматривающие сохранение национальных таможенных тарифов каждой из подписавших их стран, должны рассматриваться даже не как начальный, а как подготовительный этап интеграционного процесса. Никаких межгосударственных органов для управления преференциальными соглашениями не создается. Следует сказать, что действие преференциальных соглашений, а также соглашений об ассоциации и специальном партнерстве продолжается до тех пор, пока в менее развитой стране не будут созданы экономические условия, сопоставимые по степени зрелости с условиями более развитых стран.

    2) территориальная близость интегрирующихся стран, наличие во многих случаях общей границы. Большинство интеграционных группировок мира начинались с нескольких соседних стран, расположенных в непосредственной географической близости и имеющих общие транспортные коммуникации. Затем к первоначальной группе стран подключались другие соседние государства.

    3) демонстрационный эффект. Дело в том, что в странах, участвующих в международной экономической интеграции, обычно происходит ускорение темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости и другие положительные экономические сдвиги, что оказывает определенное стимулирующее воздействие на другие страны. К примеру, демонстрационный эффект проявился наиболее ярко в желании некоторых восточноевропейских стран как можно скорее стать членами Европейского Союза, даже не имея для этого сколько-нибудь серьезных экономических предпосылок.

    4) проявление эффекта «домино», заключающегося в том, что государство вынуждено вступить в интеграционную группировку, в которую входят ее основные внешнеэкономические партнеры или страны региона.

    5) возросшая интернационализация хозяйственной жизни, т.е. активизация процесса развития устойчивых экономических взаимосвязей между странами (прежде всего на основе международного разделения труда) и выход воспроизводства за рамки национального хозяйства;

    6) углубление международного  разделения труда;

    7) общемировая по своему характеру научно-техническая революция;

    8) повышение степени открытости национальных экономик.  
 

    1.3 Уровни и типы  интеграции 

    Международная экономическая интеграция рассматривается (особенно в ее западноевропейском варианте) как трехуровневая модель:

    - на микроуровне, т.е. на корпоративном уровне, когда отдельные компании вступают в прямые хозяйственные связи, развертывают интеграционные процессы;

    - на межгосударственном уровне, когда целенаправленная деятельность государства (коллективная или односторонняя), способствует интеграционным процессам переплетения труда и капитала в пределах той или иной группы стран, обеспечивает функционирование особых интеграционных инструментов;

    - на наднациональном уровне, когда страны-участницы добровольно передают союзу ряд политико-экономических функций, отказываясь от суверенитета в этих областях.

    Типы  интеграции:

    1) институциональный или интеграция государств – это процесс взаимопроникновения, сращивания национальных воспроизводственных процессов, в результате чего сближаются социальные, политические, институциональные структуры объединяющихся государств. Часто этот тип интеграции возникает на основе решений политиков и руководителей. По этому признаку выделяют:

    - зону свободной торговли (ЗСТ)

    - таможенный союз (ТС)

    - единый или общий рынок (ОР)

    - экономический союз (ЭС)

    - экономический и валютный союз (ЭВС)

    2) частнокорпоративный или интеграция на уровне предприятий (подлинная интеграция) – речь идет об интеграции капиталов и активов компаний. Здесь различают:

    - горизонтальную интеграцию. Она предполагает объединение предприятий, действующих в одной отрасли на одном отраслевом рынке. Таким образом, предприятия пытаются противостоять конкуренции со стороны сильных партнеров.

    - вертикальную интеграцию. Это объединение компаний, функционирующих в разных отраслях, но связанных между собой последовательными ступенями производства или обращения.

    Формы частнокорпоративной  интеграции: создание совместных предприятий (СП), проведение международных производственных и научных программ. 

    1.4 Механизм региональной  интеграции  

    Механизм  интеграции – это совокупность способов, методов, инструментов регулирования интеграционного процесса, направленных на решение поставленных задач. Главный принцип и основное условие успешной реализации интеграционного процесса состоит в адекватности механизма интеграции реально существующим условиям.

    Развитие  региональной интеграции обеспечивается системой политических, правовых, судебных, административных и финансовых государственных механизмов. Они призваны регулировать расширение и углубление экономических связей.

    Процедура развития интеграционных процессов  включает:

  • внедрение соглашений о сотрудничестве на уровнях административно-хозяйственных единиц, отраслей, больших производственных комплексов, государства в целом;
  • выбор формы интеграции, то есть типа политико-правового регулирования;
  • формирование «рычагов» и институтов регулирования интеграционного процесса в виде формирования национальных и международных органов управления;
  • создание механизма согласования интересов и урегулирования  претензий;
  • проведение мероприятий, направленных на активизацию интеграции на микроуровне;
  • формирование инфраструктуры расширенных внешнеэкономических связей (например, союзы предпринимателей);
  • определение способов и заключение договоренностей по унификации экономической политики, нормативно-правовых принципов, законодательства;
  • проведение мероприятий по стимулированию кооперации и специализации производства (производственная интеграция), взаимодействию элементов рыночной инфраструктуры (торговая интеграция), развитию научно-технического сотрудничества (интеграция НИС), сближению финансовых сегментов (финансовая интеграция);
  • регулирование процессов объединения на основании формирования стратегии интеграции и интеграционной политики;
  • реализация совместных межгосударственных экономических, социальных, образовательных, культурных и иных проектов;
  • внедрение комплекса мер по обеспечению свободного перемещения товаров, услуг и факторов производства;
  • проведение контроля и оценки эффективности сотрудничества, корректировка целей и задач, принятие решение про реализации определенных мероприятий; внедрение системы мониторинга развития интеграционного процесса.
 

 
 
 
 
 
 

Рисунок 1 - Этапы формирования  механизма  региональной экономической интеграции 
 

    1.5 Последствия участия  в интеграционных  процессах 

    Практика  показывает, что предпосылки для  интеграционного взаимодействия отдельных  стран, в него вступающих, тем благоприятнее, чем выше в целом уровни их технико-экономического развития и торгово-экономических связей между ними. Например, страны аграрно-сырьевого профиля, производящие не столько взаимодополняющие, сколько конкурирующие друг с другом продовольственные товары, топливо, сырье и т.п., мало заинтересованы в развитии взаимного обмена и ищут связи с более развитыми зарубежными партнерами. По той же причине рыночная интеграция мало перспективна и для стран, находящихся на ранних ступенях индустриализации, структура производства которых отличается высокой долей добывающих отраслей и первичной обработки сельскохозяйственного и минерального сырья. В основной части своего экспорта они выступают по отношению друг к другу как соперники, борющиеся за внешние рынки сбыта. Поэтому их внутренние рынки не открываются навстречу друг другу, а, напротив, чаще всего отгораживаются таможенными барьерами.

    Позитивные:

    1) расширяется экономическое пространство, в пределах которого действуют хозяйствующие субъекты. Между предприятиями интегрирующихся стран усиливается конкурентная борьба, которая стимулирует их к активным поискам более совершенных технических средств и новых технологий, приводящих к повышению эффективности производства. Это касается всех стран-участников интеграции, но особенно стран с менее высоким уровнем развития. Более развитые страны, подключая своих соседей по интеграции, способствуют их быстрому экономическому росту и тем самым созданию там более емких рынков.

    2) региональные экономические объединения  стран позволяют создать более стабильную и предсказуемую ситуацию для развития взаимной торговли по сравнению с традиционными двух или многосторонними переговорами, интересы участников которых очень отличаются друг от друга.

    3) интеграционные блоки не только  улучшают взаимную торговлю их участников, но и укрепляют их согласованную позицию в рамках торговых переговоров во Всемирной торговой организации. Выступления от лица блока более весомы и дают лучшие результаты в области международной торговой политики.

    4) интеграционные объединения, возникающие в современной мировой экономике, предоставляет возможность входящим в них странам использовать преимущества экономики масштаба. В частности, эти преимущества позволяют расширить масштабы рынка сбыта, поддержать местных производителей, особенно среди новых отраслей национальной промышленности, сократитъ межстрановые торговые издержки и извлечь другие торговые льготы на основе теории экономики масштаба. Кроме того, расширенное экономическое пространство создает лучшие условия для привлечения прямых иностранных инвестиций на рынки больших размеров, на которых есть смысл создавать самостоятельные производства и обеспечивает более широкий доступ к разного рода ресурсам: финансовым, материальным, трудовым, к новейшим технологиям в масштабах всего региона.

    6) эффект поляризации. Суть этого эффекта заключается в кумулятивном сокращении экономической деятельности в одной из участвующих стран вследствие либо сосредоточения преимуществ создания торговли в другой стране, либо отвлечения факторов производства

    5) региональные интеграционные объединения формируют для их участников благоприятную внешнеполитическую среду. В самом деле, одной из важнейших задач всех существующих ныне интеграционных блоков является усиление сотрудничества их членов не только в экономической, но и в политической, военной, культурной и других неэкономических сферах. Для стран-соседей наличие добрых отношений, подкрепленных экономическими обязательствами, стало важнейшим политическим приоритетом. К примеру, западноевропейские страны, создавая интеграционную группировку, явно ставили перед собой именно эту цель.

    6) экономическое сближение стран  в региональных рамках создает  привилегированные условия для  фирм стран - участниц экономической  интеграции, защищая их в определенной степени от конкуренции со стороны фирм третьих стран.

    7) интеграционное взаимодействие  позволяет его участникам совместно решать наиболее острые социальные проблемы (такие как выравнивание условий развития отдельных наиболее отсталых районов, смягчение положения на рынке труда, предоставление социальных гарантий малообеспеченным слоям населения, дальнейшее развитие системы здравоохранения, охраны труда и социального обеспечения), научно-технических, экологических и иных проблем.

    8) возрастающая конкуренция между производителями из разных стран сдерживает рост цен, стимулирует улучшение качества товаров и создание новых технологий, обусловливает сокращение относительно неэффективных производств.

Информация о работе Международная интеграция