Формирование культуры математических вычислений на уроках математики в 5 классе

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 17:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование существующих методов и приемов формирования вычислительной культуры у школьников 5 класса.
Объектом исследования является математическое образование в средней образовательной школе.
Предмет исследования – процесс формирования вычислительной культуры у учащихся 5 класса.
В соответствии с целями работы необходимо решить следующие задачи:
Проанализировать учебную и научно - методическую литературу по теме исследования.
Выявить психологические особенности личности учащихся 5 классов.
3. Выбрать наиболее эффективные методы и средства повышения вычислительной культуры учащихся.
4. Разработать фрагменты уроков для 5 классов, направленных на формирование культуры математических вычислений.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования культуры математических вычислений на уроках математики в 5 классе 5
1.1 Компоненты вычислительной культуры 5
1.1.1 Способы организации вычислительной деятельности 8
1.1.2 Навыки вычислений с рациональными числами 9
1.1.3 Умение рационализировать вычисления 10
1.1.4 Прикидка результата вычисления 11
1.1.5 Устные вычисления 11
1.2 Психолого-педагогическая характеристика учащихся 5 классов 14
Глава 2. Методические аспекты формирования культуры математических вычислений на уроках математики в 5 классе 16
2.1 Приемы устных вычислений 16
2.1.1 Формы устной работы 16
2.1.2 Старинные способы умножения 18
2.1.3 Система задач для умственного счета С.А. Рачинского 21
2.1.4 Система быстрого счёта по Я. Трахтенбергу 23
2.2 Реализация методических рекомендаций по формированию культуры математических вычислений в 5 классах 28
Заключение 33
Список используемой литературы 34
Приложения 36

Файлы: 1 файл

Формирование культуры математических вычислений.doc

— 677.00 Кб (Скачать)


1) по теме: «арифметические действия с обыкновенными и десятичными дробями»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2) устный тест по теме: «Числа»

  1. Среди чисел 17; 3,012; ; 0; 5,25; ; 1;    

Найдите:

а) натуральные числа;  

б) обыкновенные дроби;  

в) смешанные числа;  

г) десятичные дроби

  1. Какую долю отрезка АВ составляет отрезок АС?

 

а)   б)   в)   г)   д)

  1. Сколько сантиметров в ½ метра?

      а) 5   б) 500  в) 50  г) 20    д) 200 

  1. Выбрать правильные дроби из следующих дробей:

; ; ; ; ;

а) ; ;   б) ; ;   в) ;  ;

г) ; ;    д) ; ;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3) устный счет: «Натуральные числа»

    1. Вычисли устно:

50 · 2 · 3 · 785

349 · 4 · 25

2 168 · 2 · 5

50 · 708 · 2

78 · 35 + 22 · 35

7 · 379 - 6 · 379

46 · 52 + 54 · 52

42 +52

(13 – 11)3

(33 + 23) : 7

 

800:25

•20

-410

:10

•5

441+209

-160

:7

•5

:35

•7

4м 8дм

•5

:12

•6




 Вычисли:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №3

 

Способы организации устного счета:

 

1). Занимательные   задачи

 

  1. Два землекопа за 2 часа выкапывают 2 м канавы. Сколько землекопов за 5 часов выкопают 5 м канавы?
  2. Журавли летели клином. 4 журавля по одной стороне клина и 4 журавля по другой стороне клина. Сколько было журавлей?
  3. Дима моет 4 тарелки за то же время, что и 6 чашек. Что он моет быстрее – тарелку или чашку?
  4. Сколько существует трёхзначных чисел?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2). Задачи на движение для устного счета.

 

  1. Велосипедисты ехали 2 часа со скоростью 15 км/ч и 3 часа со скоростью 10 км/ч. Какое расстояние проехали велосипедисты?
  2. Маша прошла расстояние 450 м за 5 минут. С какой скоростью шла Маша?
  3. Автобус ехал 3 часа со скоростью 60 км/ч и 2 часа со скоростью 50км/ч. Какое расстояние проехал автобус?
  4. Какое расстояние пролетит самолёт  за 2 ч, если будет лететь со скоростью 900 км/ч? За сколько часов проедет такое же расстояние скорый поезд, если его скорость в 10 раз меньше скорости самолёта?
  5. Из двух пунктов, расстояние между которыми 38 км, навстречу друг другу отправились велосипедист и пешеход. Велосипедист ехал со скоростью 12 км/ч, а пешеход со скоростью 7 км/ч. Через сколько часов они встретились?
  6. В лагерь отдыха, на Черное море, детей везли двумя видами транспорта. Они проехали на поезде 810 км со скоростью 90 км/ч и на автобусе 180 км со скоростью 60 км/ч. Сколько часов дети находились в пути? 
  7. Лыжник шел 3 часа со скоростью 13 км/ч. После этого ему осталось пройти в 3 раза меньше, чем он уже прошёл. Какое расстояние должен пройти лыжник?
  8. Расстояние между городами 360 км. Половину этого расстояния автобус проехал за 2 ч. С какой скоростью двигался автобус?

 

 

 

 

 

 

3). Решение цепочек:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4). «Альпинисты»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5). «Математические цепочки»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6). «Молчанка»

 

Нужно с числом, расположенным в центре произвести предлагаемые математические операции. Похожие правила и в игре «Окошки», только в этой игре число, с которым проводятся вычислительные операции, расположено в специальном окошке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7). «Окошко»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Формирование культуры математических вычислений на уроках математики в 5 классе