Потребительский рынок

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 06:17, контрольная работа

Краткое описание

Предприятиям может казаться, что их возможности очень ограничены, но это свидетельствует лишь о неумении предвидеть будущее своего дела и осознать свои сильные стороны. Перед любой компанией открыты разнообразные рыночные перспективы.
Поиск новых возможностей можно вести либо время от времени, либо систематически.

Оглавление

Введение 3
1. Потребительский рынок: понятие и характеристика 4
2. Тенденции развития потребительского рынка России 10
3. Динамика развития потребительского рынка г. Хабаровска 20
Заключение 27
Литература 28

Файлы: 1 файл

потреб рынок.doc

— 217.00 Кб (Скачать)

Однако глобальный мир  сегодня – это другой, чем в  старое советское время. В 2005 году один день международной торговли равнялся объему всей мировой торговли за целый 1950 год. То есть объемы рынков серьезно выросли, и это – первое отличие. 

Второе – межстрановые границы для товарных потоков практически исчезли. И это верно для всех почти 200 стран мира, за редким исключением, может быть, Северной Кореи, Ирака, Кубы. Многие люди пожилого и среднего возраста в России все еще удивляются, что могут купить клубнику круглый год, а не только один месяц в году, как это было в СССР, что в современных магазинах можно выбрать любую марку сигарет, одежды или автомобилей, включая Rolls-Royce и Ferrari. 

Третье, все больший рост отмечается в производстве товаров массового спроса. Сегодня ассортимент крупного российского супермаркета состоит из 30-40 тысяч наименований, хотя эксперты уже давно определили, что обычной семье для удовлетворения большинства потребностей достаточно всего 150 товаров и услуг. Более того, производительность труда во всем мире продолжает расти, поэтому сегодня избыточные мощности – нормальное явление для большинства отраслей. В мировом автомобилестроении, например, они позволяют произвести на 20 миллионов машин больше существующего спроса. Аналогичная ситуация складывается и с производством всех основных товаров широкого потребления. Стоит ли удивляться в этих условиях, что ведущие мировые производители, озабоченные стагнацией традиционных рынков сбыта, стали активно осваивать российский рынок, а многие открыли здесь и собственные производственные мощности. 

Наконец, за последние 40 лет в мире произошли значительные сдвиги и в индивидуальном потреблении, а именно личные расходы на товары и услуги выросли более, чем в 4 раза: с $4,8 (1960 г.) до $20 трлн. (2007 г.). Еще в 1989 г. норвежский экономист Торстин Веблен опубликовал книгу «Теория Расслабляющегося класса», где впервые была подмечена одна из новых черт современного потребления – при совершении покупок люди стали руководствовать иррациональными соображениями.

Wordwatch Institute оценивает  сегодня «потребительский класс»  в 1,7 млрд. человек. Это больше, чем принято оценивать «золотым  миллиардом». Консьюмеризм (от англ. to consume) стал стилем жизни, а желание приобретать все больше нужных и не очень вещей стало привычным и для России. Потребительский рынок России по своим масштабам превысил $400 млрд. и вышел на 5-ое место в Европе. А по темпам роста (10-12% ежегодно) он серьезно опережает все европейские рынки, где рост не превышает 3-4% в год. Международное исследовательское агентство A.T.Kearny, оценивающее инвестиционную привлекательность национальных потребительских рынков в мире, ставило Россию в 2003 году на 4-ое место, в 2004 – на 1-ое, в 2005 и 2006 - на 2-ое после Индии6

 По экспертным оценкам российских и иностранных консалтинговых фирм, Россия является сегодня 3-м в мире рынком по табачным изделиям, 4-м – по кондитерским, 5-м – по пиву, 6-м – по мобильным телефонам, электробытовой технике, компьютерам, 8-м – по косметике, - 10-м – по бытовой технике. Правда, серьезные расхождения имеются в оценке объемов и соответствующего места по таким непростым рынкам, как продовольствие, одежда, и обувь. Так – Euromonitor оценивает наш рынок продовольствия в $50 млрд. и ставит Россию на 9 место в мире, хотя по российским оценкам он превышает уже $100 млрд. и тогда Россия, на самом деле, находится на 3 месте после США и Японии.

По одежде и обуви расхождение  еще больше ($5 млрд. и $5 млрд. по версии Euromonitor, $30 и $20 млрд., по российским оценкам), тогда и места в мире другие – не 20-е и 15-е, а 5-6-е и 10-11-е, соответственно.

Итоги 2006 года в очередной раз  продемонстрировали растущее влияние внутреннего потребления на экономический рост страны.

Уже второй год подряд именно ускорение  в секторах, не конкурирующих с  импортом – в розничной торговле (рост в 2006 г. – более 11%, в 2007 г. – около 13%) и строительстве (более 7% и 14% соответственно), дает возможность Правительству корректировать цифру роста ВВП (с 5,9% до 6,4% - в 2006 г. и с 6,2% до 6,8% - в 2007 г.)7.

Да и по доле в производстве ВВП (22%) потребительский рынок уже  превзошел нефтяную отрасль и догоняет долю всего ТЭК (27%). 
 Как мы видим, экономическая роль потребительского рынка страны весьма велика, но не менее велико и его социальное влияние на повседневную жизнь и самоощущение общества. Это особенно важно сегодня, когда, по мнению руководства страны и большинства населения, пришла пора конвертировать беспрецедентный рост цен на сырьевые товары на международных рынках в реальное повышение благосостояния россиян, их уверенности в собственном будущем и будущем своей страны, как важного участника всех мировых процессов.

Не случайно социологи считают, что именно отсутствие реального улучшения материального положения значительной части населения обуславливает тот факт, что почти половина регулярно опрашиваемых россиян отрицательно относится к произошедшим в стране переменам и все еще ностальгируют по прошлому. Во многом это объясняется растущей социальной дифференциацией. 
 Тем не менее в последние годы реальный рост личных доходов граждан на уровне 7-10% ежегодно приводит к росту объемов розничного товарооборота на 8-12%. В долларовом выражении в 2002 году оборот розничной торговли составил $120 млрд., в 2003 - $150 млрд., в 2004 - $190 млрд., в 2005 – около $230 млрд., в 2006 - $325 млрд. Примерно такой же рост (или немногим меньше) ожидается экспертами и в 2007 году.

Социальный эффект активно развивающегося потребительского рынка далеко не исчерпывается простым расширением потребления материальных благ, благодаря тому, что средняя месячная зарплата в России с $80 в 2000 году выросла до почти $400 в 2007 году. За последние годы происходит постепенное качественное изменение структуры потребления: сокращается доля продовольственной продукции (45,6%) при постепенном росте доли непродовольственных товаров (54,4%), что более соответствует уровню развитых стран. Параллельно с этим продолжается снижение доли нецивилизованной торговли в рамках оптовых и открытых рынков (19,6%) и растут объемы стационарной торговли (80,4%). 

В отрасли работает 11 млн. человек  или почти 1/5 часть активного населения страны. Благодаря бурным процессам модернизации систем учета, управления, дистрибуции и логистики, предприятия потребительского рынка (особенно крупные сетевые структуры) становятся важным элементом подготовки и переподготовки все большего количества современных специалистов, способных затем переносить полученные знания и в другие сферы экономики.

В то же время именно предприятия  современного потребительского рынка вовлекают все более широкие массы потребителей в новые формы рыночных отношений (распространение потребительского кредитования) и прививают им современные навыки потребления, соответствующие XXI веку (использование дебетовых и кредитных банковских карточек, электронная торговля через Интернет и т.п.).  
   2006 – 2007 гг. – это переломный момент. Дело в том, что именно в истекшем году произошли количественные и качественные изменения, о каждом из которых можно уверенно сказать – впервые.

1. ВВП России впервые превысил  психологическую планку в $1 трлн., а потребительский рынок - $420 млрд. (или три бюджета государства).

2. Впервые уровень инфляции по  официальным оценкам не перешел  в двухзначную цифру, а остался на запланированном уровне 9%, при том, что номинальная начисленная среднемесячная заработная плата достигла 10 тыс. рублей и приблизилась к $400, т.е. к уровню, после которого потребитель перестает ориентироваться только на цену товара. 

3. Согласно оценке ОЭСР номинальный  ВВП на душу населения в  России впервые превысил $6 тыс., а  по паритету покупательной способности  (ППС) приблизился к $12 тыс.8

Это перевело нашу страну в другую категорию по классификации ВБ: из стран с низкими в страну со средними доходами. Неудивительно, что в 2007 году впервые продажи иномарок в России превысили рубеж в 1 млн. единиц и обошли российских производителей уже не только по общей стоимости (как в 2005 году), но и по количеству штук. 

4. Резко повысился пик финансовой и инвестиционной активности в отрасли. Если в предыдущие годы ввод современных торговых площадей в Москве составлял 300-400 тыс., то в 2006 – 860 тыс.

В Санкт-Петербурге в 2007 введено более 1 млн., и столько же ожидается в 2008 г. Многие игроки пересмотрели свои инвестиционные планы в сторону повышения. Так, сеть «Магнит» вместо ранее планируемых $350 млн. вложит в развитие около $500 млн. Дополнительные финансовые ресурсы понадобились всем ведущим игрокам.

Вслед за IPO «Седьмого Континента» и «Пятерочки» о намерениях выйти на фондовый рынок заявили Магнит, Копейка, Дикси, Азбука вкуса, Монетка. Только за 1,5 месяца 2007 года уже 8 продуктовых ритейлоров заявили о намерении выпустить облигационные займы на общую сумму более 50 млрд. рублей (Х5, Седьмой континент, Копейка, Дикси, О’Кей, Мосмарт, Виктория). 
Впервые объявлено о создании нового интервального паевого инвестфонда «Тройка-Диалог – Потребительский сектор», ориентированного только на акции компаний, работающих в ритейле, производстве товаров и продуктов питания.

По оценкам экспертов, бумаги компаний потребительского рынка меньше зависят  от конъюнктуры рынка, который на 70% состоит из акций нефтегазового сектора и металлургии. На рост же потребительского сектора большее влияние оказывает общий рост ВВП страны и благосостояния населения, а эти показатели, судя по всему, будут расти и дальше независимо от мировых цен на сырье. Этому примеру готовы последовать в ближайшее время еще несколько управляющих компаний. 

5. Не менее важным  представляется и такой психологический  фактор, как отношение населения  к деньгам. Впервые регулярные  опросы КОМКОНА отметили, что более половины респондентов (52%) признали, что деньги являются универсальным показателем успеха. Параллельно эксперты отмечают и серьезную психологическую подвижку в создании наиболее активной части потребителей – среднего класса – от привычной модели советского сознания «ничего, что нам сейчас плохо, нашим детям будет лучше» к современной модели мира потребления «жить надо здесь и сейчас».

6. Наконец активный  рост потребительского рынка  (в 2 раза за последние 4 года: с $200 млрд. в 2003 до более $400 млрд. в 2007 г.), формирование в нем крупных игроков заставили обратить на себя внимание МЭРТ, ранее считавшего эту отрасль настолько рыночной, что никакого регулирования и вмешательства государства в ней даже не предусматривалось9.

Впервые в 2007 году было принято официальное решение руководства МЭРТ о разработке проекта Федерального закона «О торговле». 
Исходя из всего перечисленного выше, можно сказать, что потребительский рынок России выходит сегодня на переломный рубеж в своем развитии. К концу 2007 – началу 2008 года весьма вероятно наступит завершающая фаза этапа бурного роста рынка. Очевидные признаки этого уже видны в ряде региональных центров, таких как Казань, например.

Явные опасения переизбытка  торговых площадей выражают аналитики  в Санкт-Петербурге. В 2006 году впервые феномен насыщения проявился на самом высокоразвитом сегменте – рынке электробытовой техники, где серьезно сократились привычнее темпы роста. Дело в том, что крупную бытовую технику потребители обычно меняют раз в 5-7 лет, а мелкую в 2-4 года. Предыдущий пик спроса пришелся как раз на конец 90-х – начало 2000-х годов, в 2006 году бы зафиксирован рост продаж на 30-60%, поэтому в 2007 году произошел резкий спад спроса. К тому же на этот год пришлось и сокращение объема выдачи экспресс-кредитов в магазинах.  
  Это, конечно, не означает, что дальнейшее развитие потребительского рынка и отрасли торговли остановится. Однако характер его будет все больше меняться. 
  Профессионализм – вот основное определение главного качества всех участников потребительского рынка на предстоящий период вплоть до 2010 года, когда Россия может войти в пятерку ведущих потребительских рынков мира.

В настоящее  время транснациональным компаниям  приходится учитывать особенности российского рынка, который существенно отличается от западных моделей потребления. Прежде всего, отметим, что для развитых стран характерны две основные модели – американская и европейская, причем последнюю можно было бы скорее назвать французской, так как именно во Франции она выражена наиболее ярко, тогда как для других европейский стран характерны те или иные отклонения.

Американская  модель, характерная для развитого потребительского общества Соединенных штатов, заключается в пропагандировании максимального потребления товара за минимальную стоимость. Большинство рекламных трюков в США основано именно на этой модели (2 единицы товара за одну цену, больше товара за ту же цену, дополнительный товар при покупке какой-либо продукции). Широкое распространение купонов на бесплатную продукцию или продукцию по сниженной цене при посещении магазина характерно в первую очередь для США. Качество товара часто имеет второстепенное значение. Именно такой подход позволил обеспечить все население США едой, жильем и транспортом, пусть и не самого высокого качества. Популярность такой модели привела к отсутствию выраженного потребительского снобизма, что позволяет различным классам общества пользоваться одними и теми же магазинами (особенно это характерно для продовольственного рынка). Стоит отметить, что характерный для американцев патриотизм как правило заканчивается при увеличении стоимости национального товара. Только при одинаковой стоимости национального и импортного товара или при явно плохом качестве последнего делается выбор в пользу отечественного продукта.

Информация о работе Потребительский рынок