Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 19:50, курс лекций
Реальная интернационализация производительных сил каких-либо стран путем участия во взаимном разделении труда - это такое международное обобществление производства, при котором страны объединяют свои усилия в целях повышения эффективности производства всех участников этого процесса. Конечно, рост эффективности народного хозяйства может быть обеспечен и каждой страной в отдельности, но чаще на незначительном уровне. Переход же на реальный этап развития международного разделения труда будет содействовать повышению эффективности производства каждой страны до примерно усредненного уровня в масштабах определенного регионального сообщества государств.
ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ИНТЕГРАЦИИ _____________________________________________________ 3
ТЕМА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ И ШКОЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ______________________________ 15
ТЕМА 3. ЭТАПЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ИНТЕГРАЦИИ _____________________________________________________ 26
ТЕМА 4. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ____________________ 32
ТЕМА 5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ СТРАН АЗИИ И АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА
ТЕМА 6. СЕВЕРОАМЕРИКАНСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ____________________ 63
ТЕМА 7. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СТРАНАХ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ
ТЕМА 8. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СТРАНАХ АФРИКИ ______ 80
ТЕМА 9. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СНГ _____________________ 88
ТЕМА 10. УКРАИНА В МИРОВЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ __ 101
Негативные:
1) отток ресурсов (факторов производства) из менее развитых стран перераспределяет их в интересах более развитых стран;
2) олигопольный сговор между ТНК стран-участниц ведет к повышению цен;
3)
эффект потерь от увеличения масштабов
производства при очень значительной
концентрации.
1.7
Особенности региональной
интеграции в развитых,
развивающихся странах
и государствах с переходной
экономикой
Мировой опыт интеграции свидетельствует, что по происхождению и функциям интеграционные процессы различны, однако можно выделить общие условия и особенности по группам интегрирующихся стран (развитые, развивающиеся, с переходной экономики) с точки зрения соотношения рыночных и политических сил взаимодействия. Такое обобщение следует провести по основным аспектам изучения проблемы.
Особенности
региональной интеграции в развитых,
развивающихся странах и
Таблица 1
Особенности
региональной интеграции в развитых,
развивающихся странах и
Аспекты интеграционных процессов | Особенности интеграционных процессов | |
Развитые страны | Развивающиеся страны и государства с переходной экономикой | |
1 | 2 | 3 |
Интеграционный потенциал | Обладают значительным
промышленным потенциалом и |
Развивающиеся:
обладают значительным природными и трудовыми
(низкой квалификации) ресурсами, неразвитым
промышленным и инновационным секторами,
нуждаются в инвестиционных ресурсах
С переходной экономикой: обладают значительными природными и трудовыми (высокой квалификации) ресурсами, промышленный и инновационный сектора деформированы |
Объем, динамика и структура взаимной торговли | Преобладает взаимная торговля высокотехнологическими продуктами и услугами, структура сбалансирована и диверсифицирована | Взаимная торговля незначительна и монокультурна с преобладанием сырья и природных ресурсов |
Структурное развитие и взаимодополнение НЭС | Структура экономики развита и оптимизирована, интернационализация хозяйственной деятельности обуславливает взаимодополнение НЭС | Структура экономики не сформирована, имеются значительные внутренние противоречия, интернационализация НЭС не приводит к их взаимному дополнению |
Национальные условия интеграции финансового и промышленного сегментов | ||
Условия перемещения факторов производства | Свободные и пропорциональные, благоприятные институциональные условия стимулируют разнообразие форм экономических связей | Институциональные, политические и социально-экономические условия ограничивают перемещение, которое является разнонаправленным и монокультурным (трудовые или природные ресурсы) |
Политическое взаимодействие | Значит уровень координации во всех сферах | Противоречивые, совместные политические мероприятия малоэффективны |
Взаимные и глобальные условия экономического обмена | Взаимный экономический обмен оптимизирован, страны включены в глобальную систему экономических отношений и определяют условия ее функционирования | Экономический обмен формируется и часто неэквивалентен, осуществляются мероприятия по интеграции в систему международного разделения труда |
Эквивалентность выгод от интеграции | Постоянно повышается и координируется, что выражается в проведении специальных мероприятий по выравниванию уровней экономического развития. | Различается у стран-участниц интеграционного процесса |
Особенности международного разделения труда между странами-партнерами | Преобладают капитало-
и наукоемкие технологии, поэтому
развита капиталоемкая и |
Преобладают трудоемкие технологии и сырьевая ориентация внешней торговли, поэтому развита ресурсная и трудоемкая специализация производства, направленная на коллективное самообеспечение |
Деформации интеграционного хозяйственного комплекса государств | Незначительны ввиду проведения совместной политики и во многих сферах деятельности наднациональных органов, происходит сближение национальных производственных циклов | Проявляются значительно в силу декларативного характера интеграционных мероприятий и неразвитости экономических структур. |
ТЕМА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ И ШКОЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
2.1
Рыночная и рыночно-
2.2 Структурная концепция и дирижизм
2.3 Функционализм и неофункционализм
2.4
Межправительственный
подход, концепция
взаимозависимости,
федерализм и частные
теории интеграции
Термин «экономическая интеграция» впервые появился сравнительно недавно – в 30-е годы ХХ века – в работах немецких и шведских экономистов.
Западная экономическая наука различает «интеграцию рынков» и «интеграцию политики». В свою очередь, последняя разделяется на несколько типов:
1)
экономический федерализм - наиболее
продвинутый тип
2)
интеграцию европейского типа; менее
развитую региональную
3)
международно-правовое
Многообразие взглядов и трактовок интеграционного процесса, интеграции в целом и отдельных его категорий, элементов, взаимосвязей в, специальной литературе объединяют в ряд направлений (школ).
В основном они представляют собой осмысление и систематизацию конкретных путей и форм развития интеграционных образований, как правило, на примере практики европейской интеграции, а также методы согласования различных областей хозяйственной, социальной и внешней политики, механизмы взаимодействия стран и субъектов хозяйствования, включая разногласия между ними.
Характерно,
что источники практической интеграции
были чисто европейскими, а методы
ее теоретического истолкования по преимуществу
американскими. Теоретики интеграции
следовали за практикой, пытаясь
интерпретировать ее в категориях американских
политических, социологических и экономических
учений. Причем эта интерпретация носила
совершенно определенный отпечаток личных
идеологических и политических предпочтений
теоретиков.
2.1
Рыночная и рыночно-
Рыночная школа (неолиберальное направление)
Представители: французский социолог Р.Арон, В.Репке, немецкий экономист А.Предоль, американский экономист Дж.Вайнер, английские ученые Дж.Мид, Ф.Герельс, Р.Липсей
Для представителей рыночной школы идеал интеграции - это полная свобода конкуренции, свобода действия рыночных сил. Полная интеграция, по мнению представителей данной школы, - это единое рыночное пространство и масштабах нескольких стран, где обеспечена полная свобода рыночных сил и конкуренции. Достижение такого идеала возможно путем отмены значительного вмешательства государства в экономическую жизнь и предоставления рыночному механизму возможности решать все возникающие проблемы. А критерием интегрированности можно считать степень свободы действия стихийных рыночных сил и ограниченного воздействия государственных органов. В современных условиях позиция представителей рыночной школы видится абсурдной. Это доказывается тем, что процесс интеграции является управляемым. И управляется он не столько стихийными рыночными регуляторами, сколько национальными правительствами объединяющихся государств и межгосударственными институтами региональных экономических группировок.
Первые попытки теоретического осмысления процессов региональной интеграции были предприняты в 50-е годы экономистами неолиберального направления - А.Мюллер-Ар-Маком, А.Предолем, В.Репке и др. Исходя из постулата о рынке как наиболее эффективном регуляторе экономики, они понимали под интеграцией создание единого рыночного пространства в рамках нескольких стран, где была бы обеспечена свобода действия стихийных рыночных сил. Для достижения такого состояния необходима отмена сколько-нибудь значительного государственного вмешательства во внешнеторговую и валютную сферы, что должно привести к оптимальному функционированию расширенного рынка в соответствии с принципом сравнительных издержек. Проблема интеграции сводилась, таким образом, к объединению рынков интегрируемых стран на основе принципов свободной торговли, поэтому и рассматриваемое направление в теории интеграции получило название рыночной (или неолиберальной) школы.
В
своих теоретических
Потокообразующий эффект таможенного союза, по Вайнеру, выражается в возникновении новых торговых потоков в результате отмены ограничений во взаимной торговле между странами-участницами, что оказывает благоприятное воздействие как на отдельную страну, так и на всю мировую торговлю. Потокоотклоняющий эффект представляет собой переориентацию торговых связей от третьих стран в направлении партнеров по группировке, причем такая переориентация означает отклонение торговых потоков в сторону страны с более высокими издержками производства данных товаров, что должно оказывать отрицательное воздействие на мировую торговлю в целом. Создание таможенного союза, таким образом, может вызвать как потокообразующий (положительный), так и потокоотклоняющий (отрицательный) эффект. От их соотношения будет зависеть общая эффективность таможенного союза.
Новый
момент, который в концепцию
Рыночно-институциональная школа
Представители: французский экономист Ж.Вайлер, американский экономист Б.Балаша, французский экономист М.Бийе, западногерманский исследователь Н.Кремер, М.Портер, М.Алле, Г.Хейлперин.
Отдавая дань рыночному механизму региональной интеграции, эти экономисты отмечают важную роль координации экономической политики государств. Значительная часть теоретиков, стоящих на позициях экономического неолиберализма, стремится в своих моделях интеграции найти компромисс между рыночными и регулирующими их механизмами.
Н.Кремер считает, что экономическая интеграция предполагает вмешательство государства не только в период его создания, но и после него. Он пишет о постоянной поддержке состояния интегрированности. Кроме того, Н. Кремер дает более четкое определение полной интеграции (экономической): «Высшая стадия... в области международной экономической интеграции была бы достигнута тогда, когда со стороны национальных властей не существовало бы ни малейших различий в подходе на почве государственной принадлежности и когда при принятии решений в области экономической политики любые интересы имели бы приоритет перед национальными интересами».
Все формы интеграции он подразделяет на две группы:
-
институциональная (это
- неинституциональные (все остальные - как с участием самих государств, так и без их участия).
Сторонниками
данной школы интеграция рассматривается
как воплощение определенного единства
экономических и политико-
2.2
Структурная концепция
и дирижизм
Структурная концепция
Представители: Г. Мюрдаль, А. Нарбаль, П. Стритен, Ф. Перу.
Эти экономисты обратили внимание на то, что свобода передвижения товаров и «факторов производства» ведет к неравномерности экономического развития отдельных районов внутри интегрируемого пространства, а следовательно, является причиной социального неравенства регионов.
Они считали, что интеграция должна улучшать общество, обеспечивая социальное равенство, равномерное развитие стран и районов и т.п. Ведь слаборазвитые районы являются основными очагами безработицы, аграрного перенаселения, острых социальных конфликтов. Чтобы избежать этого, необходимо вмешательство государства, так как свободный рынок помочь в этом не может.
Представители
структурного направления рассматривают
интеграцию как глубокий процесс
структурных преобразований в экономике
интегрирующихся стран, благодаря
которым должно возникнуть максимально
сбалансированное в территориальном,
экономическом и социальном смысле хозяйство.
Интеграционное пространство должно состоять
не из суммы интегрирующихся хозяйств,
а представлять собой качественно новый
хозяйственный механизм взаимодействия
регионов. По поводу критерия интеграции
у представителей данной школы нет четкого
мнения, но ясно одно - они дали новое представление
о самой региональной интеграции как о
процессе структурных изменений в производстве,
в иерархии предприятий, в размещении
ресурсов и «факторов производства». Данное
направление обратило внимание на внутреннюю
противоречивость механизма интеграции,
на неравномерность экономического развития
различных частей интегрирующегося пространства
и связанную с этим социально-конфликтную
ситуацию. Из всех способов достижения
интеграции выбирается комплексное использование
всех рычагов: рыночных, монополистических
и институциональных, но большее внимание
уделено роли монополий (ТНК) в формировании
интеграционного комплекса.