Международная интеграция

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 19:50, курс лекций

Краткое описание

Реальная интернационализация производительных сил каких-либо стран путем участия во взаимном разделении труда - это такое международное обобществление производства, при котором страны объединяют свои усилия в целях повышения эффективности производства всех участников этого процесса. Конечно, рост эффективности народного хозяйства может быть обеспечен и каждой страной в отдельности, но чаще на незначительном уровне. Переход же на реальный этап развития международного разделения труда будет содействовать повышению эффективности производства каждой страны до примерно усредненного уровня в масштабах определенного регионального сообщества государств.

Оглавление

ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ИНТЕГРАЦИИ _____________________________________________________ 3
ТЕМА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ И ШКОЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ______________________________ 15
ТЕМА 3. ЭТАПЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ИНТЕГРАЦИИ _____________________________________________________ 26
ТЕМА 4. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ____________________ 32
ТЕМА 5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ СТРАН АЗИИ И АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА
ТЕМА 6. СЕВЕРОАМЕРИКАНСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ____________________ 63
ТЕМА 7. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СТРАНАХ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ
ТЕМА 8. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СТРАНАХ АФРИКИ ______ 80
ТЕМА 9. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СНГ _____________________ 88
ТЕМА 10. УКРАИНА В МИРОВЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ __ 101

Файлы: 1 файл

курс лекций Международная интеграция.doc

— 817.50 Кб (Скачать)

    - закрыты дела из-за отсутствия  всяких доказательств;

    - введены антидемпинговые пошлины, 

    - ограничена деятельность фирмы-ответчика  на рынке стран Сообщества, прежде  всего заключением соглашений  об ограничении экспорта.

    3) Следующий этап западноевропейской интеграции называется в экономической литературе общим рынком или Единым внутренним рынком стран ЕЭС (1987-1992гг). Исходным для его официального формирования стало подписание Единого европейского акта 27 февраля 1986 г., который вступил в силу с 1 июля 1987 г. В достижении общей цели, в первую очередь высокой степени экономического сотрудничества, соединились 12 стран: Франия, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Великобритания, Испания, Португалия, Греция, Дания и Ирландия

    Центральным положением Единого европейского акта является указанная в нем цель создания единого европейского рынка как «пространства без внутренних границ, в котором обеспечивается свободное движение товаров, услуг, капиталов и гражданских лиц. В частности, было намечено ликвидировать следующие барьеры:

    - физические в виде пограничных таможенных постов и паспортного контроля;

    - технические, обусловленные различиями в стандартах и непризнанием образовательных сертификатов;

    - фискальные, находившие свое выражение в различных системах налогообложения.

    Единый  европейский рынок действует  в определенных рамках, установленных  еще Римским договором. Этот документ запрещает странам Европейского сообщества заключать какие-либо союзы, которые наносят ущерб функционированию Общего рынка. Не разрешены также любые соглашения между разными промышленными предприятиями или их ассоциациями, действия, которые могут воспрепятствовать или ограничить развертывание конкуренции между странами Единого внутреннего рынка.

    Становление Общего рынка, обеспечившего под защитой единого внешнего тарифа свободу межстранового передвижения товаров, услуг и факторов производства, потребовало значительного повышения организационного уровня межгосударственной координации экономической политики стран ЕЭС. Этот более высокий уровень координации обеспечивают периодические совещания глав государств и правительств стран-членов Сообщества, а также частые встречи руководителей министерств финансов, центральных банков и других экономических ведомств, опирающихся в своей работе на постоянно действующий секретариат.

    Создание  Общего рынка - это весьма примечательное явление в мировой практике. Впервые  в мире усилиями нескольких стран  сформирован единый внутренний рынок  с населением в 340 млн. человек и равнозначный по объему взаимного обмена стран-членов примерно одной пятой взаимного экспорта.

    На  третьи страны возникновение Общего рынка в ЕЭС может оказать двойственное воздействие:

    с одной стороны, рост деловой активности в странах Сообщества может стимулировать повышение их импорта из стран внешнего мира;

    с другой стороны, ЕЭС в своей внешнеэкономической  политике руководствуется стремлением  заключать с третьими странам  разного рода соглашения интеграционного  типа - соглашения, ассоциации и т.п., что вовлекает новые страны в орбиту Единого европейского рынка.

    4) Четвертый этап западноевропейской интеграции начинается с 1993 г. и продолжается до 2005 г. С этого года ЕЭС стало именоваться Европейским Союзом, в состав которого входят теперь 15 стран: Франция. Германия, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Великобритания, Дания, Ирландия, Греция, Испания. Португалия, а с 1 января 1995 г Австрия, Финляндия и Швеция. По сравнению с другими этапами четвертый этап западноевропейской интеграции не только включает больше стран, но и является ее самым высоким уровнем, так как в это время интеграция превращается в экономический союз, который предусматривает соблюдение следующих требований:

    - полная свобода перемещения товаров,  услуг, капиталов и рабочей  силы;

    - необходимость проведения политики поощрения конкуренции на всем едином экономическом пространстве, что позволяет устранить препятствия к доступу на рынок и нарушения в его функционировании вследствие поведения как частных, так и государственных хозяйственных агентов;

    - поощрение общей политики, направленной  на структурное выравнивание  и региональное развитие, чтобы  способствовать оптимальному распределению  ресурсов и процветанию всего  союзного пространства, особенно  регионов, которые находятся и  неблагоприятных условиях;

    - координация макроэкономической  политики, в том числе применение  ограничительных правил относительно  объема и финансирования национальных  бюджетных дефицитов, а также  осуществление определенной налоговой  гармонизации,

    - преодоление различий в разных национальных экономических параметрах.

    Экономический союз стран-членов ЕС неотделим от их валютного союза. Валютная интеграция перечисленных западноевропейских стран началась еще в 70-е годы, когда они находились на этапе развития Таможенного союза. Решение о создании Европейской валютной системы (ЕВС) стороны приняли в конце декабря 1978 г., а с 13 марта 1979 г. она начала действовать.

    Маастрихтский договор стран-членов ЕС 1991 г принял решение о переходе к единой валюте. Договор предусматривал следующие необходимые для участия в ЕВС условия, которые должны были подготовить почву для введения единой валюты:

    - годовая инфляция не может  более чем на 1,5% превышать уровень,  усредненный по трем странам  ЕС с наибольшей стабильностью  цен,

    - предел колебания обменных курсов национальных валют устанавливается в 2,25%,

    - дефицит государственного бюджета  должен составлять не более  3% ВВП, а госдолг - менее 60%;

    - средний размер банковского процента  должен быть не выше 2% среднего  уровня по трем странам ЕС  с наиболее низкими процентными ставками.

    На  заседании представителей 15 стран-членов ЕС и Мадриде в декабре 1995 г. было принято решение называть единую европейскую валюту «евро» и определены основные этапы ее введения.

    Важными звеньями валютного союза западноевропейских стран являются Европейская система центральных банков (ЕСЦБ), в которую входят центральные банки стран-членов и Европейский центральный банк (ЕЦБ). Кроме того, на интеграционном пространстве действует широкая сеть частных коммерческих банков и биржевых образований, которые занимаются самыми разнообразными операциями с капиталами и ценными бумагами. Маастрихтский договор устранил всякие ограничения свободного движения капиталов, которые существовали до этого.

    Заметное  место в банковской системе ЕС занимает Европейский инвестиционный банк (ЕИБ). На него возложена выдача займов, а также предоставление гарантий финансирования проектов, которые предусматривают развитие экономически отсталых районов Союза и хозяйств венных объектов, имеющих общий интерес для нескольких стран Европейского Союза, модернизацию или создание новых предприятий на интеграционном пространстве. При этом имеются в виду такие проекты, реализовать которые по своим масштабам или по финансовым затратам одной стране не под силу. Кроме того, Европейский инвестиционный банк финансирует инфраструктуру единого рыночного пространства, развитие и модернизацию путей сообщения и связи, развитие энергетики.

    5) Пятый этап – это период, начавшийся  с момента присоединения к  ЕС в 2005 году  еще 10-ти стран: Кипр, Эстония, Венгрия, Мальта, Польша, Чешская республика, Словакия, Словения. 
 

    3. Экономическая политика  ЕС 

    Как отмечается в Договоре об учреждении ЕС (ст. 98), государства-члены осуществляют свою экономическую политику согласно с принципом открытой рыночной экономики и свободной конкуренции. Основные положения экономической политики разрабатываются Комиссией, потом обсуждаются и утверждаются Европейским Советом. Совет информирует Европейский парламент о принятых рекомендациях.

    Экономическая политика ЕС осуществляется по таким направлениям: торговля, производство (промышленность, сельское хозяйство, транспорт), движение факторов производства (капитал, рабочая сила), регулирование отношений между субъектами международной экономики в пределах ЕС (конкуренция, антимонопольное законодательство и др.)

    Общая торговая политика. Она основывается на таможенном союзе, завершение строения которого произошло в 1968 году. Таможенные пошлины на импорт и экспорт товаров между членами Союза упразднены; это касается как протекционистской пошлины, так и фискальной. Ставки таможенных тарифов относительно третьих стран - единые и утверждаются Советом по рекомендации Комиссии. Запрещаются количественные ограничения (квоты и т.п.) в торговле между государствами-членами.

    Для стимулирования экспорта в третьи страны осуществляется политика предоставления льгот производителям тех товаров, в экспорте которых заинтересован  ЕС. Общая торговая политика базируется на единых принципах, относительно заключения соглашений с третьими странами. Это касается не только установления тарифов и квот, но и общих мероприятий демпинга на международных рынках.

    Промышленная  политика направлена на повышение конкурентоспособности промышленности стран ЕС. Для этого создаются условия:

    - содействие структурной перестройке соответственно научно-техническому прогрессу;

    - поощрение инициативы и развитие  предпринимательства, особенно малых  и средних предприятий; 

    - содействие сотрудничеству между  предприятиями;

    - стимулирование инновационной политики,

    - внедрение научных исследований  и новой технологии в производство.

    В 1990 г. Европейская комиссия разработала  документ "Промышленная политика в открытой и конкурентной экономической среде", в котором были сформулированы основные принципы промышленной политики. Согласно этой программе особенный приоритет отдается високотехническим отраслям. Разработаны документы относительно организации НИОКР, технической стандартизации, европейского хозяйственного права, создания единой системы энергоснабжения и телекоммуникаций и др. Эти программы называются "прагматической рыночной промышленной политикой".

    Общая экономическая политика, особенно в  промышленности, поедусматривает установление единых стандартов для всех стран  ЕС. Наибольшее внимание в процессе унификации стандартов уделяется новейшим отраслям - электронике, аэрокосмической технике. Важное значение в экономической политике отводится борьбе с нечестной конкуренцией между фирмами стран-членов. Запрещаются действия (решения, договора) между субъектами предпринимательской деятельности, которые могут ограничивать или устранять конкуренцию в пределах общего рынка. К таким действиям относятся: фиксация закупочных или продажных цен; контроль производства; распределение рынков или источников поставки.

    Аграрная  политика. Важнейшим составляющим элементом общей сельскохозяйственной политики  является эффективный механизм ценообразования, разработанный по каждому виду сельхозпродукции и для каждого региона. Были установлены несколько категорий цен:

    - индикативные цены, определяемые Сообществами как желательные,

    - минимальные цены импорта, или пороговые,

    - цена интервенции,  или минимальные продажные цены, гарантированные производителю с помощью обоснованных и необходимых интервенций официальными организациями.

    Использование пороговой цены защищает рынок от необоснованного импорта, цена интервенции гарантирует минимальный доход производителям. Таким образом, протекционизм на границах ЕС защищал производителей от резких толчков мировой конъюнктуры рынка. Продуманная агрополитика ЕС позволила в течение 10–15 лет пройти путь от чистого импортера сельхозпродукции до почти полного самообеспечения в основных ее видах и превращения в «чистого второго» мирового экспортера сельскохозяйственных и продовольственных товаров.

Информация о работе Международная интеграция