Международная интеграция

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 19:50, курс лекций

Краткое описание

Реальная интернационализация производительных сил каких-либо стран путем участия во взаимном разделении труда - это такое международное обобществление производства, при котором страны объединяют свои усилия в целях повышения эффективности производства всех участников этого процесса. Конечно, рост эффективности народного хозяйства может быть обеспечен и каждой страной в отдельности, но чаще на незначительном уровне. Переход же на реальный этап развития международного разделения труда будет содействовать повышению эффективности производства каждой страны до примерно усредненного уровня в масштабах определенного регионального сообщества государств.

Оглавление

ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ИНТЕГРАЦИИ _____________________________________________________ 3
ТЕМА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ И ШКОЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ______________________________ 15
ТЕМА 3. ЭТАПЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ИНТЕГРАЦИИ _____________________________________________________ 26
ТЕМА 4. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ____________________ 32
ТЕМА 5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ СТРАН АЗИИ И АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА
ТЕМА 6. СЕВЕРОАМЕРИКАНСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ____________________ 63
ТЕМА 7. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СТРАНАХ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ
ТЕМА 8. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СТРАНАХ АФРИКИ ______ 80
ТЕМА 9. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СНГ _____________________ 88
ТЕМА 10. УКРАИНА В МИРОВЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ __ 101

Файлы: 1 файл

курс лекций Международная интеграция.doc

— 817.50 Кб (Скачать)

    Федерализм 

    Они подчеркивали, что по своей природе  федеративная форма достаточно гибка  для того, чтобы найти оптимальную пропорцию между центральными институтами федерации и ее частями. Единственным непреложным принципом федерации служит создание двух уровней власти - центрального и местного (регионального). Территориальные единицы обязательно должны передать центральному правительству часть своих властных полномочий, сохраняя в то же время свою целостность и определенную автономию. Задача государственных деятелей, по мнению федералистов, состоит в том, чтобы найти «магическую формулу», которая позволила бы субъектам федерации при помощи центральных институтов эффективно решать общие задачи и одновременно максимизировать децентрализацию и свою собственную автономию.

    Они отмечали три главных преимущества наднационального федеративного государства:

    1) «экономию масштаба», или возможность решения более крупных задач с меньшими издержками, чем в условиях децентрализации;

    2) невозможность захвата власти  в конституционно оформленной  федерации какой-либо одной группой; 

    3) то, что в контексте международных  отношений сумма (федерация) больше, чем совокупность составляющих ее национальных государств.

    По  их мнению, создание такого государства  приведет к активизации демократического начала в связи с появлением множественных  суверенитетов вместо одного.

    Критики отмечали, что философия федерализма ставит во главу угла исключительно политическое начало. В поисках «вечного мира» она оставляет за скобками экономику, которая может либо способствовать, либо, наоборот, препятствовать политической интеграции.

     Частные теории интеграции

      Существуют концепции интеграции, выходящие за рамки вышеизложенных школ и теории и возникающие на базе объяснений проблем (целей и временных параметров) интеграции (преимущественно европейской).

      Таковой является «структурная теория интеграции» И. Галтунга, описывающая структурообразующие моменты интеграции одной единицы с другой. По И. Галтунгу, интеграция развивается во внешнем (количество субъектов, признающих объединение) и внутреннем  (наибольшее количество участников) аспектах; она реализуется на основе двух принципов: географического (близость расположения – территориальная интеграция) и функционального (на основе специализации производства и разделении труда – организационная интеграция). Интеграционные процессы на международном уровне, в соответствии с этой теорией, протекают в масштабах региона (территориальная интеграция) или по принципу разделения труда (организационная интеграция) [2, С. 145-147].

      «Теория континентальной  интеграции» А. Маршаля основана на стремлении человека к единству во всех направлениях развития общества, поэтому интеграция охватывает все сферы жизни человечества (экономика, политика, социум); все элементы, которые определенным образом связаны с производством. Интеграционные группировки стран не могут функционировать без политического взаимодействия. Основными движущими силами интеграции, в соответствии с этой теорией, выступают предпринимательские круги и государство, соответственно требуется согласование интересов обеих институтов. А. Маршаль отмечает, что предпосылками интеграции являются: равенство экономического потенциала стран, географическая близость, исторические условия и взаимодополняемость экономик. Особое внимание он уделял политическим аспектам процесса и политическая интеграция признавалась не только необходимой, но высшей формой развития сотрудничества [2, С. 148-151; 8, С. 45].

      К «нетрадиционным» концепциям интеграции следует отнести и попытки  формализации этого общественно-экономического процесса (Д. Кейнс, К. Дойч, Х. Алкер, Дж. Най, Р. Моррит, Л. Линдберг и др.) с использованием экономическо-математического аппарата. Однако характеристика количественных изменений в интеграционных процессах и использование математических методов для в их объяснения как в прошлом, так и в настоящем носят ограниченный характер ввиду сложности и многофакторности явления. Теоретические разработки и используемый математический инструментарий не отличаются согласованностью. Разногласия отмечаются по нескольким направлениям: значимость показателей и факторов интеграционных процессов, измерение этих параметров и т.п. К примеру Л. Линдберг разработал метод формализации характеристик принятия  решения стран-участниц интеграции, в основе которого лежит выделение сфер принятия решений в европейских государствах и шкалирование вариантов распределения полномочий между национальными и наднациональными институтами. Однако метод не получил большого распространения ввиду своей неуниверсальности и недостатков, возникающих в процессе отбора сфер оценки [2, С. 151].

 

    ТЕМА 3. ЭТАПЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

  1. Зона  свободной торговли
  2. Таможенный союз
  3. Единый рынок
  4. Экономический и валютный союз
 
 

    1. Зона свободной  торговли (ЗСТ) 

    Первой  логической и хронологической ступенью международной экономической интеграции является зона свободной торговли. В современном понимании это преференциальная зона, в рамках которой поддерживается свободная от таможенных и количественных ограничений международная торговля товарами. Как правило, конкретные соглашения о соответствующих зонах предусматривают создание ЗСТ промышленными товарами в течение ряда лет путем постепенной взаимной отмены таможенных пошлин и других нетарифных ограничений.

    Случаи, когда стороны имеют возможность  увеличить уровень таможенного обложения или применить специальные защитные меры, условия, срок и действия, сфера распространения защитных мер, а также величина пошлин предусматриваются в соглашениях о ЗСТ.

К такому типу интеграции можно отнести:

  1. в Центральной Европе 4 страны (Венгрия, Польша, Словакия и Чехия) в декабре 1992 г. подписали Центрально-европейское соглашение о свободной торговле (СЕФТА), в 1996 г. к соглашению присоединилась Словения;
  2. Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА), созданная на базе Соглашения между США, Канадой и Мексикой, которое вступило в силу с 1 января 1994г.
  3. Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), образованная в 1960 г. Австрией, Данией, Норвегией, Португалией, Швецией, Швейцарией и Великобританией.

    Взаимодействие  государств-участников ЗСТ, регулирование  соответствующей области деятельности происходят без создания постоянно действующих наднациональных систем управления или принятия специальных общих решений. Все решения, как привило, принимаются высшими должностными лицами стран-участниц - по политическим проблемам и руководителями министерств и ведомств (внешнеторговых, финансовых и др.) - по экономическим проблемам. Эти решения носят обязательный характер, обеспечивая скоординированность шагов и обязательность сторон. С правовой точки зрения, международные договоренности обретают преференциальное по отношению к внутренним законодательным актам положение.

    Что касается сфер сотрудничества в рамках ЗСТ, то на начальном этапе это, естественно, внешняя торговля.

    К достоинствам таких соглашений следует отнести более стабильный и предсказуемый характер торговой политики стран-участниц.

    Недостатки  ЗСТ:

  1. создание ЗСТ приводит к усилению конкуренции на внутреннем рынке, что не всегда оказывает благоприятное воздействие на качество и технический уровень изделий отечественной промышленности.
  2. либерализация импорта создает серьезную угрозу для национальных производителей товаров, увеличивает опасность банкротств тех из них, которые не выдерживают соперничества с более конкурентоспособными и качественными товарами из-за рубежа. Без поддержки их со стороны государства велика опасность того, что иностранные производители вытеснят отечественных со своего же внутреннего рынка, несмотря на применяемые средства защиты.
  3. возникает также опасность закрепления иностранных компаний в промышленных структурах «страны пребывания».
 
 

    2. Таможенный союз (ТС) 

    Следующей ступенью международной экономической  интеграции является таможенный союз. Его можно определить как соглашение двух или более государств об упразднении таможенных пошлин в торговле между ними, это форма коллективного протекционизма. ТС предполагает замену нескольких таможенных территорий одной при полной отмене таможенных пошлин внутри ТС и создание единого внешнего таможенного тарифа.

    Основное  различие ЗСТ и ТС состоит в том, что в ЗСТ предусматривается постепенное снижение таможенных пошлин, устранение нетарифных барьеров и т.д. В конечном итоге ЗСТ призвана обеспечить беспошлинную торговлю между странами-членами. В ТС существует беспошлинная торговля между странами-членами и общий таможенный тариф по отношению к странам, не входящим в Союз.

    В рамках ТС происходят серьезные изменения в структуре производства и потребления стран-участниц. Проводя единую внешнеторговую политику (таможенные тарифы, различные внешние преференции, протекционизм и т.д.), страны регулируют товарные потоки с учетом уровня внешнего тарифа и результирующих цен. Это в свою очередь дает толчок к переориентировке ресурсов, в потреблении и производстве. По мнению некоторых западных специалистов, внутри ТС производство «рационализируется в соответствии с теорией сравнительных преимуществ».

    В принципе возможны два варианта развития событий:

  1. когда устанавливаемый на внешних границах ТС внешний тариф на какой-либо товар выше средневзвешенного тарифа, существовавшего до возникновения данной интеграционной структуры. Если внешний тариф выше, то странам-членам ТС приходится отказываться от внешнего источника снабжения, более дешевого, в пользу внутрисоюзных ресурсов, в принципе стоящих дороже. Такие меры могут применяться из самых различных соображений. Например, исходя из стратегических посылок, страны сообща решают приступить к интенсивной разработке новых материалов, энергоносителей и т.д., чтобы уйти от внешней зависимости. Принятие таких мер заставляет разработчиков технологий идти на проведение совместных исследований, воздействует на переориентировку потоков ресурсов, товаров, полуфабрикатов. Производство внутри ТС вынуждено изыскивать невскрытые резервы и т.д.
  2. когда устанавливаемый на внешних границах ТС внешний тариф на какой-либо товар ниже средневзвешенного тарифа, существовавшего до возникновения данной интеграционной структуры. Тогда, исходя из результирующих цен, происходит переориентация их внешней торговли на рынки третьих стран. Такие меры могут быть предприняты для усиления конкуренции внутренних и внешних производителей, если речь идет о необходимости «подтолкнуть» собственного производителя к выпуску более конкурентоспособной продукции.

    Большое значение для ТС имеет наличие  в его составе одной-двух крупных держав. Тогда проблемы ресурсов чисто технически решаются проще, нежели в рамках ТС, объединяющих страны, бедные ресурсами. «Игра» с таможенным тарифом позволяет создавать более приемлемые условия для привлечения иностранных инвестиций, что также оказывает непосредственное воздействие на экономический рост.

    Функционирование  ТС требует изменений в подходе  к управлению интеграционными процессами. Как уже сказано выше, деятельность в рамках ЗСТ не обусловливает  создание постоянно действующих  органов, а в ТС уже возникает  необходимость в регулирующих институтах, так как:

  • переход к единым таможенным пошлинам и совместному осуществлению координационных мер требует существенного пересмотра подходов к развитию многих отраслей национальной экономики в каждой стране;
  • становится необходимой координация развития отдельных отраслей на макроэкономическом уровне, что ведет к появлению новых различных проблем, подходов и к социальным вопросам, и к вопросам других сфер деятельности;
  • возникает потребность в масштабных переговорах по согласованию не только таможенно-тарифной политики, но и координации или приспособления внутренних рынков к возникающим общим интересам. Встает вопрос о создании наднациональных органов, которые должны будут разрабатывать, координировать, контролировать деятельность отдельных сфер внешней торговли и производства.

     Функционирование  ТС отнюдь не предполагает унификацию таможенно-тарифной политики для всего  спектра производимых и потребляемых товаров. Валютно-финансовое сотрудничество, особенно на первых порах, не является авангардным, а скорее играет роль обслуживающего фактора. Как правило, создаваемые в рамках ТС финансовые институты, банки, страховые компании играют второстепенную роль.

    Как показывает практика, вне сферы ТС, его общей таможенно-тарифной политики остаются такие крупные направления, как оборонная промышленность, отдельные отрасли энергетики и др. 
 

    3. Единый рынок (ЕР) 

    Качественно более высокой ступенью интеграции является ЕР. К настоящему времени этот этап интеграционного развития реализован в Европейском союзе, на основе опыта которого могут быть сделаны практические выводы и оценки. Перерастание ТС в единый рынок обусловливается как чисто экономическими факторами, так и политическими.

Информация о работе Международная интеграция