Международная интеграция

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 19:50, курс лекций

Краткое описание

Реальная интернационализация производительных сил каких-либо стран путем участия во взаимном разделении труда - это такое международное обобществление производства, при котором страны объединяют свои усилия в целях повышения эффективности производства всех участников этого процесса. Конечно, рост эффективности народного хозяйства может быть обеспечен и каждой страной в отдельности, но чаще на незначительном уровне. Переход же на реальный этап развития международного разделения труда будет содействовать повышению эффективности производства каждой страны до примерно усредненного уровня в масштабах определенного регионального сообщества государств.

Оглавление

ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ИНТЕГРАЦИИ _____________________________________________________ 3
ТЕМА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ И ШКОЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ______________________________ 15
ТЕМА 3. ЭТАПЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ИНТЕГРАЦИИ _____________________________________________________ 26
ТЕМА 4. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ____________________ 32
ТЕМА 5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ СТРАН АЗИИ И АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА
ТЕМА 6. СЕВЕРОАМЕРИКАНСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ____________________ 63
ТЕМА 7. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СТРАНАХ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ
ТЕМА 8. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СТРАНАХ АФРИКИ ______ 80
ТЕМА 9. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СНГ _____________________ 88
ТЕМА 10. УКРАИНА В МИРОВЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ __ 101

Файлы: 1 файл

курс лекций Международная интеграция.doc

— 817.50 Кб (Скачать)

    Три принципиальных направления региональной интеграции на базе и в рамках АСЕАН:

    1. рыночное. Предпочтение отдается движению к зоне свободной торговли через поэтапное снижение тарифов во взаимной торговле, чтобы в итоге в соответствии с теорией сравнительных преимуществ и для наиболее эффективного использования ресурсов обеспечить полную свободу размещения производства в одной из стран АСЕАН. Либерализация внутрирегиональной торговли может осуществляться путем потоварного снижения тарифа либо посредством всеобщих их сокращений, что, по идее, обещает ускорение процесса. Такой схемы более или менее придерживался Сингапур;
    2. рыночно-институциональное. Его отличительная особенность - сочетание выборочной торговой либерализации с использованием некоторых форм межгосударственного регулирования. Этот путь отстаивался сторонниками «целенаправленно регулируемой индустриализации». Такая стратегия опирается на общерегиональное промышленное сотрудничество, согласование планов развития стран АСЕАН на международном уровне, реализацию совместных проектов, подкрепляемые административными и политическими мерами. Данное направление разработано в Индонезии, которая считает, что интеграционному процессу и введению рыночного режима в масштабах группировки должны предшествовать индустриализация всех ее членов, формирование компенсационных механизмов;
    3. реализация отдельных проектов регионального масштаба.

    Таким образом, в регионе АСЕАН пока нет ясности в теоретических подходах к осуществлению интеграции, что отнюдь не способствует реализации долгосрочных планов.

    Традиционные  формы международных организаций  в современных условиях дополняются  новыми формами регионального сотрудничества, а именно, заключением трехсторонних соглашений, задачей которых является содействие региональной торговле и использованию преимуществ национальных экономик на основе перемещения производственных центров в целях развития экспорта. Соглашениями предусматриваются также устранение дискриминации по отношению к третьим странам в вопросах доступа к рынкам и создание благоприятных условий для инвестиций. Такие трехсторонние соглашения получили название «треугольников экономического роста». В их рамках осуществляется сотрудничество в приграничных районах трех-четырех стран.

    Институциональная структура АСЕАН.

    АСЕАН пока не имеет жестких наднациональных структур, которые давали бы административные указания всем членам Ассоциации. Один из ее основополагающих принципов - уважение государственного суверенитета всех входящих в нее стран, невмешательство в их внутренние дела. Поэтому в рамках АСЕАН не обсуждают двусторонние проблемы между странами-членами. Эти проблемы рассматриваются лишь на уровне тех стран, которых они касаются.

    Однако  Ассоциация постепенно формирует определенную институциональную систему. Ее основу составляют следующие элементы:

    - высший орган АСЕАН - Конференция глав государств и правительств, собирающаяся три раза в год;

    - центральный руководящий орган - ежегодная встреча министров иностранных дел, на которой председатели меняются в соответствии с расположением стран в алфавитном порядке;

    - постоянный комитет, в состав которого входят министр иностранных дел страны, являющейся председателем АСЕАН в данный период, и послы остальных государств, выполняет текущую работу между совещаниями министров иностранных дел и собирается несколько раз в год;

    - встречи министров экономики, на которых принимаются решения по вопросам экономического сотрудничества;

    - секретариат каждой страны-члена АСЕАН во главе с генеральным директором для координации текущей работы и подготовки решений Ассоциации;

    - секретариат АСЕАН, возглавляемый генеральным секретарем, который сменяется каждые три года, и др. 
 

    4. Субрегион Северо-Восточной  Азии (СВА) 

    Субрегион СВА составляют шесть стран: Япония, Китай, Южная Корея, КНДР, Россия (прежде всего Дальний Восток), Монголия. Три последние из них в силу разных причин пока по сути не являются игроками на поле восточноазиатской интеграции.

    В основе общей концепции сотрудничества, разработанной прежде всего японскими  экономистами, лежит идея об уникальной взаимодополняемости ресурсов: Япония и Южная Корея располагают огромными технологическими и финансовыми ресурсами; Китай (и КНДР) - людскими; Россия (и Монголия) - природными.

    Нынешнюю  ситуацию и проблемы в области экономического сотрудничества в СВА можно охарактеризовать следующим образом:

    - исходная концепция (развитие на основе взаимодополняемости ресурсов) на практике фактически не реализуется. Стратегия сотрудничества в СВА, или в "районе Японского моря" оказалась чрезмерно сконцентрированной на Туманганском проекте (суть которого заключается в совместном освоении дельты Тумангана для расширения экспорта в Японию и Южную Корею, прежде всего, китайского; в чем не особенно заинтересована Россия, которую больше волнует развитие территорий вокруг основных морских портов и экономических центров – Владивосток, Восточный, Находка), который сталкивается с серьезными трудностями. Необходима более широкая, далеко идущая и фундированная концепция субрегионального сотрудничества.

    - за прошедшие годы совместными усилиями заинтересованных сторон удалось создать систему постоянных контактов представителей деловых и научных кругов стран СВА, особенно регионов побережья Японского моря, активизировать связи на уровне местных органов власти, контакты в сфере образования и т.д. Интенсивнее становится совместная работа экспертов в отдельных ключевых областях, прежде всего в энергетике. Широкий резонанс получили ежегодные конференции по сотрудничеству в Северо-Восточной Азии, проводимые в Ниигате, которые собирают представителей официальных кругов, бизнеса и науки.

    - отставание сотрудничества на  межправительственном уровне, отсутствие эффективных и обладающих серьезными полномочиями межгосударственных институтов.

    По  мнению ученых, необходима смена парадигмы экономического сотрудничества в СВА, а именно:

  • во-первых, необходим шаг вперед от концепции "района Японского моря", которая отводит главную роль прибрежным регионам, к концепции многостороннего сотрудничества, открывающей перспективу образования межгосударственного экономического объединения. Такой поворот требует политической воли на высшем государственном уровне и активного взаимодействия центральных правительств с регионами;
  • во-вторых, важно использовать потенциал многостороннего сотрудничества во многих областях, а не ограничивать его одним проектом.

    Такая парадигма предполагает более широкую,   нежели   взаимодополняемость   ресурсов, трактовку факторов, благоприятных для экономической интеграции в СВА:

    1. возможный синергический эффект от объединения различных ресурсов стран субрегиона. Все четыре крупные страны имеют огромный научно-технический и производственный потенциал, значительный человеческий ресурс и емкие рынки. При этом, однако, у Китая и России все это пока существует во многом в латентной форме, имеющиеся возможности в значительной части не раскрыты. Выявление и реализация этих возможностей, соединение ресурсов Китая и России с ресурсами Японии и Южной Кореи способны оказать значительное стимулирующее воздействие на экономику всех четырех стран.
    2. внутри субрегиона наблюдается весьма динамичный рост торговли и инвестиций, усиливается экономическая взаимозависимость. Прежде всего это происходит в треугольнике Япония - Китай - Южная Корея. В то же время и для российского Дальнего Востока за годы рыночных реформ зависимость от торгово-экономических связей с Северо-Восточной Азией возросла не на один порядок.
    3. страны СВА в настоящее время сталкиваются с рядом общих социально-экономических проблем, удовлетворительное решение которых может быть найдено только в рамках субрегионального экономического сотрудничества. Главные среди них - энергообеспечение и экология.
    4. культурно-исторические предпосылки интеграции. Обычно, наоборот, отмечаются существенные культурно-исторические различия между странами и проистекающая отсюда несхожесть общественного сознания, ценностей, образа мышления. Бесспорно, это нельзя сбрасывать со счетов. Есть, однако, и другая сторона - существенные элементы культурно-исторической общности. Только один частный, но показательный пример. Китай. Японию и Корею роднит иероглифическая письменность, а поскольку иероглифы - это не просто набор письменных знаков, а картины, символы, отражающие определенное миропонимание, данный факт, очевидно, уже сам по себе говорит о наличии культурно-ценностной общности. В целом взаимовлияние культур этих стран на протяжении многих веков было огромным, хотя и не сопровождалось развитием дружественных и равноправных отношений

    Направления сотрудничества стран  СВА:

    1. ключевой сферой сотрудничества в СВА становится энергетика. Стремительный рост спроса на энергию в Китае, еще в начале 90-х годов ставшем нетто-импортером нефти, в будущем грозит вызвать напряженность на региональном и мировом рынке энергоносителей, привести к острой конкуренции за энергоресурсы. Быстро растет энергопотребление в Южной Корее, а в КНДР нехватка энергии превратилась в одну из острейших проблем. Япония, Китай и Южная Корея заинтересованы в ослаблении зависимости от импорта энергоносителей, главным образом нефти, с Ближнего Востока. Наконец, в Северо-Восточной Азии нарастает беспокойство в связи с разрушительным воздействием бурной индустриализации, прежде всего Китая, на экологию (выброс вредных веществ в атмосферу, кислотные дожди, опустынивание, загрязнение водоемов). Все это усиливает интерес к освоению и использованию энергоресурсов Дальнего Востока и Сибири,  причем особое  внимание  привлекает природный газ как наиболее экологически чистый из всех основных энергоносителей.
    2. второе перспективное (и пока не получившее должного развития) направление сотрудничества - сфера НИОКР. Речь может идти как о совместных исследованиях и разработках, так и о трансграничном   взаимодействии   научно-исследовательских центров и фирм-производителей. В частности, значительные возможности открыло бы сотрудничество российских и китайских НИИ с японскими и южнокорейскими производителями и не только крупными.
    3. третий возможный приоритет межгосударственного сотрудничества - туризм. В странах СВА это направление все в большей мере рассматривается как стратегически приоритетное. И не только потому, что здесь имеются огромные возможности для бизнеса. Активизация связей в области туризма справедливо расценивается как кратчайший и наиболее верный путь к расширению контактов между людьми, лучшему знакомству друг с другом, формированию отношений взаимного доверия.
    4. четвертое перспективное направление субрегионального сотрудничества - поддержка и стимулирование развития деловых связей на межфирменном уровне, прежде всего между мелкими и средними предприятиями. Развитие таких связей, в частности производственной кооперации, сотрудничества в области сбыта, совместных разработок, не говоря уже о совместных предприятиях, пока явно не отличается динамизмом. В то же время интерес к этому среди самих предпринимателей существенно возрастает. Для  активизации  трансграничных  межфирменных связей необходима поддержка на межгосударственном уровне. Прежде всего это - обеспечение информацией о потенциальных партнерах (сейчас заинтересованные небольшие фирмы действуют почти вслепую) и организация регулярных субрегиональных форумов предпринимателей, позволяющих устанавливать личные контакты.
    5. важную роль призваны сыграть межгосударственные проекты в области инфраструктуры - прежде всего транспортной (хотя, естественно, это не значит, что основная часть работы должна проводиться в рамках межгосударственного сотрудничества).
    6. на межгосударственном уровне должны регулярно ставиться и обсуждаться вопросы обеспечения благоприятной среды для торговли и инвестиций, совершенствование визового и таможенного режимов и т.д. Такие обсуждения, в частности, могли бы способствовать урегулированию взаимных претензий и поиску каждой стороной путей для удовлетворения пожеланий партнеров. В перспективе можно было бы выработать общий подход к обеспечению привлекательных условий торговли и инвестиций в субрегионе, к установлению единых правил, и в конечном итоге, к созданию зоны свободной торговли.
 
 

    5. Другие региональные  экономические организации  государств Азии  и Тихого океана 

    «План Коломбо» по совместному экономическому и социальному развитию в Азии и Тихом океане. Принят в 1950 г. и начал осуществляться в 1951 г. как совместная инициатива по экономическому и социальному развитию Южной и Юго-Восточной Азии. Членами «Плана Коломбо» являются 24 государства: Австралия, Афганистан, Бангладеш, Бутан, Индия, Индонезия, Иран, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мальдивские острова, Мьянма, Новая Зеландия, Непал, Пакистан, Папуа-Новая Гвинея, Республика Корея, Сингапур, США, Таиланд, Фиджи, Филиппины, Шри-Ланка, Япония.

    Цели «Плана Коломбо»: согласование политики и деятельности в области экономического и социального развития стран; стимулирование предоставления помощи в целях развития; координация предоставления финансовой и технической помощи.

    Основные  направления деятельности «Плана Коломбо»:

  • оказание содействия предоставлению помощи и осуществлению технического сотрудничества на двусторонней основе, согласно скоординированному плану получателей помощи и стран, оказывающих помощь. Эта помощь может предоставляться в разных формах: техническая (в том числе путем посылки специалистов и обучения за границей); финансовая - для национальных проектов развития; в товарной форме - продовольствие, сырьевые материалы; консультативная, включая образовательные программы;
  • оказание содействия в различных областях экономического и социального развития: развитие предпринимательства, в особенности малых и средних предприятий; стимулирование развития науки и техники, включая образование; улучшение организации и управления в фирмах; оказание помощи в решении экологических проблем и в чрезвычайных ситуациях;
  • реализация программ технического сотрудничества, включая передачу знаний и опыта в различных областях, подготовку кадров;
  • разработка и осуществление программы по борьбе с наркотиками; совершенствование законодательства в этой области и его внедрение в практику; организация системы лечения и профилактики применения наркотиков. Программа финансируется за счет добровольных взносов некоторых стран-членов и по линии фонда ООН по борьбе со злоупотреблениями наркотиками. Она осуществляется в сотрудничестве с учреждениями ООН и другими региональными и международными организациями (государственными и частными), занимающимися вопросами предотвращения и борьбы со злоупотреблением наркотиками.

Информация о работе Международная интеграция