Потребительский рынок

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 22:25, контрольная работа

Краткое описание

Потребительский рынок, как и обычный рынок, представляет собой экономическую категорию производства товаров и услуг, это связь между потребителями и производителями. Потребительский рынок в основном обслуживает потребности населения. В его составе можно выделить рынок потребительских услуг и рынок потребительских товаров, который состоят из отдельных товарных групп. В современных условиях структура и объем потребительского рынка зависят от организации деятельности предприятий (в частности, их прибыли и рентабельности, которые занимаются розничной торговлей, а также от структуры платежеспособного спроса населения в определенном регионе.

Оглавление

1. Теоритическая часть 3
1.1 Потребительски рынок………………………..……..…………………….…3
1.2. Деловой рынок 4
1.3 Поведение покупателей на потребительском рынке……………………….5
1.4. Защита прав потребителей…………………………………………………..7
1.5 Методы изучения поведения потребителей на рынке………….………….8
1.6 Методы прогнозирования потребностей потребителей…………….……10
2. Расчетная часть………………………………………………….…………....12
Список используемых источников…………

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 46.03 Кб (Скачать)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1. Теоритическая часть 3

1.1  Потребительски рынок………………………..……..…………………….…3

1.2. Деловой рынок 4

1.3 Поведение покупателей  на потребительском рынке……………………….5

1.4. Защита прав потребителей…………………………………………………..7

1.5 Методы изучения поведения  потребителей на рынке………….………….8

1.6 Методы прогнозирования  потребностей потребителей…………….……10

2. Расчетная часть………………………………………………….…………....12

Список используемых источников………………..……….…………………..18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант -7

Анализ  потребительских рынков и поведение  покупателей.

 

Потребительский рынок 

     Потребительский  рынок, как и обычный рынок,  представляет собой экономическую  категорию производства товаров  и услуг, это связь между  потребителями и производителями.  Потребительский рынок в основном  обслуживает потребности населения.  В его составе можно выделить рынок потребительских услуг и рынок потребительских товаров, который состоят из отдельных товарных групп. В современных условиях структура и объем потребительского рынка зависят от организации деятельности предприятий (в частности, их прибыли и рентабельности,  которые занимаются розничной торговлей, а также от структуры платежеспособного спроса населения в определенном регионе. 

Рынок потребительских  товаров 

     Рынок потребительских  товаров состоит из рынка продовольственных  и непродовольственных товаров.  Он характеризуется долями, которые  занимают в нём продовольственные  и непродовольственные товары. Приведем  пример: в состав продовольственных  товаров относят хлеб и различные  хлебобулочные изделия, мясо и  мясопродукты, разные кондитерские  изделия и другие продукты  питания. Рынок непродовольственных  товаров отличается от продовольственного  тем, что на непродовольственном  рынке товаров присутствует более  широкий ассортимент, частая степень  обновления, изменение спроса, отсутствие  ограничений в размерах.

Особенности

     Многие особенности  рынка обуславливают своеобразные  подходы к формированию спроса  и структуры товарооборота. Например, большой ошибкой будет, если  начать определять перспективы  развития спроса.  В определенный  период потребительский рынок  приобретает самые различные  формы, в результате которых  начинают появляться новые каналы  реализации товаров для населения.  Среди многих видов потребительского  рынка существует организованный  рынок, который охватывает реализацию  товаров через определенную сеть  магазинов, различных палаток, киосков, и других форм собственности. К организованному рынку можно также отнести реализацию товаров для населения непосредственно, которые производятся различными предприятиями и организациями, а также те, которые осуществляют реализацию товаров, полученные в результате обмена операциями и торговыми сделками.

     Соответственно, если есть организованный рынок,  следовательно, существует и неорганизованный  рынок. Такой вид рынка занимается  реализацией частным лицам, которые  занимаются предпринимательской  деятельностью товаров, которые  находятся на территории страны  и привезенные из-за границы.  Такие рынки находятся в специальных  местах, таких как стадионы, улицы,  площади и другие общественные  места. 

    В завершении  нужно все-таки понять, что такое  потребительский рынок. Теоретически - это определенная совокупность  отношений, которые возникают  между продавцами и покупателями  работ, услуг, товаров. Потребительский  рынок имеет прямое отношение  к социально-экономическому развитию  страны, к состоянию её денежной, банковской и финансовой системы.

2. Деловой  рынок

Деловой — это рынок, на котором продаются и покупаются товары и услуги для деловых целей, а не для конечного потребления. Здесь деловые продавцы продают  деловым покупателям. Покупатели на рынке В2В — это организации  различных сфер и отраслей деятельности (коммерческие, некоммерческие, государственные  и частные), а также индивидуумы, покупающие для деловых целей.

Закупочные процессы деловых  потребителей имеют много общего с процессами принятия решений конечными  потребителями, поскольку также  совершаются людьми. Однако деловое  покупательское поведение имеет  ряд особенностей:

  1. Деловой (в том числе отраслевой) спрос является производным от потребительского, вытекает из него
  2. Число потенциальных покупателей на многих деловых рынках невелико, и их заказы на покупку — крупные
  3. Цель покупки
  4. Критериями деловых закупок служат объективные и явные атрибуты продуктов. Покупки делаются в соответствии с точными техническими спецификациями.
  5. Деловые покупки осуществляются профессионалами, или достаточно осведомленными людьми
  6. Деловые покупочные решения более сложные и более длительные
  7. Деловые покупки предполагают участие нескольких людей в принятии решений
  8. Организационные покупки предполагают тесное взаимодействие между покупателем и продавцом
  9. Организационное решение о покупке может предполагать интенсивные переговоры
  10. Деловые и организационные закупки часто опираются на нескольких поставщиков одновременно
  11. Организационный покупатель обычно полагается на более обширные послепокупочные контакты

 

3. Поведение  покупателей на потребительском  рынке

Потребительский рынок - это  отдельные лица и домохозяйства, покупающие или приобретающие иным способом товары и услуги для личного  потребления.

Модель поведения покупателей (потребителя) - это модель реакции  покупателей на действие побудительных  стимулов маркетинга.

Потребитель - центральный  элемент системы маркетинга. Потребитель  определяет направления деятельности фирмы, потому что он покупает товар.

Побудительные стимулы маркетинга включают 4 элемента: товар, цена, метод  распределения и метод стимулирования.

Прочие стимулы из окружения  покупателя: экономические, научно-технические, политические, культурной цены.

Процесс моделирования конечного  потребителя осуществляется в несколько  этапов.

На первом этапе исследуются  возникновение и осознание потребности  в том или ином товаре. Потребителями  могут быть семья, домашнее хозяйство, отдельная личность. Товары также  различаются по характеру потребления: единовременного и длительного  пользования; по настоятельности потребности  в них (повседневного, периодического, редкого спроса). В основе оценки (измерения) потребности, потребления  и спроса в маркетинге широко используются приемы и методы теории «предельной  полезности», эластичности спроса, современного бихевиоризма и другое.[5]

Следующим шагом является моделирование процесса поиска и  оценки информации о товаре. Используются различные каналы информации о товаре: персональные (семьи, друзья), коммерческие (реклама, продавцы, упаковка), публичные (средства массовой информации), эмпирические (опыт, испытания).

Покупателю требуется  различная информация в зависимости  от рыночной ситуации. Так, если покупатель хорошо знаком с товаром и его  разновидностями (дешевые товары массового  спроса), то задача заключается в том, чтобы лучше сориентировать покупателя, привлечь его внимание, сократить время на выбор. В другом случае покупатель хорошо знает товар, но не знаком с его разновидностями (различные марки телевизоров). Здесь требуется информация, раскрывающая достоинства незнакомых потребителю марок. Наконец, покупатель не знает товара. Информация направляется на создание интереса к товару (реклама, стимулирование и др.).[5]

Важным шагом в моделировании  поведения конечного потребителя  на рынке является этап принятия решения  о покупке.

Покупатель на основе опыта  осуществляет перебор вариантов  покупки. Опыт - наиболее трудно оцениваемый  фактор. Покупатель же прежде всего  использует при решении именно опыт. Если этот опыт отрицателен, то не поможет  никакое продвижение.

При физическом наличии продукта перспективный покупатель оценивает  его соответствие собственному стилю  жизни.

Цена обычно менее важный фактор, чем можно было бы ожидать, даже в промышленном маркетинге.

Баланс этих факторов зависит  от индивидуальных способностей покупателей.

При повторных покупках процесс  проходит три стадии:[10]

Осведомление испытание  повторная покупка

Покупка -- это всегда компромисс, ожидаемый риск. Одним из методических подходов в решении данной задачи служит «модель черного ящика» (Приложение Д). При моделировании принятия решения  о покупке «черный ящик» рассматривается  как набор определенных стимулов, под воздействием которых происходит принятие решения о покупке. Это  стимулы внутреннего характера (физические и духовные потребности, стремление к самоутверждению, склонность к  экономки) и стимулы внешнего характера (групповые интересы, обычаи, традиции).

Наконец, заключительный этап моделирования -- оценка потребителем правильности выбора товара. Положительная  оценка усиливает приверженность к  данному товару, негативная -- наоборот, ослабляет интерес к нему.

Таким образом, специалист по маркетингу на основе моделирования  поведения потребителя получает возможность: знать, удовлетворению каких  потребностей служит его товар, и  при необходимости совершенствовать его характеристики; видеть куда и  как потребитель обращается за информацией  о товаре и помочь ему быстрее  и полнее получить интересующие данные: помочь потребителю принять решение  о покупке на основе знания тех  мотивов и стимулов, которыми он руководствуется; знать оценку своего товара потребителем.[5]

Существуют четыре типа покупательского 

1)Сложное покупательское  поведение - высокая степень вовлечения, если предмет дорого стоит,  покупка связана с риском и  происходит редко, а предмет  покупки средство выражения.

2)Неуверенное покупательское  поведение - стоит дорого, покупка  с риском, связь марок невелика (ковёр), выбор долго, покупка быстро.

3)Привычное покупательское  поведение -покупает что надо (соль), пассивно использует информацию.

4)Поисковое покупательское  поведение -легко и часто меняет  марки.[6]

 

 

4. Защита  прав потребителей

Защита основных прав потребителей в нашей стране обеспечивается Законом  «О защите прав потребителей».

 

Основные положения Закона «О защите прав потребителей»:

 

1. Потребитель имеет право  при покупке товара знать его  производителя, стандарт качества  и перечень основных потребительских  свойств:

·  о продуктах питания: состав, калорийность и содержание вредных для здоровья веществ и противопоказания к употреблению этих продуктов при определенных заболеваниях;

· о товарах, потребительские свойства которых могут ухудшаться с течением времени: срок годности и дата изготовления.

 

2. Обязательной сертификации  подлежат товары для детей,  продукты питания, товары бытовой  химии, парфюмерия, косметика, ядохимикаты,  минеральные удобрения, продукция  машиностроения и приборостроения  бытового назначения. Требования  обязательной сертификации распространяются  на государственные и частные  предприятия.

 

3. Продавец и изготовитель  обязаны обеспечивать всю требуемую  информацию. Предоставление неполной  или недостоверной информации  может повлечь за собой материальную  ответственность продавца за  вред, причиненный здоровью покупателя.

 

4. Если продавец не  предупредил о недостатках товара, потребитель вправе потребовать  либо безвозмездного устранения  недостатков или возмещения расходов  по их устранению, либо соразмерного  уменьшения покупной цены, замены  товара на товар аналогичной  марки, замены на такой же  товар другой марки либо возмещения  убытков.

 

5. Требования об исправлении  недостатков могут быть предъявлены  в пределах гарантийных сроков, а если они не установлены,  то в течение шести месяцев;  для недвижимого имущества – не позднее двух лет со дня передачи товара потребителю.

 

6. Потребитель вправе  участвовать в проверке качества  товаров. Недостатки, обнаруженные  в товаре, должны быть устранены  в течение двадцати дней с  момента предъявления потребителем  требований.

 

7. По товарам длительного  пользования продавец и изготовитель  обязаны по предъявлении требования  потребителем немедленно безвозмездно  на время ремонта предоставить  ему аналогичный товар с доставкой  за свой счет.

 

8. По требованию потребителя  продавец и изготовитель обязаны  немедленно заменить некачественный  товар. В случае необходимости  дополнительной проверки качества  замена должна быть осуществлена  в течение двадцати дней с  момента предъявления требования. При отсутствии у продавца  на данный момент необходимого  товара замена должна быть  произведена в течение месяца.

Информация о работе Потребительский рынок