Международная интеграция

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 19:50, курс лекций

Краткое описание

Реальная интернационализация производительных сил каких-либо стран путем участия во взаимном разделении труда - это такое международное обобществление производства, при котором страны объединяют свои усилия в целях повышения эффективности производства всех участников этого процесса. Конечно, рост эффективности народного хозяйства может быть обеспечен и каждой страной в отдельности, но чаще на незначительном уровне. Переход же на реальный этап развития международного разделения труда будет содействовать повышению эффективности производства каждой страны до примерно усредненного уровня в масштабах определенного регионального сообщества государств.

Оглавление

ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ИНТЕГРАЦИИ _____________________________________________________ 3
ТЕМА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ И ШКОЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ______________________________ 15
ТЕМА 3. ЭТАПЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ИНТЕГРАЦИИ _____________________________________________________ 26
ТЕМА 4. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ____________________ 32
ТЕМА 5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ СТРАН АЗИИ И АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА
ТЕМА 6. СЕВЕРОАМЕРИКАНСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ____________________ 63
ТЕМА 7. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СТРАНАХ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ
ТЕМА 8. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СТРАНАХ АФРИКИ ______ 80
ТЕМА 9. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СНГ _____________________ 88
ТЕМА 10. УКРАИНА В МИРОВЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ __ 101

Файлы: 1 файл

курс лекций Международная интеграция.doc

— 817.50 Кб (Скачать)

    Секретариат, как исполнительный орган САДК, несет  ответственность за стратегическое планирование, управление программами, финансовое обеспечение деятельности и административную деятельность

    В 1994 г между Европейским Союзом и САДК была достигнута договоренность о сотрудничестве в следующих  областях: региональная интеграция, торговля, экономика, развитие, инвестиции, охрана окружающей среды, наука и техника, туризм, культура, борьба с международной преступностью, внешняя политика. 

    Общий рынок Восточной  и Южной Африки (КОМЕСА)

    Образован в 1994 г. как преемник Преференциальной зоны торговли государств Восточной и Южной Африки (РТА) на основе Договора о создании общего рынка стран Восточной и Южной Африки Договором предусматривается возможность преобразования КОМЕСА в Экономическое сообщество, если цели создания общего рынка будут достигнуты.

    В составе КОМЕСА 20 стран-членов: Ангола, Бурунди, Заир, Замбия, Зимбабве, Кения, Коморские острова, Лесото, Маврикий, Мадагаскар, Малави, Мозамбик, Намибия, Руанда, Свазиленд, Судан, Танзания, Уганда, Эритрея, Эфиопия.

    Цели  КОМЕСА:

  • обеспечение устойчивого роста и развития;
  • разработка и осуществление совместной макроэкономической и программ в целях обеспечения более тесного экономического сотрудничества;
  • привлечение иностранных, трансграничных и местных инвестиций, включая совместное использование научно-технических достижений;
  • содействие созданию и развитию Африканского экономического сообщества;
  • сотрудничество с другими региональными и международными организациями;
  • согласование политики и отстаивание общих позиций стран-членов на международных форумах;
  • осуществление политических целей.

    Основные  направления деятельности КОМЕСА:

  • сотрудничество в области либерализации торговли и создания таможенного союза после 10-летнего переходного периода путем ликвидации таможенных пошлин и других сборов за ввоз товаров, устранения нетарифных барьеров, введения общих внешних тарифов на товары, импортируемые из третьих стран, установления режима наиболее благоприятствуемой нации, таможенное сотрудничество в рамках общего рынка, упрощение и гармонизация торговой документации и процедур,
  • сотрудничество в валютно-финансовой сфере, предполагающее создание платежного союза с единой валютной и расчетной единицей (ЕСАКУ), урегулирование платежей; достижение конвертируемости валюты, создание союза стран-членов КОМЕСА по вопросам обменного курса валют, согласование валютной и налоговой политики; региональное макроэкономическое сотрудничество: развитие банковского дела и рынка капиталов; свободное движение капитала, сотрудничество в предоставлении банковских гарантий;
  • сотрудничество в развитии отраслей экономики: промышленности, энергетики, науки и техники, сельского хозяйства и сельских районов: природных ресурсов и охраны окружающей среды, транспорта и связи, туризма, телекоммуникационных услуг,
  • сотрудничество в области стандартизации и гарантии качества продукции; по социальным вопросам, в развитии людских ресурсов; создании комплексной информационной системы;
  • содействие развитию частного предпринимательства: сотрудничество между торговыми палатами и предпринимательскими объединениями;
  • поощрение и зашита инвестиций: устранение двойного налогообложения, реализация многосторонних инвестиционных соглашений,
  • обеспечение свободного перемещения отдельных лиц, рабочей силы, услуг,
  • сотрудничество и координация деятельности с Южноафриканским сообществом развития - САДК.
 

    Западноафриканский  экономический и  валютный союз (УЭМОА)

    Создан  в 1994г. в качестве преемника Западноафриканского валютного союза, существовавшего с 1973г. В его состав входят 7 стран: Бенин, Буркина-Фасо, Кот-д'Ивуар, Мали, Нигер, Сенегал, Того.

    Целями  и основными направлениями  деятельности УЭМОА являются:

  • экономическая интеграция путем координации экономического развития и экономической политики стран-членов посредством введения многосторонней системы контроля;
  • создание общего рынка на основе введения общих таможенных тарифов, проведения совместной торговой политики; обеспечения свободного движения товаров и услуг, людей и введения свободы местожительства;
  • координация национальной экономической политики по отраслям промышленность и горное дело, энергетика, сельское хозяйство, транспорт и телекоммуникации, окружающая среда: людские ресурсы, осуществление регионального планирования;
  • гармонизация законодательства, особенно различных налоговых систем государств-членов,
  • содействие повышению конкурентоспособности, экономического и финансового потенциала стран-членов на свободном рынке

    Решения об основных направлениях деятельности УЭМОА принимаются на конференции  глав государств и правительств, которая  является высшим органом Союза: Совет министров, состоящий из министров экономики, планирования и финансов, разрабатывает постановления и директивы, обязательные для всех стран-членов, принимает решения, обязательные для государства, которого они касаются, а также разрабатывает рекомендации. Реализация и контроль за исполнением решений возлагаются на Комиссию, которая является исполнительным органом УЭМОА.

    УЭМОА финансируется за счет общих внешних тарифов и косвенных налогов, а также за счет ссуд, получаемых на международных финансовых рынках, субсидий и помощи. Страны-члены УЭМОА используют единую валюту, выпускаемую Центральным банком западноафриканских государств. 

    С учетом приоритетных потребностей все  больше внимания уделяется реализации Договора о поэтапном создании Африканского экономического сообщества (АфЭС), соглашение о котором вступило в силу в мае 1994 г. План постепенного (в шесть этапов) создания АфЭС должен быть реализован в течение 34 лет. При этом, поскольку главными элементами АфЭС являются уже существующие субрегиональные группировки, в частности, ЭКОВАС, КОМЕСА, САДК, САМЭСГЦА, ЮДЕАК, в первые 20 лет первоочередное внимание планируется уделить именно им, их всемерному укреплению и усилению скоординированности их деятельности. Создание АфЭС объективно зависит от дальнейшего «самочувствия» субрегиональных африканских группировок, которое пока оставляет желать лучшего.

 

    ТЕМА  9. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СНГ

 
  1. СНГ как региональный союз государств
  2. Краткая характеристика экономик стран-участников СНГ
  3. Предпосылки развития интеграционных процессов в странах СНГ
  4. Этапы становления интеграционных форм сотрудничества
  5. Главные проблемы развития интеграционных процессов в СНГ
 
 
 

    1. СНГ как региональный союз государств 

    Содружество Независимых Государств создано в 1991 г. в качестве регионального союза государств в соответствии с подписанным в Минске Соглашением о создании Содружества Независимых Государств, Алма-Атинской декларацией и Протоколом к Минскому договору в целях осуществления сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной и культурной областях, содействия экономическому и социальному развитию государств-членов в рамках общего экономического пространства, а также межгосударственного сотрудничества и интеграции.

    СНГ представляет собой добровольное объединение суверенных стран как самостоятельных и равноправных субъектов международного права в целях регулирования международно-правовыми средствами, межгосударственными договорами и соглашениями политического, экономического, гуманитарного, культурного, экологического и иного сотрудничества государств-участников. СНГ не обладает наднациональными полномочиями.

    Членами СНГ являются 12 стран: Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Украина, Узбекистан.

    Штаб-квартира Содружества находится в г. Минске. В январе 1993 г. страны-участницы приняли Устав СНГ, фиксирующий принципы, сферы, правовую базу и организационные формы деятельности этой организации с учетом практического опыта функционирования СНГ с момента его создания.

    Высшим  органом Содружества является Совет глав государств, учрежденный для обсуждения и решения стратегических вопросов деятельности государств-участников в сферах их общих интересов. В целях координации сотрудничества органов исполнительной власти государств-участников функционирует Совет глав правительств. Организационно-техническая подготовка деятельности указанных Советов и осуществление некоторых других организационных и представительных функций возложены на Исполнительный секретариат СНГ. В структуру СНГ также входят: Межгосударственный экономический комитет, Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны, Верховное командование объединенных вооруженных сил СНГ, Совет командующих пограничными войсками, Межгосударственный банк. [Шреплер. Международные организации]

    В рамках СНГ уже удалось решить некоторые неотложные задачи:

  • завершение процессов экономического и государственного размежевания (раздел активов и пассивов бывшего СССР, собственности, установление государственных границ и согласованного режима на них и т.д.). Благодаря институтам СНГ удалось избежать сколько-нибудь серьезных конфликтов при разделе собственности бывшего СССР. К настоящему времени этот процесс в преобладающей своей части завершен. Основным принципом при этом стал «нулевой вариант», предусматривающий раздел собственности по ее территориальному размещению. Что касается активов и пассивов бывшего СССР, то правопреемники по его международным обязательствам стала Россия, которой соответственно отошла и зарубежная союзная собственность.
  • разработка механизма взаимных торгово-экономических отношений на принципиально новой, рыночной и суверенной, основе;
  • восстановление в экономически обоснованных пределах разрушенных в результате распада СССР межреспубликанских хозяйственных и производственно-технологических связей;
  • цивилизованное решение гуманитарных вопросов (гарантии прав человека, трудовых прав, миграции и др.);
  • обеспечение систематических межгосударственных контактов по экономическим, политическим, военно-стратегическим и гуманитарным вопросам.

    По  оценкам Межгосударственного экономического комитета Экономического союза, на долю государств СНГ в настоящее время  приходится около 10% мирового промышленного  потенциала, порядка 25% запасов основных видов природных ресурсов. По производству электроэнергии страны Содружества находятся на четвертом месте в мире (10% мирового объема).

    Вместе  с тем трудности этапа становления  национально-государственных суверенитетов  и коренной трансформации экономических  систем вызвали глубокий кризис, следствием чего, стало значительное падение объемов производства стран. В результате в 1998 г. ВВП стран СНГ по сравнению с концом 80-х гг. составлял всего 55%. По выпуску промышленной продукции Содружество переместилось со второго места в мире на пятое. По объему ВВП на душу населения оно находится в конце первой сотни. На этапе 90-х гг. страны СНГ утратили более 300 технологических направлений и производств, в том числе аэрокосмическое, робототехнику, информатику, биотехнологию, производство новых материалов.

    Важным  показателем, характеризующим место  региона в мировой экономике, являются масштабы товарообмена. Несмотря на то, что с обретением самостоятельности государства СНГ существенно активизировали свои внешнеэкономические связи с «третьими» странами, доля стран-членов в мировой торговле составляет только 2%, а в мировом экспорте - 4,5%. Нарастают неблагоприятные тенденции в структуре товарооборота: преобладающей статьей экспорта стали сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, импортируется преимущественно продукция обрабатывающих отраслей и потребительского назначения.

    Неотработанность  механизма взаимных торговых связей в рамках СНГ заметно отражается на их взаимном товарообороте. Определяющей тенденцией многосторонних экономических связей СНГ остается снижение взаимной торговли стран Содружества и переориентация торговли на дальнее зарубежье (см. табл. А). 

    Таблица А - Доля стран СНГ н стран остального мира в общем объеме экспортно-импортных операций стран Содружества (%)

Экспорт/

Импорт

2002г. 2003г. 2004г.
Страны  СНГ Страны  остального мира Страны  СНГ Страны  остального мира Страны  СНГ Страны  остального мира

Экспорт

           
Азербайджан            
Армения            
Белоруссия            
Грузия            
Казахстан            
Кыргызстан            
Молдова            
Россия            
Таджикистан            
Туркменистан            
Узбекистан            
Украина            

Импорт

           
Азербайджан            
Армения            
Белоруссия            
Грузия            
Казахстан            
Кыргызстан            
Молдова            
Россия            
Таджикистан            
Туркменистан            
Узбекистан            
Украина            

Информация о работе Международная интеграция