Международная интеграция

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 19:50, курс лекций

Краткое описание

Реальная интернационализация производительных сил каких-либо стран путем участия во взаимном разделении труда - это такое международное обобществление производства, при котором страны объединяют свои усилия в целях повышения эффективности производства всех участников этого процесса. Конечно, рост эффективности народного хозяйства может быть обеспечен и каждой страной в отдельности, но чаще на незначительном уровне. Переход же на реальный этап развития международного разделения труда будет содействовать повышению эффективности производства каждой страны до примерно усредненного уровня в масштабах определенного регионального сообщества государств.

Оглавление

ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ИНТЕГРАЦИИ _____________________________________________________ 3
ТЕМА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ И ШКОЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ______________________________ 15
ТЕМА 3. ЭТАПЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ИНТЕГРАЦИИ _____________________________________________________ 26
ТЕМА 4. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ____________________ 32
ТЕМА 5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ СТРАН АЗИИ И АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА
ТЕМА 6. СЕВЕРОАМЕРИКАНСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ____________________ 63
ТЕМА 7. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СТРАНАХ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ
ТЕМА 8. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СТРАНАХ АФРИКИ ______ 80
ТЕМА 9. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СНГ _____________________ 88
ТЕМА 10. УКРАИНА В МИРОВЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ __ 101

Файлы: 1 файл

курс лекций Международная интеграция.doc

— 817.50 Кб (Скачать)

    Комиссия  для стран Южной  части Тихого океана (КЮТО). Создана в 1947 г. с целью согласования позиций стран-участниц по политическим и экономическим вопросам, содействия улучшению экономических, экологических, социальных и культурных условий развития в регионе, сотрудничества с другими региональными и международными организациями. В состав членов (их 27) входят страны Южной части Тихого океана, а также страны, которым ранее принадлежали острова этого региона. Членами КЮТО являются: Австралия, Вануату, Великобритания, Восточное Самоа, Гуам, Западное Самоа, Кирибати, Острова Кука, Маршалловы острова, Науру, Новая Зеландия, Новая Каледония, Ниуэ, Палау, Папуа-Новая Гвинея, Питкэрн, Северные Мариинские острова, США, Соединенные Штаты Микронезии, Соломоновы острова, Токелау, Тонга, Тувалу, Уоллис и Футуна, Фиджи, Франция, Французская Полинезия.

    В основе деятельности КЮТО - выполнение мероприятий и проектов, признанных странами-членами в качестве приоритетных и включенных в соответствующие программы:

  • по сельскому хозяйству - защита растительных ресурсов, животноводство, борьба с болезнями животных;
  • по рыболовству - прибрежное рыболовство; рыболовство в открытом море;
  • развития сельских районов;
  • оказания технической помощи, а также по здравоохранению, образованию, культуре и др.

    Южнотихоокеанский форум (ЮТФ). Создан в 1971 г. островными странами Южной части Тихого океана. Членами Форума являются 15 стран: Австралия, Вануату, Западное Самоа, Кирибати, Кука острова, Маршалловы острова, Науру, Новая Зеландия, Ниуэ, Папуа-Новая Гвинея, Соломоновы острова, Тонга, Тувалу, Соединенные штаты Микронезии, Фиджи. Партнерами по диалогу являются: Европейский Союз, Канада, Китай, Великобритания, США, Япония.

    Цели Форума - выработка совместных позиций по вопросам экономики, окружающей среды, безопасности и другим глобальным проблемам региональной политики. Он координирует деятельность с другими региональными организациями и сотрудничает с международными организациями, в первую очередь по осуществлению региональных программ помощи развитию (ПРООН, ЕС). Форум имеет статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН.

    Основные  направления деятельности Форума:

  • гармонизация и координация деятельности институтов Форума с правительственными организациями стран-членов;
  • участие в реализации Южнотихоокеанской региональной программы по охране окружающей среды (наряду с ЭСКАТО, Программой ООН по окружающей среде - ЮНЕП);
  • участие в реализации Соглашения о торговле и экономическом сотрудничестве в Южнотихоокеанском регионе - между членами Форума, с одной стороны, и Австралией и Новой Зеландией - с другой. Соглашение предусматривает беспошлинный и неограниченный или льготный ввоз практически всех товаров, производимых в странах-членах Форума.

    В рамках Форума созданы  организации:

    1. «Линия Южнотихоокеанского форума», обеспечивающая эксплуатацию важнейшей судоходной линии;
    2. Агентство Форума по рыболовству - для обеспечения стран-членов информацией о правилах, законодательстве и соглашениях, действующих в регионе и вне его, включая информацию о ценах на мировом рынке рыбы, о перевозке и обработке рыбной продукции;
    3. Фонд поддержки маркетинга - для оказания содействия предпринимателям в экспорте их продукции в страны региона и в третьи страны;
    4. Южнотихоокеанская торговая комиссия (Австралия, Сидней) и Южнотихоокеанское торговое бюро (Новая Зеландия, Окленд), занимающиеся вопросами развития торговых отношений;
    5. Межправительственная организация по туризму ведает вопросами развития туризма в Южной части Тихого океана.

    Ассоциация  регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК). Создана в 1985 г. В нее вошли 7 стран: Бангладеш, Бутан, Индия, Мальдивы, Непал, Пакистан, Шри-Ланка. Цели СААРК: сотрудничество в экономической, научно-технической, социальной и культурной областях; ускорение экономического роста в странах-членах; содействие повышению благосостояния населения.

    Основные  направления деятельности СААРК:

  • координация деятельности по программам сотрудничества, а также их финансирования;
  • определение межсекторальных приоритетов, осуществление операций по мобилизации региональных и внешних ресурсов;
  • разработка программ и проектов в области экономического, торгового и технического сотрудничества.

    Азиатская организация по вопросам производительности (АОП). Создана в 1961 г. как межправительственная региональная организация с целью оказания содействия повышению производительности в предпринимательской деятельности и сотрудничества в области экономического развития путем совместного обсуждения вопросов и взаимного консультирования. В состав АОП входят 18 стран региона: Бангладеш, Вьетнам, Гонконг, Индия, Индонезия, Иран, Малайзия, Монголия, Непал, Пакистан, Республика Корея, Сингапур, Таиланд, Тайвань, Фиджи, Филиппины, Шри-Ланка, Япония. АОП осуществляет свою деятельность через национальные организации по вопросам производительности (НОП), существующие в каждом государстве-члене.

    В основе деятельности АОП лежит разработка и реализация программ по повышению  производительности по трем основным областям: промышленность, сельское хозяйство, обслуживание.

    Программы по промышленности и обслуживанию содержат следующие направления: производительность и социально-экономическое развитие; развитие малых и средних производственных предприятий; измерение производительности; управление; контроль качества; производство; управление персоналом; маркетинг; управление технологией; информационное обеспечение.

    Программы по сельскому хозяйству включают следующие направления: развитие и политика в области сельского хозяйства; ресурсы, технология и охрана окружающей среды; маркетинг и сельскохозяйственные организации; агропромышленный комплекс; развитие сельских районов.

    Помимо  разработки и реализации программ, АОП реализует проекты по предоставлению информации и обучению, а также осуществляет сотрудничество с другими международными, региональными и национальными организациями

    Азиатский банк развития (АзБР). Создан в 1966 г. Цель АзБР состоит в оказании содействия экономическому развитию и сотрудничеству развивающихся стран региона - членов Банка. Всего АзБР насчитывает 56 членов, из которых 40 - региональные члены, и 16 - нерегиональные, среди которых Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, США, Турция, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция.

    Основное  направление деятельности Банка - финансирование региональных, субрегиональных и национальных проектов и программ, содействующих экономическому росту развивающихся стран региона. Приоритетное значение придается развитию следующих отраслей экономики:

  • сельское хозяйство: ирригация, развитие сельских районов, рыболовство, животноводство, лесоводство;
  • энергетика: проекты в области энергетики, добыча природного газа и угля, создание нефтеперерабатывающих предприятий и сетей газопроводов;
  • транспорт и связь: порты и судоходство, дороги, железные дороги, аэропорты, телекоммуникации;
  • инфраструктура: водоснабжение, санитария, инфраструктура городского хозяйства, проекты в сфере образования и здравоохранения.

    Банк  осуществляет также проекты по предоставлению небольших займов малым и средним  предприятиям.

    Банк  располагает двумя видами ресурсов, различаемых по источникам формирования, назначению и условиям предоставления. Это обычные ресурсы, используемые для предоставления целевых займов на коммерческих условиях, и специальные фонды - для предоставления займов и кредитов на льготных условиях. Займы из обычных ресурсов банка предоставляются на срок от 10 до 30 лет в зависимости от периода окупаемости финансируемого объекта, включая льготный период от двух до семи лет.  

 

    ТЕМА 6. СЕВЕРОАМЕРИКАНСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ 

  1. Предпосылки создания Североамериканской ассоциации свободной  торговли (НАФТА)
  2. Принципы функционирования и основные положения НАФТА
  3. Институциональная структура НАФТА
  4. Особенности интеграции НАФТА
  5. Выгоды стран-участниц североамериканской интеграции
  6. Канадско-Американское соглашение о свободной торговле (КАСФТА)
 
 

    1. Предпосылки создания  Североамериканской  ассоциации свободной  торговли (НАФТА) 

    Одним из наиболее крупных объединений является Североамериканская ассоциация свободной торговли, в состав которой вошли США, Канада и Мексика. Сначала экономические отношения между этими странами ограничивались фирменным и корпоративным уровнями и не были связанными с государственным, а тем более с межгосударственным регулированием. На государственном же уровне соглашение о свободной торговле было подписано между США и Канадой в 1988 г., а Мексика присоединилась к нему в 1992 г. С 1 января 1994 г. началась реализация соглашения этих трех стран о функционировании Североамериканской ассоциации свободной торговли НАФТА.

      НАФТА открыла путь к созданию единого  континентального рынка. Соглашение подразумевало  слияние трех национальных рынков и  образование зоны свободной торговли с населением более 375 млн. человек, совокупным валовым продуктом в сумме около 9 трлн. долл. (в нынешних ценах) и долей в мировом экспорте порядка 17%.

      В целом, соглашение о НАФТА представляет собой комплексный договор, который  своей целью ставит не только плавное сокращение торговых и инвестиционных барьеров практически во всех отраслях экономик стран-участниц в течение 15 лет, но включает также вопросы инвестирования, либерализации сферы услуг, прав на интеллектуальную собственность, экологических аспектов, трудового сотрудничества и межгосударственного механизма разрешения споров.

    Сформировавшийся  Североамериканский интеграционный блок располагает огромным экономическим  потенциалом и уже сейчас по многим показателям превосходит давно  существующий ЕС. Вот данные, характеризующие экономические потенциалы этих двух интеграционных объединений в середине 90-х годов: 

Показатель

ЕС(15 стран) НАФТА(3 страны)
Территория, тыс.кв.м
3232 1955
Население, млн. чел 372,55 378
ВВП, млрд. долл. 7250 8500

Доля в мировом ВВП,%

20,5 24,0
 

    Как видим, территория НАФТА представляет обширную площадь с населением почти  в 380 млн. человек. Общий объем ежегодного производства товаров и услуг  США, Канады и Мексики составляет 8500 млрд. долл., а их доля в мировом  ВВП составляет 24%. Кроме того, на Североамериканскую тройку приходится 20% мировой торговли, из которых 14% падает на долю США. При этом главными партнерами НАФТА в области мировой торговли являются ЕС, Япония и страны Азиатско–Тихоокеанского региона.

    Предпосылки интеграции:

  1. Постоянное  соперничество североамериканских, западноевропейских и восточноазиатских  экономических гигантов, их геоэкономические параметры (общие географические границы и исторически сложившиеся хозяйственные связи и транспортные коммуникации) и конкурентоспособность. В этом отношении соперники американских товаропроизводителей постоянно догоняли их не только по качеству, выпускаемой продукции, но и по издержкам производства. Низкие издержки производства конкуренты США обеспечивали в значительной мере меньшей зарплатой. Следовательно, чтобы повысить конкурентоспособность своих товаров, американские корпорации должны были использовать такой фактор, как низкие издержки производства, которым как раз и располагали Латиноамериканские страны. Достаточно сказать, что в 1993 году один час рабочего времени в США стоил 4,5 доллара, а в Мексике всего 50 центов. Но для того, чтобы соединить свой высокий научно–технический потенциал с низкими издержками производства, США должны были преодолеть противоречия между «севером» и «югом» и выступить на мировой экономической арене единым блоком с Латиноамериканскими странами.
  2. Еще одним обстоятельством, побудившим Вашингтон инициировать создание Североамериканской ассоциации свободной торговли, стала широкая латинизация США. Речь идет о большом наплыве иммигрантов в США из стран Латинской Америки: в 60-е годы их было зарегистрировано 1,7 млн. человек, в 70-е – почти 2 млн., в 80-е – более 3,5 млн. человек. В целом за указанные сроки это составило около 50 % общего числа иммигрантов в США. Столь массовый наплыв иммигрантов, в значительной степени нелегальных, создал много сложных проблем в области занятости, обеспечения жильем, преступности, наркомании, а также в сфере межэтнических отношений. Чтобы облегчить решение этих проблем, необходимо остановить или хотя бы замедлить иммиграционный поток. А для этого необходимо помочь странам Латинской Америки и Карибского бассейна ускорить развитие собственной экономики, организовать там больше рабочих мест и обеспечить рост подушевых доходов. Для этого необходимо создать условия, которые позволят частному бизнесу активно работать в этих странах.
  3. В начале 90-х годов экономическая взаимозависимость Канады и США на основе расширения взаимной торговли и перемещения капиталов еще более возросла. В эти годы товарный рынок Канады был для США самым крупным из всех зарубежных, а Канада реализовала в США до 80% своего экспорта. Что касается инвестиций, то на США приходится 75% всех иностранных прямых инвестиций в Канаде, а доля Канады в подобных инвестициях США составляет 9%.

Информация о работе Международная интеграция