Европейский союз: уникальное межстрановое объединение

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 17:57, курсовая работа

Краткое описание

Многовековая история создания Европейского Союза

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 123.00 Кб (Скачать)

    Сама  процедура присоединения состоит из подготовительного и переговорного этапов.

    Сначала государством, заинтересованным во вступлении в ЕС, подаётся соответствующая заявка в Совет Европы, который является главным законодательным орган Европы. До принятия решения Совет должен также провести консультацию с Еврокомиссией – главным исполнительным органом ЕС и получить согласие представительного органа – Европарламента. Эти действия и составляют подготовительный этап.

    Однако  переговорный этап намного сложнее. Он так же и намного более длительный. Этот этап составляет переговоры с  страны-кандидата с Комиссией. В ходе этих переговоров предварительно согласовываются конкретные условия и сроки присоединения нового государства к ЕС, а также проверяется выполнение кандидатом требований, предъявляемых для приема в Союз. Перед началом переговоров Комиссия делает по каждой стране/главе сравнительный анализ правовых, экономических и административных условий в странах-кандидатах и в ЕС (так называемый скрининг). Одновременно каждая из стран-кандидатов индивидуально определяется с соответствующей переговорной позицией. На основе этих данных государства-члены ЕС вырабатывают в Брюсселе общие позиции, которые будут обсуждаться при необходимости на многих раундах переговоров со странами-кандидатами вплоть до достижения предварительных результатов. Результаты одобряются по главам министрами иностранных дел ЕС на вступительных конференциях. Им предшествуют вступительные конференции на уровне заместителей министров иностранных дел. Как только обе стороны приходят к выводу о том, что потребность в дальнейших переговорах отпала, эти главы временно закрываются. В противном случае принимается решение вернуться к ним позже, поскольку поданы ходатайства о переходных правилах, необходимость и уместность которых можно оценить только в более поздней фазе переговоров или поскольку у ЕС существует дополнительная потребность в информации.

    Источником  права, на основании которого осуществляется вступление в Союз новых стран, служит договор о присоединении (последний – Афинский от 1.02.2003 года). Его заключают между собой действующие государства-члены ЕС, которые вместе выступают как одна страна, и одно или несколько стран-кандидатов.

    Последний этап – это ратификация всеми государствами-членами Союза договора о присоединении, что происходит не быстро, например процесс ратификации Афинского договора 2003 г. растянулся более чем на год.

    Таким образом, для вступления в ЕС наряду с выполнением ряда политических, правовых и экономических условий требуется согласие каждой из входящих в него стран, а также согласие органа, представляющего народы Союза в целом – Европейского парламента.

    Таким образом, для того чтобы присоединится  к участию в общеевропейском  процессе в качестве страны-члена Евросоюза, государство должно пройти долгий подготовительный и переговорный процесс. Не смотря на множество проблем связанных с расширением ЕС, процессы интеграции в странах Союза перешли на качественно новый уровень, создавая условия для трансформации в недалеком будущем конфедерации европейских стран (каковой, по сути, является нынешний ЕС) в полноценный Союз в федеративной форме. Не только лидеры государств, но и большинство населения стран связывают с вхождением в Евросоюз надежды на лучшую жизнь и искоренение негативных черт тоталитарных и авторитарных режимов.

    Легче всего понять желание восточноевропейцев вступить в ЕС. Экономические преимущества чрезвычайно важны, но они перекрываются  высокой политикой. Членство в ЕС ставит центрально- и восточноевропейские страны на  их исторические позиции среди наиболее развитых индустриальных держав европейского континента. Однако важнее то, что членство в ЕС оказывает решающее воздействие на внутриполитическую ситуацию во всех странах Центральной и Восточной Европы, так как тем самым закрывает книгу тоталитаризма, как это было в Греции, Португалии и Испании. Членство в ЕС для стран, пока ещё не входящих в ЕС, закрепило бы существующие рыночные реформы и облегчило бы дальнейшие реформы.[3, стр. 26]

    Однако  не все так гладко в странах, присоединившихся к ЕС в последнее пятилетие. Членство в союзе для них носит как  негативные, так и позитивные черты. Ведь соответствие евростандартам иногда не очень хорошо отражается на экономике  стран, которые ещё недавно переживали реформацию в политической и экономической жизни, связанную с выходом из просоветского блока. Каковы же негативные и позитивные черты?

 

Глава 2. Проблемы и  перспективы расширения Европейского союза.

  1. 1 Позитивные и негативные  стороны вступления в Евросоюз.
 

    Большое количество литературы по европейской  интеграции называет внутреннее воздействие  ЕС на присоединившиеся страны «европеизацией». [5, стр. 1]

    С начала первого десятилетия XXI века этот  процесс активно распространяется на территории государств, относящихся к центральной и восточной Европе. Желание восточноевропейских стран присоединиться к союзу, связанное с огромным количеством требований для вступления в ЕС, позволяет Евросоюзу оказываться беспрецедентное влияние на реструктуризацию государственных институтов и на ведение внутренней экономики и политики государства. Так, слежение за странами–кандидатами начинается задолго до их вступления в ЕС посредством Еврокомиссии, которая представляет  ежегодные отчёты об основных показателях стран, желающих войти в ЕС.

    Таким образом, при вступлении в Евросоюз многое в экономической и политической жизни страны меняется как в лучшую, так и в худшую сторону. Рассмотрим негативное и позитивное влияние  вступления в ЕС на примере Польши, так как она является страной, соседствующей с Республикой Беларусь, а так же экономическим партнёром.

    Оценивая  экономические последствия присоединения  Польши к ЕС, эксперты отмечают, что  с одной стороны оно вызвало  кратковременный шоковый эффект, повлиявший на развитие польской экономики в 2004 году, а с другой стороны – послужило толчком к преобразованиям долгосрочного характера. [7 , стр. 22]

    Уже в 2004 году произошёл заметный скачок в темпах роста экономики Польши с 3,8% до 5,4%. Другим важным позитивным результатом было то, что в Польше произошло ускорение динамики внешнеторгового обмена по ряду товарных групп. В частности, произошёл заметный рост поставок польских продуктов и услуг на внешние рынки, что произошло вследствие открытия границ и снятия таможенных барьеров. Экспорт в другие страны Евросоюза заметно увеличился, а дефицит в торговле с ними упал в более чем полтора раза. Однако многие польские эксперты опасались, что польский рынок может наводниться европейскими товарами, что окажет негативное воздействие на польский рынок, но их опасения практически не оправдались. Напротив, облегчился доступ польских товаров на европейский рынок при одновременном снижении транспортных расходов.

    Единовременно улучшилось положение фермерских хозяйств, которые получили дополнительную поддержку в виде прямых дотаций в рамках общей аграрной политики ЕС. Присоединение Польши к ЕС сопровождалось активизацией инвестиционной деятельности, что связано, по мнению специалистов, прежде всего с общей динамизацией экономических процессов в стране. [3, стр. 23] Присоединение Польши к ЕС повлияло на положение в сфере государственных финансов, что было связано, с одной стороны, с финансовыми поступлениями из бюджета Евросоюза, а с другой стороны, необходимостью делать ежегодные членские взносы.

    Однако, эксперты немецкой газеты «Франкфуртер Альгешайне Цайтунг», анализируя состояние и ближайшие перспективы развития польской экономики, утверждают, что членство Польши в ЕС пока не привело к ожидавшемуся устойчивому подъёму её экономики. Уровень безработицы в Польше по-прежнему высок, а экономический курс правительства, направленный на усиление вмешательства в экономику «отпугивает» иностранных инвесторов.[3, стр. 24] Так же показатели 2006 и 2007 годов по росту польской экономики не достигают среднего уровня по странам центральной и восточной Европы – участницам ЕС. Это объяснялось, во-первых, тем, что эйфория от вступления в ЕС прошла, а так же выборы нового парламента и президента породили в стране неуверенность в отношении перспектив её развития. Анализируя причины такой ситуации можно сказать, что такую большую страну, как Польша, труднее привести в движение, чем небольшие прибалтийские государства или Словакию. Но главной причиной является то, что надежда на создание коалиционного «правительства реформ» не оправдались. Хотя новое правительство и не отказалось от введения в стране единой европейской валюты, оно не называет дату перехода на евро.

    Однако, существует так же большое количество общих проблем для стран–кандидатов и недавно вступивших в ЕС стран, связанных с необходимостью соответствовать  общеевропейским критериям.

    Как показывает опят, для многих стран-претендентов на вступление политические условия  интеграции в ЕС трудновыполнимы. Так , состоявшийся в октябре 2003 года референдум об изменении ряда положений Конституции  Румынии в соответствии с требованиями ЕС проходил с большим трудом, поскольку вводимые в соответствии со стандартами ЕС меры пока лишь понизили уровень жизни большинства населения, а внесённые в Конституцию поправки соответствуют интересам незначительных по численности слоёв. Не менее тяжёлыми могут стать долгосрочные последствия поспешно проводимых реформ, а в дальнейшем – условия взаимодействия новых стран с развитыми европейскими странами. Режим свободной торговли может принести странам региона больше вреда, чем пользы, особенно в сельскохозяйственном секторе.

    Так же негативные последствия может  нести и попытка ускоренного  обуздания коррупции и теневой  экономики. Поспешная ликвидация теневых  структур может повысить и без  того высокий уровень безработицы  в странах центральной и восточной  Европы. Вообще интересы новых и старых стран Европы могут не совпадать и по ряду других проблем, в том числе по регулированию миграции, присоединению к валютному союзу.

    Но  наиболее сложной и долговременной задачей для всех новых членов ЕС является достижение уровня конкурентоспособности с развитыми европейскими странами. Для этого нужно преодолеть значительное отставание в степени устойчивости экономического развития, в уровне его эффективности и инновационности. Так же в новых странах остаются проблемы высокой безработицы, низкой производительности труда, незавершенности структурной перестройки экономики, приватизации. При этом сохраняется низкопроизводительное отсталое сельское хозяйство и высокая доля государственного сектора и слабореформированных и неструктурированных базисных отраслях, значительные диспропорции в уровнях развития регионов, низкая конкурентоспособность продукции,  нестабильность финансово – экономического положения предприятий и многое другое. Сохраняется так же и неравенство в европейской системе социального обеспечения. Польша, например, имеет преимущество над теми странами, которые позже вступили в Евросоюз, так как польское правительство быстрей начало реформирование недоразвитых отраслей. Но фактами не поспоришь, в  результате последних расширений ЕС в значительной степени приобрёл территорию и население и в наименьшей степени – научно-технический потенциал. Вновь вступившие страны далеко отстают даже от самых бедных стран ЕС по валовому промышленному продукту на душу населения, а за годы либеральных реформ и нестабильности они растеряли от половины до трёх четвёртых научных кадров.

    Расширение  ЕС требует так же значительных преобразований не только в новых странах, но и  в старых странах ЕС. Как показывает мировой опыт, например СССР или  восточные районы Германии, объединение разных по уровню социально-экономического развития стран приводит к постоянному перераспределению ресурсов от государств – доноров к странам – бенефициарам.

    Ещё одной проблемой является то, что  с присоединением бедных восточноевропейских стран усилится зависимость ЕС от импорта энергии, так как присоединившиеся страны бедны собственными источниками энергии.

    Обострилась и проблема занятости. В социалистической экономике явная безработица  отсутствовала, каждый работник испытывал защищённость на своём рабочем месте. Сейчас же уровень безработицы варьируется от ниже среднего до выше среднего по ЕС. Безработица становится реальной травмой для общества. Причём гарантия занятости появилась как раз в то время, когда сама жизнь стала более динамичной, повысились требования к индивидууму, когда возникают и исчезают предприятия, постоянно изменяются потребительские цены, а так же можно потерять жильё за неуплату коммунальных платежей. Вызывает разочарование и у присоединившихся стран и нестабильность в политической сфере. Значительная часть населения постсоциалистических стран. Большинство населения этих стран считает, что многопартийность – это не условие для здоровой конкуренции, а возможность разнузданной борьбы за власть, обмана и пустых обещаний. Так же и велика доля населения, которая не испытывает доверия к своему парламенту. В этом факте видна существенная разница между 15 старыми и 12 новыми странами ЕС.

Информация о работе Европейский союз: уникальное межстрановое объединение