Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 19:50, курс лекций
Реальная интернационализация производительных сил каких-либо стран путем участия во взаимном разделении труда - это такое международное обобществление производства, при котором страны объединяют свои усилия в целях повышения эффективности производства всех участников этого процесса. Конечно, рост эффективности народного хозяйства может быть обеспечен и каждой страной в отдельности, но чаще на незначительном уровне. Переход же на реальный этап развития международного разделения труда будет содействовать повышению эффективности производства каждой страны до примерно усредненного уровня в масштабах определенного регионального сообщества государств.
ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ИНТЕГРАЦИИ _____________________________________________________ 3
ТЕМА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ И ШКОЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ______________________________ 15
ТЕМА 3. ЭТАПЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ИНТЕГРАЦИИ _____________________________________________________ 26
ТЕМА 4. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ____________________ 32
ТЕМА 5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ СТРАН АЗИИ И АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА
ТЕМА 6. СЕВЕРОАМЕРИКАНСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ____________________ 63
ТЕМА 7. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СТРАНАХ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ
ТЕМА 8. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СТРАНАХ АФРИКИ ______ 80
ТЕМА 9. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СНГ _____________________ 88
ТЕМА 10. УКРАИНА В МИРОВЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ __ 101
5. Утрата государствами своих позиций на рынках стран СНГ. Отсутствие координации регулирования импорта продукции из третьих стран, реализация тенденций автаркического закрытия внутренних рынков и проведение деструктивной политики блокирования интеграционных процессов негативно сказываются на развитии национальных экономик. Не выработаны ограничения на ввоз из третьих стран тех видов продукции, объемы производства которых в рамках СНГ (например, зерноуборочных комбайнов в России, труб большого диаметра на Украине, карьерных самосвалов в Белоруссии) вполне позволяют удовлетворять соответствующие внутренние потребности. Хуже того, участники Содружества зачастую в ущерб себе конкурируют на ряде товарных рынков (в том числе, металлопродукции).
6. Несогласованная политика присоединения стран СНГ к ВТО. Различия в сроках и условиях этого присоединения очевидны. Грузия, Молдавия и Киргизия уже обрели статус членов данной организации, семь стран СНГ ведут переговоры о вступлении, а Таджикистан и Туркменистан таковых даже не начинали. Некоординированное открытие рынков товаров, услуг и капиталов странами, участвующими в ВТО, способно нанести существенный ущерб экономике остальных членов СНГ.
7. Незаконная миграция и различия в уровнях жизни. Несовершенство правовой основы регулирования миграционной политики приводит к росту нелегальной миграции в страны с более высоким уровнем благосостояния, что вступает в противоречие с интересами национальной безопасности государств.
Государства
СНГ унаследовали от СССР единую энергетическую
систему, единую систему транспорта,
связи, телекоммуникаций, взаимосвязанные
народно-хозяйственные
Вместе с тем существовал и ряд объективных факторов, значительно осложняющих развитие интеграции между странами Содружества:
1) в интеграции на постсоветском пространстве участвуют органы, заметно отличающиеся друг от друга по экономическому потенциалу, структуре хозяйства, уровню экономического развития. Так, на долю России приходится 80% совокупного ВВП. В свою очередь, удельный вес Украины составляет 8%, Казахстана - 3,7%, Белоруссии - 2,3%, Узбекистана - 2,6%, других республик - на уровне десятых долей процента.
2)
интеграция в СНГ
3) в странах СНГ не завершены рыночные преобразования. Имеются расхождения в подходах к темпам и путям их осуществления. Это породило различия в национальных хозяйственных механизмах, что препятствует формированию единого рыночного пространства.
4)
существует определенное против
5) ряд субъективных факторов, препятствующих интеграции, таких как региональные интересы национальных элит, националистический сепаратизм.
Главная проблема заключается в преодолении разрыва между институциональной и реальной интеграцией. Это возможно по нескольким направлениям:
ТЕМА 10. УКРАИНА В МИРОВЫХ
ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ
1. Развитие в рамках СНГ
2. Украина – член ОЧЕС
3. Украина в ГУАМ
4.
Украина и ЕС
Украина
имеет достаточно весомые торгово-
1. Развитие в рамках СНГ
Значительной проблемой являются перспективы экономических отношений со странами СНГ и с Россией в особенности. Ранее существовавший единый народнохозяйственный комплекс, в котором Украина была периферией, сегодня воспринимается критически. Существует несколько моделей экономических взаимоотношений с новыми государствами, возникшими на месте бывшего Союза. Не все из интеграционных предложений сегодня в состоянии удовлетворить потребности и интересы Украины, тем более что возможности Украины на настоящем этапе крайне ограничены. Опыт показывает, что во взаимоотношениях со странами СНГ сегодня невозможно строить какую-либо однородную систему отношений.
Договор о создании Экономического Союза в СНГ от 24.09.93 ставил своей задачей последовательное и согласованное экономическое сближение бывших советских республик через создание системы свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, а также согласование бюджетной, денежно-кредитной, внешнеэкономической, таможенной и налоговой политики. На базе договора было подписано большое количество соглашений, которые не смогли быть в последующем реализованы, поскольку не соответствовали новым национальным законодательным актам молодых государств.
После заключения договора о создании Экономического Союза был составлен план интеграционного развития, в рамках которого предполагалось создание Платежного и Таможенного союзов стран СНГ. Но из-за возникших проблем в деле платежно-расчетных и таможенных отношений полноценной реализации этих идей достигнуто не было. Неспособность и невозможность реализовать интеграционные планы в рамках СНГ объяснялись не только внутренними трудностями каждого из государств СНГ, но и недостаточной обоснованностью и проработкой самих концепций новых механизмов. В связи с этим взаимоотношения Украины со странами СНГ на протяжении 90-х годов строились и продолжают строиться на основе двухсторонних торгово-экономических отношений, т.е. Украина выступает ассоциированным членом СНГ.
Отношения с Россией. Украина экспортирует в Россию черные металлы, транспортное оборудование, продукцию неорганической химии, сахар, мясо, мясные изделия. Основными статьями импорта из России являются топливно-энергетический продукты, транспортные средства, лесоматериалы, цветные металлы, ядерные реактивы, синтетический каучук. Россия поставила Украину в прямую зависимость по электроэнергетике.
После многих месяцев подготовительной работы президенты двух стран 27 февраля 1998 г. подписали Договор об экономическом сотрудничестве до 2007г. Договор предусматривает координацию экономического и социального развития обеих стран, сотрудничество в сфере торговли, создание прочной и просторной базы для стратегического партнерства в глобальном масштабе. Практически в обмен на признание Россией полного суверенитета Украины и ее территориальной целостности Украина открыла двери для проникновения российского капитала на украинские рынки. Этот договор явился ярким примером компромисса во имя движения вперед.
Особое значение в рамках СНГ для Украины имеют связи с Таджикистаном, который является вторым после России поставщиком нефти в Украину, занимая 4,4% в общем импорте Украины. Выгодным является для Украины и договор с Таджикистаном об оплате 60% поставок нефти товарами и услугами - трубами, ирригационными системами, зерном, сахаром.
Перспективны
отношения с Азербайджаном, который
начал разрабатывать добычу нефти в Каспийском
море и транспортировать ее в Европу через
Черное море.
2.
Украина – член
ОЧЕС
25 июня 1992 г. в Стамбуле главы 11 государств и правительств (Азербайджана; Албании, Армении, Болгарии, Греции, Грузии, Молдовы, России, Румынии, Турции и Украины) подписали Декларацию о Черноморском экономическом сотрудничестве (ЧЕС), которая определила основные цели организации: более тесное экономическое сотрудничество стран-участниц, свободное перемещение товаров, капиталов, услуг и рабочей силы, интеграция их экономик в мировую экономическую систему.
Со временем статус наблюдателя в ЧЕС получили Польша, Деловой совет ЧЕС, Тунис, Израиль, Египет, Словакия, Италия, Австрия, Франция и Германия.
В документе были определены такие цели организации:
1) углубление двустороннего и многостороннего сотрудничества как между странами-членами, так и с другими заинтересованными странами;
2)
содействие экономическому, технологическому
и социальному прогрессу, а
также свободному
3) охрана специфических экономических интересов государств-участниц, особенно стран, которые находятся на этапе перехода к рыночной экономике;
4)
использование всех
5 июня 1998 г. во время Ялтинского саммита глав государств/правительств стран-участниц ЧЕС был подписан Устав Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЕС), который вступил в силу 1 мая 1999 года. В Уставе отмечено, что государства-члены сотрудничают в таких сферах:
-
торговля и экономическое
- банковское дело и финансы;
- связь;
- энергетика;
- транспорт;
-
сельское хозяйство и
-
здравоохранение и
- охрана окружающей среды;
- туризм;
-
наука и техника, обмен
-
сотрудничество между
-
борьба с организованной
Декларация Ялтинского саммита определила такие направления последующей деятельности ЧЕС: