Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 06:17, контрольная работа
Предприятиям может казаться, что их возможности очень ограничены, но это свидетельствует лишь о неумении предвидеть будущее своего дела и осознать свои сильные стороны. Перед любой компанией открыты разнообразные рыночные перспективы.
Поиск новых возможностей можно вести либо время от времени, либо систематически.
Введение 3
1. Потребительский рынок: понятие и характеристика 4
2. Тенденции развития потребительского рынка России 10
3. Динамика развития потребительского рынка г. Хабаровска 20
Заключение 27
Литература 28
Содержание
Введение
Предприятия должны уметь выявлять открывающиеся рыночные возможности. Фирмы не могут вечно полагаться на свои нынешние товары и рынки. Многие фирмы подтвердят, что большая часть их нынешних прибылей приходится на товары, которые они пять лет назад не производили и не продавали.
Предприятиям может казаться, что их возможности очень ограничены, но это свидетельствует лишь о неумении предвидеть будущее своего дела и осознать свои сильные стороны. Перед любой компанией открыты разнообразные рыночные перспективы.
Поиск новых возможностей можно вести либо время от времени, либо систематически. Одни находят новые идеи, внимательно следя за переменами на рынке, другие, кроме того, изучают бюллетени патентных ведомств и знакомятся с новыми изобретениями. Процесс выявления и оценки рыночных возможностей порождает множество новых идей. Задача фирмы – отобрать лучшие идеи, соответствующие целям и ресурсам фирмы.
Обдумывая выход на рынок с определенным товаром, фирма должна провести точную оценку нынешнего и будущего размера рынка. Если прогноз оказался обнадеживающим, то фирме необходимо следующим решить вопрос о том, как именно она будет выходить на рынок. Потребительский рынок состоит из множества типов потребителей, множества товаров, множества нужд.
Цель данного курсового исследования – всесторонний анлиз потребительского рынка.
Задачи:
Потребительский рынок – это совокупность существующих и потенциальных покупателей товара. Чтобы понять природу рынка, представим себе три разных способа удовлетворения людьми своих нужд1.
Первый способ – самообеспечение, когда каждый может самостоятельно добыть для себя все необходимое. Эффективность такой деятельности очень низка. Второй способ – децентрализованный обмен, когда каждый человек рассматривает всех остальных в качестве потенциальных «покупателей». Это очень сложно и малоэффективно в части обмена. Третий способ – централизованный обмен. На сцене появляется новое лицо – купец. Он посредник между производителями и покупателями в месте под условным названием «рыночная площадь». Производитель поставляет конкретные товары, а купец обменивает их на все, что необходимо. Таким образом, для приобретения товаров, предлагаемых другими, покупатель имеет дело с одним купцом, а не со многими отдельными лицами. Появление купца резко уменьшает общее число сделок, необходимых для осуществления обмена в каких-то заданных объемах. Купец и централизованный рынок повышают торгово-операционную эффективность экономики.
По мере увеличения числа лиц и сделок растет число купцов и рынков. В развитом обществе рынок – это не конкретное место, где встречаются и осуществляют сделки покупатели и продавцы. Сделку можно совершить и не вступая в непосредственный контакт с покупателем. В современном понимании рынок может означать и место, где встречаются покупатели и продавцы, и, в то же время, обобщенно представлять способ экономического устройства общества, его экономический базис.
Так исторически сформировался современный рынок.
Понятие потребительского рынка тесно связано с понятием маркетинга. Маркетинг – работа менеджеров с рынком ради осуществления обменов, цель которых – удовлетворение человеческих нужд и потребностей (запросов потребителей).
Процесс обмена требует работы. Тому, кто хочет продавать, необходимо искать покупателей, выявлять их нужды, создавать соответствующие товары, продвигать их на рынок, складировать, перевозить, договариваться о ценах. Основу маркетинговой деятельности составляют исследование и разработка товара, налаживание коммуникации, организации распределения, установление цен, развертывание службы сервиса.
Маркетологи выделяют два вида рынков: рынок продавца и рынок покупателя2. Рынок продавца – это такой рынок, на котором продавцы имеют больше власти и где наиболее активными «деятелями» приходится быть покупателям. Это рынок дефицита товаров и услуг. Рынок покупателя – это такой рынок, на котором больше власти имеют покупатели и где наиболее активными «деятелями рынка» приходится быть продавца.
Данная работа будет основана именно на последнем принципе. В ней будет анализироваться рынок покупателя – потребительский рынок. В современной экономике формируются рынки на различные товары, услуги и иные объекты, имеющие ценностную значимость. Например, рынок труда, денежный рынок, рынок недвижимости и др.
Эти рынки, хотя и имеют специфические особенности, действуют по одинаковым законам и принципам, имеют общие черты.
Так, например, рынок недвижимости: в качестве товара на нем выступает недвижимость. На этом рынке также есть покупатели, продавцы, производители. Покупатели – физические и юридические лица, которым требуется жилье, помещения под производство, торговые помещения или для других целей. Производители – строительные организации. Продавцы – специализированные (риэлтерские) агентства, занимающиеся куплей-продажей недвижимости. То есть риэлтерские агентства по природе - торговые организации, единственно – предмет торговли глубоко специфичен, поэтому и
сформировал отдельный рынок.
Далее рассмотрим основные методики исследования потребительского рынка.
Анализ рынка представляет собой настолько же важную, насколько и трудную задачу. Причина тому – трудность получения достоверной информации по рынку. Понятно, что любые данные о себе конкурентные организации пытаются скрыть, опасаясь, что эта информация может быть использована против них. Отсюда трудность получения достоверных информационных данных о предложении, его структуре, объемах товара на рынке. Сложность получения информации о потребителях связана, с тем, что требует использования трудоемких статистических методов исследования: опроса, анкетирования, наблюдения. Они требуют немалых затрат денежных средств и времени. Поэтому анализ рынка – сложная, но важная задача.
Для анализа потребительского
рынка потребуется система
Система маркетинговой информации включает системы внутренней отчетности, сбора текущей маркетинговой информации, маркетинговых исследований и анализ информации.
Маркетинговые исследования – систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед фирмой маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ и отчет о результатах3.
Наиболее типичные задачи маркетинговых исследований:
Система анализа маркетинговой информации – это набор эффективных методов анализа маркетинговых данных и проблем маркетинга. Основу любой системы анализа маркетинговой информации составляют статистический банк и банк моделей.
Статистический банк – совокупность современных методик статистической информации: корреляционный анализ, регрессионный анализ, факторный анализ, дискриминантный анализ, кластерный анализ, анализ временных рядов4.
Банк моделей –
это набор математический моделей,
способствующих принятию оптимальных
маркетинговых решений
Таким образом, основные методы исследования рынка потребителей – наблюдение, опросы и анкетирования. Понятие «рынок» занимаете маркетинге одно из ведущих мест. Очень часто понятие рынка толкуют как совокупность существующих и потенциальных покупателей товара. Может сформироваться рынок на какой-то товар, услугу иди иной объект, имеющий ценностную значимость. Например, рынок труда состоит из людей, желающих предложить свою рабочую силу в обмен на заработную плату или товары. Денежный рынок – еще один важный рынок, удовлетворяющий людские нужды, который дает возможность занимать, ссужать, копить деньги и гарантировать их сохранность. Формируется и рынок пожертвователей, призванный удовлетворять финансовые нужды некоммерческих организаций, дабы они могли продолжать свою деятельность. Маркетинг – это человеческая деятельность, так или иначе имеющая отношение к рынку. Маркетинг – это работа с рынком ради осуществления обменов, цепь которых – удовлетворение человеческих нужд и потребностей. Следовательно, можно отметить, что процесс обмена требует работы. Тому, кто хочет продавать, необходимо искать покупателей, выявлять их нужды, проектировать соответствующие товары, продвигать их на рынок, складировать, перевозить, договариваться о ценах и т.д.5
Основу деятельности маркетинга составляют такие занятия, как разработка товара, исследования, налаживание коммуникаций, организация распределения, установления цен, развертывание службы сервиса. В поисках дефицитного товара снабженцу фирмы приходится выискивать продавцов и предлагать им заманчивые условия сделки. Рынок продавца - это такой рынок, на котором продавцы имеют больше власти и где наиболее активными «деятелями рынка» приходится быть покупателям.
Рынок покупателя – рынок, на котором больше власти имеют покупатели и где наиболее активными «деятелями рынка» приходится быть продавцам.
Рынок может быть централизованным, как, например, рынок ценных бумаг, и децентрализованным, как, например, рынки недвижимости или труда. Или он может существовать только в электронном виде - как в случае многих финансовых активов и услуг, которые продают при помощи компьютера. Важной характеристикой рынка является то, что он сводит вместе покупателей и продавцов для установления цен и количеств товаров и услуг.
Существует также рынок предпри
Продавцу товаров
2. Тенденции развития потребительского рынка России
Перейдя 15 лет назад
в новую социально-