Международная интеграция

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 19:50, курс лекций

Краткое описание

Реальная интернационализация производительных сил каких-либо стран путем участия во взаимном разделении труда - это такое международное обобществление производства, при котором страны объединяют свои усилия в целях повышения эффективности производства всех участников этого процесса. Конечно, рост эффективности народного хозяйства может быть обеспечен и каждой страной в отдельности, но чаще на незначительном уровне. Переход же на реальный этап развития международного разделения труда будет содействовать повышению эффективности производства каждой страны до примерно усредненного уровня в масштабах определенного регионального сообщества государств.

Оглавление

ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ИНТЕГРАЦИИ _____________________________________________________ 3
ТЕМА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ И ШКОЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ______________________________ 15
ТЕМА 3. ЭТАПЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ИНТЕГРАЦИИ _____________________________________________________ 26
ТЕМА 4. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ____________________ 32
ТЕМА 5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ СТРАН АЗИИ И АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА
ТЕМА 6. СЕВЕРОАМЕРИКАНСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ____________________ 63
ТЕМА 7. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СТРАНАХ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ
ТЕМА 8. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СТРАНАХ АФРИКИ ______ 80
ТЕМА 9. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СНГ _____________________ 88
ТЕМА 10. УКРАИНА В МИРОВЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ __ 101

Файлы: 1 файл

курс лекций Международная интеграция.doc

— 817.50 Кб (Скачать)

    Значительные  успехи интеграции не означают отсутствия в объединении множества серьезных проблем. К ним следует отнести:

    - проблемы недостаточного развития  транспортной инфраструктуры,

    - вопросы валютного регулирования, 

    - вопросы унификации налогообложения  и трудового законодательства.

    Большие трудности возникают в связи с так называемым распределением преимуществ интеграции, т.е. членством стран с «разной мощностью» национальных экономик. Появляются противоречия между развитием интеграционных процессов и собственно «деликатными, уязвимыми» отраслями, такими как строительная, мукомольная, сахарная, винодельческая. К числу «болезненных» отраслей при разделе рынков относится также автомобильная отрасль. Сложные задачи стоят перед МЕРКОСУР в социальной сфере. Если предприниматели уже почувствовали позитивизм интеграции, то население стран–членов не вполне.  

    3. Другие интеграционные  группировки стран  Латинской Америки

 

    Андская группа (Андский пакт)

    Создан  в 1969г. На основе Картахенского соглашения. В нее вошли 5 стран: Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу, Эквадор. Андская группа представляет собой одну часть системы Андской интеграции. Второй частью этой системы являются политические институты, созданные государствами-членами (Андский совет президентов, Совет министров иностранных дел).

    Цели Андской группы – содействие и развитию стран участниц посредством их интеграции и социально–экономического сотрудничества, ускорению экономического роста и обеспечению занятости; созданию латиноамериканского общего рынка.

    Основные  направления деятельности Андской группы:

  • выработка единой экономической политики стран–членов; координация осуществляемых с участием государств–членов проектов;
  • гармонизация законодательства; осуществление контроля за применением принятых в рамках Андской группы правовых норм и за их единой интерпретацией;
  • установление тесных взаимосвязей между регионами и органами Андской группы через вспомогательные органы – союз частных предпринимателей и Андский институт труда.

    В рамках Андской группы созданы:

    - Андская корпорация развития (Венесуэла, Каракас), образованная в 1986 году. Она выступает как банк развития, как инвестиционный банк и как агентство, экономического и финансового содействия. Корпорация имеет свои филиалы в странах–членах Андской группы;

    -  Андский резервный фонд (Колумбия, Богота). Распоряжается частью валютных резервов стран–членов для поддержания платежных балансов и согласования финансовой и валютной политики;

    -  Ассоциация телекоммуникационных компаний. Используется в целях углубления сотрудничества, содействия, развитию телекоммуникационных служб в регионе.

    В 1990 году была принята «Андская стратегия», в которой были сформулированы три основные цели: развитие Андского экономического пространства; углубление международных связей стран Андской группы; вклад в единство Латинской Америки. «Акт мира», принятый в том же году, выдвинул в качестве важнейших задач углубление процесса интеграции андских стран; реализацию его отдельных этапов (зона свободной торговли, таможенный союз), а также других мер, необходимых для создания Андского общего рынка.

    Карибское сообщество и Карибский общий рынок (КАРИКОМ)

    Создан  в 1973г. на основе Договора Чагуарамас в качестве преемника Карибской ассоциации свободной торговли, основанной в 1968г. Вступило в силу в 1974 г. Общий рынок трактуется как составная часть Карибского сообщества. Окончательно Договор был оформлен после подписания ряда деклараций государств-членов Карибского сообщества:

  • в 1984 г.- о структурной политике и более тесной интеграции стран-членов;
  • в 1985 г.- о развитии местного и регионального предпринимательства в странах-членах;
  • в 1989 г.- о рациональном природопользовании и охране окружающей среды Карибского бассейна, о дальнейшем развитии интеграции;
  • в 1991 г.- о развитии стран Карибского бассейна до 2000 г.

    Членами Сообщества являются 14 стран Карибского бассейна и 3 ассоциированных члена. Региональные члены – Антигуа и Барбуда, Багамские острова, Барбадос, Белиз, Доминика, Гренада, Гайана, Монсеррат, Сент-Китс, Сент–Люсия, Сент–Винсент и Гренадины, Суринам, Тринидад и Тобаго, Ямайка. Ассоциированные члены - Виргинские Британские острова и острова Теркс и Кайкос.

    Целью КАРИКОМ является:

    - содействие экономической интеграции  государств–членов путем создания  общего рынка, предусматривающего  единый тариф, 

    - применение правил прохождения  товара,

    - реализация согласованного плана  фискальных мероприятий,

    - координация внешней политики стран-членов и сотрудничество в технической, социальной и культурной областях.

    В области экономики намечено:

    - обеспечить экономическое сближение  стран КАРИКОМ путем ликвидации  таможенных пошлин и количественных  ограничений, установления общего таможенного режима (договор предусматривает отмену таможенного обложения почти всех товаров, кроме ограниченной группы, включенной в список исключений; для менее развитых стран установлен 10-летний срок для либерализации торговли);

    - проведение единой торговой политики и общей политики в области сельского хозяйства,

    - координация денежной и финансовой  политики,

    - ликвидация ограничений на свободное  передвижение лиц, капитала, сотрудничества  в области туризма, транспорта  и связи. 

    Для финансового обеспечения деятельности КАРИКОМ в 1969г. был создан Карибский банк развития. В 1973г. была образована, а в 1975г. приступила к деятельности Карибская инвестиционная корпорация с уставным капиталом в 15млн.дол. Она учреждена на паритетных началах более развитыми странами (Барбадос, Гайана, Тринидад и Тобаго, Ямайка) для финансирования проектов в менее развитых странах, входящих в КАРИКОМ. С 1991г. существует Карибский инвестиционный фонд, целью которого является обеспечение ресурсов для развития предпринимательства в регионе.

    Латиноамериканская  экономическая система (СЕЛА)

    Создана в 1975г. на основе Панамской конвенции с целью оказания содействия внутрирегиональному сотрудничеству с целью ускорения экономического и социального развития государств-членов, выработки общих позиций и стратегий по экономическим и социальным вопросам при рассмотрении их в международных форумах, а также при переговорах с третьими странами и группами стран. В состав СЕЛА входят 27 латиноамериканских государств: Аргентина, Барбадос, Белиз, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гаити, Гайана, Гватемала, Гондурас, Гренада, Доминиканская республика, Колумбия, Коста-Рика, Куба, Мексика, Никарагуа, Панама, Парагвай, Перу, Сальвадор, Суринам, Тринидад и Тобаго, Чили, Эквадор, Ямайка.

    Основные  направления деятельности СЕЛА:

  • содействие внутрирегиональной торговле и экспорту стран-членов в третьи страны;
  • эффективное использование потенциала рыболовства и согласование действий стран-членов в этой области;
  • содействие развитию торговли удобрениями для обеспечения ими стран региона;
  • консультирование, анализ, координация действий в области науки и техники, содействие реализации программ и соглашений между странами региона;
  • развитие в странах региона кустарных промыслов;
  • поддержка развития инфраструктуры технологической информации.

    Латиноамериканская  ассоциация интеграции (ЛАИ)

    Создана в 1980г. согласно Договору Монтевидео, вступившему в силу в 1982г. ЛАИ заменила собой Латиноамериканскую ассоциацию свободной торговли (ЛАСТ), образованную в 1960 г. Членами ЛАИ являются 11 латиноамериканских стран: Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Мексика, Парагвай, Перу, Уругвай, Эквадор. Статус наблюдателей при ЛААИ имеют 15 стран, среди них Испания, Италия, Россия, Китай, Швейцария.

    К 1980 году стало понятно, что ЛАСТ, не работает: лишь 14% годового торгового обращения стран-участниц можно было приписать преимуществам, обеспеченным этой организацией, но и эти преимущества использовали главным образом Мексика, Бразилия и Аргентина. На практике выяснилось, что ЛАСТ - слишком жесткая и амбициозная: была создана жесткая тарифная система, которая в ряде случаев себя не оправдывала, а с позиций сегодняшнего дня была просто невыгодной. Страны должны были предоставить режим наибольшего содействия для всех стран ЛАСТ, а не только своим партнерам, что в дальнейшем могло бы привести к двусторонней выгоде. На практике страны перестали предлагать своим приоритетным партнерам товары по льготным тарифам, поскольку это автоматически распространялось и на других членов ЛАСТ. Это стало приносить убытки национальным экономикам со стороны конкурентов из других стран.

    Поэтому «Соглашение Монтевидео» через 20 лет было пересмотрено и в противовес ЛАСТ была создана ЛАИ, как намного  менее амбициозная и более  гибкая организация, которая предоставляет своим членам возможность устанавливать двусторонние соглашения с включением к ним (по желанию заинтересованных сторон) и других стран. Это позволяет странам со специальными интересами развиваться быстрее, чем в случае, когда разъединенные страны-члены вынуждены искать компромиссы, снижая тем самым эффективность соглашений. Т.е. ассоциация по существу является «зонтичной организацией», которая ведет наблюдение и помогает координировать деятельность различных субрегиональных организаций Латинской Америки.

    Целями ЛАИ являются:

    - развитие и активизация экономического  сотрудничества, направленного на  расширение рынка;

    - содействие и регулирование взаимной  торговли между странами региона; 

    - поэтапное создание латиноамериканского  общего рынка путем стимулирования образования зоны экономических преференций.

    Организация восточнокарибских  государств (ОВКГ)

    Создана на основе Договора в 1981г. с целью содействия развитию экономического и политического сотрудничества, экономической интеграции, согласования внешней политики. Членами ОВКГ являются 7 государств: Антигуа и Барбуда, Гренада, Доминика, Монсеррат, Сент–Винсент и Гренадины, Сент–Китс и Невис, Cент–Люсия. Ассоциированные члены – Виргинские Британские острова.

    Основные  направления деятельности ОВКГ:

    1) торговля и экономическое развитие. На основе решения, принятого в 1991г., создан общий рынок путем устранения барьеров на пути свободного движения товаров, образован валютный союз, способствующий свободному движению капиталов, предполагается введение свободного движения услуг. Для стимулирования торговли и инвестиций созданы: Восточнокарибская служба содействия инвестициям, Восточнокарибское агентство по развитию экспорта, координационный центр сельскохозяйственной диверсификации.

    2) развитие природных  ресурсов и природопользование. Осуществляется двумя группами:

    а) группа управления природными ресурсами занимается вопросами сельского хозяйства, окружающей среды, туризма в субрегионах, разрабатывает проекты по управлению прибрежными ресурсами,

    б) группа по вопросам рыболовства занимается координацией и сотрудничеством в области рыболовства, гармонизацией законодательства по рыболовству

    3) авиационные перевозки. Регулирование работы гражданской авиации.

    4) правовые вопросы  и предоставление  информационных услуг: оказание содействия в гармонизации законодательства государств-членов; консультирование и ознакомление правительств стран–членов по вопросам налогообложения, макроэкономического планирования, промышленности, энергетики, сельского хозяйства, туризма.

Информация о работе Международная интеграция