Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 22:25, контрольная работа
Потребительский рынок, как и обычный рынок, представляет собой экономическую категорию производства товаров и услуг, это связь между потребителями и производителями. Потребительский рынок в основном обслуживает потребности населения. В его составе можно выделить рынок потребительских услуг и рынок потребительских товаров, который состоят из отдельных товарных групп. В современных условиях структура и объем потребительского рынка зависят от организации деятельности предприятий (в частности, их прибыли и рентабельности, которые занимаются розничной торговлей, а также от структуры платежеспособного спроса населения в определенном регионе.
1. Теоритическая часть 3
1.1 Потребительски рынок………………………..……..…………………….…3
1.2. Деловой рынок 4
1.3 Поведение покупателей на потребительском рынке……………………….5
1.4. Защита прав потребителей…………………………………………………..7
1.5 Методы изучения поведения потребителей на рынке………….………….8
1.6 Методы прогнозирования потребностей потребителей…………….……10
2. Расчетная часть………………………………………………….…………....12
Список используемых источников…………
Для специалистов в области маркетинга знание и обеспечение реализации прав потребителей является принципиально важным. Выполнение маркетинговых задач основывается на следующих процедурах:
«Понять и определить сферу интересов потребителей»:
работа проводится на основе специальных исследований, сегментации рынка, моделировании поведения потребителей.
«Обеспечить возможность
выбора для потребителя»: оцениваются
и формируются предпочтения и
приоритеты, основанные на различиях
потребительских функций
«Предоставить информацию о возможности выбора товаров»: используются средства массовой информации, реклама, различные методы стимулирования продаж.
5. Методы
изучения поведения
В современной методологической
литературе указывают, как правило,
на существование трех основных методов
сбора первичной
В комплексе перечисленных
социологических методов в
Обычно выделяют два больших
класса опросных методов - анкетирование
и интервьюирование, связанные с
письменной или устной формой общения
с респондентами. Существует, однако,
еще одно специфическое подразделение
опросов, которое далеко не всегда учитывается
при проведении социологического исследования,
но настолько важное, что его следует
рассматривать особо как
Наиболее наглядно проявляется
отличие экспертного опроса от массового
в прогнозировании. Так, например, программа
опроса экспертов не столь детализирована
и носит преимущественно
Основной инструментарий экспертных опросов - анкета или бланк-интервью, разработанные по специальной программе. При его составлении некоторые технические и методические приемы, широко используемые в массовых опросах, теряют свое значение при опросе такой специфической аудитории, как эксперты. Так, например, нет никакой нужды применять в экспертной анкете косвенные или контрольные вопросы, тесты или какие-либо другие приемы, имеющие своей целью выявить "скрытые" позиции респондента. Более того, использование подобных приемов может нанести заметный ущерб качеству экспертной оценки. Эксперт в полном смысле этого слова - активный участник научного исследования, и попытка скрыть от него цель исследования, превратив таким образом в пассивный источник информации, чревато потерей его доверия к организаторам исследования.
Ориентация опроса на экспертный или массовый должна гарантироваться формулировкой вопросов, инструкцией интервьюеру и т.п., а также контролироваться при кодировке вариантов вопросов. В зависимости от того, какая ориентация опроса признана основной, зависит и включение получаемой информации в схему обработки и анализа. В противном случае в рамках одного опроса можно получить разнохарактерную информацию, не приводимую к одному основанию. Ориентация на массовый или экспертный опрос существенно влияет на постановку проблемы надежности полученной информации, в особенности если последняя носит оценочный характер.[3]
6. Методы
прогнозирования потребностей
Центральное место в поведении потребителей занимают запросы и предпочтения. Другими важными элементами являются стимулы, ощущения, мотивы, осознание и восприятие ими информации.
Стимулы — это внутренние побудительные мотивы, лежащие в основе поведения потребителя на рынке, обусловленные совокупностью внешних и первичных внутренних причин. Внешним фактором может быть хозяйственная среда (рост или спад в экономике, темпы инфляции, инновационная активность предприятий и т.п.). К числу внутренних первичных факторов относятся обычно самые простые желания людей (чувство голода, жажды, желание безопасности и т.п.) и организаций (избежать банкротства, расплатиться с кредиторами, госбюджетом и пр.). Именно совокупность этих факторов и лежит в основе тех стимулов, которые движут потребителями на рынке.
Ощущения — это форма
представления потребителями
Возможность воздействовать
на ощущения людей зависит от того,
насколько тесно реклама или
размещение (выкладка) продуктов на
прилавке соотнесены со стимулами (чем
больше надпись на упаковке, тем
легче ее прочесть, чем оригинальнее
и красочнее фирменный ярлык
или товарный знак, тем проще его
запомнить). При этом не важно, что
за товар находится внутри упаковки.
Исследования показали, что люди в
подавляющем большинстве не в
состоянии определить на вкус (при
дегустации) марку любимого пива, если
на банке или бутылке нет
Запросы и предпочтения —
это набор вариантов
Восприятие, или
процесс осознания
Мотивы — это своего рода разрыв между осознанными запросами и предпочтениями и их неудовлетворенностью, это то, что держит потребителя в напряжении и является непосредственной причиной, подталкивающей его сделать выбор в пользу чего-то. Главная проблема здесь состоит в том, что потребитель редко при принятии решения (выборе данного продукта среди других) руководствуется одним мотивом. Мотивы могут быть не только различными, но и разнонаправленными (одни побуждают сделать выбор, другие затрудняют его). Выбор потребителя зависит от системы ограничений (критериев), налагаемых на его поведение. Например, при покупке автомобиля в любой стране мира потребитель руководствуется не только уровнем своих доходов, престижем марки, комфортом, но и безопасностью (если придется ездить на высокой скорости), противоугонными характеристиками (если уровень преступности высок) и пр. И задача производителя — предугадать, какой из мотивов будет преобладающим в данный момент времени (престиж или экономичность, надежность в эксплуатации, наличие сервисных служб или ремонтопригодность). Только в этом случае (донеся до потребителя нужную информацию) можно рассчитывать на его положительную реакцию.
Поведение на рынке — это действия и поступки, которые предпринимают потребители в отношении данного продукта, это способ разрешения противоречия между желанием купить и существующими ограничениями, сдерживающими мотивами и возможностям.[2]
Расчетная часть
Задание 1
Спрогнозируйте емкость рынка кухонных комбайнов и его сегментную структуру, имея следующие данные:
Регион |
Число домох озяйст |
Среднедушевое потреб. |
Коэффициент эластичности, % |
Наличие товаров у потребит. |
Износ (в процентах от наличия)
|
Натуральное потребление, | ||||
От цены |
От дохода |
Физический |
моральный | |||||||
Миинская |
3000 |
1,8 |
-0,9 |
+3,9 |
780 |
5 |
10 |
35 | ||
Гродненская |
1800 |
2,1 |
-1,0 |
+4,0 |
450 |
8 |
12 |
35 | ||
Гомельская |
3120 |
2,2 |
-1,0 |
+2,4 |
205 |
5 |
6 |
30 | ||
Брестская |
2100 |
1,1 |
-2,0 |
+3,8 |
490 |
7 |
10 |
25 | ||
Витебская |
2890 |
1,5 |
-0,7 |
+4,9 |
400 |
3 |
6 |
20 | ||
Могилевская |
3500 |
0,9 |
-0,7 |
+5,8 |
340 |
7 |
3 |
25 |
Согласно прогнозу доходы населения (в расчете на одну семью) могут вырасти на 10%. Предполагается, что цены в Минской области вырастут на 10%, в Гомельской области на 11%, в Гродненской области - на 11%, в Брестской области - на 8%, в Витебской области - на 9% и Могилевской областях - на 9%.
Решение:
Пересчет базисного
Минская область:
1,8 - (1,8 . 0,1 . 0,009) + (1,8 . 0,1 . 0,039) = 1,86858ед./семью.
Гродненская область:
2,1 - (2,1 . 0,11 . 0,1) + (2,1 . 0,1 . 0,04) = 2,0853 ед./семью.
Гомельская область:
2,2 - (2,2 . 0,11 . 0,1) + (2,2 . 0,1 . 0,024) = 1,96325 ед./семью.
Брестская область:
1,1 - (1,1 . 0,08 . 0,02) + (1,1 . 0,1 . 0,038) = 1,1242 ед./семью.
Витебская область:
1,5 - (1,5 . 0,09 . 0,07) + (1,5 . 0,1 . 0,049) = 1,4989ед./семью.
Могилевская область:
0,9 - (0,9 . 0,05 . 0,07) + (0,9 . 0,1 . 0,058) = 0,88911 ед./семью.
Полный расчет: Минская область:
(3000 . 1,86858) - 780 + (780 . 0,03 + 780 . 0,1) - (3000 . 1,86858 . 0,35) = 2965,131 ≈ 2965ед.
Гродненская область:
(1800 . 2,0853) - 450 + (450 . 0,08 + 450* 0,12) - (1800 . 2,0853 . 0,35) = 2079,801≈2080 ед.
Гомельская область:
(3120 . 1,96325) - 205 + (205 . 0,05 + 205 . 0,06) - (3120 . 1,96325 . 0,3) = 4105,288≈4105 ед.
Брестская область:
(2100 . 1,1242) -490 + (490 . 0,07 + 490 . 0,1) - (2100 . 1,1242 . 0,25) = 1363,915≈1364ед.
Витебская область:
(2890 . 1,4989) - 400 + (400 . 0,03 + 400 . 0,06) - (2890 . 1,4989. 0,2) = 3101,4568≈3101 ед.
Могилевская область:
(3500 . 11,88911) - 340 + (340 . 0,07 + 340 . 0,03) - (3500 . 1,88911 . 0,25) = 4685,941≈4686 ед.
Общая емкость рынка находится
суммированием емкости
Е = 2965+2080+4105+1364+3101+4686=
Структура рынка:
Минская область: 2965 / 18301 . 100% = %.
Гродненская область: 2080 / 18301 . 100% = 11,3 %.
Гомельская область: 4105 / 18301 . 100% = 22,4 %.
Брестская область: 1364/ 18301 . 100% = 7,4 %.
Витебская область: 3101/ 18301 . 100% = 16,9 %.
Могилевская область: 4686 / 18301 . 100% = 25,6 %.
Ситуация 1.
Вы продавец отдела по продаже галстуков крупного универмага и у Вас есть возможность выбрать и предложить галстуки мужчинам, имеющим самые разные вкусы. Предположим вашим клиентом является блондин среднего роста с голубыми глазами в костюме бежевого цвета, в белой сорочке и модных туфлях. коричневого цвета. Молодой человек идет на свидание, и ему очень важно произвести на девушку впечатление. Какой галстук Вы предложите блондину.
Галстук - на первый взгляд неприметный аксессуар, но его можно превратить в «изюминку». Этот предмет одежды способен дополнить и обогатить созданный образ, и наоборот, испортить весь внешний вид. Благодаря ему вы можете выглядеть строго и деловито, романтично и беззаботно, стильно или безвкусно. Все зависит от правильного выбора.