Международная интеграция

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 19:50, курс лекций

Краткое описание

Реальная интернационализация производительных сил каких-либо стран путем участия во взаимном разделении труда - это такое международное обобществление производства, при котором страны объединяют свои усилия в целях повышения эффективности производства всех участников этого процесса. Конечно, рост эффективности народного хозяйства может быть обеспечен и каждой страной в отдельности, но чаще на незначительном уровне. Переход же на реальный этап развития международного разделения труда будет содействовать повышению эффективности производства каждой страны до примерно усредненного уровня в масштабах определенного регионального сообщества государств.

Оглавление

ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ИНТЕГРАЦИИ _____________________________________________________ 3
ТЕМА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ И ШКОЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ______________________________ 15
ТЕМА 3. ЭТАПЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ИНТЕГРАЦИИ _____________________________________________________ 26
ТЕМА 4. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ____________________ 32
ТЕМА 5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ СТРАН АЗИИ И АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА
ТЕМА 6. СЕВЕРОАМЕРИКАНСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ____________________ 63
ТЕМА 7. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СТРАНАХ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ
ТЕМА 8. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СТРАНАХ АФРИКИ ______ 80
ТЕМА 9. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СНГ _____________________ 88
ТЕМА 10. УКРАИНА В МИРОВЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ __ 101

Файлы: 1 файл

курс лекций Международная интеграция.doc

— 817.50 Кб (Скачать)
 

    Среди ключевых задач, стоящих перед СНГ в экономической сфере на современном этапе определены:

    а) координация усилий в решении  общерегиональных проблем экономики, экологии, образования, культуры, политики и национальной безопасности;

    б) развитие реального сектора экономики  и техническое перевооружение производства на базе расширения торгово-экономического сотрудничества;

    в) устойчивое и поступательное социально-экономическое  развитие, рост благосостояния граждан. 
 

    2. Краткая характеристика  экономик стран-участников  СНГ 

    Украина является ассоциированным членом СНГ. Она не подписала Устав СНГ, т.к. некоторые его положения противоречат украинскому законодательству. Украина относится к СНГ как к организации с совещательными функциями и отдает преимущество двустороннему сотрудничеству перед многосторонним.

  Среди участников Содружества можно выделить группу государств (Беларусь. Россия, Украина), которые располагают достаточно развитой промышленностью, и в том числе высокотехнологичной, транспортной и телекоммуникационной структурами, квалифицированными кадрами и высокообразованным населением. К этой группе государств в определенной мере можно отнести и Казахстан.

    Другие  участники Содружества (прежде всего государства Центральной Азии и Закавказья) по своим социально-экономическим параметрам ближе к развивающимся странам. Они характеризуются преимущественно аграрно-сырьевой структурой экономики с высокой долей добывающих отраслей и первичной переработки сельскохозяйственного и минерального сырья.

    Низкий  технико-технологический уровень  большинства предприятий не позволяет  государствам Содружества производить  высококачественные и конкурентоспособные  на мировом рынке товары, прежде всего машины, оборудование, электронику, многие другие виды сложных изделий (исключение составляют технологии и продукция ВПК). Это в значительной степени определяет сырьевую направленность экспорта государств Содружества, причем нередко они выступают на внешних рынках как конкуренты.

    Особенностью интеграции постсоветских стран в рамках СНГ является доминирующая роль одного государства - России. До сих пор она выступала в качестве естественного "ядра" и неформального центра Содружества. И это не случайно. На Россию приходится более половины общей численности населения и более 75% совокупного валового продукта государств Содружества. По численности населения она превосходит занимающую второе место Украину в 3 раза, по ВВП - в 8 раз (табл. Б). 

    Таблица Б – Численность населения, площадь территории и ВВП государств Содружества (в % к соответствующим показателям СНГ и России) 

Государства

Содружества

Численность населения (2000г) Площадь территории ВВП (2001г)
к СНГ к России к СНГ к России к СНГ к России
Азербайджан 2,88 5,58 0,39 0,51 1,42 1,86
Армения 1,36 2,63 0,13 0,17 0,54 0,70
Белоруссия 3,56 6,90 0,94 1,22 2,74 3,57
Грузия 1,76 3,42 0,32 0,41 0,81 1,05
Казахстан 5,29 10,25 12,32 15,96 5,60 7,29
Кыргызстан 1,75 3,39 0,90 1,17 0,40 0,52
Молдова 1,55 2,99 0,15 0,20 0,37 0,48
Россия 51,61 100,00 77,22 100,00 76,69 100,00
Таджикистан 2,21 4,28 0,65 0,84 0,25 0,33
Туркменистан 1,72 3,35 2,22 2,88 0,67 0,97
Узбекистан 8,84 17,13 2,03 2,62 2,51 3,79
Украина 17,47 33,84 2,73 3,54 8,00 12,07
СНГ 100 - 100 - 100 -
 

    Несмотря  на сохраняющиеся между отдельными странами различия в механизмах функционирования экономики, в целом можно констатировать, что к настоящему времени в государствах Содружества заложены основы рыночного хозяйства. При этом основным инструментом институциональных преобразований явилась приватизация собственности, находящейся в руках государства. Наиболее интенсивно этот процесс протекал в России, Киргизии, Казахстане и Молдавии.

    Все более заметной экономической силой  становится частное предпринимательство, в том числе малое. В то же время, в связи с естественными трудностями этапа становления, главенствующие позиции в экономике в целом частный сектор занимает лишь в Киргизии, Молдавии, Таджикистане, Туркмении и Узбекистане. Особенно остро стоит проблема формирования правовой базы, способной обеспечить благоприятные условия для развития предпринимательства.

    Эволюция  отраслевой структуры промышленности стран СНГ в целом характеризуется негативными моментами. Даже в государствах с прежде развитыми отраслями с высокой степенью обработки (Россия, Белоруссия, Украина) доля производимой ими продукции сократилась в пользу сырьевых отраслей. Удельный вес топливно-энергетического комплекса в общем объеме промышленного производства увеличился: в Белоруссии - до 19,7%, на Украине - до 24,6, в России - до 29,5, в Казахстане - до 38,7, в Азербайджане - до 68,3%. Сложившееся положение в основном объясняется двумя факторами: стремлением молодых государств получить валютные поступления от экспорта сырья и слабой конкурентоспособностью национальной обрабатывающей промышленности.

    В условиях формирующейся рыночной экономики  государств Содружества относительно динамично развивается сфера услуг, прежде всего за счет расширения ее ассортимента. Доля отраслей, производящих услуги, в ВВП в настоящее время колеблется от 27% в Армении до 56% в Казахстане. Однако дальнейшее развитие сферы услуг все более упирается в ограниченный платежеспособный спрос населения. Поэтому, если стоимостные объемы платных услуг возросли за счет роста цен и тарифов, реальные их объемы остались на том же уровне, а в ряде стран даже сократились.

    Одним из негативных последствий системных  преобразований в странах Содружества  явилась инфляция, отличающаяся исключительно высокими темпами. Как правило, инфляционные процессы достигали апогея на этапе наиболее радикальных преобразований: в России - в 1992 г., в Армении, Киргизии, Молдавии, Таджикистане и на Украине - в 1993 г. в Азербайджане, Белоруссии, Казахстане и Узбекистане - в 1994 г. И хотя в последующие периоды темпы роста потребительских цен замедлились, инфляционная тенденция сохраняется.

    Важным  направлением формирования национальной государственности стало создание самостоятельных валютно-финансовых систем. Национальные валюты введены в России (1992 г.), Армении, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Молдавии, Туркмении (1993 г.), Азербайджане, Узбекистане (1994 г.), Грузии, Таджикистане (1995г.), на Украине (1996 г.). В подавляющем большинстве государств Содружества проявляется тенденция понижения курса национальных валют по отношению к доллару США. Самые негативные последствия для экономики стран СНГ имел финансовый кризис 1998 г. Его результатом явилось значительное падение курсов национальных валют, особенно в Белоруссии - в 2,1 раза, в Киргизии - на 46,4%, в Молдавии - на 74%, в Таджикистане - на 30,6%, на Украине - на 52,3%.

    Радикальные системные преобразования породили целый спектр проблем социального характера. В новых экономических реалиях наблюдалось снижение уровня жизни населения. Особенно отчетливо это проявилось на этапе либерализации цен, рост которых существенно превышал рост заработной платы.

    Новым явлением для стран СНГ стала  безработица. В целом по СНГ. по данным на конец 2004г., численность официально зарегистрированных безработных составляет ___ млн. чел.

    Взаимная  торговля стран СНГ:

    - в товарной структуре взаимного экспорта государств Содружества преобладают минеральное сырье, черные и цветные металлы, продукция химической, нефтехимической и пищевой промышленности. Основными статьями экспорта государств Содружества в страны остального мира являются топливно-энергетические ресурсы, черные и цветные металлы, минеральные удобрения, пиломатериалы, продукты химической промышленности. Доля машиностроительной продукции и электроники невелика, а ее номенклатура весьма ограничена.

    - особенностью географической направленности товарообмена в рамках Содружества является четко выраженное преобладание России как основного партнера по экспорту и импорту, а также локальное ограничение торговых связей двумя-тремя соседними странами. В экспортно-импортных операциях Беларуси, Украины, Молдовы в последние годы значительно снизилась доля других государств за счет увеличения удельного веса России.

    Снижение  объемов взаимной торговли государств Содружества и выбор торговых партнеров обусловливают такие факторы, как большие расстояния и высокие железнодорожные тарифы на перевозки. Например, в настоящее время продукция из Казахстана, Кыргызстана или Узбекистана обходится для Беларуси в 1,4-1,6 раза дороже, чем аналогичная из Польши или Германии. 
 

    3. Предпосылки развития  интеграционных процессов  в странах СНГ 

    К предпосылкам развертывания интеграционного  взаимодействия государств в формате  СНГ можно отнести следующие:

    1) отсутствие объективного противоречия  между развитием многостороннего сотрудничества и задачами укрепления суверенитета государств-участников,

    2) схожесть путей экономической  трансформации государств-участников  в направлении к рыночной экономике,  примерно одинаковый уровень  развития производительных сил,  близкие технические и потребительские стандарты,

    3) наличие на постсоветской территории  колоссального ресурсного потенциала, развитой науки и богатой культуры. На СНГ приходятся 18% планетарных  запасов нефти, 40% природного газа  и 10% мирового производства электроэнергии (при полуторапроцентной доле региона в мировом продукте),

    4) сохранение взаимозависимости и  взаимодополняемости национальных  экономик в связи с общностью их исторической эволюции, функционированием объединенных сетей транспортных коммуникаций и линий электропередач, а также с отсутствием тех или иных видов природных ресурсов в одних государствах при их избытке в других,

  5) выгодное географическое положение  региона, значительный транзитный  потенциал, развития сеть телекоммуникаций, наличие реальных и потенциальных новых транспортных коридоров для перевозки грузов между Европой и Азией. 
 

    4. Этапы становления  интеграционных форм  сотрудничества 

    Анализ  экономической эволюции СНГ позволяет  выделить 3 этапа интеграции:

    1) период 1991-1993гг. можно назвать этапом возникновения национальных экономик. Он характеризовался развалом единого народнохозяйственного комплекса СССР, разделом его национального богатства, конкуренцией за получение внешних кредитов, отказом от уплаты долгов Советского Союза, резким сокращением взаимного товарообмена, что привело к экономическому кризису на всем постсоветском пространстве. Такое развитие событий предопределило необходимость выстраивания отношений в рамках СНГ на рыночной основе.

    2) 1994-1995гг. - этап становления правового пространства был связан с интенсивным созданием нормативной базы межгосударственных отношений. Основой формирования соответствующего правового поля можно считать принятие Устава СНГ, Попытки объединить усилия всех участников Содружества для достижения общих целей вылились в подписание ряда документов, в том числе Договора о создании Экономического союза (24 сентября 1993 г.), а также Соглашений о создании зоны свободной торговли (15 апреля 1994 г.), Межгосударственного экономического комитета как постоянно действующего органа Экономического союза (21 октября 1994 г.), платежного союза (21 октября 1994 г.).

Информация о работе Международная интеграция