Система
управления качеством продукции
базируется на комплексной стандартизации.
Стандарты определяют порядок
и методы планирования повышения
качества продукции на всех
этапах жизненного цикла, устанавливают
требования к средствам и методам контроля
и оценки качества продукции. Управление
качеством продукции осуществляется на
основе: государственных, международных,
отраслевых стандартов и стандартов предприятий.
Государственная
стандартизация выступает средством защиты
интересов общества и конкретных потребителей
и распространяется на все уровни управления.
В нашей стране сформировалась Государственная
система стандартизации Российской Федерации
(ГСС). В России действуют три государственных
стандарта качества:
- ГОСТ 40.9001-88
«Система качества. Модель для обеспечения
качества при проектировании и разработке,
производстве, монтаже и обслуживании».
- ГОСТ 40.9002-88
«Система качества. Модель для обеспечения
качества при производстве и монтаже».
- ГОСТ 40.9003-88
«Система качества. Модель для обеспечения
качества при окончательном контроле
и испытаниях».
- требования
к качеству продукции, работ,
услуг, обеспечивающие безопасность
для жизни, здоровья и имущества, охрану
окружающей среды, обязательные требования
техники безопасности и производственной
санитарии;
- методы контроля
требований к качеству продукции, работ
и услуг, обеспечивающих их безопасность
для жизни, здоровья людей и имущества,
охрану окружающей среды, совместимость
и взаимозаменяемость продукции;
- основные
потребительские и эксплуатационные
свойства продукции, требования
к упаковке, маркировке, транспортировке
и хранению, утилизации;
- положения,
обеспечивающие техническое единство
при разработке, производстве, эксплуатации
продукции и оказании услуг,
правила обеспечения качества
продукции, сохранность и рациональное
использование всех видов ресурсов, термины,
определения и обозначения и другие общетехнические
правила и нормы./2, 90/
Для
любой формы важно соблюдать
установленные стандарты и поддерживать
на соответствующем уровне систему
качества.
Одной
из многих и эффективных мер по защите
потребительского рынка является сертификация.
В настоящее время в условиях рыночных
отношений, когда всем предприятиям и
организациям предоставлено право самостоятельного
выхода на внешний рынок, они сталкиваются
с проблемой оценки качества и надежности
своей продукции. Международный опыт свидетельствует
о том, что необходимым инструментом, гарантирующим
соответствии качества продукции требованиям
нормативно-технической документации
(НТД), является сертификация.
Сертификация
– это документальное подтверждение соответствия
продукции определенным требованиям,
конкретным стандартам или техническим
условиям./2, 102/
Сертификация
продукции представляет собой
комплекс мероприятий (действий),
проводимых с целью подтверждения
посредством сертификата соответствия
продукции определенным стандартам или
другим НТД.
Сертификация
является очень эффективным средством
развития торгово-экономических
связей страны, продвижения продукции
предприятия на внешний и внутренний
рынок сбыта, а также закрепления на
них на достаточно длительный период времени.
Именно все это предопределило широкое
распространение сертификации.
Сертификация
появилась в связи с необходимостью
защитить внутренний рынок от
продукции, не пригодной к использованию.
Вопросы безопасности, защиты здоровья
и окружающей среды заставляют законодательную
власть, с одной стороны, устанавливать
ответственность поставщика за ввод в
обращение недоброкачественной продукции,
с другой стороны, устанавливать обязательные
к выполнению минимальные требования,
касающиеся характеристик продукции,
вводимой в обращение. К первым относятся
такие законодательные акты, как например,
Закон «О потребителях», принятый в России,
или закон об ответственности за продукцию,
принятый в странах Европейского союза.
Таким
образом устанавливается ограничение
на ввод в обращение продукции,
которая в целом или по каким-либо
отдельным параметрам подпадает
под действие законодательных
актов. При этом говорят, что
продукция попадает в законодательно
регулируемую область.
Для
ввода в обращение продукции,
которая попадает в законодательно
регулируемую область, требуется
официальное подтверждение того,
что она соответствует всем
предъявленным законодательством
требованиям. Одной из форм
такого подтверждения является сертификация
продукции, проводимая независимой третьей
стороной.
При получении
положительного результата выдается документ,
называемый «сертификат соответствия»,
который подтверждает соответствие продукции
всем минимальным требованиям, установленным
национальным законодательством. Данный
документ является пропуском на рынок
в законодательно регулируемой области.
Продукция
в законодательно не регулируемой
области может беспрепятственно
перемещаться внутри рынка, и
при этом к ней официально не
предъявляются требования по установлению
соответствия. Тем не менее при заключении
контракта потребитель может потребовать
у поставщика доказательство соответствия
продукции определенным требованиям,
например, соответствие конкретному стандарту
или группе стандартов, соответствия специфическим
требованиям, предъявленным самим потребителем.
В этом случае сертификация третьей стороной
также может выступить как подтверждение
выполнения условий, что будет зафиксировано
в сертификате соответствия конкретным,
установленным потребителем требованиям.
Поставщик
в законодательно не регулируемой
области может проводить сертификацию
своей продукции независимой
третьей стороной или по собственной
инициативе. При этом он запрашивает
подтверждение соответствия своей
продукции характеристикам, выбранным
на свое усмотрение.
Согласно
классической схеме испытания
образцов продукции осуществляют
испытательные лаборатории. Результаты
испытаний в виде протокола,
передаются тем или иным способом
в орган по сертификации. При этом
испытательная лаборатория не имеет права
ни толковать, ни разглашать полученные
данные. Орган по сертификации сравнивает
результаты испытаний с требованиями
законодательства либо с другими представленными
поставщиком характеристиками, нормативами,
документами и т.д. В случае, если продукция
соответствует указанным установленным
требованиям, орган по сертификации выдает
поставщику сертификат соответствия.
Сертификация
базируется на основополагающем
международно-правовом документе
– «Свободе общих руководящих принципов
ООН для защиты интересов потребителей».
Значительное место в документе ООН отводится
политике в области норм безопасности
и качества потребительских товаров и
услуг. Правительствам рекомендуется
разрабатывать или содействовать разработке
и применению как на национальном, так
и на международном уровнях добровольных
и обязательных норм безопасности и качества
товаров и услуг, наладить широкую информацию
для населения об этих нормах. Правительствам
предлагается также создать условия для
проверки и выдачи свидетельства о безопасности,
качестве и технических характеристиках
основных потребительских товаров и услуг.
Этот документ, по существу, побуждает
страны к активной сертификации товаров
и услуг по важнейшим эксплуатационным
характеристикам. Правительствам рекомендуется
разрабатывать и поддерживать принятие
правовых и административных мер, позволяющих
потребителям или другим заинтересованным
сторонам в случае необходимости получать
законную компенсацию путем специальных
процедур, которые должны быть оперативными,
справедливыми и доступными. /3, 3/
Применение
предприятиями в России сертификации
продукции в условиях рыночной
экономики дает следующие преимущества:
- обеспечивает
доверие внутренних и зарубежных
потребителей к качеству продукции;
- облегчает
и упрощает выбор необходимой
продукции потребителям;
- обеспечивает
потребителю получение объективной
информации о качестве продукции;
- способствует
более длительному успеху и
защите в конкуренции с изготовителями
несертифицированной продукции;
- уменьшает
импорт в страну аналогичной
продукции;
- предотвращает
поступления в страну импортной
продукции несоответствующего уровня
качества;
- стимулирует
улучшения качества НТД путем
установления в ней более прогрессивных
требований;
- способствует
повышению организационно-технического
уровня производства;
- стимулирует
ускорение НТП. /2, 108/
Ещё
одним способом подтверждения
соответствия продукции является
декларация о соответствии, в
которой поставщик, согласно стандарту
EN 45014, заявляет под свою ответственность
о том, что конкретная продукция соответствует
конкретному стандарту или другому нормативному
документу, на который данная декларация
ссылается. При этом поставщик должен
обеспечить соблюдение требуемых параметров
в допустимых пределах и контролировать
все виды своей деятельности на всех этапах
производства. Если поставщик действительно
способен стабильно выполнять и контролировать
выполнение требований стандарта или
другого документа, на который он ссылался
в декларации о соответствии, то, возможно,
данный способ установления соответствия
будет для такого поставщика наиболее
экономически целесообразным.
- ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
Осуществление
государственного санитарно-эпидемиологического
контроля возложено на органы, предприятия
и учреждения Государственной санитарно-эпидемиологической
службы Российской Федерации. Указанная
служба представляет собой систему органов,
предприятий и учреждений, которая действует
в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия населения и профилактики
заболеваний человека, предупреждения,
выявления и ликвидации опасного и вредного
влияния среды обитания людей на их здоровье.
Согласно
Положению о Государственной
санитарно-эпидемиологической службе
Российской Федерации, утвержденному
Постановлением Правительства России
от 5 июня 1994 года № 625, основными функциями
данной службы являются:
- подготовка
предложений по вопросам обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия
населения для принятия решений органами
государственной власти РФ, органами государственной
власти субъектов РФ, а также органами
местного самоуправления;
- разработка
целевых программ обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия населения, а также предложений
к проектам федеральных и региональных
научно-технических программ по вопросам
охраны здоровья населения, профилактики
заболеваний и оздоровления среды обитания;
- разработка
и утверждение в установленном порядке
санитарных правил, норм и гигиенических
нормативов;
- осуществление
государственного санитарно-эпидемиологического
надзора соблюдением санитарного законодательства
РФ;
- организация
и проведение санитарно-гигиенической
и эпидемиологической экспертизы и представление
по ее результатам заключения и др.
Основными
комплексными медицинскими учреждениями
санитарно-эпидемиологической службы
РФ, призванными осуществлять все виды
санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических
мероприятий на территории РФ, являются
санитарно-эпидемиологические территориальные
центры, которые организованы по территориальному
признаку: районные, городские и т.д. Одной
из структурных единиц центра является
отделение гигиены питания. При отсутствии
в составе центра подобных подразделений
санитарный надзор за питанием населения
осуществляется самостоятельно работающим
врачом по гигиене питания или общесанитарным
врачом.
Врачам
по гигиене питания и их
помощникам предоставляются следующие
права:
- беспрепятственно
посещать предприятия, производящие
пищевую продукцию, в любое
время суток и вносить предложения
об устранении выявленных в
процессе контроля санитарных нарушений;
- требовать
от должностных лиц контролируемого
объекта сведения и документы,
необходимые для выяснения санитарно-эпидемиологического
состояния пищевого предприятия;
- производить
изъятие пищевой продукции и
материалов для проведения лабораторного
анализа и гигиенической экспертизы вне
территории контролируемого объекта,
а также осуществлять пробу продуктов.
/4,11/