Потребительский рынок в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 14:08, курсовая работа

Краткое описание

Развитие в России рыночной экономики, основанной на конкуренции независимых товаропроизводителей, породило ряд проблем, в том числе необходимость определения возможности, предела, объема и содержания государственного вмешательства в отношения, связанные с функционированием потребительского рынка в целом, установления границ его правового регулирования. Значительное влияние на состояние российского потребительского рынка оказывает глобализация экономики, усиление мировых интеграционных процессов, осуществляемые в тесной взаимосвязи с правовыми институциональными преобразованиями.

Файлы: 1 файл

потребительский рынок в россии (социалогия).doc

— 114.50 Кб (Скачать)

 

Введение

 

В процессе развития рыночных отношений произошла смена рынка, на котором господствующее место  занимал производитель, рынком покупателя. Традиционная сбытовая политика (продать  то, что смогли произвести) меняется качественно иной - производить то, что можно продать. Исходным в организации бизнеса становится изучение потребностей рынка и разработка планов их удовлетворения. Потребительский рынок товаров и услуг за период рыночных преобразований претерпел коренные изменения. В первую очередь, сформировалась динамичная конкурентная среда, высокая предпринимательская и инвестиционная активность; во-вторых, растет число и разнообразие предприятий торговли, а также организаций по оказанию услуг в общественном питании и бытовом обслуживании, что непосредственно отражается на деятельности потребительской кооперации.

Развитие в России рыночной экономики, основанной на конкуренции  независимых товаропроизводителей, породило ряд проблем, в том числе  необходимость определения возможности, предела, объема и содержания государственного вмешательства в отношения, связанные с функционированием потребительского рынка в целом, установления границ его правового регулирования. Значительное влияние на состояние российского потребительского рынка оказывает глобализация экономики, усиление мировых интеграционных процессов, осуществляемые в тесной взаимосвязи с правовыми институциональными преобразованиями.  
В ходе экономических изменений в стране заметно возросло количество хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм, работающих в сфере потребительского рынка. От деятельности этих предприятий зависит благополучие потребителя, а также экономическая и социальная стабильность в России. Успех социально-экономических реформ должен заключаться не только в повышении реальных денежных доходов населения, в развитии и укреплении социальной сферы, но и в предоставлении возможности потребителям использовать полученные доходы на приобретение качественных и безопасных товаров, работ, услуг. Проводимые преобразования требуют серьезного переосмысления всей системы государственного воздействия на базисные идеологические отношения, в том числе и на потребительском рынке, поскольку значительная часть предпринимателей в силу слабой профессиональной подготовки, недобросовестности либо, руководствуясь единственной целью извлечения максимальной прибыли, нарушают законодательство, выпускают на рынок низкокачественные товары, работы, услуги.

Не редкость на потребительском  рынке и фальсифицированные товары, количество которых увеличивается, принимая крупные масштабы, что ставит под угрозу безопасность граждан и государства в целом.  
Регулирующее воздействие государства на данном этапе на потребительскую политику не только оправдано, но и необходимо. В этих условиях все большее значение приобретают государственный контроль и надзор, призванные защитить потребителя, обеспечить безопасность и качество реализуемых товаров, работ, услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие «потребительского  рынка»

 

1.1. Теоретические подходы  к определению потребительского рынка

Несмотря на то, что  в настоящее время понятие  «потребительский рынок» прочно вошло  в юридическую и экономическую  лексику и применяется во многих значениях, законодательного закрепления  оно, к сожалению, не получило. Традиционно, его формирование ассоциируется с появлением в России в конце 80-х начале 90-х годов 20-го столетия рыночных отношений и неразрывно связывается с законодательным закреплением в Законе Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» нового субъекта данных отношений — «потребителя».

В трудах ведущих ученых-административистов понятие потребительского рынка  и его значение не было подробно исследовано. Учитывая социально-экономическую  значимость данного сложного механизма, необходимость его правового регулирования, к этому вопросу все чаще стали обращаться молодые ученые.

Так, например, Г. Б. Царева, рассматривая административно-правовое регулирование деятельности милиции  общественной безопасности по борьбе с административными правонарушениями на потребительском рынке, предлагает следующее понятие потребительского рынка — «это система различных отношений между продавцом и потребителем, между ними и государством в лице его исполнительных органов (должностных лиц), возникающих по поводу продажи (реализации) товара, выполнения работ и оказания услуг, их качества, соблюдения требований к процессу реализации, а также к деятельности продавцов (изготовителей, исполнителей) в связи с реализацией товаров, работ и услуг».

Однако, на наш взгляд, подобное определение нельзя признать полным, так как, во-первых, автор рассматривает отношения на потребительском рынке только между потребителем и продавцом, не включая таких важных субъектов, как изготовитель, исполнитель. При этом, тем более непонятно, почему автор все же относит к объекту данных правоотношений «выполнение работ, оказание услуг». Во-вторых, при такой трактовке из под надзора правоохранительных и иных государственных контрольно-надзорных органов выпадают такие важнейшие этапы жизненного цикла продукции, неотделимые от сферы потребительского рынка, как проектирование, производство продукции, безопасность эксплуатации и т. д., надзору же подвергается лишь «соблюдение требований к процессу реализации товаров, качества выполнения работ и оказания услуг, а также к деятельности продавцов (изготовителей, исполнителей) в связи с реализацией товаров, работ и услуг». Подобная узкая трактовка, по нашему мнению, недопустима. Несмотря на очевидную неполноту данного определения, необходимо согласиться с Г. Б. Царевой в том, что «на современном этапе своего развития борьба с правонарушениями на потребительском рынке нуждается в научной теоретической и методологической базе», в связи с чем попытка автора вывести столь необходимое определение заслуживает определенного внимания.

Схожего с Г. Б. Царевой  мнения по вопросу определения потребительского рынка придерживается В. Н. Ульянова, которая считает, что «потребительский рынок — это совокупность отношений  по продаже товара, производству и  оказанию услуг и работ и осуществлению связанных с их продажей правил, устанавливаемых, контролируемых и охраняемых государством, то есть правил торговли и оказания услуг». Автор подчеркивает, что «к отношениям потребительского рынка следует отнести отношения, возникающие после окончания производственного цикла по поводу реализации произведенной продукции».

Н. Н. Таскаев предлагает определение потребительской сферы  как «области деятельности, связанной  с реализацией товаров (услуг), заказом, исполнением, приобретением и использованием работ (услуг), приобретаемых потребителем исключительно для бытовых (личных) нужд, не связанных с извлечением прибыли».

Таким образом, из приведенных  определений можно сделать вывод  о том, что все названные авторы полностью ассоциируют понятие  «потребительский рынок» с понятием «потребитель», закрепленным Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», даже рассматривая административно-правовые аспекты функционирования рынка. Авторы также полагают, что потребительский рынок ограничивается сферой торговли, выполнения работ, оказания услуг. На наш взгляд, подобный подход не верен по следующим основаниям.

Во-первых, рассмотрим этимологию слов «потребитель» и «рынок». С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова толкуют понятие  «потребитель», «как лицо или организацию, потребляющую продукты чьего-нибудь производства», а понятие «рынок», как «сферу товарного обращения». В. И. Даль указывает, что «потребитель в народном хозяйстве противостоит производителям, хотя каждый относительно есть и то и другое». Л. Лопатников трактует понятие «рынок», как «пространство, на котором взаимодействуют предложение и спрос на те или иные блага и способ этого взаимодействия». Таким образом, из человеческой жизни невозможно исключить понятия «потребление», «потребительский рынок».

Из этого можно заключить, что потребительский рынок появился задолго до принятия закона о защите прав потребителей, так как сфера потребления существует в любом государстве, независимо от государственного устройства, а также от политического и социально-экономического уклада. В советский период потребительский рынок, в силу плановой экономики, в большей части был монополизирован государством, но от того его правовая сущность, в интересующем нас аспекте, не менялась. Так, основой для развития производства потребительских товаров, совершенствования работ и услуг являлось понятие «потребность», имеющее глубокие экономические и правовые корни. Еще К. Маркс писал: «Без потребности нет производства». А. В. Гличев считал рост потребностей «мотивом перехода к более высокому качеству производства одних изделий и прекращению выпуска других, главным побудительным мотивом развития производства». В. Я. Белобрагин отмечал, что «потребление служит источником информации для управления качеством продукции на стадиях проектирования и производства». Таким образом, побудительным мотивом развития производства, как в советский период, так и в настоящее время, является удовлетворение потребностей, то есть насыщение потребительского рынка.

Во-вторых, потребительский  рынок - понятие многогранное. Оно включает в себя не только сферу торговли, выполнения работ, оказания услуг, но и сферу производства товаров на всех стадиях их жизненного цикла, начиная от проектирования, заканчивая утилизацией. По нашему мнению, невозможно из понятия потребительского рынка вычленить такую важную часть, как непосредственно производство товаров, так как основная масса недостатков в товарах, в том числе, потенциально опасных для потребителей, возникает именно на стадии производства.

Этот же принцип распространяется и на выполнение работ, как на элемент потребительского рынка, его можно разделить на следующие стадии: подготовка к выполнению работы, в которую входит составление проектно-сметной документации, подготовка сырья и материалов, объекта работ и др.; непосредственно процесс выполнения работы и получение конечного овеществленного результата, то есть те же стадии, что и при производстве товаров. Поскольку ученые склонны относить к сфере потребительского рынка весь комплекс по выполнению работ, неосновательно исключение из него такого элемента, как производство продукции, поскольку эти элементы отличаются только конечным приобретателем. При выполнении работ это конкретное лицо, при производстве товара — неопределенный круг лиц.

Таким образом, из всего  изложенного следует вывод о необходимости ввести в нормативные правовые акты понятие «потребительский рынок».

 

    1. Составляющие конъюнктуры рынка

 

Чтобы успешно  функционировать, участники рынка (продавцы и покупатели) стремятся иметь  наиболее точное представление о его конъюнктуре. Конъюнктура потребительского рынка – это совокупность складывающихся на рынке в каждый данный момент условии, при которых происходит процесс продажи и покупки товаров. Чем точнее знание конъюнктуры рынка, тем меньше хозяйственный риск его участников.

В зависимости  от масштаба рынка, конъюнктуру которого анализируют и прогнозируют его  участники, состав показателей, характеризующих  условия развития рынка, меняется. Однако при всем различии показателей, характеризующих  внешние условия (от политических до социально-бытовых, психологических, климатических и т.д.) конъюнктура рынка в конечном итоге определяется взаимодействием трех внешних ее составляющих- спросом, предложением и ценой.

Анализ конъюнктуры  потребительского рынка страны и  ее прогноз включает изучение макроэкономических показателей определяющих формирование спроса населения, предложения потребительских товаров и, соответственно, их цены, которая является результатом представленного на рынке спроса и предложения.

Динамика и  объем предложения характеризуется такими макропоказателями как производство валового внутреннего продукта (ВВП), промышленного производства, производство товаров народного потребления, их импорт. При этом необходимы оценки теневого производства.

Прогноз предложения учитывает политику правительства в области структурных изменений и развития реальной экономики в целом; производства конечных (потребительских) товаров; динамику и структуру инвестиций, инвестиционную политику в прогнозируемом периоде. Информационной основой является бюджет страны.

Динамика и  объем спроса населения на товары определяется динамикой и размерами  денежных доходов населения, структурой доходов и расходов населения (уровнем  нетоварных расходов), дифференциацией  доходов, объемом задолженности  населению по выплате заработной платы и социальных трансфертов, рядом других социальных показателей.

В сложившихся  условиях в прогнозах конъюнктуры  потребительского рынка необходимо учитывать так же планы правительства  по размерам денежной эмиссии; по срокам погашения накопившейся задолженности населению по заработной плате и трансфертам; по срокам и размерам предполагаемой индексации заработной платы и пенсий.

Важной характеристикой  конъюнктуры потребительского рынка  является уровень его товарной насыщенности, динамика розничного товарооборота.

Оценка состояния  конъюнктуры рынка в тот и  иной момент времени непременно учитывает  уровень и соответствующую динамику розничных цен на товары. Динамика цен – основной индикатор конъюнктуры. Ее прогноз – база для прогноза всех других экономических процессов, характеризующих конъюнктуру потребительского рынка.

Одним из индикаторов  для общей оценки конъюнктуры  потребительского рынка является показатель курса рубля к доллару США, его динамика.

Торговому предприятию, ведущему, как правило, конкурентную борьбу в зоне обслуживания, так же необходимо знать конъюнктуру рынка в своей зоне. Методы оценки и прогноза конъюнктуры будет, естественно, другими. Но конечные показатели конъюнктуры торговли, независимо от масштабов обслуживаемой территории, должны быть выяснены. Это емкость рынка соответствующего ассортимента товаров, численность обслуживаемого населения (для магазинов, функционирующих в жилой зоне), состояние и перспективы товарного предложения и, конечно, уровень и динамика розничных цен. Точное значение и оценка на предстоящий период конъюнктуры торговли является необходимым условием успеха в конъюнктурной борьбе .

Информация о работе Потребительский рынок в России