Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 06:17, контрольная работа
Предприятиям может казаться, что их возможности очень ограничены, но это свидетельствует лишь о неумении предвидеть будущее своего дела и осознать свои сильные стороны. Перед любой компанией открыты разнообразные рыночные перспективы.
Поиск новых возможностей можно вести либо время от времени, либо систематически.
Введение 3
1. Потребительский рынок: понятие и характеристика 4
2. Тенденции развития потребительского рынка России 10
3. Динамика развития потребительского рынка г. Хабаровска 20
Заключение 27
Литература 28
Совершенно иная модель характерна для европейского, особенно французского рынка. Прежде всего различные слои общества пользуются разными классами магазинов. Французскому профессору совершенно непозволительно посещать продовольственные или промтоварные дискаунтеры (в которых может с удовольствием «отовариться» профессор американский). Даже молодые люди, закончившие университет, и еще не имеющие приличных доходов предпочтут магазины класса «Ашан» или выше, купив в них меньшее количество более дорогих (в сравнении с дискаунтерами) товаров. Характерен также выраженный потребительский патриотизм – всегда предпочтительна покупка французского товара, даже при существенно более высокой (часто в разы) цене. Существует даже региональный патриотизм – покупка товаров произведенный в данном департаменте. Причем выбор делается вполне осознано из социальных (поддержка людей, которые производят продукцию в родной стране или городе) и потребительских (минимальное ухудшение свойств товара при короткой транспортировке) соображений. Проще всего убедиться в достоверности высказанных соображений на любом паркинге во Франции, заполненном автомобилями французского производства. Лишь в последние годы позволительно стало покупать автомобили европейского производства в связи с возникновением единого европейского пространства.
Важной общей чертой американского и европейского рынка (особенно в связи с тем, что эта черта абсолютно нехарактерна для российского рынка) является строгое соответствие качества и количества потребления уровню дохода определенной прослойки общества и конкретного человека. Особенно важным является соблюдение этого правила при покупке товаров, которые явно свидетельствуют о достатке их владельца (недвижимость, автомобили и одежда). Совершенно недопустимыми являются отклонения в обе стороны.
Однако, если покупка товаров и услуг, цена которых ниже, чем полагается в соответствии со статусом человека еще простительна (самостоятельный ремонт жилья или автомобиля принято объяснять как хобби, а отсутствие автомобиля экологическими соображениями), то приобретение более дорогих товаров просто опасно. Хрестоматийный пример – арест шпиона Эймса, работавшего против США. Он купил автомобиль «Ягуар» стоимостью около 40 000 долларов и в результате вызвал подозрение властей. В США покупка достаточно дорогого и при этом не утилитарного автомобиля представителем среднего класса выглядит вызывающе, хотя она и вполне доступна по экономическим соображениям (тем более при распространенной системе кредитования). ТНК, несомненно, приспособились к описанным выше стереотипам потребления, однако в России потребительский рынок существенно более гетерогенен и изменчив. В связи с этим, необходимо не просто проводить традиционные маркетинговые исследования, но и постоянно отслеживать изменение стереотипов потребления.
В целом, за исключением прослоек с чрезвычайно высоким уровнем доходов, российский рынок ближе к американской модели. Основными отличиями является практически полное отсутствие патриотических побуждений при выборе товара. Исключением являются те случаи, когда долговременная практика свидетельствует об их лучшем качестве. Такая ситуация возникла после длительного периода потребления зарубежных продуктов питания невысокого качества, после чего предпочтительными стали отечественные товары. Противоположная ситуация на автомобильном рынке привела к интенсивному вытеснению продукции российского автопрома. Однако и характерное предпочтение зарубежных товаров, характерное для начала 90-х и сохранившиеся в отдельных потребительских нишах по сей день, уступает постепенно более четкому критерию цена/качество.
Вторым отличием является явное несоответствие официального уровня доходов и потребительских свойств приобретаемых товаров. Основная причина, конечно, лежит в существовании развитой теневой экономики и отсутствии контроля соответствия налоговых отчислений и уровня доходов. Однако для общества в целом характерно завышенное по сравнению с доходом потребление. С одной стороны, приобретение более дорогих товаров позволяет повысить имиджевый статус и при благоприятных условиях перейти в более высокую прослойку общества. С другой стороны, в целом у общества еще нет понимания необходимости создания накоплений (для развития бизнеса, обучения, пенсионного и медицинского обслуживания и т.д.) в условиях быстрого отмирания общественных институтов социальных гарантий.
Все это означает, что в России еще нет столь четкого разделения общества на потребительские классы, покупки товаров носят не столь осознанный, как в западном обществе, характер и, самое важное, потребительские стереотипы постоянно и быстро изменяются. Характер этих изменений следует постоянно отслеживать и изменять в соответствии с этим рекламную, торговую и, даже, производственную политику. Например, очевидно, что с приходом на потребительский рынок молодого поколения, вместо имеющих опыт потребления в условиях социализма и перестройки представителей старших возрастов, потребительский рынок будет более гомогенным и вероятно более ориентированным на американский образ в жизни. Патриотических тенденций в потреблении можно ожидать не скоро, причем эти тенденции могут носить как крайне националистический характер, так и экономически оправданный разумный подход.
3. Динамика развития потребительского рынка г. Хабаровска
Оборот наиболее динамично развивающейся отрасли Хабаровска – розничной торговли, по прогнозам, составит в 2008 году 59 млрд. рублей, что на 14% больше прошлого года. Об этом сообщил начальник пресс-службы мэрии Хабаровска Александр Горбунов.
Сегодня в сфере потребительского рынка города, а это 1,8 тыс. магазинов, павильонов и торговых центров, 1,2 тыс. стационарных киосков, шесть муниципальных торговых комплексов, 14 розничных рынков, 607 столовых, кафе и ресторанов, а также 1,1 тыс. предприятий бытового обслуживания населения, заняты почти 70 тыс. человек.
«Несмотря на рост конкуренции, потребительский рынок продолжает сохранять свою привлекательность для бизнеса, что подтверждает растущий объем инвестиций в эту отрасль, - отмечает Горбунов. - При насыщенности рынка товарами и услугами предприниматели вынуждены больше заботиться об их качестве и дополнительном сервисе, что подтверждается открытием новых торговых предприятий, в том числе специализированных, соответствующих высоким стандартам».
Кроме того, начальник пресс-службы добавил, что важные перемены происходят в работе городских рынков, на долю которых сейчас приходится около 19% оборота розничной торговли: количество рынков будет сокращено за счет перевода их в статус торговых центров, а оставшиеся возьмут под опеку управляющие компании, отныне отвечающие не только за обустройство и санитарное состояние, но и за организацию торговли и качество товаров.
Готовятся рынки и
к тому, чтобы с начала 2010 года,
как этого требует
Существующая структура розничной торговли города сложилась в результате рыночных преобразований, которые привели к появлению большого количества частных предпринимателей и небольших торговых организаций.
Состав участников розничной торговли выглядит следующим образом:
Таблица 1
Структура потребительского рынка г. Хабаровска
Состав участников розничной торговли в т.ч. |
380 |
неторговые организации |
190 |
крупные и средние организации |
23 |
субъекты малого предпринимательства |
116 |
физические лица |
51 |
На 01.01.2008 года сложилась следующая структура предприятий потребительского рынка.
Таблица 2
Структура потребительского рынка по профилю предприятий
№ |
Предприятия |
Количество |
1. |
Пищевые и перерабатывающие предприятия |
190 |
2. |
Оптовые организации |
634 |
3. |
Всего магазинов, в т. ч. |
1239 |
Продовольственных |
630 | |
Промышленных |
564 | |
Смешанных |
45 | |
4. |
Предприятий общественного питания |
505 |
5. |
Рынки |
35 |
Остановочные комплексы, в т.ч. |
||
6. |
Отдельно стоящие павильоны |
191 |
7. |
Отдельно стоящие киоски |
1159 |
Кроме того, в летнее время товаропроводящая сеть увеличивается на 574 точек в т.ч. летних кафе 116, 290 точек по продаже мороженного и 168 точек питьевого режима.
Анализ структуры предприятий по формам собственности показывает, что основной формой собственности является частная. В период 2006-2007 годы значительных изменений в структуре распределения предприятий по формам собственности не наблюдалось, что позволяет сделать вывод о стабильности сложившейся структуры.
Причем, складывается тенденция
роста оборота крупных и
Таблица 3
Изменение оборота розничной торговли по формам проявления
|
2004 г. в % к 2003 г. |
2005 г. в % к 2004 г. |
2006 г. в % к 2005 г. |
2007 г. в % к 2006 г. |
Оборот розничной торговли |
114,4 |
113,1 |
116,4 |
115,0 |
в том числе: |
||||
Оборот организованного сектора, из него |
113,2 |
124,3 |
127,5 |
115,9 |
Оборот розничной торговли субъектов малого предпринимательства |
116,8 |
119,4 |
132,8 |
112,2 |
Оборот розничной торговли крупных и средних предприятий |
76,3 |
102,1 |
90,0 |
157,2 |
Оборот розничной торговли на вещевых, смешанных и продовольственных рынках |
119,3 |
90,1 |
95,5 |
111,3 |
Таблица 4
Структура формирования оборота розничной торговли, %
|
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
Продажа товаров на рынках |
32,9 |
26,2 |
19,3 |
18,5 |
Крупные и средние неторговые организации |
4,1 |
4,6 |
4,3 |
3,2 |
Крупные и средние организации розничной торговли |
5,8 |
4,3 |
2,3 |
6,6 |
Малые предприятия |
32,0 |
29,3 |
27,8 |
19,1 |
Индивидуальные предприниматели |
25,2 |
35,6 |
46,3 |
52,6 |
Современные тенденции развития розничной торговли определяются прежде всего соотношением магазинных и не магазинных форм продажи товаров. При этом развитие магазинных форм продажи товаров должно приводить к разнообразию типов и видов розничных торговых организаций.
В перспективе формы не магазинной торговли должны остаться в виде ярмарок сельхозпроизводителей и фермерских хозяйств в продовольственной торговле, в непродовольственной торговле – в виде реализации изделий кустарного промысла. Принципиально новым видом не магазинной формы торговли становится сетевой маркетинг, посылочная торговля и различные модели электронной коммерции.
Таблица 5
Обеспеченность потребительског
Годы |
Количество |
Темп |
S торг (м2)тыс |
Обеспечен- Ность, % |
2004 |
1094 |
3 |
164,1 |
91,7 |
продовольств. |
610 |
0,2 |
76,0 |
118,9 |
непродовольств. |
455 |
6,8 |
82,5 |
76,6 |
смешанные |
29 |
5,6 | ||
2005 |
1161 |
6,1 |
175,2 |
98,0 |
продовольств. |
611 |
0,2 |
79,6 |
124,5 |
непродовольств. |
516 |
13,6 |
89,3 |
83,0 |
смешанные |
34 |
6,3 | ||
2006 |
1201 |
3,4 |
192,5 |
111,9 |
продовольств. |
613 |
0,3 |
84,4 |
112,8 |
непродовольств. |
551 |
7,1 |
100,8 |
98,0 |
Смешанные |
37 |
7,3 | ||
2007 |
1239 |
3,2 |
204,3 |
114,8 |
продовольств. |
630 |
2,3 |
89,5 |
140,8 |
непродовольств. |
564 |
3,5 |
105,7 |
100,4 |
смешанные |
45 |
9,1 |