Потребительский рынок в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 14:08, курсовая работа

Краткое описание

Развитие в России рыночной экономики, основанной на конкуренции независимых товаропроизводителей, породило ряд проблем, в том числе необходимость определения возможности, предела, объема и содержания государственного вмешательства в отношения, связанные с функционированием потребительского рынка в целом, установления границ его правового регулирования. Значительное влияние на состояние российского потребительского рынка оказывает глобализация экономики, усиление мировых интеграционных процессов, осуществляемые в тесной взаимосвязи с правовыми институциональными преобразованиями.

Файлы: 1 файл

потребительский рынок в россии (социалогия).doc

— 114.50 Кб (Скачать)

В последние  годы предприятия торговли, общественного  питания и сферы услуг производят 20-23% ВВП России, что значительно  превышает показатели (12-15%) ТЭК.

Формирование  и уровень развития потребительского рынка происходит на фоне общей социально-экономической ситуации.

По оценкам  ФСГС, показатель объема розничной  торговли достиг $180 млрд. в 2006 году, что напрямую связано с ростом личных доходов населения. За 2007 год они увеличились на 7,8%, а оборот розничной торговли - на 12,1%. Таким образом, можно сделать вывод, что экономика стала более потребительски ориентированной.

По прогнозу МЭРТ, рост доходов населения к 2009 году составит 40%, поэтому можно ожидать аналогичного роста и объемов товарооборота. 
С 2000 года выросли не только личные доходы и объемы продаж, но начала меняться и структура потребления, повышаются стандарты питания. В частности, доля хлеба и хлебопродуктов сократилась с 8,6% до 7,1%. А в промтоварном секторе, если в 2000 г. стали покупать больше одежды и обуви, в настоящее время многие стремятся приобрести транспортные средства, бытовую электронику, предметы для отдыха и развлечений.

В структуре  оборота розничной торговли (по состоянию на 1.06.04 г.) 46,4% составляют продтовары и 53,6% - непродовольственные товары.

Благодаря практике потребительского кредитования, то есть продаже товаров в кредит, потребители  получили больше возможностей для расходования средств на покупки, увеличивая, таким образом, объем товарооборота. Чаще всего они приобретают в кредит такие товары, как видеомагнитофоны, стиральные машины-автоматы, микроволновые печи. Сегодня кредиты выдают уже более 100 банков. По оценкам СДМ-банка, рынок розничных кредитов в России освоен всего на 10%, а по Москве - на 25%, однако в ближайшие 1,5-2 года он должен вырасти в несколько раз.

В 2004 году объем  выданных потребительских кредитов, по предварительным данным, достигнет 4 млрд. долл. (рост за год – 30%).

К 1 декабря 2007 года вклады населения на рублевых и валютных счетах составили 1,89 трлн. рублей (рост с начала года на 23%). В то же время опросы общественного мнения показывают, что примерно 70% жителей России не пользуются банками вообще, что со всей очевидностью свидетельствует о серьезном социальном расслоении населения. По данным ФСГС, на долю 10% наиболее обеспеченных россиян приходится 30% общей суммы доходов. На другом конце доходной шкалы находятся 10% наиболее бедных граждан страны, которым достается всего около 2% общего дохода.

Увеличивающийся спрос на высококачественные товары длительного пользования объективно ведет к постоянному росту  импорта: в 2004 году - примерно на 25%. В 2006 году проблема конкуренции с импортными товарами обострилась, прежде всего, в легкой, пищевой и автомобильной промышленности, т.к. снижение курса рубля, по оценке МЭРТ, маловероятно, более того, прогнозируется его укрепление примерно на 8%.

Важно отметить в то же время, что в первой половине 2007 года впервые за несколько последних лет доля отечественных производителей в удовлетворении внутреннего спроса оказалась выше, чем импортеров, что позволяет российским смежникам потребительского рынка (легкой и пищевой промышленности) наращивать выпуск потребительских товаров.

Таким образом, внутренний потребительский рынок, по общему мнению, остается важным движущим моментом экономического роста. На фоне увеличения доходов населения, сокращения инфляции происходит очевидное изменение  структуры потребительского спроса (соотношение непродовольственных товаров с продовольственными составляет 54/46). В целом, торговля приобретает все более цивилизованный характер, совершенствуется инфраструктура. Это сказывается и на потребительском поведении (покупки в организованном (в торговых точках) и неорганизованном секторе (на рынках и улицах) торговли соотносятся как 78/22)

2.2. Особенности  российской национальной розницы

Ежегодные темпы  роста розничной торговли в России составляют 8-10%. Высокой динамике отрасли  способствует также то, что развитие инфраструктуры торговли попросту не успевает за ростом спроса. По обобщенным оценкам участников рынка, сегодня удовлетворяется только 70-75% платежеспособного спроса, а действующие торговые предприятия именно в силу этого получают высокую норму прибыли (от 25-30% до 50-100%), что привлекает в этот сектор все новых участников. В последние годы в розничную торговлю активно приходили и финансово-промышленные группы, и крупные оптовики, и международные торговые сети.

Еще одной  особенностью российской розницы является то, что среднестатистический житель расходует на потребление и услуги 2/3 всех получаемых доходов, что серьезно отличается от ситуации в развитых странах Запада.

Все большее  количество россиян готово платить  больше за гарантированное качество товаров и услуг, за более широкий ассортимент выбора, за удобство самого процесса покупки. Наиболее оптимальным путем создания таких условий является создание торговых сетей, преимущества которых очевидны.

Из потенциального объема потребительского рынка (примерно $200 млрд.) примерно 10% приходится на 30 крупнейших сетей, сложившихся в последние годы и продолжающих активное развитие. Особенно бурный рост количества магазинов в розничных сетях наблюдается в Москве. За последние три года здесь введено в оборот более 1 млн. кв. м. торговых площадей современных форматов.

Активный  процесс в Москве и России, в  целом, показал, что даже таким гигантам торговли, как ГУМ и «Детский мир» стало непросто с ними конкурировать. Поэтому и та, и другая фирмы приступили к созданию собственных сетей универсальных магазинов.

Наибольшее  развитие получили розничные сети, специализирующиеся на продажах в специализированных сегментах рынка, в первую очередь, таких как продтовары, бытовая  техника и электроника, товары для дома, мебель, предметы роскоши, одежда, обувь, женское белье, товары для детей и т.п. Еще одним важным фактором развития рынка розничной торговли России является приход иностранных участников. Присутствие на рынке столь крупных конкурентов вызывает смешанные оценки со стороны российских предпринимателей. Но, по сути, это ведет к серьезному росту профессионализма, расширению маркетинговых служб, изменениям в ценовой и ассортиментной политике, способствует оздоровлению бизнес-среды, что весьма актуально, поскольку более половины рынка, по оценкам ТПП РФ, по-прежнему находится «в тени». В выигрыше остается и покупатель, поскольку борьба идет не только за снижение цен и расширение ассортимента, но и за повышение качества обслуживания.

Более половины валовой добавленной стоимости, создаваемой в торговле, приходится на оптовую торговлю, и эта доля возрастает вместе с количеством оптовых структур. Так, только за четыре года (с 2003 г. по 2007 г.) их число возросло в 1,7 раза – с 330,5 тысячи до 547,7 тысячи.

Среди крупных и средних оптовых организаций более трети осуществляют торговлю сельскохозяйственным сырьем, продовольственными товарами, пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями; примерно 10% из них продают топливо, несколько меньше - автомобили.

Среди малых предприятий-оптовиков 75,7% специализируются на продаже потребительских товаров, 11,1% - продукции производственно-технического назначения, 11,6% - в сфере посреднических услуг, 1,6% - внешнеторговой деятельности.

Производители, в свою очередь, либо создают собственные сети дистрибуции, либо выходят напрямую на торговые сети. Процесс объединения производителей, оптовой и розничной торговли в холдинги набирает все большую силу и в торговле потребительскими товарами. 
В то же время многие производители начинают серьезно сокращать число своих дистрибьюторов. За последние несколько лет особенно очевидным стал этот процесс в пищевой, пивной индустрии.

Период, когда  огромное количество перепродавцов  делало деньги из воздуха, постепенно приходит к концу. Создание и активное развитие розничных торговых сетей, строящих свою работу по лучшим мировым образцам, от посредников, приводит к постепенному выдавливанию оптового звена в другие сегменты рынка - в розницу, в производство, в специализированные линейки продуктов, в эксклюзивную дистрибуцию либо в организацию комплексных логистических услуг.

Среди других форм торговли наиболее успешно развивается  сектор прямых продаж, представленный компаниями, работающими по принципу сетевого маркетинга. Суть его в  том, что любой из членов системы может вовлечь в бизнес новых партнеров. Еще одно важное условие прямых продаж - товар не должен продаваться в магазинах, а быть доступен только через дистрибьютора.

Если говорить об объемах электронной торговли, сегодня в российской части Интернета, называемой «Рунет», насчитывается чуть больше 3 тысяч он-лайн магазинов, 2,3 тысячи из которых сосредоточены в Москве. Это объясняется тем, что к началу 2004 года Интернетом пользовалось уже 35% жителей столицы. Однако по всей стране лишь 16% населения имеют сегодня доступ в Интернет, и потому за пределами Москвы и Санкт-Петербурга Интернет-магазинов единицы. По оценкам самих участников, рынка покупки в он-лайне совершают от 200 до 500 тыс. человек ежегодно и большая часть из них москвичи. Хотя электронная коммерция не выделена в ФСГС в отдельный сегмент, все же ее развитие в регионах так же, как и в Москве, достаточно перспективно. Хороший пример - деятельность компании «М.Видео», в обороте которой доля электронной торговли составляет уже 2% от общего оборота.

В отличие  от электронной торговли, происходящей на базе сети Интернет, дистанционная  торговля использует такое средство коммуникаций, как телефон. Дальнейшее развитие этого пока еще очень  узкого сектора розничной торговли будет зависеть от качества предоставляемых услуг и товаров, а также от объема рекламы этого вида торговли.

Заключение

 

Область потребления  — это та сфера, в которой мы наиболее быстро вливаемся в общую  капиталистическую цивилизацию. В  России много всякого рода проблем, связанных с демографией, законами и т.д. Но в области потребления Россия мало чем отличается от западного потребительского рынка, в общемировой рынок мы вливаемся гладко. У нас разве что чуть меньше денег. Основная разница в потреблении заключается, в основном, в его объемах. Труднее поддается изменению сервис, но и в этом направлении Россия сделала гигантский скачок.

Таким образом, в сложившихся условиях в прогнозах  конъюнктуры потребительского рынка  необходимо учитывать так же планы правительства по размерам денежной эмиссии; по срокам погашения накопившейся задолженности населению по заработной плате и трансфертам; по срокам и размерам предполагаемой индексации заработной платы и пенсий.

Важной характеристикой  конъюнктуры потребительского рынка является уровень его товарной насыщенности, динамика розничного товарооборота.

Оценка состояния  конъюнктуры рынка в тот и  иной момент времени непременно учитывает  уровень и соответствующую динамику розничных цен на товары. Динамика цен – основной индикатор конъюнктуры. Ее прогноз – база для прогноза всех других экономических процессов, характеризующих конъюнктуру потребительского рынка.

Одним из индикаторов  для общей оценки конъюнктуры  потребительского рынка является показатель курса рубля к доллару США, его динамика.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Безденежных В.М. Выявление и пресечение административных правонарушений в сфере предпринимательской деятельности и потребительского рынка. - М.: Финансы и статистика, 2008. – 214 с.
  2. Белобрагин В.Я. Управление качеством труда и продукции в территориальном разрезе: системный анализ проблем и опыт внедрения территориального управления. - М.: Финансы и статистика, 2006. – 438 с.
  3. Гличев А.В. Единая система государственного управления качеством продукции. - М.: Инфра-М, 2007. – 518 с.
  4. Лопатников Л. Словарь современной экономики. — М.: Норма, 2008. – 672 с.
  5. Ожегов СИ., Шведова Н.Ю. Толковый словарь. - М.6 Речь, 2008. – 852 с.
  6. Сероштан М.В., Ткач А.В. и др. Потребительская кооперация: Учебное пособие. – М.: МУПК, 2006. – 334 с.
  7. Таскаев Н.Н. Организационно-правовые вопросы деятельности милиции общественной безопасности по борьбе с административными правонарушениями на потребительском рынке. // Право и экономика. – 2006. – №6. - С. 12-17.
  8. Ульянова В.Н. Проблемы административно-правового регулирования потребительского рынка // Правовая политика и жизнь. - 2007. - № 3. - С. 70-73.
  9. Царева Г.Б. Административно-правовая деятельность милиции общественной безопасности по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка // Право и экономика. – 2006. – №2. - С. 12.

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение  1

1 Понятие «потребительского  рынка»  3

1.1. Теоретические подходы к определению  потребительского рынка 3

1.2. Составляющие конъюнктуры рынка 7

         1.3. Конъюнктура потребительского рынка  в 1998 году 9

2. Потребительский рынок  России сегодня 17

2.1. Экономические показатели потребительского  рынка России 17

2.2. Особенности российской национальной  розницы 19

Заключение  24

Список использованной литературы  25


Информация о работе Потребительский рынок в России