Процесс формирования русской культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:41, реферат

Краткое описание

Процесс формирования русской культуры своими корнями уходит в далекое прошлое и неразрывно связан с образованием древнерусского этноса, происходившего вместе с этногенезом других восточнославянских народов с первых веков новой эры на территории Центральной и Восточной Европы. Уже в IV–VI веках наши далекие предки были известны в Византии под именем антов, а в VII в. сложилось новое этнополитическое образование – Русь, образовавшее в IX в. государство – Киевскую Русь. Оно погибло в XIII в. в результате татаро-монгольского нашествия, вместе с ним завершил свой путь и древнерусский этнос.

Файлы: 1 файл

Процесс формирования русской культуры своими корнями уходит в далекое прошлое и неразрывно связан с образованием древнерусского этноса.do

— 39.62 Кб (Скачать)

1. Формирование  русской культуры

Процесс формирования русской культуры своими корнями уходит в далекое  прошлое и неразрывно связан с  образованием древнерусского этноса, происходившего вместе с этногенезом  других восточнославянских народов  с первых веков новой эры на территории Центральной и Восточной  Европы. Уже в IV–VI веках наши далекие  предки были известны в Византии под  именем антов, а в VII в. сложилось новое этнополитическое образование – Русь, образовавшее в IX в. государство – Киевскую Русь. Оно погибло в XIII в. в результате татаро-монгольского нашествия, вместе с ним завершил свой путь и древнерусский этнос. К этому времени он уже прожил большую часть своей этнической истории и к XII веку вступил в фазу обскурации – старости этноса, что нашло свое выражение в многочисленных княжеских усобицах, неумении объединиться даже ради спасения собственных жизней и в конечном итоге привело к разделу страны между Западом (Литвой) и Востоком (Ордой). Западные области древнерусского государства, перешедшие в поисках спасения от Орды под покровительство Запада, теряли свою самостоятельность, собственные культурные ценности и были ассимилированы западным миром. Восточные же области древнерусского государства и проживавшие там древние русичи сумели сохранить свою идентичность и в XIII веке положили начало формированию современного русского этноса из остатков древнерусского этноса, финно-угорских, тюркских и летто-литовских этнических образований.Таким образом, этническая история России делится на два этапа и связана с этногенезом двух народностей – древнерусской и современной русской. Поэтому в истории культуры нашей страны выделяются два соответствующих периода. Но реально это одна история и одна культура. С течением времени произошло много изменений, но важнейшие ценности русской культуры, черты русского менталитета, сложились еще в период ее формирования.Позже они лишь уточнялись, приспосабливаясь к новым политическим, географическим и религиозным реалиям. Их можно выделить и на стадии крещения Руси, и в период татаро-монгольского ига, и в царствование Ивана Грозного, и во времена петровских реформ, в «золотой» и «серебряный» века русской культуры, при советской власти и в постсоветский период.

Факторы формирования русской  культуры: географические, исторические, религиозные

Именно русская равнина, речная сеть и междуречье, лес и степь, река и бескрайнее поле, овраги и  пески – все это формировало  характер русского народа, тип хозяйства  и государственности, а также  взаимоотношения с соседними  народами.Особое значение для этногенеза русского народа имели лес и степь. Ведь именно на границе этих двух зон, вдоль больших и малых рек и расположилась Русь. Лес служил надежным убежищем при нападении внешних врагов. Но лес укрывал разбойников, в лесу жили дикие звери, с лесом приходилось бороться, отвоевывая от него с огромным трудом новые территории для земледелия. Поэтому можно говорить о том, что лес всегда был тяжел для русского человека, он его не любил и населял всевозможными страхами. Такие же двойственные чувства испытывал русский человек и к степи. Простор и ширь, с одной стороны, но и вечная угроза от многочисленных кочевых племен, с другой стороны. Это раздвоение между лесом и степью преодолевалось любовью русского человека к реке, которая была и кормилицей, и дорогой, и воспитательницей чувства порядка и общественного духа в народе. На реке воспитывался дух предпринимательства, привычка к совместному действию, сближались разбросанные части населения, люди приучались чувствовать себя частью общества.Косвенным отражением русского ландшафта стала и хозяйственно-бытовая жизнь русского человека. Еще Ключевский обратил внимание, что русские крестьянские производят впечатление временных, случайных стоянок кочевников. Это связано с продолжительным периодом кочевой жизни в древности и с многочисленными пожарами, постоянно истреблявшими русские деревни и города. Результатом стала своеобразная неукорененность русского человека, проявляющаяся в равнодушии к домашнему благоустройству, к житейским удобствам. Она же породила небрежное и беспечное отношение к природе и к ее богатствам. Представители различных стран и народов по-русски называются именами существительными – француз, немец, грузин, монгол и т.п., и только себя русские называют именем прилагательным. Это можно объяснить тем, что высшее для русского человека – Русь, Русская земля, а каждый человек – часть этого целого. Русь (земля) – первична, люди – вторичны.

Термины и понятия.

1)Менталитет (фр. Mentalité "направление мыслей") — образ мышления, мировосприятие, духовная настроенность, присущие группе. В русской философии, культурологии и публицистике обычно употребляется для характеристики особенностей народов и культур. Менталитет — весьма сложное, многогранное проявление психической деятельности социальных индивидов, включающее как сознательное, так и бессознательное, специфическое соотношение между рациональным и эмоциональным в совершении их действий, между стремлениями к инновациям и сохранению культурного потенциала прошлого. Менталитет — мировоззренческая матрица, картина мира в сознании человека и его вписанность в эту картину. Это норма представления мира вокруг себя и себя в нём. Черты менталитета, к примеру, — интуитивизм, рационализм, цветовая гамма, семейные образы, лиризм и т. д.

Наиболее распространённое представление менталитета связаны  с его жизненными предпочтениями, стилем жизни, профессиональной направленностью, культурным конформизмом, что лежит  в основе всего социально-психологического портрета ментальности личности. Например, есть народы земледельцы, скотоводы, рыбаки, воители, мореплаватели, торговцы, ткачи, ювелиры и др... Более локальными является менталитет городского жителя, деревенский и хуторской менталитет. Но даже в городах, особенно в мегаполисах есть районы с отличным от общегородского менталитета На практике даже деревни и хутора различают по специфике психотипа и доминирующих особенностей характера связанными с тем или иным видом деятельности, что накладывает на этнических представителей особую ментальность, а в свою очередь, этносы при расселении несли свою ментальность и культуру, ремёсла, землепашество и скотоводство...

2)"ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ  СТЕРЕОТИП"




 

Устойчивое обобщенное представление  о народе или его представителях как носителях этнической культуры - нормах и особенностях поведения, ценностных установках и предпочтениях, культурных стандартах, нравах и обычаях  и т.д. Этнокультурные стереотипы могут  вырабатываться внутри самого этноса (автостереотипы) как отражение массового представления о себе и "своих", или порождаться в среде другого этноса (гетеростереотипы) как комплекс оценочных суждений о "чужих" этносах. Этнокультурные стереотипы обладают большой устойчивостью во времени, эмоциональной окрашенностью, но при этом создают упрощенный, односторонний, а порой искаженный образ народа. Этнические автостереотипы, содержащие преувеличенно положительную, приукрашенную оценку собственного этноса, могут привести к этноцентризму и крайнему национализму (убеждению в исключительности своего народа).


3)Автостереотипы- устойчивые представления этноса  о своих качествах.

4)Гетеростереотипы — стереотипы, относящиеся к чужой (внешней) группе.

Национальный характер — сложное социальное явление и понятие в философии, культурологии, социальной психологии, этнологии и этнополитологии, описывающее устойчивые особенности, характерных для членов того или иного национального (этнического) сообщества и включающее в себя идеи, интересы, чувства, психический склад, мораль, религию, духовные ценности, мотивы, стремления, социально-психологические защитные механизмы того или иного народа (этноса, нации).

Национальный характер - особый психо-генетический склад народа, возникающий на основе всего его исторического и социокультурного опыта, всей совокупности традиций, идей, ценностей, стереотипов, идеалов, интересов, распространенных в данной этнической общности. Характер народа (национальный характер) проявляется прежде всего как система социокультурных норм и как психическое явление.

5)Для понимания этнической  специфики используется и такое  понятие, как национальный темперамент. Национальный характер наиболее отчетливо проявляется в национальном темпераменте, например, отличающем скандинавские народы от латиноамериканских, казахских. В русском языке существует 1800 слов, обозначающих различные психологические черты людей.

Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических  процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение  и изменение. Свойства темперамента к числу собственно личностных качеств  человека можно отнести только условно, они скорее составляют индивидные его  особенности, так как в основном биологически обусловлены и являются врожденными. Тем не менее, темперамент  оказывает существенное влияние  на формирование характера и поведения  человека, иногда определяет его поступки, его индивидуальность, поэтому полностью  отделить темперамент от личности нельзя. Он выступает как бы связующим  звеном между организмом, личностью  и познавательными процессами.

Своеобразие национального  темперамента объясняется влиянием климатической среды, образа жизни, рода занятий этнофоров, специфической этнической культурой. Отсюда и наглядные различия в эмоциональных реакциях на жизненные ситуации, явления привычной и непривычной среды. В научно-популярной литературе, как правило, выделяют южный (субтропический) темперамент южных народов и холодный темперамент северных. Принято говорить не о национальном темпераменте, а о преобладании определенных типов темперамента, тех или других его особенностей или же о доминировании, а также специфическом сочетании его свойств у представителей конкретной этнической общности. Например, немцы и англичане по темпераменту -- образцовые сангвиники, итальянцы и испанцы -- явные холерики. Славянские народы отличаются повышенной сенситивностью, социальной эмоциональностью, а прибалтийские -- некоторой флегматичностью.

6)национальный  склад ума

особенности мышления большинства  представителей той или иной нации, народности, относящиеся к национальному  своеобразию мыслительной деятельности.

Механизм мыслительной деятельности однотипен у представителей различных  народов, мышление всех людей подчиняется  одним законам, но оно имеет национальную специфику, которая определяется историческими  и социально-экономическими условиями  развития общности. Так, абстрактность  мышления немцев - следствие ухода  в мир идей, во внутренний мир  от действительности с ее мелочной ограниченностью, традиционным гнетом строгого порядка, засильем "вахмистра  и урядника". Практичность англичан, их исторический приоритет в покорении  многих стран и континентов, в  торговле, активная военная, экономическая  деятельность на протяжении многих веков, наоборот, рождали нелюбовь к абстрагированию, умозрительным размышлениям. В мышлении французов отразились их специфические  черты характера - остроумие, красноречие  и др.

Национальные особенности  мышления проявляются даже в построении философских систем, в написании  книг, статей, в разговоре, общении  и т. д. Так, для французов характерны свободное и активное течение  мысли, приверженность логике, яркость  и живость воображения, пытливость и искренность юмора. В мышлении англичан проявляется практицизм, конкретность,, сдержанность воображения, пренебрежение к отвлеченному знанию. Склонность к абстрактному мышлению у немца проявляется в отсутствии поспешности в принятии решения, во всестороннем обдумывании последнего; как правило, немец не идет на риск, если у него нет уверенности в благополучном исходе дела. Для шведов характерен несколько иной склад ума. В своем экспериментальном исследовании "Шведский склад ума" профессор А. Даун делает вывод, что шведы отличаются чрезвычайной рациональностью мышления, не склонны выставлять свои чувства напоказ, стремятся к поиску компромиссного решения. В этих чертах национального мышления он видит даже причины четкого функционирования государственной машины, слабой религиозности, и даже стабильных успехов шведских теннисистов на международных соревнованиях. Что сделало таким мышление шведов? Длительный исторический период они живут без угроз военного нападения, политической нестабильности, экономических неурядиц, стихийных бедствий и других явлений, которые будоражат общественное сознание стрессами, эмоциональными всплесками, делая более импульсивным, эмоциональным мышление.

 

СВОЕОБРАЗИЕ МЕНТАЛИТЕТА  РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА

Одной их важнейших проблем, волнующих современную российскую философию, является вопрос об особенностях менталитета русского человека. Менталитет представляет собой квинтэссенцию  культуры, он предопределяет конкретные поступки людей, их отношение к различным  сторонам жизни общества. В нем  воплощаются глубинные основания  мировосприятия, мировоззрения и  поведения человека. В нем следует  искать ответы на вопросы о судьбе русского народа в прошлом, настоящем  и будущем. Исследование данного  вопроса в рамках русской философии  имеет многовековую традицию, а в  настоящее время приобретает  определенную актуальность в связи  с событиями, произошедшими на рубеже ХХ – ХХI веков [1]. Уже в рамках средневековой философской мысли предпринимались попытки обосновать особую миссию русского народа в мировой истории. Так, например, в произведении Филофея «Москва – Третий Рим» шла речь о том, что Россия претендует на исключительное право быть центром православия в мире. Далее русская философская мысль все более углублялась в тайны русской души. В ХIХ веке философия славянофильства обосновала принцип соборности как внутреннего, духовного единства верующих в теле церкви. Соборность – понятие, впервые использованное А.С. Хомяковым, подразумевает свободное единство членов Церкви в деле совместного понимания ими правды и свободного отыскания пути к спасению, единство, основанное на единодушной любви к Христу и божественной праведности. Идея соборности как организующей основы бытия русского народа стала центральной темой славянофилов, хотя имела различные интерпретации у представителей этого течения. Еще позднее В.С. Соловьев создал философию всеединства. Под всеединством им понималось единство бытия как универсума в форме взаимопроникновения и раздельности составляющих его элементов, их тождественности друг другу и целому при сохранении их качественности и специфичности. Имея онтологический статус, категория всеединства также интерпретировалась и в отношении социального бытия как фундамента жизни русского народа. Так, начиная с B.C. Соловьева, в России сложилось самобытное направление – философия всеединства, к которой могут быть отнесены системы П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, Л.П. Карсавина, С.Л. Франка, Н.О. Лосского и др. Познание окружающего мира русским человеком, как это отмечалось И. Ильиным и иными отечественными философами, в корне отлично от познавательных традиций человека западного типа. Речь идет о «созерцании сердцем», приоритете нерациональных форм познавательной активности, сомнении в способности разума открывать тайны бытия. По этой причине для русской философии были характерны неприятие и критика идей позитивизма. Соборность, всеединство, созерцательный характер познания – бесспорно, лишь малая часть тех сущностных черт, которые присущи менталитету русского человека.

Философы и историки русской  философии, анализируя и описывая менталитет русского человека, отмечают такие  его качества как духовность (душевность), коллективизм, религиозность, приоритет  нравственного, духовного над материальным, стремление к Абсолюту, идеалу и возвышенному, острое чувство правды и справедливости, неприятие буржуазности и т.д. Кроме того эти и другие характерные особенности менталитета русского человека нашли свое отражение в отечественной художественной литературе, классическими образцами которой стали произведения И.А. Бунина, Н.В. Гоголя, Л.И. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, А. Платонова и др.

Одной из парадоксальных черт российского менталитета является его противоречивость, единство противоположных  начал. Такую особенность подметил Н.А. Бердяев, писавший об особой, противоречивой природе русского человека: «…два противоположных начала легли в основу формации русской души: природная, языческая, дионисическая стихия и аскетическое монашеское православие. Можно открыть противоположные свойства в русском народе: деспотизм, гипертрофия государства и анархизм, вольность; жестокость, склонность к насилию и доброта, человечность, мягкость; обрядоверие и искание правды; индивидуализм, обостренное сознание личности и безликий коллективизм; национализм, самохвальство и универсализм, всечеловечность; эсхатологически мессианская религиозность и внешнее благочестие; искание Бога и воинствующее безбожие; смирение и наглость; рабство и бунт» [2]. Л.П. Карсавин также считал, что «…если русский сомневается в абсолютном идеале, он может впасть в полное безразличие ко всему или даже проявить грубость; он «способен перейти от невероятного законопослушания к самому необузданному бунту» [3].

Феномен сосуществования  противоречивых черт формировался в  процессе становления и развития менталитета русского человека, который  шел далеко непросто – принятие христианства, европеизация общества при Петре I, кризисы начала и конца ХХ века продемонстрировали удивительную способность русского человека к принятию совершенно чуждого и его превращению в нечто изначально присущее. Н.А. Бердяев находил объяснение такому особому свойству менталитета в слиянии в России двух цивилизационных потоков – западного и восточного.

Своеобразие комплекса особенностей менталитета русского человека во многом обуславливается некой совокупностью  факторов, имеющих географический, экономический, социально-политический, религиозный и иной характер. Логика истории, особое политическое устройство, исключительная роль православия, близость к земле предопределили тот набор  черт русского характера, которые проявляются  и на современном этапе развития российского общества. Обратное влияние  ментальных свойств русского человека на ход истории также закономерно  и в полной мере подтверждается социально-исторической практикой.

Информация о работе Процесс формирования русской культуры