Международная интеграция

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 19:50, курс лекций

Краткое описание

Реальная интернационализация производительных сил каких-либо стран путем участия во взаимном разделении труда - это такое международное обобществление производства, при котором страны объединяют свои усилия в целях повышения эффективности производства всех участников этого процесса. Конечно, рост эффективности народного хозяйства может быть обеспечен и каждой страной в отдельности, но чаще на незначительном уровне. Переход же на реальный этап развития международного разделения труда будет содействовать повышению эффективности производства каждой страны до примерно усредненного уровня в масштабах определенного регионального сообщества государств.

Оглавление

ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ИНТЕГРАЦИИ _____________________________________________________ 3
ТЕМА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ И ШКОЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ______________________________ 15
ТЕМА 3. ЭТАПЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ИНТЕГРАЦИИ _____________________________________________________ 26
ТЕМА 4. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ____________________ 32
ТЕМА 5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ СТРАН АЗИИ И АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА
ТЕМА 6. СЕВЕРОАМЕРИКАНСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ____________________ 63
ТЕМА 7. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СТРАНАХ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ
ТЕМА 8. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СТРАНАХ АФРИКИ ______ 80
ТЕМА 9. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СНГ _____________________ 88
ТЕМА 10. УКРАИНА В МИРОВЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ __ 101

Файлы: 1 файл

курс лекций Международная интеграция.doc

— 817.50 Кб (Скачать)

    Примечательно, что удельный вес обрабатывающих отраслей в ВВП Канады поднялся с 15,9% ВВП в 1992г. до 17,8% в 1999г. Это опровергает  опасения тех противников соглашения о свободной торговле на Североамериканском континенте, которые считали, что оно неизбежно приведет к "деиндустриализации" канадской экономики и усилению ее сырьевой ориентированности.

    В целом в 1999-2000 гг. на экспортные поставки в США пришлось примерно 33% всего ВВП Канады, по сравнению с 15% в 1989 г. Особенно ощутимой привязка к американскому рынку стала в двух крупнейших по численности населения и хозяйственному потенциалу провинциях. В Онтарио доля экспорта в США составляет теперь 40% ВВП, а в Квебеке - 24% ВВП. Подобный, чрезвычайно высокий, уровень зависимости от одного торгового партнера делает Канаду уязвимой для колебаний хозяйственной конъюнктуры в США. 

 

     ТЕМА 7. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СТРАНАХ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ

 

    1. Трансформация основ интеграции в странах Латинской Америки

    2. Общий рынок стран  Южного Конуса (МЕРКОСУР)

    3. Другие интеграционные  группировки стран  Латинской Америки

 
 

    1. Трансформация основ  интеграции в странах  Латинской Америки 

    Латиноамериканский  континент на протяжении многих десятилетий развивался преимущественно на побережье, в силу ряда причин страны имели сильную раздробленность:

  • историческое прошлое, природно-географические условия и рельеф (Кордильеры, экваториальные леса), отсутствие транспортной сети (по мнению самих южноамериканцев) сильно отличает данный регион от компактной территории Западной Европы;
  • изначально, на очень низком уровне находился взаимообмен, внутренние национальные экономики не дополняли друг друга, а были ориентированы на экспорт;
  • переход многих Латиноамериканских стран к модели открытой экономики, через которую надеялись модернизировать структуру, увеличить объемы экспорта, тоже не принес особых успехов, так как основным ассортиментом продукции были сырье и материалоемкое производство.
  • большие объемы внешнего долга, низкие цены на сырье и материалы на мировых рынках также не способствовали значительным финансовым потокам.

    Интеграция  стран Латинской Америки и  Карибского бассейна является одним  из ключевых процессов экономического развития региона. Начавшись почти одновременно с аналогичными процессами в Западной Европе, она прошла длительный и сложный путь от Латиноамериканской ассоциации свободной торговли (1960г.) до Южноамериканского общего рынка МЕРКОСУР (1991 г.).

    С того времени претерпели существенные изменения и цели, и сами основы интеграции. Сначала она осуществлялась в рамках стратегии замещения импорта и рассматривалась как способ компенсировать ограниченные размеры внутренних рынков, а потому была ориентирована главным образом на замкнутое развитие, основанное на высокой степени протекционизма внутренних рынков в сочетании с активным государственным вмешательством. Этот процесс создал в дальнейшем базу для либерализации торговли, которая была направлена на снятие таможенных ограничений и барьеров и снижение среднего для региона внешнеторгового тарифа с 40% до приблизительно 14% (1999 г.). При этом региональная интеграция рассматривалась как средство усиления конкурентных позиций региона на мировом уровне и привлечение иностранных инвестиций, с одной стороны, а с другой – региональные обязательства должны были служить своеобразным символом проводимых на континенте структурных реформ и преобразований.

    Новая концепция региональной интеграции Латиноамериканских государств называется концепцией «открытого регионализма», т.е. интеграция, основанная на низких таможенных барьерах и более открытая для мирового рынка. 

    Исследования  специалистов позволяют выделить три модели интеграции в Латинской Америке:

    1) Единый рынок,

    2) Зону свободной торговли,

    3) Модель частичных экономических  преференций (преимуществ, льгот,  привилегий).

    Наиболее  яркими примерами ЗСТ в Латинской  Америке являются:

    1) Латиноамериканская ассоциация  свободной торговли (ЛАСТ), которая  была создана в 1960 г. и просуществовала  до 1980 года;

    2) Карибская ассоциация свободной  торговли (КАРАФТА), которая была  создана в 1965 году и просуществовала  до 1973 года.

    Однако  ни одна из этих организаций не реализовала  представленных целей: постепенная  ликвидация торговых барьеров и снижение таможенных взысканий. Главной причиной их краха оказалось то, что страны-участницы этих группировок торговали больше с СЕЛА, чем друг с другом, из-за чего внутри этих организаций отсутствовали стимулы, которые работали в ЕС.

    3) Андская группа, которая создана в 1969 году некоторыми прежними членами ЛАСТ (Боливия, Стираю, Эквадор, Венесуэла). Они считали, что нужно что-то большее, чем только свободная торговля, а именно:

    - единые внешние тарифы;

    - ограничение притока иностранных  инвестиций;

    - интеграционная политика в экономической и социальной сферах.

    Эти же цели ставят перед собой такие  группировки как Центральноамериканский общий рынок, Карибское сообщество и Карибский общий рынок, а  также Общий рынок стран Южного Конуса (МЕРКОСУР).

    Модель  частичных экономических преференций лучше всего иллюстрирует Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ).

    В условиях экономического развития Латиноамериканских государств можно выделить ряд предпосылок (причин) ускорения интеграционных процессов:

    1) растущая конкуренция в торговле и рост доходов от инвестиций и новых технологий с одной стороны, а с другой – создание более крупных и открытых рынков;

    2) либерализация внешней торговли, т.е. введение единых тарифов, снятие нетарифных ограничений создает условие для подписания двух- и многосторонних соглашений о либерализации торговли, что было не возможно осуществить в условиях закрытых экономик;

    3) Договор от 1960 г. «Монтевидео» (столица Уругвая) о создании зоны свободной торговли, включающей страны-члены Латиноамериканской интеграции (ЛАИ). Согласно этому договору была создана жесткая тарифная система, зачастую не оправдывающая себя и неэффективная, с точки зрения создания режима наибольшего благоприятствования для всех стран ассоциации, а не только своим партнерам. Договор «Монтевидео» через 20 лет был пересмотрен, согласно новым условиям он допускал заключение торговых соглашений с несколькими странами или отдельно с одной и постепенное снижение тарифов по региону;

    4) улучшение политической жизни региона и отдельных стран, процесс демократизации, нацеленный на смягчение конфликтных ситуаций на континенте.

    В настоящее время в этом регионе  осуществляется ряд передовых проектов в области региональной интеграции. Некоторые из них носят форму  двусторонних соглашений. Например, Мексика в 1991г. подписала Соглашение о свободной торговле с Чили, Чили в 1992г. – с Венесуэлой.  

    2. Общий рынок стран  Южного Конуса (МЕРКОСУР)

 

    МЕРКОСУР  – это соглашение субрегионального характера, в соответствии с которым  в 1991 г. был создан общий рынок стран Южного Конуса между Аргентиной, Бразилией, Парагваем и Уругваем. На их долю сегодня приходится 45% населения Латинской Америки, 50% ее ВВП, 30% внешнеторгового оборота.

    Характерной особенностью МЕРКОСУР является асимметричность  между различными по своим характеристикам странами-участницами. Ее можно выявить на основе анализа показателей их экономического развития. Так, в Бразилии и Аргентине промышленное производство составляет 20,3% и 24,8% ВНП, сельское хозяйство Парагвая и Боливии – 27,4% и 14% ВНП, горнодобывающий сектор Боливии и Чили – 19,1% и 6,9 % ВНП. Эти показатели позволяют сделать вывод о том, что изменение мировых цен на сельскохозяйственные товары может иметь важное значение для экономики Парагвая, экспорт которого на 60% состоит из сои и хлопка. В тоже время подобные изменения, скорее всего, не скажутся столь же сильно на Бразилии и Аргентине, чья промышленность и экспорт более диверсифицированны, или Чили, сельскохозяйственный сектор которой составляет лишь 6,5% ВНП. (Латинская Америка, 2001 №10).

    Договором о создании МЕРКОСУР предусматривалась отмена всех пошлин и тарифных ограничений во взаимной торговле между четырьмя странами, т.е. создание ЗСТ в субрегионе к 31 декабря 1994 г.: свободное движение капиталов и рабочей силы, введение единого внешнего тарифа и образование таможенного союза, координация политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи, в валютно-финансовой сфере, унифицированные правила, функционирование свободных промышленных зон, единый порядок определения происхождения товаров.

    Договор МЕРКОСУР предписывает отмену нетарифных ограничений, за исключением мер регулирования торговли вооружением, боевой техникой, боеприпасами, радиоактивными материалами, драгоценными материалами, а также рестриктивных мер, направленных на защиту здоровья и нравственности граждан, национального культурного достояния. Кроме того, сохранялся ряд нетарифных регулирующих мер, не имеющих ограничительного характера, которые подлежат упорядочению и гармонизации.

    На  первом этапе развития для МЕРКОСУР было характерно быстрое увеличение внутрирегионального торгового оборота стран–членов. Увеличившись на 24% в 1991г., торговый оборот в 1992 г. возрос еще на 35%. В результате предпринимаемых усилий за период 1991-1995гг. взаимный товарооборот вырос с 3,5 млрд. долл. до 11,5 млрд. долл. Определенное сдерживающее влияние на такой процесс интеграции оказала неоднородная валютная политика в этих странах и высокая инфляция, особенно в таких странах как Бразилия и Аргентина.

    Для руководства процессом интеграции в переходный период в конце 1994 года были созданы Совет общего рынка (в составе министров иностранных дел), Группа общего рынка – исполнительный орган, функционирующий постоянно и имеющий административный секретариат со штаб–квартирой в Монтевидео, а также 10 технических комиссий, подчиняющихся Группе общего рынка и занимающихся вопросами торговли, таможенного регулирования, технических норм, валютно–финансовой политики, макроэкономической политики, наземного и морского транспорта, промышленной технологии, сельского хозяйства и энергетики.

    Как и было условлено, с 1 января 1995 г. на внешних границах блока стали  действовать общие таможенные тарифы (ОТТ) на импорт из третьих стран, охватывающие примерно 85% товарных позиций единой таможенной номенклатуры МЕРКОСУР. Их ставки варьируются от 2 до 20% стоимости товара. В отношении остальных 15% номенклатуры определен особый порядок формирования ОТТ:

    - для товаров инвестиционного  назначения ставка ОТТ – 14% с постепенным приведением в соответствие с ней национальных тарифов Аргентины и Бразилии до 2001г., Парагвая и Уругвая - до 2006 г.;

    - для продукции информатики и  телекоммуникаций – 16 % до 2006г.  для всех четырех стран. 

    Кроме того, за каждым из государств-членов МЕРКОСУР зарезервировано право на временные изъятия из режима ОТТ в целях наиболее адекватной адаптации так называемых «уязвимых» секторов экономики к новой конкурентной среде (действующие национальные тарифы на эти товары будут постепенно приведены в соответствие с согласованными ставками ОТТ).

    Процесс интеграции в МЕРКОСУР, несмотря на незавершенность становления таможенного  союза в его классическом виде, является наиболее динамичным в регионе. Необходимо отметить важность МЕРКОСУР как объединения, стабилизирующего экономики стран блока. Сдерживание инфляции осуществлялось увеличением импорта, регулирование тарифной политики способствовало «торможению» темпов экономического спада, например, в Аргентине и Бразилии. Как указывают сами бразильцы, в 1991-1993 гг., в период, когда темпы экономического роста в Бразилии были весьма низкими, местная промышленность смогла выжить в значительной мере благодаря доступу на рынок Аргентины, экономика которой была на подъеме. Этим южноамериканцы объясняют достижение положительного сальдо во взаимной торговле и сохранение уровня занятости. В 1994–1995 гг. ситуация между Аргентиной и Бразилией повторилась в «зеркальном отображении» - спад в Аргентине и начало подъема в Бразилии.

Информация о работе Международная интеграция