Рынок потребительских товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 20:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение преобразований на потребительском рынке, его структуры, основных действующих элементов, а также проблем и методов их решения.

Оглавление

Введение 3
1 Потребительский рынок и его структура 5
1.1 Структура потребительского рынка 5
1.2 Потребительское поведение на рынке 11
2 Особенности потребительского спроса 13
2.1 Закон убывающей предельной полезности, эффект дохода и эффект замещения 13
2.2 Взаимодополняемость и взаимозаменяемость товаров и услуг 17
3 Современный потребительский рынок 22
3.1 Рыночный механизм потребительского рынка
3.2 Структура и динамика потребительских расходов 22
25
3.3 Основные направления развития потребительского рынка, проблемы и пути их решения 32
Заключение 38
Список использованной литературы и источников 41

Файлы: 1 файл

готовоКурсовая Рынок потребительских товаров.doc

— 302.00 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение 

3

1 Потребительский рынок и его структура

5

1.1 Структура потребительского рынка

5

1.2 Потребительское поведение на рынке

11

2 Особенности потребительского спроса

13

2.1 Закон убывающей предельной полезности, эффект дохода и эффект замещения

13

2.2 Взаимодополняемость и взаимозаменяемость товаров и услуг

17

3 Современный потребительский рынок

22

3.1 Рыночный механизм потребительского рынка

3.2 Структура и динамика потребительских  расходов

22

25

3.3 Основные направления развития потребительского рынка, проблемы и пути их решения

32

Заключение

38

Список использованной литературы и источников

41


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В сегодняшнем понимании рынок - это целостная система экономических  отношений между покупателями и  продавцами, складывающихся в связи с формированием свободных цен, колеблющихся в зависимости от динамики спроса и предложения.

Рынок - саморазвивающаяся и самонастраивающаяся  система, совокупность социально-экономических  отношений в сфере производства и обмена товарами, уcлyгaми и информацией, выявляющая и устанавливающая общественно необходимые затраты на производство товаров и уcлyг. Будучи одним из центpaльныx элементов в системе товарно-денежных отношений, рынок выстyпаeт господствующим способом связи между обособленными производителями на основе разделения труда. Механизм рынка информирует агентов экономического общения o состоянии дел во всех отpаcляx, определяет общественную полезность товаров и услуг, производимых товаровладельцами. На основе взaимодейcтвия спроса и предложения устанавливаются постоянно нарушаемые ценовые соотношения между продавцом и покyпатeлем, восстaнaвливаемые через цену.

Потребительский рынок – это  особая сфера экономических отношений, складывающаяся по поводу формирования объема и структуры потребляемых благ и услуг.

Изучение спроса потребителей, а также мотивов, которыми они  руководствуются, совершая покупки, - важнейшая  задача фирмы в условиях конкуренции. Обладание как можно более  полной информацией о спросе позволяет  фирме обеспечивать сбыт продукции, расширять производство и успешно конкурировать на рынке.

Спрос, в свою очередь, зависит от качества продукции, ее цены, доходов покупателей, цен на аналогичные  товары, потребительских вкусов и  предпочтений и т.п. Трудно перечислить  все факторы, определяющие, почему та или иная продукция покупается. От того, насколько качественно составлен прогноз спроса на продукцию фирмы, зависит ее будущая выручка от реализации и соответственно прибыль.

Целью данной работы является изучение преобразований на потребительском рынке, его структуры, основных действующих элементов, а также проблем и методов их решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Потребительский рынок  и его структура

1.1 Структура потребительского рынка


Рынок в целом характеризуется  весьма богатой и сложной структурой. Можно выделить следующие критерии для характеристики структуры и системы рынка.

По объектам:

Потребительский рынок. Рынок потребительских товаров  и услуг. Эта сфера обеспечивает удовлетворение потребностей различных  социальных групп, каждой семьи, каждого человека. Здесь в наибольшей степени проявляются колебания спроса и предложения, инфляции, денежного обращения. Данный рынок оказывает непосредственное воздействие на благосостояние нации. Здесь происходит купля-продажа предметов потребления. В качестве продавцов на этом рынке выступает производитель, поставляющий на рынок товары, в качестве потребителя - домашние хозяйства. В свою очередь этот рынок подразделяется на:

-рынок продовольственных  товаров (продукты питания, продовольствие);

- рынок непродовольственных  товаров, предназначен для продажи  обширной группы товаров народного  потребления, включая одежду, обувь,  предметы галантереи и парфюмерии, бытовые товары, лекарства, отдельные  виды строительных материалов  и многое другое;

- рынок услуг охватывает платные услуги по бытовому обслуживанию населения, коммунальные услуги и на информационные услуги (справки, реклама, нотариат) и другие.

Рыночная инфраструктура - это система учреждений и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке. Организационная база инфраструктуры включает снабженческо-сбытовые, брокерские и другие посреднические организации, коммерческие фирмы крупных промышленных предприятий.

Материальная база состоит из транспортных систем, складского и тарного хозяйства, информационной системы и средств связи.

В кредитно-расчетную базу входят отдельные банковские и страховые  системы, а также средние и  мелкие коммерческие банки.

Элементами рыночной инфраструктуры являются базары, ярмарки, магазины, аукционы, биржи. Ярмарка представляет собой регулярный рынок широкого значения, который организуется в определенном месте. Она может быть местом периодической торговли или местом сезонной распродажи товаров одного или многих видов. Ярмарки возникли в Европе в раннем средневековье. Вначале ХХ в. широкое развитие получили международные ярмарки, где заключаются сделки в национальном и международном масштабе. Сейчас развиты отраслевые ярмарки товаров широкого потребления с проведением симпозиумов, конгрессов, семинаров.

Рынок предстает собой как совокупность общественных актов обмена продуктами производства, объективно показывающими  соотношение результатов и затрат труда и, тем самым, объем потребления при данном уровне производства.

Звенья инфраструктуры на товарном рынка заполняют экономическое пространство, своеобразными «полюсами» которого являются производители и потребители.

Рынок производителей – это организации, приобретающие товары и услуги для использования их в процессе производства.

Потребительский рынок – отдельные лица и домохозяйства, приобретающие товары и услуги для личного потребления.

В рыночной инфраструктуре большую  роль играет предприятие, т.к. – это  огромный рынок сырья, комплектующих  изделий, устройств, вспомогательного оборудования, предметов снабжения и деловых услуг.

Выделяют три разновидности  рынка предприятий: рынок товаров  промышленного назначения, рынок промежуточных продавцов и рынок государственных учреждений.

Рынок товаров промышленного назначения – это совокупность лиц и организаций, закупающих товары и услуги, которые используются при производстве других товаров или услуг, продаваемых, сдаваемых в аренду или поставляемых другим потребителям. Основными отраслями деятельности, составляющими рынок товаров промышленного назначения, являются:

1) сельское хозяйство, лесное и рыбное хозяйство;

2) горнодобывающая промышленность;

3) обрабатывающая промышленность;

4) строительство; 

5) транспорт;

6) связь; 

7) коммунальное хозяйство; 

8) банковское, финансовое и страховое  дело;

9) сфера услуг.

По размерам товарной номенклатуры и денежного оборота рынок товаров промышленного назначения превосходит соответствующие показатели рынка товаров широкого потребления.

Другой разновидностью рынка предприятий  является рынок промежуточных продавцов – совокупность лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя.

Промежуточные продавцы закупают как  товары для перепродажи, так и  товары и услуги, необходимые для  бесперебойного функционирования их собственных предприятий.

Разновидностью рынка предприятий  выступает также рынок государственных учреждений, который состоит из организаций федерального правительства, местных органов, закупающих или арендующих товары, необходимые им для выполнения своих основных функций по отправлению власти. Данный рынок имеет огромную емкость: приобретение товаров и услуг для целей обороны, образования, поддержания общественного благосостояния и других социальных нужд. Практика государственных закупок характеризуется ярко выраженной спецификой и наличием четких технических требований. При этом большая часть закупок осуществляется методом открытых торгов или методом заключения контрактов по результатам переговоров. За деятельностью правительственных закупщиков внимательно следят конгресс, бюджетное бюро и ряд частных групп по наблюдению и контролю.

Потребительский рынок – это  особая сфера экономических отношений, складывающаяся по поводу формирования объема и структуры потребляемых благ и услуг.

Поскольку в социально-ориентированной рыночной экономике потребитель – это главная фигура производственных отношений, сфера потребления становится активной областью воспроизводства человека, дополняющей условия его развития непосредственно в сфере производства.

Потребительский рынок направлен на удовлетворение базовых потребностей человека, обусловленных необходимостью потребления продовольственных, непродовольственных товаров и жизненно важных услуг.

Рынок услуг – это относительно обособленная подсистема рыночных отношений, выполняющая функцию обеспечения эффективного использования ресурсов для удовлетворения человеческих потребностей в невещественных благах – услугах. Реализация этой функции осуществляется в процессе взаимодействия рынка услуг с другими элементами потребительского рынка (рисунок 1).

 

Потребительский рынок


 ↓ ↓ ↓

Рынок продовольственных товаров (хлеб, молоко, мясо и пр.)

 

Рынок непродовольственных товаров

 

Рынок услуг (юридические и пр.)


 ↓ ↓

Рынок товаров среднесрочного срока  службы (одежда, бытовая техника и пр.)

 

Рынок товаров длительного пользования (мебель, автомобили и пр.)


 

Рисунок 1 - Элементы потребительского рынка

 

 

1.1 Виды рынков и их структура

Рынок как механизм («большой»  рынок) состоит из отдельных («малых») рынков – капитала, труда, продовольствия, жилья, страховых услуг и т.д. «Малые» рынки бывают двух видов: ресурсов и продукции; товаров и услуг.

Экономические агенты возникают  на «большом» рынке как собственники экономических ресурсов (труда, земли, капитала, предпринимательских способностей, знаний). Через соответствующие рынки они продают фирмам свои ресурсы для организации производства продукции, которую затем продают на рынках продукции. Здесь она приобретается потребителями за их доходы.

Любой рынок можно  дробить на все более узкие. Так, если в рынках ресурсов выделить рынок труда, то он, в свою очередь, состоит из рынков по группам специализаций (машиностроители, работники транспорта, финансисты и т.д.) и по отдельным специальностям. 

Рынок – одно из важнейших  достижений человеческой цивилизации. Его зачатки относятся к древности. С развитием товарных отношений трансформировалось и само содержание понятия «рынок». Это, кстати, одна из причин существования множества определений рынка.

Понимание рынка – восприятие как общественной формы организации и функционирования экономики, при которой обеспечивается взаимодействие производства и потребления без посреднических институтов, регулирующих действие производителей и потребителей, прямое и обратное воздействие на производство и потребление. 

Сущность рынка находит  свое выражение в главных его  экономических функциях, выражающих основное назначение данной категории  и отражающих ее сущность, в таких как интегрирующая, регулирующая, стимулирующая, ценообразующая (или эквивалентная), контролирующая, посредническая, информационная, а так же функция экономичности и реализации интересов рыночных субъектов.

Услуги – это целесообразная деятельность человека, результат которой  имеет полезный эффект, удовлетворяющий  какие - либо потребности человека.

Информация о работе Рынок потребительских товаров