Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 20:32, курсовая работа
Целью данной работы является изучение преобразований на потребительском рынке, его структуры, основных действующих элементов, а также проблем и методов их решения.
Введение 3
1 Потребительский рынок и его структура 5
1.1 Структура потребительского рынка 5
1.2 Потребительское поведение на рынке 11
2 Особенности потребительского спроса 13
2.1 Закон убывающей предельной полезности, эффект дохода и эффект замещения 13
2.2 Взаимодополняемость и взаимозаменяемость товаров и услуг 17
3 Современный потребительский рынок 22
3.1 Рыночный механизм потребительского рынка
3.2 Структура и динамика потребительских расходов 22
25
3.3 Основные направления развития потребительского рынка, проблемы и пути их решения 32
Заключение 38
Список использованной литературы и источников 41
Содержание:
Введение |
3 |
1 Потребительский рынок и его структура |
5 |
1.1 Структура потребительского рынка |
5 |
1.2 Потребительское поведение на рынке |
11 |
2 Особенности потребительского спроса |
13 |
2.1 Закон убывающей предельной полезности, эффект дохода и эффект замещения |
13 |
2.2 Взаимодополняемость и взаимозаменяемость товаров и услуг |
17 |
3
Современный потребительский |
22 |
3.1 Рыночный механизм потребительского рынка3.2 Структура и динамика |
22 25 |
3.3 Основные направления развития потребительского рынка, проблемы и пути их решения |
32 |
Заключение |
38 |
Список использованной литературы и источников |
41 |
Введение
В сегодняшнем понимании рынок
- это целостная система
Рынок - саморазвивающаяся и
Потребительский рынок – это особая сфера экономических отношений, складывающаяся по поводу формирования объема и структуры потребляемых благ и услуг.
Изучение спроса потребителей, а также мотивов, которыми они руководствуются, совершая покупки, - важнейшая задача фирмы в условиях конкуренции. Обладание как можно более полной информацией о спросе позволяет фирме обеспечивать сбыт продукции, расширять производство и успешно конкурировать на рынке.
Спрос, в свою очередь, зависит от качества продукции, ее цены, доходов покупателей, цен на аналогичные товары, потребительских вкусов и предпочтений и т.п. Трудно перечислить все факторы, определяющие, почему та или иная продукция покупается. От того, насколько качественно составлен прогноз спроса на продукцию фирмы, зависит ее будущая выручка от реализации и соответственно прибыль.
Целью данной работы является изучение преобразований на потребительском рынке, его структуры, основных действующих элементов, а также проблем и методов их решения.
1 Потребительский рынок и его структура |
1.1 Структура потребительского рынка |
Рынок в целом характеризуется весьма богатой и сложной структурой. Можно выделить следующие критерии для характеристики структуры и системы рынка.
По объектам:
Потребительский рынок. Рынок потребительских товаров и услуг. Эта сфера обеспечивает удовлетворение потребностей различных социальных групп, каждой семьи, каждого человека. Здесь в наибольшей степени проявляются колебания спроса и предложения, инфляции, денежного обращения. Данный рынок оказывает непосредственное воздействие на благосостояние нации. Здесь происходит купля-продажа предметов потребления. В качестве продавцов на этом рынке выступает производитель, поставляющий на рынок товары, в качестве потребителя - домашние хозяйства. В свою очередь этот рынок подразделяется на:
-рынок продовольственных
товаров (продукты питания,
- рынок непродовольственных
товаров, предназначен для
- рынок услуг охватывает платные услуги по бытовому обслуживанию населения, коммунальные услуги и на информационные услуги (справки, реклама, нотариат) и другие.
Рыночная инфраструктура - это система учреждений и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке. Организационная база инфраструктуры включает снабженческо-сбытовые, брокерские и другие посреднические организации, коммерческие фирмы крупных промышленных предприятий.
Материальная база состоит из транспортных систем, складского и тарного хозяйства, информационной системы и средств связи.
В кредитно-расчетную базу входят отдельные банковские и страховые системы, а также средние и мелкие коммерческие банки.
Элементами рыночной инфраструктуры являются базары, ярмарки, магазины, аукционы, биржи. Ярмарка представляет собой регулярный рынок широкого значения, который организуется в определенном месте. Она может быть местом периодической торговли или местом сезонной распродажи товаров одного или многих видов. Ярмарки возникли в Европе в раннем средневековье. Вначале ХХ в. широкое развитие получили международные ярмарки, где заключаются сделки в национальном и международном масштабе. Сейчас развиты отраслевые ярмарки товаров широкого потребления с проведением симпозиумов, конгрессов, семинаров.
Рынок предстает собой как
Звенья инфраструктуры на товарном рынка заполняют экономическое пространство, своеобразными «полюсами» которого являются производители и потребители.
Рынок производителей – это организации, приобретающие товары и услуги для использования их в процессе производства.
Потребительский рынок – отдельные лица и домохозяйства, приобретающие товары и услуги для личного потребления.
В рыночной инфраструктуре большую роль играет предприятие, т.к. – это огромный рынок сырья, комплектующих изделий, устройств, вспомогательного оборудования, предметов снабжения и деловых услуг.
Выделяют три разновидности рынка предприятий: рынок товаров промышленного назначения, рынок промежуточных продавцов и рынок государственных учреждений.
Рынок товаров промышленного
1) сельское хозяйство, лесное и рыбное хозяйство;
2) горнодобывающая промышленность
3) обрабатывающая промышленность;
4) строительство;
5) транспорт;
6) связь;
7) коммунальное хозяйство;
8) банковское, финансовое и страховое дело;
9) сфера услуг.
По размерам товарной номенклатуры и денежного оборота рынок товаров промышленного назначения превосходит соответствующие показатели рынка товаров широкого потребления.
Другой разновидностью рынка предприятий является рынок промежуточных продавцов – совокупность лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя.
Промежуточные продавцы закупают как товары для перепродажи, так и товары и услуги, необходимые для бесперебойного функционирования их собственных предприятий.
Разновидностью рынка
Потребительский рынок – это особая сфера экономических отношений, складывающаяся по поводу формирования объема и структуры потребляемых благ и услуг.
Поскольку в социально-ориентированной рыночной экономике потребитель – это главная фигура производственных отношений, сфера потребления становится активной областью воспроизводства человека, дополняющей условия его развития непосредственно в сфере производства.
Потребительский рынок направлен на удовлетворение базовых потребностей человека, обусловленных необходимостью потребления продовольственных, непродовольственных товаров и жизненно важных услуг.
Рынок услуг – это относительно обособленная подсистема рыночных отношений, выполняющая функцию обеспечения эффективного использования ресурсов для удовлетворения человеческих потребностей в невещественных благах – услугах. Реализация этой функции осуществляется в процессе взаимодействия рынка услуг с другими элементами потребительского рынка (рисунок 1).
Потребительский рынок |
↓ ↓ ↓
Рынок продовольственных товаров (хлеб, молоко, мясо и пр.) |
Рынок непродовольственных товаров |
Рынок услуг (юридические и пр.) |
↓ ↓
Рынок товаров среднесрочного срока службы (одежда, бытовая техника и пр.) |
Рынок товаров длительного |
Рисунок 1 - Элементы потребительского рынка
1.1 Виды рынков и их структура
Рынок как механизм («большой» рынок) состоит из отдельных («малых») рынков – капитала, труда, продовольствия, жилья, страховых услуг и т.д. «Малые» рынки бывают двух видов: ресурсов и продукции; товаров и услуг.
Экономические агенты возникают
на «большом» рынке как
Любой рынок можно дробить на все более узкие. Так, если в рынках ресурсов выделить рынок труда, то он, в свою очередь, состоит из рынков по группам специализаций (машиностроители, работники транспорта, финансисты и т.д.) и по отдельным специальностям.
Рынок – одно из важнейших достижений человеческой цивилизации. Его зачатки относятся к древности. С развитием товарных отношений трансформировалось и само содержание понятия «рынок». Это, кстати, одна из причин существования множества определений рынка.
Понимание рынка – восприятие как общественной формы организации и функционирования экономики, при которой обеспечивается взаимодействие производства и потребления без посреднических институтов, регулирующих действие производителей и потребителей, прямое и обратное воздействие на производство и потребление.
Сущность рынка находит свое выражение в главных его экономических функциях, выражающих основное назначение данной категории и отражающих ее сущность, в таких как интегрирующая, регулирующая, стимулирующая, ценообразующая (или эквивалентная), контролирующая, посредническая, информационная, а так же функция экономичности и реализации интересов рыночных субъектов.
Услуги – это целесообразная деятельность человека, результат которой имеет полезный эффект, удовлетворяющий какие - либо потребности человека.