Механизм международных расчетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 23:10, лекция

Краткое описание

Для мировой экономики в настоящее время характерно усиление интеграционных процессов. Между национальными экономиками разных стран возникают хозяйственные связи, которые находят свое отражение в МТ. Это предполагает необходимость четкой организации, качественных отношений хозяйствующих субъектов со своими зарубежными контрагентами. Основой этих взаимоотношений являются расчеты и платежи, в процессе которых происходит удовлетворение взаимных денежных требований и обязательств, т.к в современных условиях деньги являются неотъемлемым атрибутом хозяйственной деятельности.

Файлы: 1 файл

лекции.docx

— 116.37 Кб (Скачать)

Форфейтинг

Операция при продаже  в кредит, при которой банк (форфейтор) выкупает векселя (тратты) импортера сразу после поставки товара, обеспечивая экспортеру немедленный платеж стоимости товара за вычетом разницы между стоимостями экспортного  форфейтингового кредита.

Комиссия форфейтора составляет обычно от 1 до 2 % в зависимости  от стоимости.

Форфейтор требует  от импортера представления банковской гарантии или сам принимает на себя риск за дополнительную плату.

Схема осуществления  форфейтинга:

Банк (форфейтор) выкупает у экспортера (продавца) денежное обязательство импортера оплатить купленный им товар сразу после поставки товара и сам производит досрочную, полную или частичную оплату стоимости товара экспортеру. В последующем денежные средства банку (форфейтору) в оплату товара вычисляет и уплачивает импортер. Покупатель уведомлен, что оплату за него произвел форфейтор.

Форфейтинг - форма кредитования внешнеэкономических операций в виде покупки у экспортера векселей, акцептованных импортером. При форфейтинге продавец продает свои требования покупателю - заинтересованному кредитному учреждению. Покупателю покупает сразу всю сумму за вычетом процентов. При этом покупатель товара ликвидирует свои долговые обязательства регулярным взносом.

Отличие форфейтинга  от обычных операций с векселями  в банках заключается в том, что  при форфейтинге предполагается переход всех рисков по долговому  обязательству к его покупателю-форфейтеру.

Форфейтинг позволяет  сократить дебиторскую задолженность  продавца. Улучшить структуру баланса, ускорить оборот капитала. Несмотря на то, что форфейтинг дороже банковского  кредита он стабилизирует ставки кредитования.

Кредитный анализ.

Большинство форфейтинговых операций осуществляется банками, и кредитный анализ является обязательным этапом подготовки сделки. Существуют минимум 4 вида риска, которые должны быть проанализированы форфейтером. Это риск гаранта (гарант – лицо, дающее обязательство в чем-либо), риск покупателя, риск импортера, риск страны. Кроме того форфейтор должен собрать следующую информацию:

  1. Какова кредитоспособность гаранта
  2. Можно ли будет в дальнейшем продать бумаги по приемлемой цене
  3. Есть ли какие-либо сомнения в кредитоспособности, компетентности экспортера или импортера и на чем они основываются
  4. Имеется ли возможность покупки данного долга с учетом уже имеющихся в портфеле форфейтора ценных бумаг, и какая при этом ожидается степень риска.

После проделанного кредитного анализа, форфейтор может  называть свою твердую цену.

Преимущества и  недостатки форфейтинга.

Основное достоинство: он берет на себя все риски, связанные  с операцией. Кроме того его привлекательность  возрастает в связи с отказом  в некоторых странах от фиксированных  процентных ставок, во многих развивающихся странах отсутствия валюты для оплаты импортируемого товара, ростом политических рисков.

Экспортеру форфейтинг выгоден по многим причинам. 1) он позволяет  повышать продажи. Даже более дорогой товар с отсрочкой платежа будет скорее куплен, чем дешевый в аванс или с оплатой по факту. 2) в момент передачи действия на счет поступает денежная выручка и закрывается дебиторская задолженность, что сильно улучшает балансовые показатели. 3) экспортер снимает с себя абсолютно все виды рисков. 4) при наличии контракта с форфейтером экспортеру может быть даже обеспечено предэкспортное финансирование под обязательства форфейтера. 5) возможность предоставления покупателю кредита сильно улучшает конкурентные позиции экспортера.

Для формирования необходимых  долговых документов не требуется много  времени. Покупатель получает отсрочку и имеет возможность оттянуть срок оплаты предоставленных товаров или услуг.

Заемщик может свободно планировать расходы для возмещения кредита, т.к. форфейтинг имеет фиксированную  процентную ставку.

Долг можно перекупать на вторичном рынке ценных бумаг.

Негативные стороны. Банк может продать все документы  и денежные обязательства на вторичном  рынке, т.к. получит больший процент, чем от самого кредитования.

За рубежом подготовка документов для форфейтинга занимает мало времени, но учитывая несовершенство российского законодательства, в РФ это занимает много времени.

Могут возникнуть разногласия  с форфейтером по поводу выбора кредитного документа, а учитывая, что право  выбора остается за последним процесс  может закруглиться.

При форфейтинге  очень важно, чтобы заемщик хорошо разбирался в законодательстве.

24.11.11. лекция № 17.

Рыночное  и государственное  регулирование международных  кредитных отношений.

Международные кредитные  отношения, как и валютные, служат объектом не только рыночного но и госрегулирования.

Степень вмешательства  государства в международные  кредитные отношения различна, но формы его в большинстве стран  одинаковые. Ибо государство является активным участником международных кредитно-финансовых отношений выступая в роли кредитора, гаранта и заемщика, используя часть национального дохода, аккумулированного через госбюджет государство предоставляет правительственные и смешанные кредиты, субсидии, помощь другим странам.

Прямое государственное  кредитование на двусторонней или многосторонней основе до 60-х гг. было характерно для  США. Государство, освобождая экспортеров  от уплаты некоторых налогов, способствует снижению цен ввозимых товаров, повышая  их конкурентоспособность, хотя ВТО  запрещает субсидирование экспорта, государство воздействует на размеры  и условия экспортных кредитов, особенно средних  и долгосрочных. Для стимулирования экспорта за счет госбюджета частным  фирмам и банкам предоставляются  льготные экспортные кредиты по низким процентным ставкам.

Государство продлевает срок кредитования экспортеров, облегчает  и упрощает процедуру получения  кредитов, поэтому для поощрения  национального экспорта созданы  государственные или полугосударственные  экспортно-импортные банки, которые  осуществляют кредитование и страхование  внешнеэкономических сделок.

Цель создания этих специализированных банков: обеспечить доступ экспортерам к кредиту, который  является средством конкуренции  наряду с ценой, качеством и условиями.

Экспортно-импортный  банк создан в Америке в 1934 году. На его базе в том же году был  учрежден второй экспортно-импортный  банк для обслуживания торговли с  Кубой, а в мае 1936 года оба банка  были объединены. Начиная с 1945 года данному банку было предоставлено право совершать банковские операции: кредитные, гарантийные, с целью стимулирования американских товаров и услуг.

Аналогично эти  банки функционируют в ряде других стран.

Так французский  банк внешней торговли, который был  создан в 19 году, предоставляет льготные долгосрочные кредиты, краткосрочные  кредиты на рыночных условиях, гарантии по экспортным кредитам.

В ГБ кредитование и  финансирование внешней торговли осуществляется коммерческими банками при поддержке  департамента по экспортным кредитам.

Экспортно-импортныц  банк Японии был создан в 1950 году, который  кредитует главным образом экспорт  оборудования и технических услуг.

Формы межгосударственного  регулирования международного кредита.

Противоречия между  уровнем интернационализации экономики  и ограниченностью национальных форм регулирования привела к  развитию межгосударственного регулирования  кредита. Она преследует следующие  основные цели:

  1. Регулирование международного движения ссудного капитала для воздействия на платежный баланс, валютный курс, рынки ссудных капиталов.
  2. Совместные меры по преодолению кризисных потрясений
  3. Согласование кредитной политики по отношению к определенным заемщикам, в основном к развивающимся, а так же странам Восточной Европы, России и другим странам СНГ.

Межгосударственное  регулирование международного кредита  осуществляется в следующих формах:

  1. Координация условий экспортных кредитов и гарантий
  2. Согласование размера помощи развивающимся странам
  3. Регламентация деятельности международных и региональных валютно-кредитных и финансовых организаций
  4. Международные совещания высших эшелонов власти.

Межгосударственное  регулирование международного кредита  имеет краткую историю, но роль его  возрастает, т.к. государство стремится  строить государственное регулирование  в рыночный регулятор условий  международного кредита.

С формированием  ЕС регулирование международного кредита  вернулось на … отчасти наднациональный  уровень и осуществляется через  региональные организации. Страны-члены  ЕС заключили соглашение об условиях кредитования экспорта, минимальных  %-х ставках и максимальных сроках кредитов.

Важной формой межгосударственного  регулирования международного кредита  являются международные совещания, на которых вырабатываются совместные мероприятия по данной проблеме. На встречах на высоком уровне вопросы  экспортных кредитов, передачи технологии, торговли периодически приобретали  политическое значение в свете отношений  Восток-Запад.

Своеобразной формой сотрудничества банков на международной  основе стали международные банковские клубы. Например, Forex Club объединяет 1600 банкиров, представляющих мировые финансовые центры и ежегодно проводит совещание по актуальным проблемам международных валютно-кредитных и финансовых отношений.

Межгосударственное  регулирование испытывает влияние  противоречивых тенденций партнерства  и разногласия во взаимоотношениях трех основных финансовых центров: США, Западная Европа и Япония. Каждый центр  стремится получить преимущество за счет своих партнеров.

ТНК и ТНБ активно  используют государственное регулирование  международного кредита, когда им это  выгодно, иначе они с ним конфликтуют  и бесконтрольно осуществляют международно-кредитно-финансовые операции.

Международное кредитование и финансирование развивающихся стран

Финансовые потоки в развивающиеся страны имеют  следующие особенности:

  1. Значительную часть внешних ресурсов эти страны получают в форме безвозвратных субсидий и льготных кредитов на основе межгосударственных соглашений, от международных финансовых организаций и различных фондах в рамках двухстороннего и многостороннего официального финансирования развития. Отбор стран, которые могут претендовать на льготные финансовые ресурсы, осуществляется с учетом их уровня экономического развития.
  2. В зависимости от структуры финансового потока развивающиеся страны можно разделить на две группы: 1. Страны с низким уровнем развития привлекают внешние ресурсы преимущественно из официальных источников, т.к. частные ресурсы им мало доступны из-за их жестких рыночных условий, к тому же для частных кредиторов и инвесторов такие страны не привлекательны. 2. Относительно развитые страны – привлекают внешние ресурсы, как правило, из частных источников.
  3. Международное кредитование и финансирование развивающихся стран находится преимущественно между центром и периферией мирового хозяйства. Лишь небольшая часть международных кредитов и субсидий предоставляется в рамках взаимного сотрудничества развивающихся стран.

Страны добившиеся значительного прогресса, как правило, активно привлекают внешние ресурсы. Однако, ряд развивающихся стран не сумел продвинутся существенно вперед по пути социально-экономического развития. В этой связи программы льготного финансирования развивающихся стран подвергаются резкой критике. 

Государственная корпорация «Банк  развития и внешнеэкономической  деятельности» (Внешэкономбанк).

17 мая 2007 года был  подписан ФЗ «О банке развития».

Внешэкономбанк –  один из ключевых инструментов государственной  инвестиционной политики. Деятельность банка направлена на преодоление  инфраструктурных ограничений роста, модернизацию и развития несырьевой экономики, наукоемкой промышленности, стимулирование инноваций, экспортом высокотехнологической продукции, осуществление проектов особых экономических зонах, проекты в сфере защиты окружающей среды, поддержку малого и среднего бизнеса.

Создан наблюдательный совет. Утвержден меморандум о финансовой полите банка. Банк активно участвует в реализации крупных инвестиционных проектов, способствующих развитию инфраструктуры и высокотехнологичных отраслей производства. Банк инвестирует проекты, направленные на модернизацию росс экономики.

Банк продолжает свою профильную деятельность в качестве банка развития и осуществляет реализацию антикризисных мер правительства  РФ.

Он впервые осуществил выпуск внутренних валютных облигаций. Проводит международную конференцию  «модернизация росс экономики: роль институтов развития».

Пример: 2010 год, банк размещает евро облигации на международных  рынках, объем выпуска которых превысил более 3 млрд. долл. США. Сроки размещения составляли 7, 10 и 15 лет.

С целью дальнейшего  совершенствованию в структуре  Внешэкономбанка образованы: департамент  инновации и высших технологий, департамент  природных ресурсов, департамент  региональной политики, открытое представительство  в Екатеринбурге, Пятигорске, зарубежное представительство во Франции. Принята  программа инвестиции Внешэкономбанка  в проекты строительства доступного жилья и ипотеку, в рамках которой  предполагается инвестировать средства общим объемом 250 млрд. руб.

Внешэкономбанк назначен единственным исполнителем услуг по инвестиционному консультированию для государственных нужд субъектов  РФ, по формированию инвестиционных проектов, осуществляемых на условиях государственно-частного партнерства. С целью информирования общества о вкладе Внешэкономбанка  в обеспечение экономической  устойчивости, социального благополучия и экономической стабильности общества опубликован 1-ый отчет Внешэкономбанка  об устойчивом развитии за 2010 год и  перспективы на 2012-13 гг.

Информация о работе Механизм международных расчетов