Международная интеграция

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 19:50, курс лекций

Краткое описание

Реальная интернационализация производительных сил каких-либо стран путем участия во взаимном разделении труда - это такое международное обобществление производства, при котором страны объединяют свои усилия в целях повышения эффективности производства всех участников этого процесса. Конечно, рост эффективности народного хозяйства может быть обеспечен и каждой страной в отдельности, но чаще на незначительном уровне. Переход же на реальный этап развития международного разделения труда будет содействовать повышению эффективности производства каждой страны до примерно усредненного уровня в масштабах определенного регионального сообщества государств.

Оглавление

ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ИНТЕГРАЦИИ _____________________________________________________ 3
ТЕМА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ И ШКОЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ______________________________ 15
ТЕМА 3. ЭТАПЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ИНТЕГРАЦИИ _____________________________________________________ 26
ТЕМА 4. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ____________________ 32
ТЕМА 5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ СТРАН АЗИИ И АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА
ТЕМА 6. СЕВЕРОАМЕРИКАНСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ____________________ 63
ТЕМА 7. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СТРАНАХ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ
ТЕМА 8. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СТРАНАХ АФРИКИ ______ 80
ТЕМА 9. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СНГ _____________________ 88
ТЕМА 10. УКРАИНА В МИРОВЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ __ 101

Файлы: 1 файл

курс лекций Международная интеграция.doc

— 817.50 Кб (Скачать)

    3) становление системы разделения  труда в регионе сопровождалось  его углублением, что отразилось  в переходе от вертикального к горизонтальному разделению труда. Если непосредственно в послевоенный период между развитыми и развивающимися странами происходил обмен сырьевых товаров на промышленные изделия, то в настоящее время преобладает обмен готовой продукцией.

    4) разделение труда в регионе  имеет и межотраслевой, и внутриотраслевой характер. С одной стороны, сферой специализации стран региона стали целые отрасли производства. В 60-80-х годах в НИС Азии были перенесены определенные отрасли японской и в меньшей степени американской промышленности: черная металлургия, крупнотоннажная химия, текстильная промышленность, судостроение, электронная и электротехническая промышленность, автомобилестроение. И сегодня эти отрасли определяют характер специализации НИС. Например, Япония фактически передала в страны Юго-Восточной Азии трудоемкие производственные процессы - производство тканей, пряжи, одежды, органических химических соединений, текстильных машин - и перешла к импорту этих товаров из них. С другой стороны, разделение труда в регионе имеет внутриотраслевой характер при специализации стран на производстве определенных видов продукции. Например, Япония экспортирует в НИС Азии специальные стали высокого класса, высокотехнологические электронные приборы промышленного назначения (компьютеры, оборудование связи и тому подобное), а импортирует из них обычную сталь, бытовые электротехнические и электронные товары. То есть между Японией и НИС Азии происходит процесс разделения труда при дифференциации товаров в зависимости от степени их техноемкости.

    5) система разделения труда в  регионе складывалась при участии  ТНК (прежде всего японских и американских), которые, создавая сеть предприятий в странах региона, стремились использовать сравнительные преимущества этих стран. 
 

    2. Азиатско-Тихоокеанское  экономическое сотрудничество (АТЭС) 

    АТЭС  – является крупнейшим международным  экономическим объединением мира. Доля 18 стран АТЭС в мировом ВВП составляет 60%, в мировой торговле – 40%, в золото-валютных резервах - 80%.

    Оно создано в 1989 г. по инициативе Австралии. Первоначально в него входили 18 стран: Австралия, Бруней, Гонконг, Канада, Китай, Индонезия, Малайзия, Япония, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Республика Корея, Сингапур, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили, США.

    Правовой  базой функционирования АТЭС являются:

    - Сеульская декларация АТЭС (1991 г.);

    - Бангкокская декларация об Азиатско-Тихоокеанском экономическом сотрудничестве.(1967 г.);

    - соглашение по институциональным  вопросам (1992 г.);

    - декларация экономических лидеров  АТЭС об общих намерениях (1994г.);

    - декларация действий АТЭС в  области экономики (Осака, 1995г.).

    В 1998 г. еще три страны были приняты в Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, которое теперь насчитывает 21 страну-участницу: Вьетнам, Перу и Россия.

    Кроме полноценных стран-членов, в АТЭС участвуют три наблюдателя: Секретариат АСЕАН, Совет Тихоокеанского экономического сотрудничества и Южно-тихоокеанский форум. 

    Азиатско-Тихоокеанское  экономическое сотрудничество ставит перед собой ряд целей:

  • поддерживать экономическое развитие своих государств на благо всех народов данного региона мира;
  • укреплять многостороннюю открытую торговую систему;
  • повышать степень либерализации внешней торговли и инвестиций в азиатско-тихоокеанском экономическом пространстве;
  • усиливать стимулирование частного сектора в своих национальных экономиках;
  • достижение свободной торговли и инвестиций не позднее 2010 г. для промышленно развитых стран и 2020 г. для развивающихся государств.

    Принципы, на которых основывается деятельность этой организации:

  • взаимное уважение сторонами общих интересов стран-участниц, совместная ответственность за принятые решения и равноправное партнерство;
  • взаимовыгодность отношений, которая принимает во внимание имеющие место различия в уровнях экономического и социального, развития стран-участниц, а также экономические потребности развивающихся государств;
  • признание особого метода ведения переговоров в рамках АТЭС, который сводится к использованию открытого диалога для достижения между участниками консенсуса;
  • постоянный характер экономического сотрудничества стран-участниц Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества. Под этим понимается необходимость придерживаться гибкой политики, чтобы взаимное экономическое сотрудничество осуществлялось с учетом меняющихся экономических условий как в регионе, так и в глобальном масштабе, а также чтобы страны АТЭС были способны встретить экономические вызовы, которые могут возникнуть перед ними.

    В настоящее время Азиатско-Тихоокеанское  экономическое сотрудничество по экономическому содержанию носит не императивный, а консультативный характер, так как участники не приняли общих законов, правил поведения на обширной территории объединения.

    Основные  направления деятельности АТЭС:

  • обмен информацией и проведение консультаций о политике и развитии экономики с целью достижения устойчивого роста, осуществления корректировок и сокращения разрыва в экономическом развитии;
  • разработка стратегий, предусматривающих сокращение препятствий на пути движения товаров, услуг, инвестиций;
  • сотрудничество в таких конкретных областях, как энергетика, рыболовство, транспорт и телекоммуникации, туризм, охрана окружающей среды;
  • содействие развитию региональной торговли, инвестиций, движению финансовых ресурсов, передаче технологий, промышленному сотрудничеству, развитию инфраструктуры, обеспечению трудовыми ресурсами.

    Модель  Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества заметно отличается от западноевропейской и североамериканской моделей интеграционного развития по ряду параметров:

  1. если западноевропейская интеграция стала развиваться сразу же на уровне государств, правительства которых заключали между собой соответствующие соглашения, то в рамках АТЭС экономические связи развиваются преимущественно на основе взаимодействия фирм и транснациональных корпораций.
  2. характер взаимодействия сторон в названных группировках также не совпадает. В Западной Европе государства-участники экономического сообщества сразу ввели в действие жесткую процедуру коллективных решений текущих и перспективных проблем. Так, они перешли к постепенной отмене пошлин на ввозимые на их территории товары, производимые в странах-партнерах. Создав зону свободной торговли, они медленно продвигались к общему рынку, валютному и экономическому союзу, параллельно формируя и укрепляя наднациональные институциональные структуры. В отличие от этого строгого порядка развитие экономического сотрудничества в странах АТЭС ограничивается расширением торговли, увеличением инвестиционных потоков и поисками для этого более благоприятных условий.
  3. В отличие от Европейского Союза Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество представляет собой многослойную группировку, в которую входят промышленно развитые и развивающиеся государства, очень сильно различающиеся по уровню экономического развития, структуре национальных экономик, по традициям и психологии. К этому надо добавить, что многие страны-члены АТЭС не имеют общих границ.

    В первые годы своей деятельности Азиатско-Тихоокеанское  экономическое сотрудничество не имело  никакой институциональной структуры, выступая в виде форума, на котором  представители стран-членов обменивались мнениями по поводу экономического положения  в Азиатско-Тихоокеанском регионе. И лишь спустя три года после возникновения АТЭС был создан небольшой секретариат со штаб-квартирой в Сингапуре.

    Институциональная структура АТЭС:

    1) важнейшие направления и характер  деятельности АТЭС определяются  в органе, именуемом «Министерские встречи», где встречаются министры иностранных дел и министры экономики. Министры финансов, торговли, малых и средних предприятий, экологии и др. обычно проводят встречи раздельно.

    2) в 1993 г. согласно решению Министерской  встречи был создан Комитет по торговле и инвестициям. В его задачи входит содействие повышению экономической активности, развитию сотрудничества в области либерализации и расширения торговли, устранению препятствий для инвестиций. Комитет осуществляет инициативы по улучшению условий для свободного движения товаров услуг и технологий в регионе.

    3) Тихоокеанский деловой форум, в состав которого входят по два представителя деловых кругов, включая одного представителя от малого и среднего бизнеса от каждого члена АТЭС, изучает и выявляет методы и средства, содействующие расширению торговли и инвестиций в регионе, и представляет свои отчеты непосредственно Министерской встрече.

    4) рабочие группы содействуют практическому сотрудничеству в таких областях как: рационализация инфраструктуры; передача технологий; улучшение условий для торговли и инвестиций; образование и подготовка кадров; экология; охрана дефицитных ресурсов.  
 
 
 

    3. Ассоциация стран  Юго-Восточной Азии (АСЕАН) 

    Восточная Азия прочно заняла лидирующие позиции  в производстве широкого спектра ключевых видов продукции - не только бытовой электроники (как первоначально), но и электронно-информационного комплекса (или продукция ИТ (информационных технологий)), а также транспортного машиностроения, композитных материалов и т.д.

    Состав  региональных организаций Азии и  Тихого океана отличается высокой степенью неоднородности экономического развития стран, что накладывает существенный отпечаток на характер сотрудничества. Например, в 1988 г. ВВП на душу населения в Сингапуре составлял 9070 долл., а в Индонезии - 440 долл. В рамках АСЕАН активно развивается сотрудничество в разных сферах, включая промышленность и торговлю. В области промышленности главное внимание уделяется созданию совместных предприятий, в основном средних по размерам, в которых 60% капитала принадлежит предпринимателям принимающей страны и 40% - остальным странам-членам АСЕАН.

    Создана в 1967 г. на основе подписания Бангкокской  декларации. Местонахождение руководящих органов АСЕАН - г. Джакарта (Индонезия).

    Члены АСЕАН - 9 стран: Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Таиланд.

    Особенностью  этой организации является сотрудничество с некоторыми другими странами по иерархическому принципу (по степени  значимости). Выделяются:

    - партнеры по диалогу (Австралия,  Европейский Союз, Канада. Новая  Зеландия, Республика Корея, США,  Япония);

    - партнеры по консультации (Россия, Китай);

    - наблюдатели (Мьянма, Папуа-Новая  Гвинея).

    Факторы интеграции стран  АСЕАН:

  1. рост экономической  взаимозависимости в рамках региона, прежде всего в треугольнике НИС-АСЕАН-Китай, включающем основные страны с "нарождающимися рынками";
  2. все более серьезная озабоченность тем, что по темпам и глубине интеграции Восточная Азия существенно отстает от двух других центров и это может негативно сказаться на ее экономических перспективах. Действительно, в Северной Америке с 1994 г. действует блок; НАФТА (Североамериканское соглашение о свободной торговле, подписанное США, Канадой и Мексикой), в Европе произошло значительное расширение ЕС, куда вступила большая группа стран ЦВЕ;
  3. стремительное усиление экономических позиций Китая и вызванная им ломка сложившегося в регионе механизма роста. Устоявшееся образное определение этого механизма – «стая летящих гусей»: лидером, "вожаком" стаи является Япония, второй ряд составляют азиатские "тигры", третий - четыре крупнейшие страны АСЕАН; четвертый - Китай; пятый - Вьетнам, Лаос и т.д. Каждый предыдущий ряд как бы тянет за собой последующие посредством трансферта технологий и ноу-хау, прямых  инвестиций, обеспечения экспортных рынков. При этом те производства, которые вчера являлись ключевыми в стране или странах предыдущего ряда, сегодня естественно переходят в страны последующего. Предыдущий же ряд идет дальше, развивая производства более высокого технологического уровня. Тем самым обеспечивается динамизм развития всего региона.

    Основные  направления деятельности АСЕАН:

  • содействие развитию сотрудничества в экономической, научно-технической, социальной, культурной областях;
  • создание зоны свободной торговли; введение единого льготного таможенного тарифа;
  • экономическое сотрудничество в следующих областях: финансы, сельское хозяйство, транспорт, туризм, охрана окружающей среды, телекоммуникации;
  • сотрудничество с международными и региональными организациями.

Информация о работе Международная интеграция