Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 19:50, курс лекций
Реальная интернационализация производительных сил каких-либо стран путем участия во взаимном разделении труда - это такое международное обобществление производства, при котором страны объединяют свои усилия в целях повышения эффективности производства всех участников этого процесса. Конечно, рост эффективности народного хозяйства может быть обеспечен и каждой страной в отдельности, но чаще на незначительном уровне. Переход же на реальный этап развития международного разделения труда будет содействовать повышению эффективности производства каждой страны до примерно усредненного уровня в масштабах определенного регионального сообщества государств.
ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ИНТЕГРАЦИИ _____________________________________________________ 3
ТЕМА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ И ШКОЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ______________________________ 15
ТЕМА 3. ЭТАПЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ИНТЕГРАЦИИ _____________________________________________________ 26
ТЕМА 4. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ____________________ 32
ТЕМА 5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ СТРАН АЗИИ И АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА
ТЕМА 6. СЕВЕРОАМЕРИКАНСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ____________________ 63
ТЕМА 7. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СТРАНАХ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ
ТЕМА 8. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СТРАНАХ АФРИКИ ______ 80
ТЕМА 9. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СНГ _____________________ 88
ТЕМА 10. УКРАИНА В МИРОВЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ __ 101
Дирижизм (неокейнсианское направление)
Представители: Р.Купер, Дж.Пиндер, Р.Бар, А.Маршалл, Г.Мюрдаль, Ф.Перру, П.Стритен, Я.Тинберген, А.Филип.
Сторонники данной школы сводят весь процесс интеграции в сущности к согласованию тех или иных областей экономической и социальной политики между правительствами участвующих стран. Их больше интересует не экономика, а национальная и наднациональная политика ведения хозяйства, а субъектами интеграции они считают сами государства. Поэтому, исходя из постулатов этой школы, трудно определить, как выглядит конечная региональная интеграция, согласующая экономические интересы всех ее участников.
Первый
шаг к осмыслению экономических
основ европейской интеграции как
самостоятельного явления в мировой
экономике был сделан в начале
50-х годов известным голландским экономистом
Яном Тинбергеном. Он первым провел различие
между «негативной» и «позитивной» интеграцией.
Негативная интеграция предполагает простое
устранение барьеров на пути трансграничного
перемещения товаров, услуг и факторов
производства. Согласно канонам традиционной
экономической теории, это автоматически
ведет к усилению конкуренции, снижению
цен и повышению качества товаров, услуг
и факторов производства и, следовательно,
к росту эффективности экономики. Позитивная
интеграция - это принятие законов и создание
институтов, еще больше увеличивающих
мобильность товаров, услуг и факторов
производства.
2.3
Функционализм и
неофункционализм
Функционализм
Представители: английский социолог Д.Митрани
Конечная интеграция, по мнению функционалистов, выражается в следующем:
1)
беспрепятственный
2)
увеличение децентрализации
3)
консенсус между национальными
органами власти и
4)
высокая интенсивность и
5)
развитие гетерогенной сети
Основоположником функционализма был Давид Митрани, родившийся в Румынии, но всю свою жизнь работавший в Англии. Как и федералисты, он стремился найти способ прекратить войны между государствами. В отличие от федералистов, он считал, что для этого нужно не искать идеальную форму международного сообщества, а раскрыть те функции, которые оно должно выполнять.
Коренной чертой раннего функционализма, воплотившегося в работах Д. Митрани, был его рационалистический и технократический характер. По существу, основатель функционализма обвинял политиков и руководимое ими государство в том, что их целью является завоевание и удержание власти, а не забота об общественном благе. Д. Митрани выступал против «государственного догматизма» и абсолютизации национальной территории как рамки, необходимой для организации общественной жизни. Он был убежден в том, что интер- и транснациональные организации могут лучше удовлетворить некоторые человеческие нужды, чем национальные государства. Он видел два преимущества в создании таких организаций: во-первых, эффективное выполнение поставленных перед ними задач будет отвлекать лояльность людей от национальных государств; и, во-вторых, их существование резко сократит риск возникновения международных конфликтов.
Сторонники функционализма были убеждены в том, что функции - первичны, а формы, в которые они воплощаются, - вторичны. Это неизбежно приводило их в непримиримое противоречие с феноменом, который они называли «фиксацией государства», то есть существованием жестких государственных форм вне зависимости от тех функций, которые они должны выполнять.
Критики
функционализма совершенно обоснованно
утверждали, что эта концепция нереалистична
и безнадежно наивна. Так, Д. Митрани полагал,
что человеческие нужды носят объективный
характер, а их выявление является сугубо
технократической задачей. На самом деле
формирование человеческих потребностей
- это часть конкурентного, то есть конфликтного,
рыночного механизма. Оно неразрывно связано
и с политическими процессами, политической
борьбой. Д. Митрани явно преувеличивал
способность людей рационально определять
свои нужды и спонтанно создавать институты
для их удовлетворения. Ложным было противопоставление
технократического и политического: последующее
развитие достаточно наглядно продемонстрировало,
что технократы всегда политически мотивированы,
а политики широко пользуются технократическими
методами для достижения политических
целей.
Теория коммуникации (неофункционализм)
Представители: Карл Дейч
К. Дейч утверждал, что сходные процессы развертываются вмеждународной сфере, когда государства пытаются строить «сообщества безопасности» - международные образования, в рамках которых государства пытаются минимизировать опасность войны. Как считали К. Дейч и его сторонники, достижение этой цели возможно лишь в том случае, если государства-участники становятся «интегрированными». Под интеграцией они подразумевали «создание в пределах определенной территории «чувства сообщества», а также достаточно сильных и широких институтов и практических инструментов, способных обеспечить возникновение среди населения ожидания «мирных изменений» на достаточно длительную перспективу».
Неофункционалисты
различали два вида «сообществ безопасности»
- соединенные и
Плюралистические сообщества представлялись неофункционалистам более жизнеспособными. Для их возникновения было достаточно трех условий: совместимости основных ценностей, существующих в государствах-участниках; способности политически активных групп реагировать на действия друг друга, не прибегая к насилию; «взаимной предсказуемости соответствующих аспектов политического, экономического и социального поведения»
Во-первых,
эта концепция оставляет без
ответа важнейший вопрос о формах
перехода от плюралистических к амальгамированным,
институционализированным сообществам,
от психологических и
Вторым
недостатком теории коммуникации является
утверждение, что рост социальной коммуникации
оказывает автоматическое воздействие
на сознание людей и опосредованно - на
систему межправительственных отношений.
На самом деле, объективное общественное
развитие является противоречивым, содержит
как центростремительные, так и центробежные
тенденции. Традиционные ценности, связанные
с государством-нацией, имеют высокую
инерционность, способную в значительной
степени нейтрализовать идейное влияние
возросшей социальной коммуникации.
Неофункционализм
Представители: Эрнст Хаас, Леон Линдберг
Неофункционализм был ответвлением плюралистического подхода, утвердившегося в западной, в первую очередь американской, политологии в конце 50-начале 60-х годов. В рамках этого подхода по существу не остается места для самостоятельной роли государства. Государство выступает как вектор деятельности различных групп интересов, образующих общество, а политика является своего рода «рынком», где группы интересов конкурируют между собой за право внести свой вклад в безликий механизм принятия решений и; тем самым повлиять на исход этого процесса. Предметом научного анализа согласно этой концепции является лишь соотношение интересов в государственной политике: является ли она синтезом конкурирующих интересов или же выражением интересов наиболее сильных и искусных групп.
Согласно
другому выдающемуся
Логика «переплескивания» говорила о неизбежности не только распространения интеграции на все новые и новые области, но и ее качественного развития, или «углубления», то есть перехода от менее к более высоким формам интеграционного строительства. Неофункционалисты, в частности, использовали концепцию «переплескивания» для теоретического истолкования всей цепочки экономической интеграции: перерастания зоны свободной торговли в таможенный союз, затем - в общий рынок, а в последующем - в экономический и валютный союз.
Вместе с тем, в отличие от своих предшественников - функционалистов, представители нового направления отвергали мысль об автоматическом действии эффекта «переплескивания». Для реализации заложенных в нем объективных возможностей необходимы целеустремленные политические действия. Поэтому «переплескивание» должно «культивироваться». Под «культивированием» неофункционалисты понимали не грубые административные действия интеграционных институтов, а целеустремленное формирование ими интересов различных групп, участвующих в интеграционном процессе.
Неофункционалисты рассматривали наднациональный характер интеграционных институтов не только как функциональное преимущество, позволяющее наилучшим образом выделить и защитить общий интерес участников интеграции. Они считали принцип наднациональности главной гарантией прочности и необратимости европейской интеграции.
Критика неофункционализма:
1)
отрицание центральной роли
2)
игнорирование различия между
«высокой» и «низкой»
3) неспособность объяснить место европейской интеграции в общей системе международных отношений,
4)
преувеличение роли
2.4
Межправительственный
подход, концепция
взаимозависимости,
федерализм и частные
теории интеграции
Межправительственный подход
Возникновение этого течения обычно связывают с именем Стенли Хоффмана, опубликовавшего в середине 60-х годов несколько статей о роли национальных государств в интеграционном процессе. Сильной стороной его критики в адрес неофункционализма было то, что он адекватно учитывал те социальные изменения, которые послужили основой для возникновения неофункционализма. В частности, он признавал плюралистический характер факторов интеграции. Вместе с тем, он подчеркивал необходимость и возможность определения центрального элемента в этом множестве, которым, по его мнению, было национальное государство.
В
свете этого комплексного характера
национального интереса существует
различие между «высокой» и «низкой»
политикой. Первая охватывает сферу международной
безопасности. Эта сфера по своей сути
не может служить предметом интеграции
- национальное государство не может никому
доверить заботу о своей безопасности.
Вторая охватывает сферы экономических
отношений и иной; деятельности, в которых
главную роль играет взаимодействие обществ.
В связи со снижением роли и уменьшением
возможностей; национальных государств
в этих сферах интеграция служит для них
удобным инструментом сохранения контроля.
Концепция взаимозависимости
С
точки зрения своей социальной и гносеологической
сути эта концепция развивалась в том
же русле, что и неофункционализм. Ее сторонники
пытались отойти от свойственного реализму
исключительного упора на государство.
Творцами мирового порядка были, по их
мнению, не только суверенные государства,
но и наднациональные образования, подобные
ЕС; мультинациональные корпорации; другие
организации, имеющие транснациональные
интересы; а также субнациональные единицы,
имеющие выход на международную арену.
Иными словами, в своем анализе международных
отношений они делали упор на гражданское
общество в его чрезвычайно разветвленном,
международном понимании.