Международная интеграция

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 19:50, курс лекций

Краткое описание

Реальная интернационализация производительных сил каких-либо стран путем участия во взаимном разделении труда - это такое международное обобществление производства, при котором страны объединяют свои усилия в целях повышения эффективности производства всех участников этого процесса. Конечно, рост эффективности народного хозяйства может быть обеспечен и каждой страной в отдельности, но чаще на незначительном уровне. Переход же на реальный этап развития международного разделения труда будет содействовать повышению эффективности производства каждой страны до примерно усредненного уровня в масштабах определенного регионального сообщества государств.

Оглавление

ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ИНТЕГРАЦИИ _____________________________________________________ 3
ТЕМА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ И ШКОЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ______________________________ 15
ТЕМА 3. ЭТАПЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ИНТЕГРАЦИИ _____________________________________________________ 26
ТЕМА 4. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ____________________ 32
ТЕМА 5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ СТРАН АЗИИ И АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА
ТЕМА 6. СЕВЕРОАМЕРИКАНСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ____________________ 63
ТЕМА 7. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СТРАНАХ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ
ТЕМА 8. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СТРАНАХ АФРИКИ ______ 80
ТЕМА 9. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СНГ _____________________ 88
ТЕМА 10. УКРАИНА В МИРОВЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ __ 101

Файлы: 1 файл

курс лекций Международная интеграция.doc

— 817.50 Кб (Скачать)

    5. Утрата государствами своих позиций на рынках стран СНГ. Отсутствие координации регулирования импорта продукции из третьих стран, реализация тенденций автаркического закрытия внутренних рынков и проведение деструктивной политики блокирования интеграционных процессов негативно сказываются на развитии национальных экономик. Не выработаны ограничения на ввоз из третьих стран тех видов продукции, объемы производства которых в рамках СНГ (например, зерноуборочных комбайнов в России, труб большого диаметра на Украине, карьерных самосвалов в Белоруссии) вполне позволяют удовлетворять соответствующие внутренние потребности. Хуже того, участники Содружества зачастую в ущерб себе конкурируют на ряде товарных рынков (в том числе, металлопродукции).

    6. Несогласованная политика присоединения стран СНГ к ВТО. Различия в сроках и условиях этого присоединения очевидны. Грузия, Молдавия и Киргизия уже обрели статус членов данной организации, семь стран СНГ ведут переговоры о вступлении, а Таджикистан и Туркменистан таковых даже не начинали. Некоординированное открытие рынков товаров, услуг и капиталов странами, участвующими в ВТО, способно нанести существенный ущерб экономике остальных членов СНГ.

    7. Незаконная миграция и различия в уровнях жизни. Несовершенство правовой  основы регулирования миграционной политики приводит к росту нелегальной миграции в страны с более высоким уровнем благосостояния, что вступает в противоречие с интересами национальной безопасности государств.

    Государства СНГ унаследовали от СССР единую энергетическую систему, единую систему транспорта, связи, телекоммуникаций, взаимосвязанные  народно-хозяйственные комплексы, общую  систему нефте- и газопроводов, свободу, передвижения рабочей силы, единую техническую стандартизацию.

    Вместе  с тем существовал и ряд  объективных факторов, значительно осложняющих развитие интеграции между странами Содружества:

    1) в интеграции на постсоветском пространстве участвуют органы, заметно отличающиеся друг от друга по экономическому потенциалу, структуре хозяйства, уровню экономического развития. Так, на долю России приходится 80% совокупного ВВП. В свою очередь, удельный вес Украины составляет 8%, Казахстана - 3,7%, Белоруссии - 2,3%, Узбекистана - 2,6%, других республик - на уровне десятых долей процента.

    2) интеграция в СНГ осуществлялась  в условиях глубокого экономического кризиса. Он породил дефицит материальных и финансовых ресурсов, увеличил разрыв между странами в уровнях развития и жизни населения.

    3) в странах СНГ не завершены  рыночные преобразования. Имеются  расхождения в подходах к темпам и путям их осуществления. Это породило различия в национальных хозяйственных механизмах, что препятствует формированию единого рыночного пространства.

    4) существует определенное противодействие ведущих мировых держав интеграционным процессам стран СНГ. Им не нужен единый сильный конкурент на международных рынках, в том числе и на постсоветском пространстве.

    5) ряд субъективных факторов, препятствующих интеграции, таких как региональные интересы национальных элит, националистический сепаратизм.

    Главная проблема заключается в преодолении  разрыва между институциональной и реальной интеграцией. Это возможно по нескольким направлениям:

    1. углубление координации экономической политики, а также мер регулирования национального хозяйства, в том числе в инвестиционной, валютной и внешнеэкономической сферах.
    2. последовательное сближение хозяйственных механизмов стран Содружества путем унификации законодательства, касающегося в первую очередь налоговых и таможенных систем, бюджетного процесса, контроля со стороны центральных банков за деятельностью коммерческих банков.
    3. финансовая интеграция Мировой опыт показывает, что она, как правило, предопределяет возможности объединения усилий в сфере производства. Финансовая интеграция предполагает систему межрегиональных расчетов, региональную конвертируемость валют, филиальную банковскую сеть, совершенствование финансовых институтов, обслуживающих хозяйственные отношения стран, установление единых правовых рамок функционирования финансовых  рынков и их поэтапное объединение.

 

     ТЕМА 10. УКРАИНА В МИРОВЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ  

    1. Развитие в рамках  СНГ

    2. Украина – член  ОЧЕС

    3. Украина в ГУАМ

    4. Украина и ЕС 
 

    Украина имеет достаточно весомые торгово-производственные отношения со 163 странами мира. Самая весомая часть внешнеэкономического оборота (экспортно-импортных операций) приходится на страны Европейского Союза - 21,7%. С одной стороны, в общем объеме товарооборота 50,8% занимают операции импорта, а 49,2% - операции экспорта, среди которых значительная часть приходится на продукцию низкотехнологических отраслей. С другой стороны, украинский экспорт из-за применения двойных стандартов ограничивается введением повышенных ставок импортной пошлины на продукцию так называемых чувствительных отраслей (сельское хозяйство, рыболовство, металлургическая промышленность) и изъятия этих групп товаров из-под действия Генеральной системы преференций в рамках ВТО. Существенно снижает торговые возможности Украины применение к ней статуса страны с нерыночной экономикой (государственная торговля). 
 

    1. Развитие в рамках  СНГ

    Значительной  проблемой являются перспективы  экономических отношений со странами СНГ и с Россией в особенности. Ранее существовавший единый народнохозяйственный комплекс, в котором Украина была периферией, сегодня воспринимается критически. Существует несколько моделей экономических взаимоотношений с новыми государствами, возникшими на месте бывшего Союза. Не все из интеграционных предложений сегодня в состоянии удовлетворить потребности и интересы Украины, тем более что возможности Украины на настоящем этапе крайне ограничены. Опыт показывает, что во взаимоотношениях со странами СНГ сегодня невозможно строить какую-либо однородную систему отношений.

    Договор о создании Экономического Союза  в СНГ от 24.09.93 ставил своей задачей последовательное и согласованное экономическое сближение бывших советских республик через создание системы свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, а также согласование бюджетной, денежно-кредитной, внешнеэкономической, таможенной и налоговой политики. На базе договора было подписано большое количество соглашений, которые не смогли быть в последующем реализованы, поскольку не соответствовали новым национальным законодательным актам молодых государств.

    После заключения договора о создании Экономического Союза был составлен план интеграционного развития, в рамках которого предполагалось создание Платежного и Таможенного союзов стран СНГ. Но из-за возникших проблем в деле платежно-расчетных и таможенных отношений полноценной реализации этих идей достигнуто не было. Неспособность и невозможность реализовать интеграционные планы в рамках СНГ объяснялись не только внутренними трудностями каждого из государств СНГ, но и недостаточной обоснованностью и проработкой самих концепций новых механизмов. В связи с этим взаимоотношения Украины со странами СНГ на протяжении 90-х годов строились и продолжают строиться на основе двухсторонних торгово-экономических отношений, т.е. Украина выступает ассоциированным членом СНГ.

    Отношения с Россией. Украина экспортирует в Россию черные металлы, транспортное оборудование, продукцию неорганической химии, сахар, мясо, мясные изделия. Основными статьями импорта из России являются топливно-энергетический продукты, транспортные средства, лесоматериалы, цветные металлы, ядерные реактивы, синтетический каучук. Россия поставила Украину в прямую зависимость по электроэнергетике.

    После многих месяцев подготовительной работы президенты двух стран 27 февраля 1998 г. подписали Договор об экономическом сотрудничестве до 2007г. Договор предусматривает координацию экономического и социального развития обеих стран, сотрудничество в сфере торговли, создание прочной и просторной базы для стратегического партнерства в глобальном масштабе. Практически в обмен на признание Россией полного суверенитета Украины и ее территориальной целостности Украина открыла двери для проникновения российского капитала на украинские рынки. Этот договор явился ярким примером компромисса во имя движения вперед.

    Особое  значение в рамках СНГ для Украины  имеют связи с Таджикистаном, который является вторым после России поставщиком нефти в Украину, занимая 4,4% в общем импорте Украины. Выгодным является для Украины и договор с Таджикистаном об оплате 60% поставок нефти товарами и услугами - трубами, ирригационными системами, зерном, сахаром.

    Перспективны  отношения с Азербайджаном, который начал разрабатывать добычу нефти в Каспийском море и транспортировать ее в Европу через Черное море. 
 

    2. Украина – член  ОЧЕС 

    25 июня 1992 г. в Стамбуле главы 11 государств и правительств (Азербайджана; Албании, Армении, Болгарии, Греции, Грузии, Молдовы, России, Румынии, Турции и Украины) подписали Декларацию о Черноморском экономическом сотрудничестве (ЧЕС), которая определила основные цели организации: более тесное экономическое сотрудничество стран-участниц, свободное перемещение товаров, капиталов, услуг и рабочей силы, интеграция их экономик в мировую экономическую систему.

    Со  временем статус наблюдателя в ЧЕС получили Польша, Деловой совет ЧЕС, Тунис, Израиль, Египет, Словакия, Италия, Австрия, Франция и Германия.

    В документе были определены такие  цели организации:

    1) углубление двустороннего и многостороннего сотрудничества как между странами-членами, так и с другими заинтересованными странами;

    2) содействие экономическому, технологическому  и социальному прогрессу, а  также свободному предпринимательству; 

    3) охрана специфических экономических интересов государств-участниц, особенно стран, которые находятся на этапе перехода к рыночной экономике;

    4) использование всех возможностей  для развития и диверсификации  их сотрудничества в экономике,  промышленности, науке, технологии  и охране окружающей среды.

    5 июня 1998 г. во время Ялтинского саммита глав государств/правительств стран-участниц ЧЕС был подписан Устав Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЕС), который вступил в силу 1 мая 1999 года. В Уставе отмечено, что государства-члены сотрудничают в таких сферах:

    - торговля и экономическое развитие;

    - банковское дело и финансы; 

    - связь; 

    - энергетика;

    - транспорт; 

    - сельское хозяйство и агропромышленность;

    - здравоохранение и фармацевтика;

    - охрана окружающей среды;

    - туризм;

    - наука и техника, обмен статистическими  данными и экономической информацией;

    - сотрудничество между таможенными  и другими пограничными органами;

    - борьба с организованной преступностью,  незаконной торговлей наркотиками,  оружием и радиоактивными материалами, со всеми видами терроризма и нелегальной миграцией и т.п.

    Декларация  Ялтинского саммита определила такие  направления последующей деятельности ЧЕС:

    1. либерализация и гармонизация режимов внешней торговли согласно с практикой ВТО с последующим присоединением всех членов ОЧЕС к ВТО;
    2. создание зоны свободной торговли в рамках ОЧЕС;
    3. активизация сотрудничества между деловыми кругами стран-членов ОЧЕС, привлечение частного сектора к конкретным проектам в границах ЧЕС;
    4. основание финансовой деятельности Черноморского банка торговли и развития;
    5. развитие сотрудничества с ЕС, ВТО, ОБСЕ, ООН, ЮНИДО, Советом государств Балтийского моря и др.;
    6. углубление сотрудничества ОЧЕС с ЕС, постепенное создание Евро-Черноморского экономического пространства.

Информация о работе Международная интеграция