Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 19:50, курс лекций
Реальная интернационализация производительных сил каких-либо стран путем участия во взаимном разделении труда - это такое международное обобществление производства, при котором страны объединяют свои усилия в целях повышения эффективности производства всех участников этого процесса. Конечно, рост эффективности народного хозяйства может быть обеспечен и каждой страной в отдельности, но чаще на незначительном уровне. Переход же на реальный этап развития международного разделения труда будет содействовать повышению эффективности производства каждой страны до примерно усредненного уровня в масштабах определенного регионального сообщества государств.
ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ИНТЕГРАЦИИ _____________________________________________________ 3
ТЕМА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ И ШКОЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ______________________________ 15
ТЕМА 3. ЭТАПЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ИНТЕГРАЦИИ _____________________________________________________ 26
ТЕМА 4. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ____________________ 32
ТЕМА 5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ СТРАН АЗИИ И АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА
ТЕМА 6. СЕВЕРОАМЕРИКАНСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ____________________ 63
ТЕМА 7. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СТРАНАХ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ
ТЕМА 8. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СТРАНАХ АФРИКИ ______ 80
ТЕМА 9. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СНГ _____________________ 88
ТЕМА 10. УКРАИНА В МИРОВЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ __ 101
3)
1996г. - настоящее время сопряжен с возникновением
субрегнональных образований. Характерной
чертой этого этапа стало заключение двусторонних
соглашений. На ранее едином постсоветском
пространстве возникли и функционируют
такие субрегиональные группировки ЕврАзЭС,
Союзное государство Беларуси и России
(СГБР), ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан,
Азербайджан, Молдавия), Центральноазиатское
сообщество (ЦАС, включающее Узбекистан,
Казахстан, Киргизию и Таджикистан), а
также «кавказская четверка» (Азербайджан,
Армения, Грузия, Россия). Региональные
объединения стран внутри СНГ имеют разный
удельный вес в основных макроэкономических
показателях по Содружеству в целом. Самое
весомое среди них - ЕврАзЭС (табл. В).
Таблица
В - Удельный вес региональных объединений
стран СНГ по основным макроэкономическим
показателям в 2000 г., % (СНГ - 100%)
Региональные объединения | Численность населения | ВВП | Продукция промышленности | Продукция сельского хозяйства | Розничный товарооборот |
ЕврАзЭС | 64.6 | 78.0 | 71.8 | 63.0 | 79.4 |
СГБР | 55.4 | 71.3 | 67.0 | 55,4 | 74.7 |
ГУУАМ | 32.3 | 20.1 | 26.9 | 35.9 | 19.9 |
ЦАС | 17.9 | 12.7 | 11,4 | 20.4 | 13.5 |
В сентябре 1993 г. в Москве на уровне глав государств и правительств был подписан Договор о создании экономического союза стран СНГ. Первоначально в экономический союз вошли восемь государств, в том числе Армения, Белоруссия. Казахстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан, Киргизия, Молдавия и Украина на правах ассоциированного члена.
Цели Экономического союза:
Соглашение о создании Экономического союза, которое предусматривает:
1)
свободное движение товаров,
2) осуществление согласованной политики в таких областях, как денежно-кредитные отношения, бюджеты, цены и налогообложение, валютные вопросы и таможенные пошлины;
3)
поощрение свободного
4)
согласование хозяйственного
Согласно этому Соглашению, страны-участницы руководствуются следующими международно-правовыми принципами:
-
невмешательство во внутренние
дела друг друга, уважение
-
мирное разрешение споров и
неприменение любых видов
- ответственность за принятые обязательства;
-
исключение любой
-
проведение консультаций с
Договор о создании экономического союза предполагал поэтапное продвижение государств-участников СНГ от одной стадии интеграции к другой: зона свободной торговли - таможенный союз - платежный и валютный союзы и, наконец, - общий рынок товаров, услуг и капиталов.
Соглашение о создании зоны свободной торговли было принято 15 апреля 1994 г. Этот документ бил подписан руководителями всех 12 государств СНГ, а ратифицирован лишь шестью. Образование зоны свободной торговли (ЗСТ) предполагает отсутствие таможенных тарифов (или ограниченное таможенное регулирование) и количественных ограничений в передвижении товаров между государствами. При этом страны, входящие в ЗСТ, самостоятельно определяют свои тарифы по отношению к другим государствам-не участникам зоны.
Соглашение о ЗСТ рассматривалось как переходный этап к формированию таможенного союза. Таможенный союз мог быть создан государствами, которые выполняют условия о ЗСТ.
Практика межгосударственных экономических взаимоотношений в рамках СНГ показала, что интеграционные основы будут складываться постепенно, с разной интенсивностью и глубиной в отдельных субрегионах СНГ. Иными словами, интеграция на производстве СНГ будет идти с «разными скоростями». В пользу модели «разноскоростной» интеграции свидетельствует факт, что в рамках СНГ появились тесные, взаимопроникающие связи в виде:
- «двойки» (Россия и Белоруссия). В качестве важной цели этого Договора предусмотрено объединение материального и интеллектуального потенциалов обоих государств и создание равных условий повышения уровня жизни народа и духовного развития личности,
- «тройки» (Союз государств Центральной Азии, который в марте 1998 г. после присоединения Таджикистана стал «четверкой»),
- таможенного союза («четверка» плюс Таджикистан).
-
регионального объединения ГУУА
Фактически все страны СНГ, за исключением Туркмении, разделились на ряд региональных экономических группировок.
29 марта 1996г. подписан Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях между РФ, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией. Основными целями интеграции являются:
В мае 2000г. на Межгосударственном совете Таможенного союза было принято решение о превращении его в Международную экономическую организацию с международным статусом. В результате в октябре того же года члены Таможенного союза в г. Астана подписали соглашение о создании новой международной организации Европейское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). Эта организация задумана как средство перехода к широкомасштабной экономической интеграции наиболее сильно тяготеющих друг к другу и к России стран СНГ по образу и подобию ЕС. Такой уровень взаимодействия предполагает высокую степень унификации экономической, в том числе внешнеторговой таможенно-тарифной политики стран-участниц.
Интеграционные процессы в СНГ одновременно развиваются на 3-х уровнях:
Особое место в системе организации взаимного сотрудничества на нынешнем этапе и на предстоящую перспективу занимают двусторонние связи, базирующиеся на интересах, которые каждая из стран СНГ имеет по отношению к другим отдельно взятым членам Содружества. Важнейшей функцией двусторонних отношений между государствами Содружества является то, что через их механизмы осуществляется практическая реализация многосторонних договоренностей и, в конечном счете, достигаются конкретные, материально значимые результаты сотрудничества. В этом заключается значительная специфика СНГ по сравнению с другими интеграционными объединениями мира.
Формирование системы двусторонних отношений государств СНГ осуществляется с помощью механизмов соответствующих договоров и соглашений по двум основным направлениям:
В настоящее время реализуется целый пакет многосторонних соглашений, предусматривающих значительное углубление интеграции, в сфере материального производства. Это Соглашения о сотрудничестве в области машиностроения, строительства, химии и нефтехимии, о товарообороте и производственной кооперации в области машиностроения на взаимоувязанной основе.
5.
Главные проблемы
развития интеграционных
процессов в СНГ
1. Несовершенство заложенных в Уставе СНГ норм и правил, в значительной мере обусловившее лавинообразный поток невыполнимых межгосударственных договоров. Организационно-правовая сторона в Уставе отличается рыхлостью и не способствует действенному сотрудничеству. Например, Договор о создании Экономического союза выглядит как протокол о намерениях; по степени проработанности документ не идет ни в какое сравнение с такими учредительными документами Европейского Союза, как Римский договор (1957 г.) или Маастрихтский договор (1992 г.)
2. Несовершенство метода принятия решений на основе консенсуса. Коль скоро для любого государства существует возможность по своему усмотрению не участвовать в работе над любым вопросом, поставленным органами СНГ, половина участников последнего присоединилась лишь к 40-70% подписанных многосторонних соглашений (преимущественно по экономической проблематике). Страны Содружества предпочитают воздерживаться от принятия твердых обязательств. Добровольность участия в том или ином договоре, заложенная в Уставе СНГ, блокирует полноценную реализацию всех подписанных многосторонних соглашений. Так, весомость Договора об Экономическом союзе была изначально подорвана неучастием в нем Украины, которая изъявила намерение сотрудничать с экономическим сообществом на основе отдельного соглашения.
3. Слабость механизма исполнения принятых решений и отсутствие системы ответственности за выполнение принятых обязательств на межгосударственной основе, «сдержанное» отношение государств к приданию органам Содружества наднациональных функций. Например, главные цели Экономического союза отражают вышеуказанные основные этапы, которые проходят любые интегрируемые государства: зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, валютный союз, и т.д. Но достижение этих целей не обеспечено ни согласованием конкретных сроков осуществлении тех или иных мероприятий, ни созданием структуры руководящих органов (наделенных ясно очерченными полномочиями по принятию строго обязывающих решений), ни согласованным механизмом их исполнения.
4. Неэффективность существующей платежной системы, опирающейся на использование американских долларов и российских рублей, а в определенных масштабах - слабых национальных валют участников СНГ; до 40-50% торговых операций осуществляется по бартеру. Отсюда неспособность этой системы обеспечивать нормальное развитие торговли и в целом экономических связей между странами Содружества.