Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:41, реферат
Процесс формирования русской культуры своими корнями уходит в далекое прошлое и неразрывно связан с образованием древнерусского этноса, происходившего вместе с этногенезом других восточнославянских народов с первых веков новой эры на территории Центральной и Восточной Европы. Уже в IV–VI веках наши далекие предки были известны в Византии под именем антов, а в VII в. сложилось новое этнополитическое образование – Русь, образовавшее в IX в. государство – Киевскую Русь. Оно погибло в XIII в. в результате татаро-монгольского нашествия, вместе с ним завершил свой путь и древнерусский этнос.
1. Формирование русской культуры
Процесс формирования русской культуры своими корнями уходит в далекое прошлое и неразрывно связан с образованием древнерусского этноса, происходившего вместе с этногенезом других восточнославянских народов с первых веков новой эры на территории Центральной и Восточной Европы. Уже в IV–VI веках наши далекие предки были известны в Византии под именем антов, а в VII в. сложилось новое этнополитическое образование – Русь, образовавшее в IX в. государство – Киевскую Русь. Оно погибло в XIII в. в результате татаро-монгольского нашествия, вместе с ним завершил свой путь и древнерусский этнос. К этому времени он уже прожил большую часть своей этнической истории и к XII веку вступил в фазу обскурации – старости этноса, что нашло свое выражение в многочисленных княжеских усобицах, неумении объединиться даже ради спасения собственных жизней и в конечном итоге привело к разделу страны между Западом (Литвой) и Востоком (Ордой). Западные области древнерусского государства, перешедшие в поисках спасения от Орды под покровительство Запада, теряли свою самостоятельность, собственные культурные ценности и были ассимилированы западным миром. Восточные же области древнерусского государства и проживавшие там древние русичи сумели сохранить свою идентичность и в XIII веке положили начало формированию современного русского этноса из остатков древнерусского этноса, финно-угорских, тюркских и летто-литовских этнических образований.Таким образом, этническая история России делится на два этапа и связана с этногенезом двух народностей – древнерусской и современной русской. Поэтому в истории культуры нашей страны выделяются два соответствующих периода. Но реально это одна история и одна культура. С течением времени произошло много изменений, но важнейшие ценности русской культуры, черты русского менталитета, сложились еще в период ее формирования.Позже они лишь уточнялись, приспосабливаясь к новым политическим, географическим и религиозным реалиям. Их можно выделить и на стадии крещения Руси, и в период татаро-монгольского ига, и в царствование Ивана Грозного, и во времена петровских реформ, в «золотой» и «серебряный» века русской культуры, при советской власти и в постсоветский период.
Факторы формирования русской культуры: географические, исторические, религиозные
Именно русская равнина, речная сеть и междуречье, лес и степь, река и бескрайнее поле, овраги и пески – все это формировало характер русского народа, тип хозяйства и государственности, а также взаимоотношения с соседними народами.Особое значение для этногенеза русского народа имели лес и степь. Ведь именно на границе этих двух зон, вдоль больших и малых рек и расположилась Русь. Лес служил надежным убежищем при нападении внешних врагов. Но лес укрывал разбойников, в лесу жили дикие звери, с лесом приходилось бороться, отвоевывая от него с огромным трудом новые территории для земледелия. Поэтому можно говорить о том, что лес всегда был тяжел для русского человека, он его не любил и населял всевозможными страхами. Такие же двойственные чувства испытывал русский человек и к степи. Простор и ширь, с одной стороны, но и вечная угроза от многочисленных кочевых племен, с другой стороны. Это раздвоение между лесом и степью преодолевалось любовью русского человека к реке, которая была и кормилицей, и дорогой, и воспитательницей чувства порядка и общественного духа в народе. На реке воспитывался дух предпринимательства, привычка к совместному действию, сближались разбросанные части населения, люди приучались чувствовать себя частью общества.Косвенным отражением русского ландшафта стала и хозяйственно-бытовая жизнь русского человека. Еще Ключевский обратил внимание, что русские крестьянские производят впечатление временных, случайных стоянок кочевников. Это связано с продолжительным периодом кочевой жизни в древности и с многочисленными пожарами, постоянно истреблявшими русские деревни и города. Результатом стала своеобразная неукорененность русского человека, проявляющаяся в равнодушии к домашнему благоустройству, к житейским удобствам. Она же породила небрежное и беспечное отношение к природе и к ее богатствам. Представители различных стран и народов по-русски называются именами существительными – француз, немец, грузин, монгол и т.п., и только себя русские называют именем прилагательным. Это можно объяснить тем, что высшее для русского человека – Русь, Русская земля, а каждый человек – часть этого целого. Русь (земля) – первична, люди – вторичны.
Термины и понятия.
1)Менталитет (фр. Mentalité "
Наиболее распространённое
представление менталитета
|
|
|
Устойчивое обобщенное представление о народе или его представителях как носителях этнической культуры - нормах и особенностях поведения, ценностных установках и предпочтениях, культурных стандартах, нравах и обычаях и т.д. Этнокультурные стереотипы могут вырабатываться внутри самого этноса (автостереотипы) как отражение массового представления о себе и "своих", или порождаться в среде другого этноса (гетеростереотипы) как комплекс оценочных суждений о "чужих" этносах. Этнокультурные стереотипы обладают большой устойчивостью во времени, эмоциональной окрашенностью, но при этом создают упрощенный, односторонний, а порой искаженный образ народа. Этнические автостереотипы, содержащие преувеличенно положительную, приукрашенную оценку собственного этноса, могут привести к этноцентризму и крайнему национализму (убеждению в исключительности своего народа). |
3)Автостереотипы- устойчивые представления этноса о своих качествах.
4)Гетеростереотипы — стереотипы, относящиеся к чужой (внешней) группе.
Национальный характер —
сложное социальное явление
и понятие в философии, культурологии, со
Национальный характер - особый
психо-генетический склад народа, возникающий
на основе всего его исторического и социокультурного
опыта, всей совокупности традиций,
идей, ценностей, стереотипов, идеало
5)Для понимания этнической
специфики используется и
Темпераментом называют совокупность
свойств, характеризующих динамические
особенности протекания психических
процессов и поведения
Своеобразие национального темперамента объясняется влиянием климатической среды, образа жизни, рода занятий этнофоров, специфической этнической культурой. Отсюда и наглядные различия в эмоциональных реакциях на жизненные ситуации, явления привычной и непривычной среды. В научно-популярной литературе, как правило, выделяют южный (субтропический) темперамент южных народов и холодный темперамент северных. Принято говорить не о национальном темпераменте, а о преобладании определенных типов темперамента, тех или других его особенностей или же о доминировании, а также специфическом сочетании его свойств у представителей конкретной этнической общности. Например, немцы и англичане по темпераменту -- образцовые сангвиники, итальянцы и испанцы -- явные холерики. Славянские народы отличаются повышенной сенситивностью, социальной эмоциональностью, а прибалтийские -- некоторой флегматичностью.
6)национальный склад ума
особенности мышления большинства представителей той или иной нации, народности, относящиеся к национальному своеобразию мыслительной деятельности.
Механизм мыслительной деятельности однотипен у представителей различных народов, мышление всех людей подчиняется одним законам, но оно имеет национальную специфику, которая определяется историческими и социально-экономическими условиями развития общности. Так, абстрактность мышления немцев - следствие ухода в мир идей, во внутренний мир от действительности с ее мелочной ограниченностью, традиционным гнетом строгого порядка, засильем "вахмистра и урядника". Практичность англичан, их исторический приоритет в покорении многих стран и континентов, в торговле, активная военная, экономическая деятельность на протяжении многих веков, наоборот, рождали нелюбовь к абстрагированию, умозрительным размышлениям. В мышлении французов отразились их специфические черты характера - остроумие, красноречие и др.
Национальные особенности мышления проявляются даже в построении философских систем, в написании книг, статей, в разговоре, общении и т. д. Так, для французов характерны свободное и активное течение мысли, приверженность логике, яркость и живость воображения, пытливость и искренность юмора. В мышлении англичан проявляется практицизм, конкретность,, сдержанность воображения, пренебрежение к отвлеченному знанию. Склонность к абстрактному мышлению у немца проявляется в отсутствии поспешности в принятии решения, во всестороннем обдумывании последнего; как правило, немец не идет на риск, если у него нет уверенности в благополучном исходе дела. Для шведов характерен несколько иной склад ума. В своем экспериментальном исследовании "Шведский склад ума" профессор А. Даун делает вывод, что шведы отличаются чрезвычайной рациональностью мышления, не склонны выставлять свои чувства напоказ, стремятся к поиску компромиссного решения. В этих чертах национального мышления он видит даже причины четкого функционирования государственной машины, слабой религиозности, и даже стабильных успехов шведских теннисистов на международных соревнованиях. Что сделало таким мышление шведов? Длительный исторический период они живут без угроз военного нападения, политической нестабильности, экономических неурядиц, стихийных бедствий и других явлений, которые будоражат общественное сознание стрессами, эмоциональными всплесками, делая более импульсивным, эмоциональным мышление.
СВОЕОБРАЗИЕ МЕНТАЛИТЕТА РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА
Одной их важнейших проблем,
волнующих современную
Философы и историки русской философии, анализируя и описывая менталитет русского человека, отмечают такие его качества как духовность (душевность), коллективизм, религиозность, приоритет нравственного, духовного над материальным, стремление к Абсолюту, идеалу и возвышенному, острое чувство правды и справедливости, неприятие буржуазности и т.д. Кроме того эти и другие характерные особенности менталитета русского человека нашли свое отражение в отечественной художественной литературе, классическими образцами которой стали произведения И.А. Бунина, Н.В. Гоголя, Л.И. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, А. Платонова и др.
Одной из парадоксальных черт
российского менталитета
Феномен сосуществования противоречивых черт формировался в процессе становления и развития менталитета русского человека, который шел далеко непросто – принятие христианства, европеизация общества при Петре I, кризисы начала и конца ХХ века продемонстрировали удивительную способность русского человека к принятию совершенно чуждого и его превращению в нечто изначально присущее. Н.А. Бердяев находил объяснение такому особому свойству менталитета в слиянии в России двух цивилизационных потоков – западного и восточного.
Своеобразие комплекса особенностей
менталитета русского человека во многом
обуславливается некой