Потребительский рынок в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 14:08, курсовая работа

Краткое описание

Развитие в России рыночной экономики, основанной на конкуренции независимых товаропроизводителей, породило ряд проблем, в том числе необходимость определения возможности, предела, объема и содержания государственного вмешательства в отношения, связанные с функционированием потребительского рынка в целом, установления границ его правового регулирования. Значительное влияние на состояние российского потребительского рынка оказывает глобализация экономики, усиление мировых интеграционных процессов, осуществляемые в тесной взаимосвязи с правовыми институциональными преобразованиями.

Файлы: 1 файл

потребительский рынок в россии (социалогия).doc

— 114.50 Кб (Скачать)

Определенную  роль для правильной оценки и прогноза конъюнктуры торговли в зоне деятельности торгового предприятия играет и знание конъюнктуры, складывающейся на потребительском рынке региона (края, области, автономной республики), и в целом по стране.

 

1.3. Конъюнктура  потребительского рынка  в 1998 году

 

В экономическом  развитии России вновь произошла  смена эпох. 17 августа 1998 года поделило экономическую жизнь страны на историю новейшую, до августа, и постреформаторскую, которой предстоит исправлять все то, что (по образному и самокритичному выражению В.С.Черномырдина) «нахомутали» реформаторы до августа 1998 года.

Вполне очевидно, если характеризовать конъюнктуру  потребительского рынка в 1998 году, то ее анализ должен быть так же разделен этим событием. В I квартале 1998 года конъюнктура потребительского рынка оставалась депрессивной. Высокий уровень товарной насыщенности рынка при повышении доли импорта по всем основным товарным группам складывался в условиях низкой его емкости, безденежья основной части населения, активного процесса увеличения задолженности по зарплате и пенсиям.

Розничный товарооборот увеличился в I квартале 1998 года по сравнению с I кварталом 1997 года на 3,7%. При этом основной его прирост произошел в январе (4,9%).

Валовый внутренний продукт остался на уровне первого  квартала 1997 года. Объем промышленной продукции снизился по сравнению  с I кварталом прошлого года на 4,2% (с учетом оценки производства малых предприятий и неформальной деятельности)1. На 6,9% снизились инвестиции в основной капитал.

Вырученные  от продажи сырьевых ресурсов средства позволили увеличить объем импорта  товаров на 10%. За I квартал 1998 года потребительские цены выросли на 3,1%. Это означает, что заложенный в бюджет на 1998 год уровень инфляции – 5,7% будет неизбежно превышен. В I квартале 1998 года темпы роста цен в 2 раза превысили темпы роста курса доллара.

Реальные доходы населения снизились в I квартале по сравнению с I кварталом 1997 года на 7.2%. При этом 32 млн. человек, или около 22% населения имели доходы ниже прожиточного минимума.

Оценка конъюнктуры  потребительского рынка должна включать и анализ дифференциации населения по уровню денежных доходов. Если в I квартале 1997 года коэффициент доходов (показывающий во сколько раз доходы 10% богатого населения превышают доходы 10% самых бедных) составлял 12,5 раза, то в I квартале 1998 года – 13,2 раза. Коэффициент доходов в странах Европейского содружества относительно стабилен и составляет 8 раз. В Швеции он равен 3. В Москве в I квартале 1998 года 50,0 раз. Пороговое значение социальной безопасности общества, по расчетам экспертов, составляет 6 раз.

Однако, вопрос не только в социальной безопасности. Если бедные до 90% своих доходов направляют на покупку товаров, то у богатых эта доля доходов в три раза меньше. В этой связи сокращение дифференциации доходов, более справедливое их распределение приводит к увеличению товарооборота при одной и той же величине общего объема номинальных денежных доходов. Анализ показывает, что при увеличении дифференциации доходов продажа непродовольственных товаров растет опережающими темпами. Это подтверждают данные за первый квартал 1998 года. Товарооборот продовольственных товаров увеличился на 102,2%, а непродовольственных – на 105,2%.

Во II квартале объем  розничного товарооборота остался  на уровне I квартала, физический объем  его сократился на 1,3%. Депрессивный характер конъюнктуры потребительского рынка сохранился. К концу II квартала кризисные явления на потребительском рынке усилились. В июне произошло неожиданное падение физического объема розничного товарооборота. Нехватка денег для обслуживания хозяйственного оборота, вела к расширению бартера, вексельного обращения и проч. Сокращалось производство, реальный сектор перестал генерировать легальные доходы. Все больше снижалась емкость потребительского рынка. Сужение покупательного спроса лишало отечественных производителей основного экономического стимула развития. Валовый внутренний продукт сократился во втором квартале до 99,1%. Продолжало сокращаться промышленное производство (на 5% по сравнению со II кварталом 1997 года). На 6% сократились инвестиции в основной капитал. На 10,5% снизился объем экспорта. Однако импорт товаров продолжал расти (прирост во II квартале составил 6,9%).

II квартал 1998 года ознаменовался почти безинфляционным  развитием. Розничные цены за  квартал увеличились на 1%. Однако  никакого повода для оптимизма это не давало. Больше того, ужесточая финансовую и денежную политику, правительство окончательно теряло контроль над экономической ситуацией в стране. По данным июньского опроса производителей, доля бартерных сделок в обороте предприятий составила 54%. Такого не было за все годы реформы.

Если в I квартале реальные доходы сократились на 7,2%, то во втором – на 10,6%. Такого падения  реальных доходов населения не было ни в один из кварталов, начиная с 1995 года. Суммарная задолженность  по заработной плате возросла с 54,5 млрд.рублей в январе до 62,7 млрд.рублей в апреле и до 86,5 млрд.рублей в июне. Задолженность по выплате пенсий только за май возросла более, чем в 2 раза и составила на 1 июня 9 млрд.рублей. Таковы были некоторые итоги финансовой стабилизации.

В июле ВВП снизился по сравнению с июнем на 1,6%, объем  промышленной продукции – на 5,5%, розничный товарооборот на 2,3% увеличился, индекс потребительских цен составил 100%.

В целом за август по данным Госкомстата индекс потребительских  цен, включая услуги, составил 115%, а индекс цен на товары 117% (на услуги 101%). По сравнению с августом 1997 года цены возросли на 21%. В крупных городах, где зависимость от импортных товаров больше, чем в средних и малых, цены на товары росли в это время еще быстрее.

Начался ажиотажный спрос. За третью декаду августа товарооборот увеличился по сравнением с третьей  декадой июля на 10%. В целом за август физический объем товарооборота  был выше, чем в июле на 4,5%.

Рост розничного товарооборота  обеспечивался еще имевшимися на руках у населения сбережениями, в том числе и валютными, и, естественно, за счет сокращения товарных запасов. За август они сократились на 11,3%, с 32 дней торговли до 27.

С конца августа  до последней декады сентября население  активно изымало вклады. За сентябрь остаток вкладов населения сократился на 18,4%, или на 29,7 млрд.рублей. Это  был еще один канал, обеспечивавший ажиотажный спрос. Потребительские  цены за сентябрь по сравнению с августом возросли на 38,4% (по сравнению с октябрем 1997 года – на 58,8%, по сравнению с декабрем 1997 года – на 56,4). Самый большой прирост розничных цен был в первую неделю сентября – 19,4%. Доллар за эту неделю подорожал в 2 раза. Сентябрь 1998 года был месяцем гиперинфляции. В последующие месяцы столь высокой динамики розничных цен не было.

Основным фактором активного роста цен в сентябре были высокие инфляционные ожидания, девальвация рубля. Товарооборот в  текущих ценах увеличился на 31,4%, физический объем товарооборота сократился на 4,5%. Это сокращение произошло в основном за счет сокращения продажи непродовольственных товаров. Основная часть населения вновь вернулась в режим выживания.

Местные администрации  предпринимали активные попытки регулирования цен на важнейшие виды потребительских товаров. В отдельные периоды им удавалось сдерживать их рост. Но при малейшем ослаблении контроля цены вновь резко повышались. Опережающими темпами росли цены на непродовольственные товары.

Тем не менее достигнув в первой декаде сентября высокого уровня, динамика цен начала понижаться. Во второй декаде цены выросли на 3,6%. За последнюю неделю сентября (с 24 по 30) они увеличились еще на 1,2%.

В условиях отсутствия у населения денежной базы (при  неизменном, неиндексированном уровне денежных доходов, сокращении сбережений на руках у населения, «замороженных» вкладах в коммерческих банках) потребительская активность к началу октября упала. Динамика цен в начале октября резко снизилась. За первую неделю октября цены выросли на 0,5%, за вторую – на 0,4%, за третью – на 0,3%. Низкой (учитывая тем более сложившийся высокий уровень цен) такую динамику назвать нельзя. Физический объем товарооборота сокращался [2, с. 85-89].

Тем не менее  у потребительского рынка в конце октября-начале ноября хватило сил на еще один рывок цен. С 22 по 28 октября прирост потребительских цен составил не 0,3%, как это было на предыдущей неделе, а 2,4%. За 29 октября – 4 ноября цены увеличились еще на 1,4%. Возросла динамика спада физического объема товарооборота, который сократился на 7,5%, на 2,2% сократился объем товарооборота в текущих ценах. На 10% упала продажа непродовольственных товаров.

Действующее правительство  страны получило в наследство не только большой внешний долг (свыше 20 млрд. долларов на 1999 год), но и внутренний. В том числе, на 1 октября 1998 года задолженность по оплате труда составила 88,1 млрд. рублей (из них 20,8 млрд. рублей – из бюджетов всех уровней). Задолженность по выплате пенсий на 1 октября достигла 30,5 млрд. рублей. Эти долги в решающей степени и определяют конъюнктуру потребительского рынка в предстоящем периоде.

В первой декаде ноября темп инфляции составил 1,0%. С 12 по 18 ноября розничные цены увеличились  еще на 1,3%.

С 19 по 25 ноября инфляция составила 1,7%, в последнюю неделю ноября – 1,6%. Всего за ноябрь розничные цены выросли на 5,7% против 4,5% в октябре. В первой декаде декабря динамика цен возросла и составила 2,6%, а в целом за декабрь цены увеличились на 11,6%. Физический объем товарооборота снизился.

Итак, конъюнктура  потребительского рынка в IV квартале 1998 года характеризовалась, с одной  стороны, спадом инфляции по сравнению  с предшествующим сорокадневным  периодом, с другой, – нарастанием  темпов роста цен во второй половине четвертого квартала2. Эта динамика не дает больших надежд на 30% инфляцию в 1999 году.

Макроэкономические  процессы, характеризующие конъюнктуру  потребительского рынка в 1998 году свидетельствуют  об ее ухудшении.

В 1998 году ВВП  снизился на 4,6 (в 1997 году он на 0,8% возрос). Объем промышленной продукции сократился на 5,2%. Продолжалось сокращение объема продукции сельского хозяйства.

Розничный товарооборот в текущих ценах в 1998 году составил 1065,2 млрд. рублей. Физический объем  розничного товарооборота за 1998 год снизился на 4,5%.

Быстрый рост цен  привел к резкому сокращению реальных доходов населения – за 1998 год  они снизились на 18,2%. В декабре  в результате некоторого оживления  в реальном секторе экономики  и мер по погашению задолженности  населению реальные доходы по сравнению с ноябрем 1998 года увеличились на 22,8%, однако по сравнению с декабрем 1997 года составили лишь 69,2%.

Возрос разрыв между динамикой потребительских  цен и оптовых цен промышленности. В декабре 1998 года потребительские  цены возросли по сравнению с декабрем 1997 года на 84,4%, а индекс цен производителей промышленной продукции увеличился соответственно на 23,2%. Это свидетельствует о том, что большой вклад в высокую динамику потребительских цен вносят предприятия, обслуживающие каналы товародвижения [2, с.93-94].

Таким образом, чтобы успешно функционировать, участники рынка (продавцы и покупатели) стремятся иметь наиболее точное представление о его конъюнктуре. Конъюнктура потребительского рынка  – это совокупность складывающихся на рынке в каждый данный момент условии, при которых происходит процесс продажи и покупки товаров.

Анализ конъюнктуры  потребительского рынка страны и  ее прогноз включает изучение макроэкономических показателей определяющих формирование спроса населения, предложения потребительских товаров и, соответственно, их цены, которая является результатом представленного на рынке спроса и предложения.

Динамика и  объем предложения характеризуется  такими макропоказателями как производство валового внутреннего продукта (ВВП), промышленного производства, производство товаров народного потребления, их импорт. При этом необходимы оценки теневого производства.

Прогноз предложения  учитывает политику правительства  в области структурных изменений  и развития реальной экономики в  целом; производства конечных (потребительских) товаров; динамику и структуру инвестиций, инвестиционную политику в прогнозируемом периоде. Информационной основой является бюджет страны.

Динамика и  объем спроса населения на товары определяется динамикой и размерами денежных доходов населения, структурой доходов и расходов населения (уровнем нетоварных расходов), дифференциацией доходов, объемом задолженности населению по выплате заработной платы и социальных трансфертов, рядом других социальных показателей.

 

2. Потребительский рынок России сегодня

2.1. Экономические  показатели потребительского рынка  России

В последние  годы, по данным Федеральной службы государственной статистики (ФСГС), список пяти базовых наиболее прибыльных отраслей экономики (промышленность, строительство, сельское хозяйство, торговля, транспорт и связь) почти всегда возглавляет розничная торговля (70-72% прибыльных предприятий).

А с 2002 года отрасль  «Торговля» стала также лидером по привлечению иностранных инвестиций, обогнав «Промышленность». Это, по существу, опровергает мнение о том, что иностранцев интересует в России, прежде всего, ТЭК. Правда, следует отметить, что помимо розничной торговли сюда следует отнести также предприятия общественного питания и бытового обслуживания.

В этой активно растущей отрасли занято 11 млн. человек. Важно, что износ основных фондов – не более 30% (для других отраслей аналогичный показатель - на 20% больше). Очень высок уровень нового строительства - 70-75% вводимых торговых площадей ежегодно. Отрасль отличается также высокой долей частной собственности (96%) и все возрастающим уровнем конкуренции, что является стимулом ее дальнейшего роста.

Информация о работе Потребительский рынок в России