Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 19:50, курс лекций
Реальная интернационализация производительных сил каких-либо стран путем участия во взаимном разделении труда - это такое международное обобществление производства, при котором страны объединяют свои усилия в целях повышения эффективности производства всех участников этого процесса. Конечно, рост эффективности народного хозяйства может быть обеспечен и каждой страной в отдельности, но чаще на незначительном уровне. Переход же на реальный этап развития международного разделения труда будет содействовать повышению эффективности производства каждой страны до примерно усредненного уровня в масштабах определенного регионального сообщества государств.
ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ИНТЕГРАЦИИ _____________________________________________________ 3
ТЕМА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ И ШКОЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ______________________________ 15
ТЕМА 3. ЭТАПЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ИНТЕГРАЦИИ _____________________________________________________ 26
ТЕМА 4. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ____________________ 32
ТЕМА 5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ СТРАН АЗИИ И АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА
ТЕМА 6. СЕВЕРОАМЕРИКАНСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ____________________ 63
ТЕМА 7. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СТРАНАХ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ
ТЕМА 8. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СТРАНАХ АФРИКИ ______ 80
ТЕМА 9. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СНГ _____________________ 88
ТЕМА 10. УКРАИНА В МИРОВЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ __ 101
Федерализм
Они подчеркивали, что по своей природе федеративная форма достаточно гибка для того, чтобы найти оптимальную пропорцию между центральными институтами федерации и ее частями. Единственным непреложным принципом федерации служит создание двух уровней власти - центрального и местного (регионального). Территориальные единицы обязательно должны передать центральному правительству часть своих властных полномочий, сохраняя в то же время свою целостность и определенную автономию. Задача государственных деятелей, по мнению федералистов, состоит в том, чтобы найти «магическую формулу», которая позволила бы субъектам федерации при помощи центральных институтов эффективно решать общие задачи и одновременно максимизировать децентрализацию и свою собственную автономию.
Они отмечали три главных преимущества наднационального федеративного государства:
1) «экономию масштаба», или возможность решения более крупных задач с меньшими издержками, чем в условиях децентрализации;
2)
невозможность захвата власти
в конституционно оформленной
федерации какой-либо одной
3) то, что в контексте международных отношений сумма (федерация) больше, чем совокупность составляющих ее национальных государств.
По их мнению, создание такого государства приведет к активизации демократического начала в связи с появлением множественных суверенитетов вместо одного.
Критики отмечали, что философия федерализма ставит во главу угла исключительно политическое начало. В поисках «вечного мира» она оставляет за скобками экономику, которая может либо способствовать, либо, наоборот, препятствовать политической интеграции.
Существуют концепции интеграции, выходящие за рамки вышеизложенных школ и теории и возникающие на базе объяснений проблем (целей и временных параметров) интеграции (преимущественно европейской).
Таковой является «структурная теория интеграции» И. Галтунга, описывающая структурообразующие моменты интеграции одной единицы с другой. По И. Галтунгу, интеграция развивается во внешнем (количество субъектов, признающих объединение) и внутреннем (наибольшее количество участников) аспектах; она реализуется на основе двух принципов: географического (близость расположения – территориальная интеграция) и функционального (на основе специализации производства и разделении труда – организационная интеграция). Интеграционные процессы на международном уровне, в соответствии с этой теорией, протекают в масштабах региона (территориальная интеграция) или по принципу разделения труда (организационная интеграция) [2, С. 145-147].
«Теория континентальной интеграции» А. Маршаля основана на стремлении человека к единству во всех направлениях развития общества, поэтому интеграция охватывает все сферы жизни человечества (экономика, политика, социум); все элементы, которые определенным образом связаны с производством. Интеграционные группировки стран не могут функционировать без политического взаимодействия. Основными движущими силами интеграции, в соответствии с этой теорией, выступают предпринимательские круги и государство, соответственно требуется согласование интересов обеих институтов. А. Маршаль отмечает, что предпосылками интеграции являются: равенство экономического потенциала стран, географическая близость, исторические условия и взаимодополняемость экономик. Особое внимание он уделял политическим аспектам процесса и политическая интеграция признавалась не только необходимой, но высшей формой развития сотрудничества [2, С. 148-151; 8, С. 45].
К «нетрадиционным» концепциям интеграции следует отнести и попытки формализации этого общественно-экономического процесса (Д. Кейнс, К. Дойч, Х. Алкер, Дж. Най, Р. Моррит, Л. Линдберг и др.) с использованием экономическо-математического аппарата. Однако характеристика количественных изменений в интеграционных процессах и использование математических методов для в их объяснения как в прошлом, так и в настоящем носят ограниченный характер ввиду сложности и многофакторности явления. Теоретические разработки и используемый математический инструментарий не отличаются согласованностью. Разногласия отмечаются по нескольким направлениям: значимость показателей и факторов интеграционных процессов, измерение этих параметров и т.п. К примеру Л. Линдберг разработал метод формализации характеристик принятия решения стран-участниц интеграции, в основе которого лежит выделение сфер принятия решений в европейских государствах и шкалирование вариантов распределения полномочий между национальными и наднациональными институтами. Однако метод не получил большого распространения ввиду своей неуниверсальности и недостатков, возникающих в процессе отбора сфер оценки [2, С. 151].
1.
Зона свободной
торговли (ЗСТ)
Первой
логической и хронологической ступенью
международной экономической
Случаи,
когда стороны имеют
К такому типу интеграции можно отнести:
Взаимодействие
государств-участников ЗСТ, регулирование
соответствующей области
Что касается сфер сотрудничества в рамках ЗСТ, то на начальном этапе это, естественно, внешняя торговля.
К достоинствам таких соглашений следует отнести более стабильный и предсказуемый характер торговой политики стран-участниц.
Недостатки ЗСТ:
2.
Таможенный союз (ТС)
Следующей ступенью международной экономической интеграции является таможенный союз. Его можно определить как соглашение двух или более государств об упразднении таможенных пошлин в торговле между ними, это форма коллективного протекционизма. ТС предполагает замену нескольких таможенных территорий одной при полной отмене таможенных пошлин внутри ТС и создание единого внешнего таможенного тарифа.
Основное различие ЗСТ и ТС состоит в том, что в ЗСТ предусматривается постепенное снижение таможенных пошлин, устранение нетарифных барьеров и т.д. В конечном итоге ЗСТ призвана обеспечить беспошлинную торговлю между странами-членами. В ТС существует беспошлинная торговля между странами-членами и общий таможенный тариф по отношению к странам, не входящим в Союз.
В рамках ТС происходят серьезные изменения в структуре производства и потребления стран-участниц. Проводя единую внешнеторговую политику (таможенные тарифы, различные внешние преференции, протекционизм и т.д.), страны регулируют товарные потоки с учетом уровня внешнего тарифа и результирующих цен. Это в свою очередь дает толчок к переориентировке ресурсов, в потреблении и производстве. По мнению некоторых западных специалистов, внутри ТС производство «рационализируется в соответствии с теорией сравнительных преимуществ».
В принципе возможны два варианта развития событий:
Большое значение для ТС имеет наличие в его составе одной-двух крупных держав. Тогда проблемы ресурсов чисто технически решаются проще, нежели в рамках ТС, объединяющих страны, бедные ресурсами. «Игра» с таможенным тарифом позволяет создавать более приемлемые условия для привлечения иностранных инвестиций, что также оказывает непосредственное воздействие на экономический рост.
Функционирование ТС требует изменений в подходе к управлению интеграционными процессами. Как уже сказано выше, деятельность в рамках ЗСТ не обусловливает создание постоянно действующих органов, а в ТС уже возникает необходимость в регулирующих институтах, так как:
Функционирование ТС отнюдь не предполагает унификацию таможенно-тарифной политики для всего спектра производимых и потребляемых товаров. Валютно-финансовое сотрудничество, особенно на первых порах, не является авангардным, а скорее играет роль обслуживающего фактора. Как правило, создаваемые в рамках ТС финансовые институты, банки, страховые компании играют второстепенную роль.
Как
показывает практика, вне сферы ТС, его
общей таможенно-тарифной политики остаются
такие крупные направления, как оборонная
промышленность, отдельные отрасли энергетики
и др.
3.
Единый рынок (ЕР)
Качественно более высокой ступенью интеграции является ЕР. К настоящему времени этот этап интеграционного развития реализован в Европейском союзе, на основе опыта которого могут быть сделаны практические выводы и оценки. Перерастание ТС в единый рынок обусловливается как чисто экономическими факторами, так и политическими.