Потребительский рынок

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 14:01, курсовая работа

Краткое описание

Задачи курсовой работы:
Раскрыть понятие социально-экономического развития муниципального образования.
Охарактеризовать систему, структуру и функции управления социально-экономическим развитием муниципального образования.
Рассмотреть основные направления социально-экономической политики муниципальной власти.
Выявить проблемы и недостатки действующей системы управления социально-экономическим развитием муниципальных образований и разработать предложения по её совершенствованию.

Файлы: 1 файл

Савельев редактирую.doc

— 190.00 Кб (Скачать)

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Переход к рыночной системе хозяйствования привел страну к глубокому кризису, который охватил все стороны жизнедеятельности российского общества. В тяжелом положении оказались города России, особенно малые и областные центры, где сконцентрировались экономические и социальные проблемы. Существенно снизились темпы экономического развития, ухудшилось материальное положение населения, особенно социально незащищенных слоев, многодетных и неполных семей, пенсионеров. В сложившихся условиях роль государства в решении социально-экономических проблем должна усиливаться и решать данные проблемы необходимо прежде всего на уровне муниципальных образований. Поэтому содержание и смысл проводимых в стране преобразований требуют изучения сущности, методов и механизмов управления социально-экономическими процессами. В контексте усиления значимости местного самоуправления необходимо учитывать их специфику в конкретном муниципальном образовании. Это обусловлено тем, что человек должен получать необходимую поддержку в той среде, где он живет и работает, где легко оценить его потребности. Учитывая важную роль местных органов в реализации функций государственного управления и самоуправления общества, в Российской Федерации создана развитая система местных органов управления и самоуправления, действующая на достаточно разработанной законодательной основе.

Тем не менее, многообразие и сложность развития общества, регионов и городов, формирование новой модели государственного устройства, изменение экономических условий и параметров народного хозяйства вызывают острую потребность в совершенствовании нормативной и правовой базы, организации и механизма управления.

За последние годы произошли существенные изменения в объекте управления, которым являются регионы и города. Значительно возросла доля негосударственного сектора в народном хозяйстве, изменились пропорции в производственной и непроизводственной сфере занятости 
населения, получила развитие рыночная инфраструктура и, соответственно, рыночные рычаги и механизмы управления.

Эти обстоятельства требуют применения новых Форм и методов управления, совершенствования организации и технологии деятельности органов управления на местном уровне и указывают на особую актуальность исследуемой проблемы.

Цель курсовой работы: изучение основ управления социально-экономическим развитием муниципального образования

Предмет: социально-экономическая система муниципального образования

Объект: основы управления социально-экономического развития МО г. Владимира

Задачи курсовой работы:

    1. Раскрыть понятие социально-экономического развития муниципального образования.
    2. Охарактеризовать систему, структуру и функции управления социально-экономическим развитием муниципального образования.
    3. Рассмотреть основные направления социально-экономической политики муниципальной власти.
    4. Выявить проблемы и недостатки действующей системы управления социально-экономическим развитием муниципальных образований и разработать предложения по её совершенствованию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Теоретические и нормативно-правовые  основы управления социально-экономическим  развитием муниципального образования

 

1.1Понятие социально-экономического развития муниципального образования.

 В последнее время в Россию стало проникать одно из современных достижений управленческой науки - науки управления проектами. В настоящее время за рубежом это направление в значительной степени развито. Существует даже Международная Ассоциация Управления проектами. Эта методология хорошо зарекомендовала себя в условиях рыночных отношений.

Муниципальные образования в соответствии с законодательством обладают всеми правами юридического лица, осуществляемыми от имени муниципального образования органами местного самоуправления. Это означает, что за небольшим исключением органы местного самоуправления могут осуществлять правоотношения, предусмотренные для юридических лиц гражданским законодательством.

Таким образом, новое гражданское законодательство приравнивает (за некоторыми исключениями) муниципальные образования к субъектам рыночных отношений. Такое положение предъявляет к органам местного самоуправления достаточно высокие требования по управлению хозяйственной деятельностью, в целом - по управлению развитием города.

В условиях, когда местные органы управления были составной частью государственного управления, и при этом экономика всей страны управлялась административными методами, в методологии управления проектами не было необходимости. Сейчас достижения этого направления в управленческой науке начинают практически использоваться во многих сферах жизни.

Учитывая специфику муниципального управления, о которой говорилось в предыдущих главах, нет необходимости полностью переносить всю методологию управления проектами в муниципальное управление. Однако, по-видимому, некоторые элементы этой методологии могут быть применены в управлении развитием муниципального образования.

Таким образом, под управлением социально-экономическим развитием муниципального образования понимается управление взаимно согласованными программами (проектами) развития всех сфер жизнедеятельности муниципального образования, увязанными по ресурсам, срокам в соответствии с принятыми населением приоритетами, а также принятыми к исполнению на основе договоров или по закону федеральными и региональными программами развития.

В каждом муниципальном образовании управление развитием может быть организовано по-разному (в зависимости от ресурсов и сложности решаемых задач), но некоторые особенности процесса управления развитием муниципальным образованием присущи всем муниципальным образованиям.

В современном обществе институт местного самоуправления, наряду с принципом разделения властей, рассматривается как основной элемент демократии.  
В сложившейся системе управления развитием муниципального образования последнее представляет собой социально-экономическую систему, включающую субъекты и объекты управления, структурированные по иерархическим уровням управления, каждый из которых имеет свое функциональное назначение и зону ответственности. Функциональное назначение отражается в результатах, обеспечивающих социально-экономическоеразвитие.  
         Принцип самоуправления распространяется на самые мелкие государственно-территориальные единицы, поэтому местное самоуправление в Российской Федерации составляет одну из основ конституционного строя. Положение местного самоуправления в политической системе российского общества определяется тем, что это тот уровень власти, который более всех приближен к населению, им формируется, непосредственно ему подконтролен и решает вопросы удовлетворения основных жизненных потребностей. 
        Уникальность устройства системы местного самоуправления в России состоит в его природе самоорганизации населения, что позволяет отнести местное самоуправление к явлениям общественной жизни. Все, что связано с местным самоуправлением или местной властью, не встроено в систему государственного управления; местная и государственная власти в пределах своей компетенции в решении вопросов местного значения независимы друг от друга и функционируют параллельно.

Расширение самостоятельности органов местного самоуправления в управлении развитием местной социально-экономической системы рассматривается как основной инструмент повышения эффективности их работы. Деятельность местной власти строится на ряде рамочных Федеральных правовых актов, наделяющих органы самоуправления собственными материальными и финансовыми ресурсами для осуществления предписанных обязанностей и функций в экономической, хозяйственной сферах.

Слабая финансово-экономическая база муниципальных образований, а в некоторых случаях и экономическая неэффективность их работы, снижают качество проводимой государством социально-экономической политики.  
Деятельность муниципалитета во всех аспектах, имеющих значение для жизни и развития МО, должна быть ориентирована на следующие подчиненные им рынки, сегменты рынков и сферы: управление городом и финансы. 

 

 

 

 

1.2 Система, структура, функции управления социально-экономическим развитием муниципального образования.

 

В каждом муниципальном образовании управление развитием может быть организовано по-разному (в зависимости от ресурсов и сложности решаемых задач), но некоторые особенности процесса управления развитием муниципальным образованием присущи всем муниципальным образованиям.

В этой связи необходимо отметить следующее. Каким бы непрерывным не казался процесс развития и управления развитием, общей принципиальной особенностью процесса управления развитием муниципальных образований является его цикличность. Главными факторами цикличности процесса управления являются:

          1) бюджетный  процесс;

          2) период  полномочий органов местного  самоуправления;

          3) крупные  инвестиционные проекты;

          4) местные  традиционные особенности (культурно-исторические, религиозные и др.).

В вопросе управления развитием муниципального образования мы предлагаем рассмотреть два подхода (или две стратегии).

Первый подход - в случае, когда цикл управления развитием имеет достаточно четкие границы: есть начало цикла управления развитием и есть его конец. В этом случае полный цикл управления комплексным социально-экономическим развитием относительно условно, но достаточно определенно можно разбить на два периода: период разработки программы комплексного социально-экономического развития и период реализации этой программы.

Этот подход достаточно удобен, так как позволяет наладить эффективное управление и контроль за результатами. Преимущество также состоит в том, что относительно просто и наглядно можно представить результаты деятельности по управлению. Такой подход можно рекомендовать для относительно небольших муниципальных образований или для решения отдельных проблем, а также и при разработке программ по отдельным направлениям жизнедеятельности муниципального образования.

Второй подход. В крупных муниципальных образованиях программа комплексного социально-экономического развития может быть настолько сложной, что возникнет необходимость весь процесс управления развитием рассматривать как совокупность двух относительно самостоятельных процессов управления: процесс разработки программы и процесс ее реализации. Очевидно, что эти два процесса, развиваясь относительно самостоятельно, должны быть достаточно жестко состыкованы по срокам.

Эти два процесса в принципе могут развиваться относительно параллельно. Это надо понимать таким образом, что одновременно существует две программы развития: программа комплексного социально-экономического развития, рассчитанная на реализацию в ближайший бюджетный период, и основные направления развития муниципального образования на более дальнюю перспективу (например, на срок полномочий или более длительный). Эта перспективная программа развития постоянно дорабатывается и в определенные периоды времени, связанные с циклом бюджетного процесса в муниципальном образовании, готовые к этому моменту фрагменты программы развития передаются на рассмотрение для формирования комплексной социально-экономической программы развития муниципального образования на определенный период (например, на год).

Таким образом, процесс управления развитием в последнем случае существенно сложнее и требует более высокого уровня управления, и, прежде всего, совершенно очевидным становится в этом случае применение современных средств работы с информацией.

В настоящем контексте были обсуждены проблемы управления, связанные с цикличностью бюджетного процесса, и его влияние на процесс управления развитием. Если при этом в сферу нашего внимания включить инвестиционные проекты и программы, источниками средств которых могут быть и иные финансовые источники (не только местный бюджет), то тогда процесс управления развитием еще более усложняется и требует стыковать уже не только циклы бюджетного процесса, но и инвестиционные циклы.

Однако, каким бы ни был сложным процесс управления, он всегда может быть разбит на отдельные конкретные небольшие по срокам проекты, в управлении которыми можно выделить как относительно самостоятельные следующие основные этапы (циклы) управления социально-экономическим развитием муниципального образования:

в период разработки программы развития:

1) сбор и обработка информации;

2) целеопределение (постановка целей);

3) выработка стратегических установок  и критериев развития;

4) оценка потенциала и ресурса  развития;

5) разработка концепции комплексного  социально-экономического развития  муниципального образования;

6) разработка и принятие программы  комплексного социально-экономического  развития муниципального образования;

в период реализации программы развития:

1) разработка и принятие бюджета  развития;

 2) полнение бюджета развития в соответствии с программой комплексного социально-экономического развития;

Информация о работе Потребительский рынок