Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 19:50, курс лекций
Реальная интернационализация производительных сил каких-либо стран путем участия во взаимном разделении труда - это такое международное обобществление производства, при котором страны объединяют свои усилия в целях повышения эффективности производства всех участников этого процесса. Конечно, рост эффективности народного хозяйства может быть обеспечен и каждой страной в отдельности, но чаще на незначительном уровне. Переход же на реальный этап развития международного разделения труда будет содействовать повышению эффективности производства каждой страны до примерно усредненного уровня в масштабах определенного регионального сообщества государств.
ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ИНТЕГРАЦИИ _____________________________________________________ 3
ТЕМА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ И ШКОЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ______________________________ 15
ТЕМА 3. ЭТАПЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ИНТЕГРАЦИИ _____________________________________________________ 26
ТЕМА 4. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ____________________ 32
ТЕМА 5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ СТРАН АЗИИ И АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА
ТЕМА 6. СЕВЕРОАМЕРИКАНСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ____________________ 63
ТЕМА 7. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СТРАНАХ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ
ТЕМА 8. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СТРАНАХ АФРИКИ ______ 80
ТЕМА 9. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СНГ _____________________ 88
ТЕМА 10. УКРАИНА В МИРОВЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ __ 101
Секретариат, как исполнительный орган САДК, несет ответственность за стратегическое планирование, управление программами, финансовое обеспечение деятельности и административную деятельность
В
1994 г между Европейским Союзом
и САДК была достигнута договоренность
о сотрудничестве в следующих
областях: региональная интеграция, торговля,
экономика, развитие, инвестиции, охрана
окружающей среды, наука и техника, туризм,
культура, борьба с международной преступностью,
внешняя политика.
Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА)
Образован в 1994 г. как преемник Преференциальной зоны торговли государств Восточной и Южной Африки (РТА) на основе Договора о создании общего рынка стран Восточной и Южной Африки Договором предусматривается возможность преобразования КОМЕСА в Экономическое сообщество, если цели создания общего рынка будут достигнуты.
В составе КОМЕСА 20 стран-членов: Ангола, Бурунди, Заир, Замбия, Зимбабве, Кения, Коморские острова, Лесото, Маврикий, Мадагаскар, Малави, Мозамбик, Намибия, Руанда, Свазиленд, Судан, Танзания, Уганда, Эритрея, Эфиопия.
Цели КОМЕСА:
Основные направления деятельности КОМЕСА:
Западноафриканский экономический и валютный союз (УЭМОА)
Создан в 1994г. в качестве преемника Западноафриканского валютного союза, существовавшего с 1973г. В его состав входят 7 стран: Бенин, Буркина-Фасо, Кот-д'Ивуар, Мали, Нигер, Сенегал, Того.
Целями и основными направлениями деятельности УЭМОА являются:
Решения об основных направлениях деятельности УЭМОА принимаются на конференции глав государств и правительств, которая является высшим органом Союза: Совет министров, состоящий из министров экономики, планирования и финансов, разрабатывает постановления и директивы, обязательные для всех стран-членов, принимает решения, обязательные для государства, которого они касаются, а также разрабатывает рекомендации. Реализация и контроль за исполнением решений возлагаются на Комиссию, которая является исполнительным органом УЭМОА.
УЭМОА
финансируется за счет общих внешних
тарифов и косвенных налогов, а также за
счет ссуд, получаемых на международных
финансовых рынках, субсидий и помощи.
Страны-члены УЭМОА используют единую
валюту, выпускаемую Центральным банком
западноафриканских государств.
С учетом приоритетных потребностей все больше внимания уделяется реализации Договора о поэтапном создании Африканского экономического сообщества (АфЭС), соглашение о котором вступило в силу в мае 1994 г. План постепенного (в шесть этапов) создания АфЭС должен быть реализован в течение 34 лет. При этом, поскольку главными элементами АфЭС являются уже существующие субрегиональные группировки, в частности, ЭКОВАС, КОМЕСА, САДК, САМЭСГЦА, ЮДЕАК, в первые 20 лет первоочередное внимание планируется уделить именно им, их всемерному укреплению и усилению скоординированности их деятельности. Создание АфЭС объективно зависит от дальнейшего «самочувствия» субрегиональных африканских группировок, которое пока оставляет желать лучшего.
1.
СНГ как региональный
союз государств
Содружество Независимых Государств создано в 1991 г. в качестве регионального союза государств в соответствии с подписанным в Минске Соглашением о создании Содружества Независимых Государств, Алма-Атинской декларацией и Протоколом к Минскому договору в целях осуществления сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной и культурной областях, содействия экономическому и социальному развитию государств-членов в рамках общего экономического пространства, а также межгосударственного сотрудничества и интеграции.
СНГ представляет собой добровольное объединение суверенных стран как самостоятельных и равноправных субъектов международного права в целях регулирования международно-правовыми средствами, межгосударственными договорами и соглашениями политического, экономического, гуманитарного, культурного, экологического и иного сотрудничества государств-участников. СНГ не обладает наднациональными полномочиями.
Членами СНГ являются 12 стран: Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Украина, Узбекистан.
Штаб-квартира Содружества находится в г. Минске. В январе 1993 г. страны-участницы приняли Устав СНГ, фиксирующий принципы, сферы, правовую базу и организационные формы деятельности этой организации с учетом практического опыта функционирования СНГ с момента его создания.
Высшим органом Содружества является Совет глав государств, учрежденный для обсуждения и решения стратегических вопросов деятельности государств-участников в сферах их общих интересов. В целях координации сотрудничества органов исполнительной власти государств-участников функционирует Совет глав правительств. Организационно-техническая подготовка деятельности указанных Советов и осуществление некоторых других организационных и представительных функций возложены на Исполнительный секретариат СНГ. В структуру СНГ также входят: Межгосударственный экономический комитет, Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны, Верховное командование объединенных вооруженных сил СНГ, Совет командующих пограничными войсками, Межгосударственный банк. [Шреплер. Международные организации]
В рамках СНГ уже удалось решить некоторые неотложные задачи:
По
оценкам Межгосударственного
Вместе
с тем трудности этапа
Важным показателем, характеризующим место региона в мировой экономике, являются масштабы товарообмена. Несмотря на то, что с обретением самостоятельности государства СНГ существенно активизировали свои внешнеэкономические связи с «третьими» странами, доля стран-членов в мировой торговле составляет только 2%, а в мировом экспорте - 4,5%. Нарастают неблагоприятные тенденции в структуре товарооборота: преобладающей статьей экспорта стали сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, импортируется преимущественно продукция обрабатывающих отраслей и потребительского назначения.
Неотработанность
механизма взаимных торговых связей
в рамках СНГ заметно отражается
на их взаимном товарообороте. Определяющей
тенденцией многосторонних экономических
связей СНГ остается снижение взаимной
торговли стран Содружества и переориентация
торговли на дальнее зарубежье (см. табл.
А).
Таблица А - Доля стран СНГ н стран остального мира в общем объеме экспортно-импортных операций стран Содружества (%)
Экспорт/
Импорт |
2002г. | 2003г. | 2004г. | |||
Страны СНГ | Страны остального мира | Страны СНГ | Страны остального мира | Страны СНГ | Страны остального мира | |
Экспорт |
||||||
Азербайджан | ||||||
Армения | ||||||
Белоруссия | ||||||
Грузия | ||||||
Казахстан | ||||||
Кыргызстан | ||||||
Молдова | ||||||
Россия | ||||||
Таджикистан | ||||||
Туркменистан | ||||||
Узбекистан | ||||||
Украина | ||||||
Импорт |
||||||
Азербайджан | ||||||
Армения | ||||||
Белоруссия | ||||||
Грузия | ||||||
Казахстан | ||||||
Кыргызстан | ||||||
Молдова | ||||||
Россия | ||||||
Таджикистан | ||||||
Туркменистан | ||||||
Узбекистан | ||||||
Украина |