Рынок потребительских товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 20:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение преобразований на потребительском рынке, его структуры, основных действующих элементов, а также проблем и методов их решения.

Оглавление

Введение 3
1 Потребительский рынок и его структура 5
1.1 Структура потребительского рынка 5
1.2 Потребительское поведение на рынке 11
2 Особенности потребительского спроса 13
2.1 Закон убывающей предельной полезности, эффект дохода и эффект замещения 13
2.2 Взаимодополняемость и взаимозаменяемость товаров и услуг 17
3 Современный потребительский рынок 22
3.1 Рыночный механизм потребительского рынка
3.2 Структура и динамика потребительских расходов 22
25
3.3 Основные направления развития потребительского рынка, проблемы и пути их решения 32
Заключение 38
Список использованной литературы и источников 41

Файлы: 1 файл

готовоКурсовая Рынок потребительских товаров.doc

— 302.00 Кб (Скачать)

 

                                                                                 


M


 

                                                                                                                    


    

H


                                                                                                                      


 

 


               0                      N                      G                                X   

Рисунок 3 - Абсолютная (жесткая) взаимодополняемость

 

Однако чаще имеет  место относительная взаимодополняемость, которая может быть выражена кривыми  безразличия, изображенными на рисунке 4.

 

 

 

 

 

 

Y


 

 

 

 

                         C


      


 

                                                                      

                                                                                  


 

                                                                         

                                                                                                      


 

                                                                                             

                                                                                                              


                                                                                    D

 

 

                    1. X

Рисунок 4 - Относительная взаимодополняемость

 

В этом случае зоной взаимодополняемости  служит отрезок кривой от точки C до точки D. Снижение цен на один из взаимодополняемых товаров, например на фотоаппараты, приводит к увеличению спроса на них. Таким образом если, два продукта взаимодополняемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.

Величину обратной связи  можно посчитать с помощью  коэффициента перекрестной   показывающего эластичность спроса на одно благо относительно цен на другое благо:

 

                                 (6)

 

где - величина спроса на благо Х;

               - цена блага Y.

Отрицательная перекрестная эластичность комплементарных благ <0) означает, что спрос на благо Х и цена на благо Y изменяется в противоположных направлениях. Чем меньше эластичность, тем больше взаимодополняемость. Поэтому жесткая взаимодополняемость имеет коэффициент перекрестной эластичности это означает, что бесконечно малое увеличение цен на благо Y приводит к полному исчезновению спроса на благо Х. взаимодополняемость ресурсов аналогична взаимодополняемости потребительских благ.

Свойство благ (товаров или услуг)  удовлетворяющие потребности (личные или производственные) за счет друг друга называется взаимозаменяемостью благ. Примером взаимозаменяемых благ являются: розы и гвоздики; услуги сферы досуга (кино – театр – цирк) и т.д. Взаимозаменяемыми могут быть не только потребительские блага, но и производственные ресурсы: уголь, нефть, газ; гидро- и тепловые электростанции; метал и пластмассы и т.д. Взаимозаменяемые блага называются товарами – субститутами. Взаимозаменяемостью бывает абсолютной (совершенной), когда одно благо может полостью заменить другое, например красные и розовые гвоздики, а может полностью заменить другое, например, чай и кофе, сливочное масло и  маргарин. Графически совершенная взаимозаменяемость изображается параллельными кривыми безразличия (рисунок 4). Предельная норма замещения в этом случае постоянна: MRS = const.                            


Y




 

                       

                     H             

                      


0                                                         G        X

Рисунок 4- Относительная взаимодополняемость

Кривые безразличия здесь вырождаются  в прямые, предельная норма замены благ здесь всегда постоянна. Если провести бюджетное ограничение HG под углом к прямой безразличия, то найти решение проблемы равновесия нельзя. В реальной действительности чаще встречается не абсолютная, а относительная взаимозаменяемость (рисунок 4). В этом случае покупка блага Х может быть в большей или меньшей степени может быть приравнена к покупке блага Y. Рост цен на один из взаимозаменяемых товаров, например на розы, уменьшает спрос на них. С сокращением спроса на розы возрастает спрос на гвоздики, что при прочих равных условиях повышает спрос на них. Это означает, что рост цен на один из взаимозаменяемых товаров ведет к росту спроса и соответственно цен на другой, и на оборот. Таким образом, если два продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Ее величину можно подсчитать с помощью коэффициента перекрестной эластичности .    

Y



                              

                                                  

 

                                        

                                                    


              1. X

Рисунок 5 - Положительная перекрестная эластичность товаров

Положительная перекрестная эластичность товаров – субститутов ( ) означает, что спрос на благо Х и цена на благо Y изменяются в одном направлении. Чем больше эластичность спроса на благо Х по отношению к цене блага Y, тем выше степень взаимозаменяемости двух благ. Поэтому совершенная субституция имеет коэффициент перекрестной эластичности Это означает, что бесконечное малое увеличение цен на благо Y приводит почти к полному перемещению спроса на благо. Теория взаимозаменяемости ресурсов аналогична теории взаимозаменяемости потребительских благ.

Понимание взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ имеет важное значение для анализа правил поведения агентов и закономерности ценообразования в условиях рыночной экономики. Эффективная ценовая стратегия не может осуществляться без учета взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ. 

 

3 Современный  потребительский рынок

 

 

3.1 Рыночный механизм потребительского рынка

Экономические преобразования в российской экономике затронули все сферы  и отрасли народного хозяйства, в том числе обусловили существенные изменения и в сфере обращения товаров и услуг. Процессы эффективного продвижения товаров и услуг к потребителю оказывают определяющее влияние, с одной стороны, на масштабы и структуру производства, а с другой - на уровень потребления населением. В процессе развития рыночных отношений произошла смена рынка, на котором господствующее место занимал производитель, рынком покупателя. Традиционная сбытовая политика (продать то, что смогли произвести) меняется качественно иной - производить то, что можно продать.

Потребительский рынок - отдельные лица и домохозяйства, покупающие или приобретающие товары и услуги для личного потребления.

На  поведение покупателей, главным  образом, оказывают влияние 4 основные группы факторов:

- культурного порядка (культура, социальное положение);

- социального порядка (референтные группы, семья, роли и статусы);

- личного порядка (возраст, род занятий, образ жизни и др.);

- психологического порядка (восприятие, убеждения и отношения).

Рыночная экономика основана на том, что производители свободны от власти «традиций» и не подчинены государственным органам. Каждый решает, что производить, как и в каком количестве, исходя при этом из одной цели - личного интереса, повышения собственного благосостояния. В условиях разделения труда и личной свободы производитель изготавливает продукт не для своего потребления и не по приказу начальника, а для продажи.

Поэтому вполне понятно, что структура  и объем потребительского рынка в современных условиях в определяющей степени зависят от организации деятельности предприятий розничной торговли и структуры платежеспособного спроса населения в конкретном регионе. Поэтому, переход к рыночным отношениям с особой остротой поставил вопрос о роли и месте государства и о его взаимосвязи с рынком как составных частей общеэкономического механизма. Исследования свидетельствуют, что управление рыночной системой является важным условием динамичного развития экономики не только отдельного региона, но и страны в целом, особенно в кризисных ситуациях, связанных с дефицитом товаров, большим количеством запасов, нарушения каналов реализации и т. д.

Проводимые реформы показали, что  рыночный сектор не в состоянии самопроизвольно  развиваться, так как, представляя собой сферу товарного обращения, он не может выдвигать каких-либо требований. Недостаточная эффективность механизмов саморегуляции объясняется его спецификой, зависимостью от природно-климатических условий, объемов и ассортимента товарной продукции и т.п. Его содержание – в наличии спроса и предложения, что по существу является основой рыночного механизма потребительского сектора. Немаловажное влияние также отказывают: цена (устанавливаемая при социализме государством, а сейчас частными предпринимателями), которая предопределяет, в конечном итоге то, кем будет потреблен продукт, и конкуренция, которая, несомненно, является необходимым элементом рыночного механизма, ведь именно конкуренция заставляет предприятия и поставщиков ресурсов надлежащим образом удовлетворять желания потребителей.

Поэтому понятно, что рыночный механизм потребительского рынка представляет сложную систему, состоящую из:

- объектов рынка (товары, услуги, деньги);

- субъектов рынка (продавцы, покупатели, посредники, органы государственной власти);

- предпринимательской силы;

- связей между субъектами (кооперация, конкуренция);

- ценового механизма (механизма  формирования потребительских цен  и распределения экономических  ресурсов);

- средств принятия согласованных решений (переговоры, контракты, сделки, социологические исследования);

- информации о решениях, принимаемых  на рынке потребителями, производителями  и государством.

Актуальность целенаправленного  подхода к управлению потребительским  сегментом можно определить следующими положениями: во-первых, усложнением рыночных отношений и расширением торговых связей; во-вторых, необходимостью полного удовлетворения постоянно растущих потребностей населения; в-третьих, достижения динамичного равновесия между спросом населения и предложением товаров. При этом важной целью управления потребительским сектором является обеспечение высокой экономической эффективности деятельности всех хозяйствующих субъектов и рационального использования имеющихся ресурсов.

Итак, механизм регулирования потребительского рынка предполагает, с одной стороны, рыночное регулирование, которое осуществляется на основе автоматических рычагов, т. е. саморегуляции спроса и предложения, цен и конкуренции. С другой стороны, предполагает факторы регулирующего назначения. При этом государственное вмешательство приобретает принципиально новый характер, на основе перехода на индикативные методы, дающие право выбора предлагаемых условий и программ и соблюдая интересы взаимодействующих сторон.

3.2 Структура и динамика потребительских расходов

Розничная торговля

Несмотря на то, что  в целом по итогам 2008 года  ситуация с развитием оборота розничной торговли сложилась достаточно благоприятной, ситуация в течении года складывалась неоднозначно. При достаточно высоком уровне темпов прироста в I квартале - 16,7% к соответствующему периоду 2007 года (I квартал 2007 г. – 14,7 процента), начиная со II квартала, динамика продаж стала замедляться. На фоне ускорения инфляционных процессов на потребительском рынке и торможения роста реальных располагаемых денежных доходов населения, ухудшения условий кредитования торговых организаций и внешних заимствований в III и IY кв.  2008 г., усилилось негативное влияние развивающегося мирового финансового кризиса на реальный сектор российской экономики, в том числе и на розничную торговлю. В результате совокупного действия этих факторов в 2008 г. прирост оборота розничной торговли составил  13,0%, что на 3,1 процентных пункта ниже показателя 2007 года.

Рисунок 6- Динамика оборота  розничной торговли и общественного  питания (в % к предыдущему году)

Информация о работе Рынок потребительских товаров